Спиритические привидения как литературные персонажи



Начиная с 1880-х гг. в связи с усилением воздействия спиритизма на литературу, а также возникновением Общества психических исследований, образ привидения в литературе начинает меняться. Жанр истории с привидениями сохраняет свою популярность[282]. Вместе с тем, появляются и другие произведения, сюжет которых разворачивается вокруг столкновения живых людей с призраками и загробным миром. Одним из первых подобных текстов становится «Осаждённый город» (A Beleaguered City, 1880) М. Олифант. К жителям, которые отошли от веры в Бога, приходят призраки их предков и через несколько дней вытесняют их за пределы городских стен. Повествование ведётся от первого лица – в шести главах из десяти в качестве рассказчика выступает мэр города, Мартен Дюпен, остальные написаны его родственниками и другими жителями города, и повествуют о тех событиях, которые Дюпен наблюдать не мог. Именно через восприятие мэра читатель «видит» появление призраков у стен города. Дюпен начинает рассказ о происшествии с того, что появлению душ умерших предшествовала опустившаяся на город тьма: в середине июля в Семуре дни стали короткими и тусклыми, все улицы оказались в холодном тумане[283]. Тем временем сами призраки находились за пределами городских стен – их присутствие мэр ощутил, когда вышел из ворот вслед за известным в коммуне «мечтателем» (dreamer) и «духовидцем» (visionary) Полем Лекамю: «This was a sensation that overwhelmed me – a crowd: yet nothing to be seen but the darkness, the indistinct line of the road» (City, p. 33).

Мэра охватывает паника, он чувствует «смертельный и бессильный страх» (deadly and helpless terror) (City, p. 34). Олифант описывает нагнетание тревоги среди жителей Семура, подготавливая читателей к своеобразной кульминации первой части романа – появлению мерцающей надписи на дверях собора, гласящей, что «те, кто умерли», велят живым покинуть город (City, p. 54-55). На следующее утро все жители уходят за пределы городских стен. Подобное описание появления привидений (тьма, незримое присутствие, возникающие сами по себе послания) похоже на воплощение призраков в историях с привидениями, характерного для первого периода, – как, например, в «Призраках и жертвах» или «Рассказе о необычайных происшествиях на Онджер-стрит». Именно так воспринимает обитателей загробного мира мэр города, а также большая часть жителей.

Однако за счёт смены повествователя Олифант показывает и иную точку зрения. Пятая глава написана от лица Поля Лекамю. Он рассказывает о своём трёхдневном пребывании в городе, осаждённом призраками. Лекамю находится намного ближе к духам, чем другие герои романа – он с детства «слышал шёпот в воздухе», «чувствовал движение крыльев» (City, p. 131). Поэтому привидения «оставляют» его в городе, где становится окончательно понятно, чего призраки хотят добиться. Впервые об их цели рассказывает чуть раньше жена мэра: умершие жители Семура хотят, чтобы их живые потомки вернулись к вере в Бога (церковь в городе существует, но почти никто не воспринимает религию всерьёз) (City, p. 109-111). Поль Лекамю, в свою очередь, попадает на совет призраков, которые пытаются решить, как донести послание до живых. Олифант через рассказчика показывает, что души умерших пришли на землю по собственному желанию, и даже не по воле Бога, а только с его согласия. Среди них появляется сомнение в успешном исходе их дела: «And some said it was enough – that they had no commission from on high, that they were but permitted – that it was their own will to do it – and that the time had come to forbear» (City, p. 149).

Лекамю отмечает изменение настроения у призраков перед советом. Сначала они были полны радости, пели песни о том, что скоро «живые братья» услышат их и поверят в реальность загробного мира (City, p. 142). Однако через некоторое время радость сменилась печалью, так как их никто не мог увидеть или услышать, кроме Лекамю (City, p. 145). Свободная воля, а также изменчивость в поведении и душевном состоянии призраков отличают их от «злой Воли» в «Рассказе о необычайных происшествиях на Онджер-стрит» Шеридана Ле Фаню, где призрак грешника остаётся в доме как некий постоянный механизм, причиняющий вред живым людям. Привидения «Осаждённого города» больше похожи на образ, сложившийся в среде сторонников спиритизма. Сами призраки считают, что одно их появление должно заставить жителей Семура снова поверить в Бога: они не знают, что делать, когда понимают, что их может видеть только Лекамю (City, p. 144-145).

Адепты считали, что душа, возвращающаяся из загробного мира, ничем не отличается от живого человека, кроме факта отсутствия материального тела, – иначе главный принцип спиритизма, возможность коммуникации с обитателями загробного мира, не имел бы никакого смысла. Однако привидения в романе практически не имеют индивидуальных отличий. Они обладают некой общей волей и общим настроением, их трудно отличить друг от друга. Когда Лекамю приводит диалог своих умерших родителей, они высказывают схожие мнения, и читатель, без пояснений духовидца, не может их различить: «As I sat with my head in my hands, two talked to each other close by: ‘Is it true that we have failed?’ said one; and the other answered, ‘Must not all fail that is not sent of the Father?’» (City, p. 151).

Отчасти Олифант объясняет подобное единообразие трудностью коммуникации с призраками. Даже Лекамю после нескольких дней пребывания в окружении умерших может видеть их лишь периодически, а слышать он может лишь то, что они говорят о мире живых (City, p. 143). Более того, Лекамю сам ощущает себя в городе призраков «привидением» («I stood in our city like a ghost» – курсив Э. А.) (City, p. 139). Слово ghost в принципе употребляется в романе всего дважды – ещё раз его использует мэр, когда называет день прибытия духов «призраком или бледной тенью восхитительных июльских дней» («It was like a ghost or pale shadow of the glorious days of July») (City, p. 21). Умершие ни разу не называются в романе «привидениями». Наоборот, они ведут себя как живые люди: Лекамю даже упоминает, что у них есть свои дела, выполнение которых они прервали, чтобы прийти на землю (City, p. 125-126). Здесь одновременно можно говорить о христианском мотиве вечной жизни души и о толковании данного мотива адептами спиритизма. Последние описывали загробный мир максимально приближенным к материальному[284].

М. Олифант не была адептом спиритизма, что отразилось на ее изображении призраков и загробного мира. Умершие в её произведениях лишены возможности напрямую обращаться к людям – и даже если их кто-то может видеть и слышать, то восприятие этих людей ограничено. Вокруг невозможности коммуникации строится сюжет уже упомянутой повести «Старая леди Мэри» (1884). Сразу после своей смерти, осознав ошибку, заглавная героиня возвращается на землю, чтобы указать Мэри, своей воспитаннице, где искать завещание. Таким образом, для живых обитателей дома она становится «фольклорным» привидением, которое приходит на землю с конкретной целью. Она сама, находясь в некоем подобии Чистилища, вспоминает рассказы о привидениях: «There passed through her mind a hundred stories she had heard of those who had gone back. <…> was it rather a curse upon the house to which they came? <…> Poor banished souls! It was because no one would listen to them that they had to linger and wait, and come and go»[285].

Однако повествование сильно отличается как от рассказов о встречах с призраками, так и от историй с привидениями. События описываются как с точки зрения живых персонажей (почти все они ищут завещание, а маленькая девочка Кони видит призрака), так и с точки зрения леди Мэри, чему посвящены пять глав из пятнадцати. Эти главы разбросаны по тексту, поэтому ракурс постоянно меняется. Но каждая смена точки зрения обязательно обозначается началом новой главы – мир материальный и духовный не пересекаются даже на уровне композиции.

Олифант описывает не только наблюдения героини, но и её переживания, изменения настроения. Привидение даже продолжает следовать гендерным представлениям того времени («though she was no longer old and weak, yet she was still a woman, and she began to weep <…> but yet she would not yield»[286]). Также становится видно, как проявляются черты характера леди Мэри, которые были незаметны при жизни. Упрямство, которое в первых двух главах проявилось в нежелании оставлять завещание, превращается в упорство, с которым она решает вернуться в мир живых и донести послание до Мэри. Привидение, таким образом, становится не просто полноценным персонажем, но и главным героем произведения. Здесь ярко проявляется уравнивание привидений с живыми людьми, характерное для спиритизма. Переживание смерти леди Мэри также похоже на то, что описывали адепты спиритизма: она не сразу понимает, что умерла, попадание в загробный мир оказывается для неё неожиданностью. Обычно подобные истории встречались в периодике в рассказах о смерти якобы от лица самих привидений. Однако коммуникация между людьми и призраками, которая лежит в основе спиритизма, остаётся невозможной. Живые персонажи «Старой леди Мэри», узнав о привидении, пытаются использовать её образ и изображают спиритические сеансы, однако они не имеют ничего общего с реальностью.[287]

Полемика со спиритизмом присутствует и у О. Уайльда в рассказе «Кентервильское привидение» (1887). Главным героем также является привидение, однако повествование начинается в соответствии с каноном жанра «истории с привидениями» – Отисы въезжают в Кентервильский замок и постепенно начинают замечать присутствие сверхъестественного существа. Однако в момент наивысшего напряжения, когда сэр Саймон де Кентервиль сталкивается лицом к лицу с мистером Отисом, Уайльд описывает переживания не живого персонажа, а призрака. Читатель узнаёт об индивидуальных чертах характера привидения. Сэр Саймон оказывается очень впечатлительным и чувствительным. К примеру, он испытывает страх пере муляжом привидения, которое поставили в коридоре близнецы, потому что «никогда до этого не видел привидение»[288]; сообщается, что после четырёх недель пребывания Отисов в Кентервильском замке нервы сэра Саймона «были вконец расшатаны» («his nerves were completely shattered»)[289]. Те образы, в которых сэр Саймон появлялся перед обитателями Кентервильского замка, представляют собой театральные роли: призрак примеряет их на себя, действуя, как актер на сцене (Ghost, p. 28). Постепенно он всё больше становится похож на живых персонажей: он падает и сбивает «колени» и «костяшки пальцев» – как будто у него есть тело («had fallen heavily on the stone pavement, barking both his knees severely, and bruising the knuckles of his right hand») (Ghost, p. 39), а затем оказывается простужен (Ghost, p. 62). Сэр Саймон рассказывает Вирджинии о смерти так, будто не переживал её («Death must be so beautiful») (Ghost, p. 86); однако впоследствии персонажи находят скелет сэра Саймона, который 300 лет был прикован к железному обручу в потайной комнате (Ghost, p. 104).

