Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, с. 170 / 154. 23 страница



 

разновидность нравоучительной поэзии, краткая басня, часто - животная, поднятие [ноги], т.е. повышение и подъем; термин греческой метрики, обозначающий слабую часть стопы, на которую не падает метрическое ударение; противопоставляется тезису (опускание, удар [ноги]).

 

афинский жертвенный обряд "быкоубийства"; после принесения жертвы судили и приговаривали к потоплению в море нож или топор, которым убивали быка.

 

предметы или изображения, по обету посвященные богам.

 

предсказатели в Риме, гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

 

"умение находить выход"; метод обучения, так называемые сократические беседы, в которых путем наводящих вопросов и примеров учитель наталкивает ученика на правильный ответ, храмовая рабыня, посвященная богу, иногда священная "куртизанка" особый, сакральный язык.

 

верховный жрец Элевсинских мистерий; кроме обязанностей по посвящению в мистерии и культу имел общественные обязанности и принимал участие в общегосударственных праздниках.

 

обрядовая мольба об убежище или спасении; гикет, т.е. молящий, приходите масличной ветвью, обвитой белой шерстью, "веселая", т.е. травестийная, трагедия, вещественный, телесный, материальный (от ЬХц - вещество, материя); отличать от "гилозоистический" (гилозоизм - учение об одушест-вленности материи).

 

жанр свадебной песни, которую исполняли, провожая невесту.

 

изречение, сентенция, назидательное лаконичное высказывание, аналогичное пословице; гномой часто заканчивается монолог трагедии, предсказание, прорицание; включает предсказание по снам, по полету птиц, основывается на всякого рода гаданиях - по стихиям, неодушевленным предметам и т.д. соответствует греческому мантика.

 

"учитель"; в театре - постановщик, преимущественно сам автор драмы. стихомифия, в которой реплики диалогистов содержат по паре стихов.

 

принцип рационалистического толкования мифов, полагающий в основе мифологического рассказа реальные исторические события, лишь фантастически искаженные. Термин происходит от имени греческого писателя Евгемера (ок. 300 г. до н.э.), рассказывавшего в своем "романе" об утопической Панхее о священной надписи, которая сообщала о деяниях первых царей острова: Урана, Кроноса, Зевса. По мысли Евгемера, великие люди и мудрые цари почитаются столь высоко, что достигают "ранга" богов.

 

риторическая фигура, состоящая в равновесии двух или нескольких речевых тактов (колонов), причем точное слоговое равенство именуется исоколоном, а приблизительное - па-рисоном. Исоколон обычно составляется из сравнительно кратких и отчетливо выделенных колонов и подчеркивается синтаксическим параллелизмом, анафорой, сходством окончаний и проч.

 

финикийские или пеласгические божества, которых чтили как помощников Гефеста на Лемносе, в Самофракии и др. божества безличные, множественные: культ их - очень архаичного облика.

 

жезл вестника, является атрибутом Гермеса (Меркурия).

 

схождение вниз, сошествие в преисподнюю, все, что связано с очистительными (катарти-ческими) обрядами.

 

авторы киклических поэм, т.е. послегомеров-ских песен, образующих в совокупности связный комплекс мифов (цикл, кикл). льстец, прихлебатель; сценический тип льстеца, биение себя в грудь в знак скорби; часть трагедии - скорбная песнь хора или хора и солиста.

 

веселая процессия ряженых на празднике урожая и виноделия; обрядовое