Мы можем предположить, что Уайльд в данном рассказе полемизирует со сторонниками спиритизма и психическими исследователями в вопросе понимания смерти. Как замечает рассказчик, сэр Саймон был далёк от «призрачных явлений и развития астральных тел» («phantasmic apparitions and the development of astral bodies») (Ghost, p. 54). Используя распространённые в то время названия духов и привидений, Уайльд намеренно противопоставляет Кентервильское привидение современным ему представлениям о душах умерших. Вирджиния, молодая девушка, становится своеобразным «анти-медиумом» для сэра Саймона: он избегает встреч с ней, пока она сама его случайно не находит, и она же становится его проводником в мир иной вместо того, чтобы привести его в мир живых. Сам же процесс смерти, перехода из материального мира в «сад Смерти» (Ghost, p. 86), как он описан в рассказе, намеренно остаётся «за кадром». Сэр Саймон вместе с Вирджинией отправляются в комнату, где, как потом станет известно, находился его скелет, а затем девушка появляется в полночь из отверстия в стене. Уайльд акцентирует внимание читателей на тайне перехода в иной мир в конце произведения: Вирджиния не рассказывает об этом даже своему мужу, герцогу Чеширскому. И если адепты спиритизма представляли смерть безболезненной и обыденной, то для Уайльда переход в загробный мир является таинством, недоступным для понимания не только людей, но и призраков. Он переносит таинственность с образа привидения на сам процесс смерти.

Если М. Олифант и О. Уайльд полемизировали со спиритизмом через изображение привидений и загробного мира, то Ф. Мэрриет в своих романах, наоборот, показывает призраков с точки зрения спиритизма. Особенно наглядно это проявляется в романе «Послание мертвеца» (1894). Профессор Олдуин умирает в конце второй главы романа и после этого попадает в загробный мир. Однако, в отличие от леди Мэри, Олдуин не сталкивается с невозможностью обратиться к своей семье (он позже узнаёт о наличии медиумов, а дух-хранитель может сделать его видимым). Проблема профессора состоит в невозможности осознать свои грехи и встать на путь исправления. Мэрриет делает попытку показать развитие характера привидения, его психологическое и духовное совершенствование. Леди Мэри, попав в загробный мир, сразу осознаёт свою ошибку и пытается её исправить, а Олдуин закоснел в своих ошибках и заблуждениях. Так, например, после того, как он слышит нелестное мнение о себе своих слуг и врача, он и не думает критически отнестись к самому себе, а лишь обвиняет окружающих в неблагодарности: «As the two men left the room, the Professor could not help thinking to himself, what an ungrateful crew they were. <…> Dr. Barnes, too, had eaten many and many a dinner at his expense, <…> But neither of them had said a good word for him, or expressed a regret that he was gone» (Message, p. 44).

Будучи уже обитателем загробного мира, профессор всё ещё оценивает взаимоотношения с людьми через материальные ценности. В первых двух главах герой показан как скупой и эгоистичный человек, что подтверждают и его высказывания после смерти. Он долго не может отойти от своего тела, потому что, как объясняет его дух-хранитель, при жизни Олдуин слишком много думал о своём теле (Message, p. 56). Постепенно, параллельно с осознанием вреда от своих поступков, профессор обретает способность яснее мыслить и больше видеть (Message, p. 59). Именно понимание своих прегрешений и готовность исправлять их последствия становится кульминационным моментом в произведении, после чего повествование обрывается.

Действие практически полностью разворачивается на земле – лишь в одной главе Олдуин и его дух-хранитель путешествуют на одну из «низших сфер» загробного мира. Несмотря на это, Олдуина никто не видит – лишь один раз его замечает сын Гилберт на корабле. Единственный случай коммуникации привидений с живыми людьми в романе – спиритический сеанс, на котором Сьюзен, первая жена Олдуина, обращается к своей дочери, чтобы показать реальность загробного мира. Таким образом, явление призраков людям уже не связано с определённой целью, привидения относятся ко второй категории по Дэвису – спиритических.

Возвращение традиции

В этот период интерес к спиритизму начинает постепенно угасать. Образы привидений в основном опять появляются лишь в историях с привидениями и воспринимаются как штамп, в связи с чем, как мы уже упоминали, ряд авторов, например, Г. Джеймс в «Повороте винта» (1898), изыскивают новые способы вернуть читателям ощущение ужаса.

Ту же цель преследовал и Э. Блэквуд: несмотря на то, что заглавный герой его цикла о Джоне Сайленсе похож на медиума, он сталкивается с привидениями, которые только внушают страх живых людям, и никак не пытаются с ними взаимодействовать. К примеру, в рассказе «Психическое вторжение» (1908) Сайленс встречается с некой силой, которая вводит человека в депрессию, но не имеет определённого облика и не обладает сознанием.

Даже в романе А. Конан Дойла «Туманная земля» (1926) призраки появляются только на спиритических сеансах, они описываются лишь с точки зрения живых персонажей. Один из практикующих медиумов, Болсовер, говорит, что призраки «очень похожи на людей» (they are very human themselves)[290]. Как мы уже упоминали, привидения у Конан Дойла индивидуальны. Когда участники сеанса могут слышать лишь голос, они отличаются манерой речи, когда присутствует «материализация» призраков, добавляется описание внешнего вида.

Призраки определяются не только по полу, возрасту и происхождению, но и по той сфере, которой они достигли. Чаще всего на сеансах присутствуют духи из низших сфер. Некоторые из них находятся так близко к земле, что не могут осознать, что они уже умерли, и помочь им в этом могут, в «Туманной земле», только живые участники спиритического сеанса. В отличие от «Послания мертвеца», где основным проводником Олдуина в загробный мир был его дух-хранитель, в романе Конан Дойла направлять души, «привязанные к земле» (earth-bound) на путь совершенствования должны именно адепты спиритизма, участвующие в сеансах. Таким образом, Конан Дойл показывает обратное влияние земного мира на загробный – призраки уже не приходят для того, чтобы рассказать о месте, где они обитают, а обращаются за помощью к живым в поисках необходимой им «сферы».

Таким образом, влияние спиритизма на изображение привидений в британской литературе ярче всего наблюдается во втором периоде, начиная с конца 1870-х гг. и заканчивая началом XX в., так как именно в эти годы интерес к спиритизму и его воздействие на литературу достигли максимума. Призраки все более уподобляются живым людям – они обретают сознание, эмоции, становятся полноправными персонажами и даже начинают играть центральную роль в сюжете. Появляется иной ракурс видения: события описываются в том числе с точки зрения привидения, находящегося в ином мире. Привидения теперь не обязательно приходят в мир живых с некой определенной целью. Однако в XX в. эти новации постепенно сходит на нет, и писатели возвращаются к традиционному образу привидения из историй с привидениями, описывая их как «неантропоморфных» и пугающих, далёких от мира живых. Даже Конан Дойл, рисуя спиритические привидения, изображал их глазами живых персонажей, не показывая точку зрения самих духов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе Великобритании, начиная с 1850-х гг., прослеживается влияние спиритизма и возникших вслед за ним «психических исследований». Практика общения с духами отразилась в произведениях разных авторов – как крупных фигур, ставших классиками английской литературы, так и популярных в то время писателей, забытых уже к середине XX века.

С момента появления первых медиумов в 1852 году писатели начинают интересоваться коммуникацией с загробным миром и посещать спиритические сеансы. На первом этапе, который продолжался до конца 1870-х гг., феномен спиритизма находит отражение по преимуществу в нефикциональных жанрах – спиритической периодике, различных сочинениях о спиритизме; идет кодификация «спиритического дискурса» в литературе, формирование спиритической топики – системы общих мест и приемов, которые начинают проникать в художественную литературу. В этот период большинство писателей находились на позиции исследователей спиритизма, причём их точки зрения на проблему общения с духами отличались друг от друга. Э. Бульвер-Литтон и Р. Браунинг, осваивая спиритическую тематику, ставят литературные эксперименты, изучая феномен медиумов и практику общения с духами. В произведениях этих авторов впервые появляется персонаж-медиум. Р. Браунинг для создания образа медиума вводит особую лексику, которую использовали адепты спиритизма. В то же время образ привидения в британской литературе того времени всё ещё не связан со спиритической практикой, а является продолжением традиционного изображения призраков.

В начале 1880-х гг. возникает Общество психических исследований, которое стимулирует интерес к общению с призраками. В эпоху fin de siècle спиритизм оказывает наиболее обширное влияние на британскую литературу. С одной стороны, он отвечает вкусу этой эпохи к мистическому, оккультному, таинственному, с другой – провоцирует интерес позитивной науки, пытавшейся исследовать спиритизм (так же, как чуть раньше месмеризм), раздвигая границы познания. Возникает парадокс: адепты и исследователи спиритизма стремятся доказать подлинность спиритических явлений, рационально их объяснить, но в литературе элементы спиритической теории и практики воспринимаются как фантастические элементы.

Обостряются споры и дискуссии вокруг спиритизма. Появляются писатели, которые не ставят под вопрос идеи спиритизма (Ф. Мэрриет), а также те, кто обвиняет практику спиритизма в исчезновении «чудесного» из представления о привидениях в литературе (О. Уайльд). Взаимное влияние нефикциональных и художественных текстов наглядно проявляется в этот период. Образ загробного мира и медиумов, сформировавшийся в периодике, проникает в произведения писателей той эпохи. Параллельно с традицией жанра истории с привидениями (ghost story) появляются персонажи-призраки, которые по своей роли в произведении максимально приближаются к живым героям. Начинает использоваться приём смены точки зрения, когда автор показывает, как воспринимают одни и те же события и живые персонажи, и привидения.

Кодицификация спиритизма в литературе завершается, кристаллизуется спиритическая топика. Жанр истории с привидениями максимально сближается с рассказами адептов о призраках. В рассказы и романы проникают жанровые элементы из спиритической периодики: появление призрака перед родными в момент смерти, описания загробного мира от лица привидений, «неожиданное» попадание человека в загробный мир и т.д. Спиритический сеанс становится узнаваемым сюжетным элементом, образ медиума эволюционирует и бытует в нескольких разновидностях, в системе персонажей появляется «психический исследователь». Для изображения спиритической практики (в том числе, сатирического) писатели используют лексику, закрепившуюся в спиритической среде. С помощью определённых слов («манифестации», «феномены», «материализации»), упоминаний постукиваний, «вибраций» и других ассоциируемых со спиритизмом действий, а также имен известных адептов спиритизма и психических исследователей писатели создавали аллюзии к современной им практике общения с духами. Аудитория легко понимала, о чём идёт речь – интерес к спиритизму в это время достигает пика, и полемика вокруг этого феномена велась не только в специализированных спиритических, но и в общенациональных изданиях.

Сложившиеся конвенции постепенно начинают восприниматься как коллекция штампов: признаком завершения канонизации образа спиритизма в литературе становятся пародии на изображение спиритической практики в литературе (О. Уайльд, «Кентервильское привидение», Г. Уэллс «Любовь и мистер Люишем»): заостряются и пародируются определённые отличительные черты медиума; объектом пародии становится также приём смены ракурса видения – от живых героев к привидениями.

Рассматривая траекторию рецепции спиритизма в последнем периоде, мы исследовали продолжение викторианской традиции взаимодействия спиритизма и литературы. Первые три десятилетия XX века характеризуются тем, что интерес к спиритизму среди писателей и учёных постепенно угасает, адепты этой практики вместе с «психическими исследователями» подводят итоги истории общения с духами в Великобритании. Персонажи-медиумы, описания психических исследований и спиритических сеансов в поствикторианский (эдвардианский) период в литературных произведениях трансформируются, соединяются с другими популярными темами того времени, с которыми до этого не ассоциировались (например, египтология или воздействие наркотических веществ). Спиритическая топика проникает в детективный жанр. Возрождается тенденция представлять привидения пугающими и далёкими от людей. После непродолжительного всплеска интереса после Первой мировой войны спиритизм потерял свою популярность. Книгой, которая завершила викторианскую традицию изображения спиритизма в литературе, стал роман «Туманная земля» А. Конан Дойла (1930).

Практика общения с духами ставила проблему авторства «надиктованных призраками» текстов, вопрос о соотношении документального и художественного, проблематизировала понятия «реальное» и «фантастическое». «Отдаленное эхо» тех новаций, которые принесло в литературу увлечение спиритизмом, можно обнаружить и эпоху модернизма: ряд исследований (Л. Уилсона, Х. Сорд и др.) посвящен различным аспектам взаимоотношений спиритизма и литературы модернизма, например, влиянию на модернистов «перекрёстной переписки», техники автоматического письма. Будучи вытесненным на периферию, спиритизм, тем не менее, на протяжении ХХ в. не исчезал бесследно из литературы. В конце XX и начале XXI вв. спиритизм вновь появляется в сфере научных исследований. «Спиритические» аллюзии и реминсценции продолжают бытовать в художественных произведениях. В таких произведениях, как «Литературный призрак» (1999) и «Простые смертные» (2014) Д. Митчелла, «История с кладбищем» (2008) Н. Геймана и др. снова возникает тема взаимодействия с загробным миром. Исследование взаимодействия спиритизма и литературного творчества может быть продолжено на материале британской литературы ХХ – начала ХХI вв.  


 

БИБЛИОГРАФИЯ

Тексты

1. Blackwood, E. John Silence, Physician Extraordinary. – L.: Eveleigh Nash, 1908.

2. Britten, E. H. On the Spirit Circle and the Laws of Mediumship. – L.: J. Burns, 1871.

3. Britten, E. H. Rules to be Observed when Forming Spiritual Circles. – Boston: Colby and Rich, 1887.

4. Browning, R. Mr. Sludge, “The Medium” // Browning, R. Dramatis Personae. – L.: Chapman and Hall, 1864. – P. 171-236.

5. Bulwer-Lytton, E. A Strange Story: in 2 vols. – Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1862.

6. Bulwer-Lytton, E. The Haunted and the Haunters: or, The House and the Brain // Blackwood’s Edinburgh magazine. – Vol. 86 – 1859 – Aug. – P. 224-245.

7. Corelli, M. A Romance of Two Worlds. – Reprint. ed. 1896. – L.: Methuen & Co., 1957.

8. Corelli, M. A Romance of Two Worlds: A Novel: in 2 vols. – L.: Richard Bentley, 1886.

9. Defoe, D. A Remarkable Passage of an Apparition, related by the Rev. Dr. Ruddle, of Launceston, in Cornwall, in the year 1665 // The Works of Daniel De Foe: With a Memoir of His Life and Writings. – Vol. 2. – L.: J. Clements, 1841. P. x-xiii.

10. Dickens, C. A Christmas Carol. In Prose. Being a Ghost Story of Christmas. – L.: Chapman & Hall, 1843.

11. Dickens, C., James T. P. The Mystery of Edwin Drood: Complete. – Brattleboro, VT: T. P. James, 1873.

12. Dickens, C. To Be Taken with a Grain of Salt // All the Year Round. – Vol. 14. – 1865. – December 7. – L.: Chapman & Hall, 1866. P. 33-38.

13. Dickens, C. To be Read at Dusk // The Keepsake. Ed. Miss Power. – L.: David Bogue, 1852. P. 117-131.

14. Doyle, A. C. The Edge of the Unknown. – L.: John Murray, 1930.

15. Doyle, A. C. The Land of Mist // Conan Doyle, A. The Professor Challenger stories. – L.: J. Murray, 1952.

16. Doyle, A. C. The Land of Mist. – L.: Hutchinson & Co., 1926.

17. Doyle, A. C. The Land of Mist. 1926. URL: http://gutenberg.net.au/ebooks06/0601351h.html (дата обращения: 02.08.2017).

18. Hawker, R. S. The Botathen Ghost // All the Year Round. – Vol. XVII. – 1867. – May 18. – L.: Chapman & Hall, 1867. P. 501-504.

19. Kipling, R. En-Dor // Kipling, R. The Years Between. – L.: Methuen & Co., 1919. – P. 55-57.

20. Kipling, R. The Sending of Dana Da // Kipling, R. In Black and White. – L.: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1890. – P. 61-70.

21. Kipling, R. Wireless // Kipling, R. Traffics and Discoveries. – Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1904. – P. 197-221.

22. Le Fanu J. S. All in the Dark. – L.: Downey & Co., 1898.

23. Le Fanu J. S. All in the Dark: in 2 vols. – L.: Richard Bentley, 1866.

24. Marryat, F. The Dead Man’s Message. – NY: Charles B. Reed, 1894.

25. Marryat, F. The Spirit World. – NY: Charles B. Reed, 1894.

26. Marryat, F. The Strange Transfiguration of Hannah Stubbs. – Leipzig: Tauchnitz, 1896.

27. Marryat, F. There is No Death. – NY: National Book Company, 1891.

28. Oliphant, M. A Beleaguered City: Being a Narrative of Certain Recent Events in the City of Semur, in the Department of the Haute Bourgogne: a Story of the Seen and the Unseen. – L.: Macmillan & Co., 1880.

29. Oliphant, M. Old Lady Mary. – Boston, MA: Roberts Brothers, 1884.

30. Owen, R.D. Footfalls on the Boundary of Another World. With Narrative Illustrations. – Phil.: J. B. Lippincott, 1859.

31. Powell, J. H. Spiritualism: Its Facts and Phases. Illustrated with Personal Experiences. – L.: F. Pitman, 1864.

32. Scott, W. The Tapestried Chamber, or, The Lady in the Sacque // The Keepsake. Ed. F. M. Reynolds. – L.: Hurst, Chance & Co., 1829. P. 123-142.

33. Sheridan le Fanu, J. An Account of Some Strange Disturbances in Aungier Street // Dublin University Magazine. – Vol. 42. – 1853. – December. – Dublin: James McGlashan, 1853. P. 721-731.

34. Spirit Teachings. Through the Mediumship of William Stainton Moses (M. A. Oxon). – L.: London Spiritualist Alliance, 1904.

35. Stead W. T. After Death, Or, Letters from Julia. A Personal Narrative. – Chicago, Ill: The Progressive Thinker Publishing House, 1910.

36. Stead, E. W., Hyver, Mme. Communication with the Next World. The Right and Wrong Methods. A Text-book Given by William T. Stead from "Beyond the Veil" through Madame Hyver. – L.: Stead’s Publishing House, 1921.

37. Stead, W. T. Letters from Julia, or, Light from the Borderland: A Series of Messages as to the Life Beyond the Grave Received by Automatic Writing from One Who Has Gone Before. – L.: Richards, 1897.

38. Stead, W. T., Stead, E., Woodman, P. The Blue Island: Experiences of a New Arrival Beyond the Veil. – NY: Dale News, 1922.

39. Stoker, Bram. The Jewel of Seven Stars. – L.: Heinemann, 1903.

40. Tennyson, A. The Ring // Tennyson, A. Demeter and Other Poems. – L.: Macmillan & Co., 1889. – P. 48-84.

41. Wells, H. G. Love and Mr. Lewisham. The Story of a Very Young Couple. – NY: Frederick A. Stokes, 1899.

42. Wilde, O. The Canterville Ghost // Wilde, O. Lord Arthur Savile's crime and other stories. – James R. Osgood, McIlvaine 1891. – P. 89-154.

43. Wilde, O. The Canterville Ghost. – Boston, MA, and London: John W. Luce & Co, 1906.

44. Wilkinson, W. Spirit Drawings: A Personal Narrative. – L.: Chapman & Hall, 1858.

45. Блэквуд, Э. Несколько случаев из оккультной практики доктора Джона Сайленса / Пер. Е. Любимовой, А. Ибрагимова, Е. Пучковой, И. Поповой // Блэквуд, Э. Вендиго. – М.: Энигма, 2005. – 656 с.

46. Булвер-Литтон, Э. Д. Лицом к лицу с призраками / Пер. Л. Бриловой // Дом с призраками / Сост. Л. Брилова. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – С. 21-67.

47. Булвер-Литтон, Э. Д. Привидения и жертвы / Пер. С. Лихачёвой // Английская готическая проза: в 2 т. Т.1. / Сост. Н. Будур. – М.: Терра-Книжный клуб, 1999. – С. 193-218.

48. Булвер-Литтон, Э. Д. Привидения и их жертвы, или Дом и разум / Пер. Т. Казавчинской // Любовник-фантом / Сост. И. Н. Васильева. – М.: Квадрат, 1993. – С. 251-282.

49. Булвер-Литтон, Э. Д. Странная история. – СПб.: тип. А.А. Краевского, 1865.

50. Булвер-Литтон, Э. Д. Странная история. / Пер. Ю.С. Горшковой. – Самара: 2012.

51. Булвер-Литтон, Э. Д. Страшный дом на Оксфорд-стрит / Пер. С. Ксанфа // Антология ужасов: в 4 т. Т. 2. – Черкесск: Северо-Кавказское информационно-рекламное агентство, 1991. – С. 34-51.

52. Диккенс, Ч. Принимать с оглядкой / Пер. И. Гуровой // Ч. Диккенс. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962 г. – С. 231-243.

53. Дойл, А. К. Собрание сочинений в 14-ти томах. – М.: Литература, Терра, Наташа, 1998.

54. Дойл, А. К. Страна туманов / Пер. В. Бернацкой, Е. Туевой, П. Гелевы. – М.: Гелеос, 2006.

55. Дойл, А. К. Туманная земля / Пер. Л. Ганкина // А. Конан Дойл. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 1. – М.: Наташа, 1995. – С. 279-310.

56. Киплинг, Р. Беспроволочный телеграф // Киплинг, Р. Стихотворения. Роман. Рассказы. – М.: Рипол Классик, 1998. – С. 817-834.

57. Мозес У. С. Учения духов. – СПб.: Quadrivium, 2013.

58. Скотт, В. Комната с гобеленами / Пер. М. Виноградовой // Английская готическая проза: в 2 т. Т.1. / Сост. Н. Будур. – М.: Терра-Книжный клуб, 1999. – С. 85-100.

59. Скотт, В. Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье / Пер. А. Шадрин // Комната с гобеленами. / Сост. Н. Соловьёва. – М.: Правда, 1991. – С. 413-430.

60. Стокер, Брэм. Драгоценность семи звёзд / Пер. И. Морозова, О. Снежковой // Семь звёзд / Сост. А. Уманский. – Иваново: Фаворит, 2014. – С. 5-236.

61. Уайльд, О. Кентервильское привидения / Пер. Ю. Кагарлицкого // О. Уайльд. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. / Сост. К. Чуковский. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. – С. 236-263.

62. Уэллс, Г. Д. Собрание сочинений в 15-ти томах / Пер. Н. Емельяниковой. – М.: Правда, 1964. – Том 6. Любовь и мистер Люишем.

63. Хоукер, Р. С. Призрак Ботасена / Пер. Р. Громовой // Комната с призраком. / Сост. П. Хэйнинг. – Н.Новгород: Деком, М.: ИМА-пресс, 1993 г. – С. 347-357.

64. Шеридан Ле Фаню, Дж. Рассказ о необычайных происшествиях на Онджер-стрит / Пер. Е. Токаревой // Дж. Шеридан Ле Фаню. Лучшие истории о привидениях. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998 г. – С. 397-414.

Исследования

65. Виницкий И. Ю. Русские духи: Спиритуалистический сюжет романа Н. С. Лескова «На ножах» в идеологическом контексте 1860-х годов // Новое литературное обозрение. – 2007. – № 5 (№ 87). – C. 184-213.

66. Виницкий И. Ю. Общество мёртвых поэтов. Спиритическая поэзия как культурный феномен второй половины XIX века // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 1 (71). – C. 133-165.

67. И. В. Головачёва. Песни невинности и опыта: дети в «Поворотах винта» Джеймса и Пайпер–Бриттена // Детство в англо-американском литературном сознании XVII – XX веков. – М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 178-206.

68. Головачёва И. В. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы. – СПб.: Петрополис, 2014.

69. Панченко А. А. Спиритизм и русская литература: из истории социальной терапии // Труды ОИФН РАН. – М.: Наука, 2005. – C. 529-540.

70. Раздъяконов В. С. После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. — М.: РГБ, 2008. — № 2. — С. 146-152.

71. Раздъяконов В. С. Спиритизм и творчество В. С. Соловьева: увлечение, разочарование, критика // Религиоведение. — Благовещенск: АмГУ, 2009. — № 2. — C.73-83.

72. Раздъяконов В. С. Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века: дисс. канд. ист. наук: 24.00.01. – М.: 2008.

73. Халтрин-Халтурина Е. В. Поэтика композиции в «биографиях души» Уильяма Вордсворта и Вирджинии Вулф: «моменты видения» // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – С. 84–113.

74. Чамеев, А. А. Лицом к лицу с призраками, или Шаг во тьму // Готический рассказ. / Сост. Л. Брилова. – М.: Эксмо, 2009 г.

75. Autobiography and Letters of Mrs M. O. W. Oliphant. Ed. Mrs Harry Coghill. – Edinburgh and London: William Blackwood and Sons, 1899.

76. Barrow, Logie. Independent Spirits: Spiritualism and English Plebeians, 1850-1910. – L.: Routledge, 2016.

77. Bennett, A. Romantic Poets and the Culture of Posterity. – Cambridge: Cambridge UP, 1999.

78. Berry, T. E. Dostoevsky and Spiritualism // Dostoevsky Studies: vol. 2. – Klagenfurt, Austria: Institute of Slavic Studies, University of Klagenfurt, 1981. – P. 43-49.

79. Berry, T. E. Spiritualism in Tsarist society and literature. – Baltimore, MD: Edgar Allan Poe Society, 1985.

80. Bloom, C. Gothic Histories: The Taste for Terror, 1764 to the Present. – L.; NY.: Continuum, 2010.

81. Bown, N., Burdett, C., Thurschwell, P. The Victorian Supernatural. – Cambridge, UK; N. Y.: Cambridge University Press, 2004.

82. Brevior, T. The Two Worlds: The Natural and the Spiritual: Their Intimate Connexion and Relation Illustrated by Examples and Testimonies, Ancient and Modern. – L.: F. Pitman, 1864.

83. Briggs, J. Night visitors: The Rise and Fall of the English Ghost Story. – L.: Faber, 1977.

84. Bulwer-Lytton, E. On the Normal Clairvoyance of the Imagination // Bulwer-Lytton, E. Caxtoniana: A Series of Essays on Life, Literature, and Manners. – NY: Harper and Brothers, 1864. – P. 33-41.

85. Davies, C. M. Mystic London: or, Phases of occult life in the British metropolis. – L.: Tinsley Brothers, 1875.

86. Davies, O. The Haunted: A Social History of Ghosts. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007.

87. Doyle, A. C. Mysteries and Adventures. [Электронный ресурс]: http://gutenberg.net.au/ebooks14/1400681h.html#ch-32 – Дата обращения: 02.08.2017.

88. Doyle, A. C. The History of Spiritualism: in 2 vols. – L.: Cassell, 1926.

89. Dunglas Home, Mme. D. D. Home, His Life and Mission. Ed. A. Conan Doyle. – L.: Kegan Paul, trench, Trubner & Co.; Manchester: The Two Worlds Publishing House; NY: E. P. Dutton, 1921.

90. Ferguson, C. Determined Spirits: Euganics, Heredity, and Racial Regeneration in Anglo-American Spiritualist Writing, 1848-1930. – Edinburgh: Edinburgh UP, 2012.

91. Galvan, J. The Sympathetic Medium: Feminine Channeling, the Occult, and Communication Technologies, 1859-1919. – Ithaca and London: Cornell UP, 2010.

92. Goldfarb, C. R., Goldfarb, R. M. Spiritualism and Nineteenth-century Letters. – L.: Fairleigh Dickinson university press, 1978.

93. Gomel E. “Spirits in the Material World”: Spiritualism and Identity in the Fin de Siècle // Victorian Literature and Culture. – 2007. – March. – Vol. 35, № 1. – P. 189-213.

94. Grimes, H. The Late Victorian Gothic: Mental Science, the Uncanny, and Scenes of Writing. – Farnham: Ashgate, 2011.

95. Gurney, E., Myers, F. W. H., Podmore, F. Phantasms of the Living. – L.: Rooms for the Society for Psychical Research, 1886.

96. Hill, J. Arthur. Spiritualism, its History, Phenomena and Doctrine. – NY: George H. Doran Company, 1919.

97. Home, D. D. Lights and Shadows of Spiritualism. – L.:Virtue and Co., 1877.

98. Home, D.D. Incidents in My Life. – L.: Longman, Green, Longman, Roberts & Green, 1863.

99. Howitt, W. The History of the Supernatural in All Ages and Nations, and in All Churches, Christian and Pagan: Demostrating a Universal Faith: in 2 vols. – Philadelphia: J. B. Lippincott & Co., 1863.

100. Iliopoulos, S. ‘Out of a Medium’s Mouth’: Yeat’s Art in Relation to Mediumship, Spiritualism and Psychical Research: PhD Thesis. – University of Warwick, 1985.

101. Jones, J. The Natural and Supernatural: Or, Man Physical, Apparitional, and Spiritual. – L.: Bailliere, 1861.

102. Jones, K. I. Conan Doyle and the Spirits: the Spiritualist Career of Sir Arthur Conan Doyle. – Wellingborough, Northamptonshire, England: Aquarian Press, 1989.

103. Lycett, A. The Man Who Created Sherlock Holmes: The Life and Times of Sir Arthur Conan Doyle. – L.: Weidenfeld and Nicolson, 2007.

104. Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, First Lord Lytton: in 2 vols. – L.: Macmillan & Co., 1913.

105. Maskelyne, J. N. Modern Spiritualism. – L.: for the author by J. Warne, 1875.

106. McCorristine, S. Spectres of the Self: Thinking about Ghosts and Ghost-Seeing in England, 1750-1920. – Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2010.

107. Oppenheim, J. The Other World: Spiritualism and Psychical Research in England, 1850-1914. – L.: Cambridge UP, 1985.

108. Owen, A. The Darkened Room: Women, Power and Spiritualism in Late Victorian England. – Chicago, Ill: Chicago UP, 1989.

109. Owen, A. The Place of Enchantment: British Occultism and the Culture of the Modern. – Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 2004.

110. Oxon, M.A. Higher Aspects of Spiritualism. – L.: E. W. Allen & Co, 1880.

111. Podmore, F. Modern Spiritualism: A History and a Criticism: in 2 vols. – L.: Methuen & Co, 1902.

112. Porter, K. H. Through a Glass Darkly: Spiritualism in the Browning Circle. – Lawrence, KS: University of Kansas Press, 1958.

113. Punter, D. The Literature of Terror: A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. – L.: Longman, 1980.

114. Sage, M. Mrs. Piper & the Society for Psychical Research / translated & slightly abridged from the French of M. Sage, by Noralie Robertson; with a preface by Sir Oliver Lodge. – NY: Scott-Thaw Co., 1904.

115. Schlun, B. van. Science and the Imagination: Mesmerism, Media, and the Mind in Nineteenth-century English and American Literature. – Berlin: Glienicke, 2007.

116. Smajic, S. Ghost-seers, Detectives, and Spiritualists: theories of vision in Victorian literature and science. – New York: Cambridge University Press, 2010.

117. Spence, L. An Encyclopaedia of Occultism: A compendium of information on the occult sciences, occult personalities, psychic science, magic, demonology, spiritism and mysticism. – L.: G. Routledge & Sons, 1920.

118. Sword, H. Necrobibliography: Books in the Spirit World // Modern Language Quarterly. – 1999. – March. – Vol. 60, № 1. – P. 85-112.

119. The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. Ed. Tatiana Kontou. – Farnham: Ashgate, 2012.

120. Thurschwell, P. Literature, Technology and Magical Thinking, 1880–1920. – Cambridge, UK; N. Y.: Cambridge University Press, 2001.

121. Tuttle, H., Peebles J.M. The Year-book of spiritualism for 1871. – Boston: William White and Company, L.: James Burns, 1871.

Периодика

122. Bell, R. Stranger than fiction // Cornhill Magazine. – 1860. – Vol. 2 – August – p. 211-224.

123. Dickens, C. The Night-Side of Nature; or, the Ghosts and Ghost-Seers. By Catherine Crowe // The Examiner. – 1848. – February, 26.

124. Household Words. – 1852. – Volume 6. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1853.

125. Household Words. – 1853. – Volume 7. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1853.

126. Household Words. – 1857. – Volume 15. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1857.

127. Household Words. – 1858. – Volume 17. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1858.

128. Human Nature: A Monthly Record of Zoistic Science and Intelligence, Embodying Physiology, Phrenology, Psychology, Spiritualism, Philosophy, the Laws of Health and Sociology: An Education and Family Magazine. An Educational and Family Magazine. Vol. 1. – L.: James Burns, Progressive library, 1867.

129. Light – 1887. – V. 7. – London, 1887.

130. Light – 1888. – V. 8. – London, 1888.

131. Light – 1897. – V. 17-18. – London, 1897.

132. Light – 1912. – V. 32. – London, 1912.

133. Spirit Manifestations before Napoleon ay the Tuileries // Yorkshire Spiritual Telegraph. – 1857. – Vol. 3. – January 17. – Yorkshire, 1857. – P. 99-100.

134. Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 1, 2, 3, 4, 6. – L.: F. Pitman, 1860.

135. Spiritual Magazine. – 1862. – Series 1. – Vol. 3, № 3. – L.: F. Pitman, 1862.

136. Spiritual Magazine. – 1863. – Series 1. – Vol. 4, № 9. – L.: F. Pitman, 1863.

137. Spiritual Magazine. – 1866. – Series 2. – Vol. 1, № 2. – L.: F. Pitman, 1866.

138. The British Spiritual Telegraph. – 1857. – V. 2. – Yorkshire, 1857.

139. The British Spiritual Telegraph. – 1858. – V. 3. – Yorkshire, 1858.

140. The Spiritualist. – 1878. – V. 12. – London, 1878.

141. The Spiritualist. – 1878. – V. 13. – London, 1878.

142. The Spiritualist. – 1881. – V. 19. – London, 1881.

143. The Two Worlds. – 1887-1888. – V. 1. – Manchester, 1888.

144. Wilde, O. The Decay of Lying // Nineteenth Century. – Vol. 25. – 1889. – January. – p. 35-56.


[1] Махов А.Е. «Историческая топика»: раздел риторики или область компаративистики? // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. С. 275-289.

[2] Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. – Princeton (NJ): Princeton UP, 2013. Р. 70-71.

[3] В названии используется слово medium как в значении «медиум», так и в значении «средство».

[4] Lynch, E. M. Spectral Politics: The Victorian Ghost Story and the Domestic Servant // Bown, N., Burdett, C., Thurschwell, P. The Victorian Supernatural. – Cambridge, UK; N. Y.: Cambridge University Press, 2004. P. 67-86.

[5] Henson, L. Investigations and Fictions: Charles Dickens and Ghosts // Bown, N., Burdett, C., Thurschwell, P. The Victorian Supernatural. – Cambridge, UK; N. Y.: Cambridge University Press, 2004. P. 44-66.

[6] Wilson, L. The Cross-Correspondences, The Nature of Evidence and the Matter of Writing // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. – Farnham: Ashgate, 2012. P. 97-119

[7] Enns, A. The Undead Author: Spiritualism, Technology and Authorship // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. – Farnham: Ashgate, 2012. P. 55-78.

[8] Sword, H. Necrobibliography: Books in the Spirit World // Modern Language Quarterly. – 1999. – March. – Vol. 60, № 1. – P. 85-112.

[9] Ferguson, C. Determined Spirits: Euganics, Heredity, and Racial Regeneration in Anglo-American Spiritualist Writing, 1848-1930. – Edinburgh: Edinburgh UP, 2012. P. 3.

[10] Gomel E. “Spirits in the Material World”: Spiritualism and Identity in the Fin de Siècle // Victorian Literature and Culture. – 2007. – March. – Vol. 35, № 1. – P. 189-213.

[11] Hill, J. Arthur. Spiritualism, its History, Phenomena and Doctrine. – NY: George H. Doran Company, 1919. p. 25.

[12] Spiritualism // Spence, Lewis. An Encyclopaedia of Occultism. – NY: Dodd, Mead & Co, 1920. P. 380.

[13] Ibid.

[14] Edmonds, J. The End and Aim of Spiritual Intercourse // Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol.1, №1. – L.: F. Pitman, 1860. P. 4.

[15] Oppenheim, J. The Other World: Spiritualism and Psychical Research in England, 1850-1914. – L.: Cambridge UP, 1985. P. 47.

[16] Podmore, F. Modern Spiritualism: A History and a Criticism: in 2 vols. – L.: Methuen & Co, 1902. Vol. 2. P. 23-24.

[17] Barrow, Logie. Independent Spirits: Spiritualism and English Plebeians, 1850-1910. – L.: Routledge, 2016. P. 55.

[18] Podmore, F. Modern Spiritualism, vol. 2. P. 163.

[19] Oppenheim, J. The Other World, p. 45.

[20] Human Nature: A Monthly Record of Zoistic Science and Intelligence, Embodying Physiology, Phrenology, Psychology, Spiritualism, Philosophy, the Laws of Health and Sociology: An Education and Family Magazine. An Educational and Family Magazine. Vol. 1. – L.: James Burns, Progressive library, 1867.

[21] Oppenheim, J. The Other World, p. 47.

[22] Podmore, F. Modern Spiritualism, P. 165-166.

[23] Oppenheim, J. The Other World, P. 46.

[24] Ibid.

[25] Catholic. On the Eternity of Future Punishments // Spiritual Magazine. – 1862. – Series 1. – Vol. 3. № 3. – L.: F. Pitman, 1862. P. 122-126.

[26] S.J. What is the True Elixir of Life, or the Philosopher’s Stone? ­// Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 3. – L.: F. Pitman, 1860. – P. 110-112.

[27] Harrison, W. H. Spiritualism and Modern Culture // The Spiritualist. – 1878. – V. 12. – February 22. – London, 1878. – P. 85-87.

[28] “An old investigator”. The Scientific Investigation of Spiritual Phenomena // Light. – 1897. – V. 17. – June, 19. – London, 1897. – P. 291-292.

[29] Nature, Man and God // Light. – 1912. – V. 32. – May, 4. – London, 1912. – P. 210-211.

[30] Chadwick, A. Spirit Phenomena // The Two Worlds. – 1887. – V. 1. – December 30. – Manchester, 1888. – P. 101.

[31] A Private Séance // The Spiritualist. – 1878. – V. 13. – December 27. – London, 1878. – P. 302.

[32] F.M. A Seance At Dieppe, In September, 1865 // Spiritual Magazine. – 1866. – Series 2. – Vol. 1, № 2. – L.: F. Pitman, 1866. – P. 95.

[33] Awful Fulfilment of a Dream // The British Spiritual Telegraph. – 1857. – V. 2. – November 1. – Yorkshire, 1857. – P. 23.

[34] S. J. C. To the Editor of the “Spiritual Magazine” // Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 4. – L.: F. Pitman, 1860. P. 191.

[35] A Man Scourged by Spirits // The Spiritualist. – 1878. – V. 13. – December 27. – London, 1878. – P. 311.

[36] Notes by the Way // Light. – 1897. – V. 18. – July, 3. – London, 1897. – P.313.

[37] Об этом мы расскажем в последующих главах.

[38] Stone, Lucia C. The Rector’s Ghost // The Spiritualist. – 1878. – V. 12. – January 4. – London, 1878. –P. 3-4.

[39] Clairvoyance Used to Detect a Murderer // The Spiritualist. – 1878. – V. 13. – November 22. – London, 1878. – P. 250-252.

[40] The Tower Ghost // The Two Worlds. – 1888. – V. 1. – November 2. – Manchester, 1888. P. 652.

[41] Signor Rondi The Details of a Marriage Foretold by Spirits // The Spiritualist. – 1881. – V. 19. – November 11. – London, 1881. – P. 235-237.

[42] Doten, Lizzie “And I saw no temple therein” // The Spiritualist. – 1878. – V. 13. – December 27. – London, 1881. – P. 302.

[43] Howitt, W. The History of the Supernatural in All Ages and Nations, and in All Churches, Christian and Pagan: Demostrating a Universal Faith: in 2 vols. – Philadelphia: J. B. Lippincott & Co., 1863.

[44] Ibid, p. xi-xix.

[45] Ibid, p. 18.

[46] Ibid.

[47] Ibid, p. viii.

[48] Brevior, T. The Two Worlds: The Natural and the Spiritual: Their Intimate Connexion and Relation Illustrated by Examples and Testimonies, Ancient and Modern. – L.: F. Pitman, 1864.

[49] Ibid., p. vi.

[50] Tuttle, H., Peebles J.M. The Year-book of spiritualism for 1871. – Boston: William White and Company, L.: James Burns, 1871.

[51] Davies, C. M. Mystic London: or, Phases of occult life in the British metropolis. – L.: Tinsley Brothers, 1875.

[52] Maskelyne, J. N. Modern Spiritualism. – L.: for the author by J. Warne, 1875.

[53] Home, D. D. Lights and Shadows of Spiritualism. – L.:Virtue and Co., 1877.

[54] Ibid, p. 177

[55] Britten, E. H.. Nineteenth Century Miracles Or Spirits And Their Work In Every Country Of The Earth. – Manchester etc.: William Britten, 1884.

[56] Ibid., p. 1-2.

[57] Podmore, F. Modern Spiritualism, Vol. 1, p. xi

[58] Podmore, F. Modern Spiritualism, Vol. 2, p. 357.

[59] Ibid., p. xiii

[60] Ibid., p. v

[61] Doyle, A. C. The History of Spiritualism: in 2 vols. – L.: Cassell, 1926.

[62] Ibid.,Vol.1, p. vii

[63] Owen, R.D. Footfalls on the Boundary of Another World. With Narrative Illustrations. – Phil.: J. B. Lippincott, 1859.

[64] Powell, J. H. Spiritualism: Its Facts and Phases. Illustrated with Personal Experiences. – L.: F. Pitman, 1864.

[65] Jones, J. The Natural and Supernatural: Or, Man Physical, Apparitional, and Spiritual. – L.: Bailliere, 1861.

[66] Oxon, M.A. Higher Aspects of Spiritualism. – L.: E. W. Allen & Co, 1880. P. 9

[67] Gurney, E., Myers, F. W. H., Podmore, F. Phantasms of the Living. – L.: Rooms for the Society for Psychical Research, 1886.

[68] Stead W. T. After Death, Or, Letters from Julia. A Personal Narrative. – Chicago, Ill: The Progressive Thinker Publishing House, 1910. P. 11-12

[69] Direct Spirit Writing // British Spiritual Telegraph. – 1858 – Vol. 3 – №3. – Yorkshire, 1858. – P. 42

[70] Spirit Teachings. Through the Mediumship of William Stainton Moses (M. A. Oxon). – L.: London Spiritualist Alliance, 1904. P. 2.

[71] Ibid., p. 3.

[72] Ibid., p.. 31-33.

[73] Ibid., p. 32 (курсив автора)

[74] Stead, W. T. Letters from Julia, or, Light from the Borderland: A Series of Messages as to the Life Beyond the Grave Received by Automatic Writing from One Who Has Gone Before. – L.: Richards, 1897.

[75] Stead, E. W., Hyver, Mme. Communication with the Next World. The Right and Wrong Methods. A Text-book Given by William T. Stead from "Beyond the Veil" through Madame Hyver. – L.: Stead’s Publishing House, 1921. P. 3.

[76] Stead, W. T., Stead, E., Woodman, P. The Blue Island: Experiences of a New Arrival Beyond the Veil. – NY: Dale News, 1922. P. 26 (курсив автора)

[77] Dickens, C., James T. P. The Mystery of Edwin Drood: Complete. – Brattleboro, VT: T. P. James, 1873.

[78] Конан Дойл посвящает этому часть шестой главы своей книги «Край неведомого» («The Edge of the Unknown», 1930).

[79] Подробнее см. Sage, M. Mrs. Piper & the Society for Psychical Research / translated & slightly abridged from the French of M. Sage, by Noralie Robertson; with a preface by Sir Oliver Lodge. – NY: Scott-Thaw Co., 1904.

[80] Oppenheim, J. The Other World, P. 28.

[81] Ibid., p. 84.

[82] Ibid., p. 9-10.

[83] Ibid., p. 10.

[84] Owen, A. The Darkened Room: Women, Power and Spiritualism in Late Victorian England. – Chicago, Ill: Chicago UP, 1989. P. 10

[85] Цит. по Owen, A. The Darkened Room, p. 8.

[86] Owen, A. The Darkened Room, p. 9.

[87] Ibid., p. 7.

[88] Moses, W. S. Spirit Teachings, p. 44.

[89] Britten, E. H. Rules to be Observed when Forming Spiritual Circles. – Boston: Colby and Rich, 1887. P. 9-10.

[90] Britten, E. H. On the Spirit Circle and the Laws of Mediumship. – L.: J. Burns, 1871. P. 5

[91] Britten, E. H. Rules to be Observed, p. 5.

[92] Oppenheim, J. The Other World, p. 10.

[93] Ibid., p. 9.

[94] A Clergyman; Experience // Spiritual Magazine. – 1863. – Series 1. – Vol. 4, № 9. – September. – L.: F. Pitman, 1863. P. 412-418

[95] Ibid., p. 414.

[96] Britten, E. H. On the Spirit Circle, p. 6.

[97] Oppenheim, J. The Other World, p. 11.

[98] Doyle, A. C. The History of Spiritualism, p. 189.

[99] Home, D.D. Incidents in My Life. – L.: Longman, Green, Longman, Roberts & Green, 1863. P. 20.

[100] Ibid., p. 17.

[101] Ibid., p. 19.

[102] Ibid., p. 23.

[103] Dunglas Home, Mme. D. D. Home, His Life and Mission. Ed. A. Conan Doyle. – L.: Kegan Paul, trench, Trubner & Co.; Manchester: The Two Worlds Publishing House; NY: E. P. Dutton, 1921. P. 31

[104] Oppenheim, J. The Other World, p. 12.

[105] Dunglas Home, Mme. D. D. Home, His Life and Mission, p. 32.

[106] Home, Daniel Dunglas // Spence, Lewis. An Encyclopaedia of Occultism, p. 211.

[107] Dunglas Home, Mme. D. D. Home, His Life and Mission, p. 209.

[108] Doyle, A. C. The History of Spiritualism, p. 189.

[109] Home, Daniel Dunglas // Spence, Lewis. An Encyclopaedia of Occultism, p. 211.

[110] Oppenheim, J. The Other World, p. 13-14.

[111] Ibid., p. 17.

[112] Owen, A. The Darkened Room, p. 42.

[113] Doyle, A. C. The History of Spiritualism, p. 240.

[114] Owen, A. The Darkened Room, p. 45.

[115] Ibid., p. 48.

[116] Ibid., p. 66-67.

[117] Ibid., p. 72.

[118] Davies, C. M. Mystic London, p. 313.

[119] Подробнее см. Oppenheim, J. The Other World, 217 pp.

[120] Porter, K. H. Through a Glass Darkly: Spiritualism in the Browning Circle. – Lawrence, KS: University of Kansas Press, 1958. P. 114

[121] Ibid.

[122] Goldfarb, C. R., Goldfarb, R. M. Spiritualism and Nineteenth-century Letters. – L.: Fairleigh Dickinson university press, 1978. P. 100.

[123] Ibid, p. 101.

[124] Bell, R. Stranger than fiction // Cornhill Magazine. – 1860. – Vol. 2 – August. – L.: Smith, Elder & Co., 1860. – P. 211-224.

[125] McCorristine, S. Spectres of the Self: Thinking about Ghosts and Ghost-Seeing in England, 1750-1920. – Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2010. P. 62.

[126] Smajic, S. Ghost-seers, Detectives, and Spiritualists: theories of vision in Victorian literature and science. – New York: Cambridge University Press, 2010. P. 62-63.

[127] Ibid.

[128] Dickens, C. To be Read at Dusk // The Keepsake. Ed. Miss Power. – L.: David Bogue, 1852. P. 117-131.

[129] Goldfarb, C. R., Goldfarb, R. M. Spiritualism and Nineteenth-century Letters, p. 108-109.

[130] Ibid.

[131] Porter, K. H. Through a Glass Darkly, p. 113.

[132] Goldfarb, C. R., Goldfarb, R. M. Spiritualism and Nineteenth-century Letters, p. 110.

[133] Porter, K. H. Through a Glass Darkly, p. 121.

[134] Ibid., p. 123.

[135] Ibid.

[136] Goldfarb, C. R., Goldfarb, R. M. Spiritualism and Nineteenth-century Letters, p. 113.

[137] Ibid., p. 113-114.

[138] Tennyson, A. The Ring // Tennyson, A. Demeter and Other Poems. – L.: Macmillan & Co., 1889. P. 48-84.

[139] Ibid., p. 84.

[140] Dickens, C. Rappers, or, the Ghost of the Cock Lane Ghost // Household Words. – 1852. – Volume 6. – November 20. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1853. – P. 217-223

[141] Ibid., p. 222.

[142] Dickens, C. Spirit Business // Household Words. – 1853. – Volume 7. – May 7. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1853. – P. 217-220.

[143] Dickens, C. Spirits over the Water // Household Words. – 1858. – Volume 17. – June, 5. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1858. – P. 580-583.

[144] Dickens, C. Well-Authenticated Rappings // Household Words. – 1858. – Volume 17. – February 20. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1858. – P. 217-220.

[145] Dickens, C. Great Expectations. – L.: Chapman & Hall, 1861. P. 58.

[146] Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, First Lord Lytton: in 2 vols. – L.: Macmillan & Co., 1913. Vol. 2. P. 342.

[147] Louise Henson. Investigations and Fictions, p. 46-47.

[148] Dickens, C. The Night-Side of Nature; or, the Ghosts and Ghost-Seers. By Catherine Crowe // The Examiner. – 1848. – February, 26. – London, 1848. – P. 132

[149] Mr. Howitt and Mr. Dickens // Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 2. – L.: F. Pitman, 1860. – P. 58-60.

[150] Punch’s Cartoon of the Spirit Hand // Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 6. – L.: F. Pitman, 1860. – P. 246-248.

[151] Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, vol. 2, p. 32.

[152] Ibid., p. 40.

[153] Ibid., p. 41.

[154] Porter, K. H. Through a Glass Darkly, p. 11.

[155] См. Глава 1.

[156] Bulwer-Lytton, E. On the Normal Clairvoyance of the Imagination // Bulwer-Lytton, E. Caxtoniana: A Series of Essays on Life, Literature, and Manners. – NY: Harper and Brothers, 1864. P. 33-34.

[157] Porter, K. H. Through a Glass Darkly, p. 14.

[158] Bulwer-Lytton, E. On the Normal Clairvoyance, p. 34.

[159] Ibid., p. 35.

[160] Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, vol. 2, p. 41.

[161] Bulwer-Lytton, E. The Haunted and the Haunters: or, The House and the Brain // Blackwood’s Edinburgh magazine. – Vol. 86 – 1859 – Aug. – p. 234.

[162] Ibid., p. 237

[163] Ibid., p. 239-240.

[164] Ibid., p. 236.

[165] Ibid., p. 242-243.

[166] Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, vol. 2, p. 340.

[167] Bulwer-Lytton, E. A Strange Story: in 2 vols. – Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1862. Vol. 2. P. 389.

[168] Dickens, C. Stores for the First of April // Household Words. – 1857. – Volume 15. – March 7. – L.: Office, 16, Wellington Street North, 1853. P. 217.

[169] Spirit Manifestations before Napoleon ay the Tuileries // Yorkshire Spiritual Telegraph. – 1857. – Vol. 3. – January 17. – Yorkshire, 1857. – P. 99-100.

[170]Porter, K. H. Through a Glass Darkly, p. 47.

[171] Ibid., p. 46.

[172] Ibid., p. 34.

[173] Ibid., p. 64.

[174] Oppenheim, J. The Other World, P. 179.

[175] Oppenheim, J. The Other World, p. 160.

[176] Owen, A. The Place of Enchantment: British Occultism and the Culture of the Modern. – Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 2004. P. 4-5.

[177] Lytton, R. The Life of Edward Bulwer, vol. 2, p. 350.

[178] Gordon, Jay B. ‘Decadent Spaces’: Notes for a Phenomenology of the Fin de Siècle // Decadence and the 1890s. Ed. Ian Fletcher. – L.: E. Arnold, 1979. P. 36.

[179] Oppenheim, J. The Other World, p. 137.

[180] См. 1 главу

[181] Безусловно, связь души и тела является вопросом, который поднимается философией на протяжении тысячелетий, однако Общество психических исследований делало попытку доказать наличие или отсутствие души экспериментальным способом.

[182] Oppenheim, J. The Other World, p. 245

[183] Wilde, O. The Canterville Ghost. – Boston, MA, and London: John W. Luce & Co, 1906. C. 19

[184] Kipling, R. The Sending of Dana Da // Kipling, R. In Black and White. – L.: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1890. c. 61-70

[185] Marryat, F. The Spirit World. – NY: Charles B. Reed, 1894. P. 14.

[186] Kontou, T. The Case of Florence Marryat: Custodian of the Spirit World / Popular Novelist // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. – Farnham: Ashgate, 2012. P. 225.

[187] Oxon, M. A. Notes By the Way // Light. – 1888. – V. 8 – July 7. – London, 1888. – P. 321.

[188] Review. “She” by H. Rider Haggard // Light – 1887. – V. 7. – February 26 – London, 1887. P. 89-90.

[189] Wilde, O. The Decay of Lying // Nineteenth Century. –1889. – Vol. 25. – January. – L.: Kegan Paul, Trench & Co., 1889. – P. 53.

[190] Bennett, B. ‘The Dear Old Sacred Terror’: Spiritualism and Supernatural from The Bostonians to The Turn of the Screw // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. – Farnham: Ashgate, 2012. P. 315.

[191] И. В. Головачёва. Песни невинности и опыта: дети в «Поворотах винта» Джеймса и Пайпер–Бриттена // Детство в англо-американском литературном сознании XVII – XX веков. – М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 189

[192] Oppenheim, J. The Other World, p. 84.

[193] Kontou, T. The Case of Florence Marryat, p. 226.

[194] Marryat, F. There is No Death. – NY: National Book Company, 1891. P. 17

[195] Ibid., p. 18-21.

[196] Ibid., p. 18.

[197] Kontou, T. The Case of Florence Marryat, p. 226.

[198] Ibid., p. 227.

[199] Ibid., p. 223.

[200] Autobiography and Letters of Mrs M. O. W. Oliphant. Ed. Mrs Harry Coghill. – Edinburgh and London: William Blackwood and Sons, 1899. P. 34.

[201] Ibid., p. 89

[202] Ibid.

[203] Oliphant, M. A Beleaguered City: Being a Narrative of Certain Recent Events in the City of Semur, in the Department of the Haute Bourgogne: a Story of the Seen and the Unseen. – L.: Macmillan & Co., 1880.

[204] Oliphant, M. Old Lady Mary. – Boston, MA: Roberts Brothers, 1884.

[205] Marryat, F. The Dead Man’s Message. – NY: Charles B. Reed, 1894.

[206] Wilson, L. The Cross-Correspondences, p. 97.

[207] Ibid., p. 99-100.

[208] Stoker, Bram. The Jewel of Seven Stars. – L.: Heinemann, 1903.

[209] Blackwood, E. John Silence, Physician Extraordinary. – L.: Eveleigh Nash, 1908.

[210] Iliopoulos, S. ‘Out of a Medium’s Mouth’: Yeat’s Art in Relation to Mediumship, Spiritualism and Psychical Research: PhD Thesis. – University of Warwick, 1985. P. 230-232.

[211] Ibid, p. 93.

[212] Kipling, R. Wireless // Kipling, R. Traffics and Discoveries. – Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1904. P. 197-221.

[213] Kipling, R. En-Dor // Kipling, R. The Years Between. – L.: Methuen & Co., 1919. P. 55-57.

[214] Doyle, A. C. Mr Hodgson. To the Editor of Light // Light. – 1887. –Vol. 7. – August 27. – London, 1887. – P. 404.

[215] Doyle, A. C. Mysteries and Adventures. [Электронный ресурс]: http://gutenberg.net.au/ebooks14/1400681h.html#ch-32 – Дата обращения: 02.08.2017.

[216] Lycett, A. The Man Who Created Sherlock Holmes: The Life and Times of Sir Arthur Conan Doyle. – L.: Weidenfeld and Nicolson, 2007. P. 391.

[217] Ibid., p. 399.

[218] Doyle A. C. The Land of Mist. 1926. URL: http://gutenberg.net.au/ebooks06/0601351h.html (дата обращения: 02.08.2017).

[219] Le Fanu J. S. All in the Dark. L.: Downey & Co., 1898. P. 28-36.

[220] Marryat, F. The Dead Man’s Message, 119 pp.

[221] Doyle A. C. The Land of Mist. Chapter 4.

[222] Адепты спиритизма считали, что в загробном мире существует несколько духовных уровней, или сфер, и каждая из них характеризуется определённым духовным развитием его обитателей. В зависимости от прижизненного поведения человека его душа попадает на один из уровней и дальше продвигается выше и выше в этих сферах. Количество сфер может варьироваться. Шестая сфера, в любом случае, находится достаточно высоко в иерархии, так как Конан Дойл далее упоминает, что отсчёт ведётся от наименее развитой, «земной» сферы.

[223] Ibid., Chapter 5.

[224] Ibid., Chapter 10.

[225] Bulwer-Lytton, E. A Strange Story, vol. 2, p. 244.

[226] Ibid., vol. 1, p. 16. Далее ссылки на текст романа Э. Бульвер-Литтона «Странная история» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера тома и страницы.

[227] Manifold phases of Spiritualism // Spiritual Magazine.– Series 1. – 1860. – Vol. 1, №2. – L.: F. Pitman, 1860. – P. 49-56.

[228] Schlun, B. van. Science and the Imagination: Mesmerism, Media, and the Mind in Nineteenth-century English and American Literature. – Berlin: Glienicke, 2007. P. 158

[229] Browning, R. Mr. Sludge, “The Medium” // Browning, R. Dramatis Personae. – L.: Chapman and Hall, 1864. – P. 171-236.

[230] См. об этом в гл. 1.

[231] Galvan, J. The Sympathetic Medium: Feminine Channeling, the Occult, and Communication Technologies, 1859-1919. – Ithaca and London: Cornell UP, 2010. P. 62.

[232] Ibid., p. 162.

[233] Ibid., p. 161.

[234] Corelli, M. A Romance of Two Worlds. – Reprint. ed. 1896. – L.: Methuen & Co., 1957. p. 5.

[235] Ibid., p. 53. Далее ссылки на текст романа М. Корелли «Роман о двух мирах» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера страницы.

[236] Курсив автора

[237] Franklin, J. J. The Evolution of Occult Spirituality in Victorian England and the Representative Case of Edward Bulwer-Lytton // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult. – Farnham: Ashgate, 2012. P. 140.

[238] Marryat, F. The Dead Man’s Message, p. 107. Далее ссылки на текст романа Ф. Мэрриет «Послание мертвеца» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера страницы.

[239] Manifold phases of Spiritualism

[240] См. Oppenheim, J. The Other World, p. 118 о докторе Форбсе, который через медиума написал ей рецепт на латыни.

[241] Marryat, F. The Strange Transfiguration of Hannah Stubbs. – Leipzig: Tauchnitz, 1896. P. 5-6. Далее ссылки на текст романа Ф. Мэрриет «Послание мертвеца» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера страницы.

[242] Уэллс, Г.Д. Собрание сочинений в 15-ти томах / Пер. Н. Емельяниковой. – М.: Правда, 1964. – Том 6. Любовь и мистер Люишем. С. 66.

[243] Well, H. G. Love and Mr. Lewisham. The Story of a Very Young Couple. – NY: Frederick A. Stokes, 1899. P. 96.

[244] Anderson L. R. Bennett, Wells and Conrad: narrative in transition. – Basingstoke: Macmillan, 1988. P. 136.

[245] Уэллс, Г.Д. Любовь и мистер Люишем, с. 73

[246] Там же, с. 140.

[247] Там же, c. 197.

[248] Davies, O. The Haunted: A Social History of Ghosts. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. P. 1.

[249] Ibid, p. 2.

[250] Ibid, p. 3-4.

[251] Howitt, William. The History of the Supernatural in All Ages and Nations. – Philadelphia: J. B. Lippincott & co., 1863. Vol.1, p. 224

[252] Davies, p. 8.

[253] Ibid, p. 4-6.

[254] Ibid, p. 8

[255] Ibid.

[256] Ibid, p. 9.

[257] Bloom, C. Gothic Histories: The Taste for Terror, 1764 to the Present. – L.; NY.: Continuum, 2010. P. 142

[258] Punter, D. The Literature of Terror: A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. – L.: Longman, 1980. P. 55.

[259] Bennett, A. Romantic Poets and the Culture of Posterity. – Cambridge: Cambridge UP, 1999. P. 172-173.

[260] Wilkinson, W. Spirit Drawings: A Personal Narrative. – L.: Chapman & Hall, 1858. P. 173.

[261] См. напр. R. B., F. R. S. To the Editor of the “Spiritual Magazine” // Spiritual Magazine. – 1860. – Series 1. – Vol. 1, № 4. – L.: F. Pitman, 1860. P. 330.

[262] Briggs, J. Night visitors: The Rise and Fall of the English Ghost Story. – L.: Faber, 1977. P. 13

[263] Ibid.

[264] Ibid, p. 11.

[265] Scott, W. The Tapestried Chamber, or, The Lady in the Sacque // The Keepsake. Ed. F. M. Reynolds. – L.: Hurst, Chance & Co., 1829. P. 136

[266] Sheridan le Fanu, J. An Account of Some Strange Disturbances in Aungier Street // Dublin University Magazine. – Vol. 42. – 1853. – December. – Dublin: James McGlashan, 1853. P. 725-726.

[267] Dickens, Ch. To Be Taken with a Grain of Salt // All the Year Round. – Vol. 14. – 1865. – December 7. – L.: Chapman & Hall, 1866. P. 34.

[268] Ibid, p. 36.

[269] Ibid, p. 37.

[270] Hawker, R. S. The Botathen Ghost // All the Year Round. – Vol. XVII. – 1867. – May 18. – L.: Chapman & Hall, 1867. P. 501-504.

[271] Defoe, D. A Remarkable Passage of an Apparition, related by the Rev. Dr. Ruddle, of Launceston, in Cornwall, in the year 1665 // The Works of Daniel De Foe: With a Memoir of His Life and Writings. – Vol. 2. – L.: J. Clements, 1841. P. x-xiii.

[272] Ibid, p. xiii

[273] Ibid, p. xii

[274] Hawker, The Botathen Ghost, p. 503.

[275] Ibid., p. 504.

[276] Ibid.

[277] Ibid, p. 503.

[278] Bulwer-Lytton, E. Haunted and the Haunters, or the House and the Brain // Blackwood’s Magazine. – Vol. 86. – 1859. – August. – C. 236.

[279] Ibid, p. 227-228

[280] Ibid, p. 232-233

[281] Ibid.

[282] Briggs, p. 14

[283] Oliphant, M. A Beleaguered City Being a Narrative of Certain Recent Events in the City of Semur, in the Department of Haute Bourgogne. – L.: Macmillan & Co, 1880. P. 21, 27. Далее ссылки на текст романа М. Олифант «Осаждённый город» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера страницы.

[284] Описания загробного мира давались, чаще всего, в «надиктованных текстах». См. Глава 1, п. 1.6.

[285] Oliphant, M. Old Lady Mary // Blackwood’s Edinburgh magazine. – Vol. 135. – 1884. – Jan. – Edinburgh: William Blackwood & Sons, 1884. P. 16.

[286] Ibid, p. 14.

[287] Ibid, p. 40.

[288] Wilde. Canterville Ghost. P. 47.

[289] Ibid, p. 53. Здесь пер. Ю. Кагарлицкого. Далее – перевод наш. Далее ссылки на текст рассказа О. Уайльда «Кентервильское привидение» в тексте диссертации приводятся в скобках с указанием номера страницы.

[290] Doyle, A. C. The Land of Mist // Conan Doyle, A. The Professor Challenger stories. – L.: J. Murray, 1952.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!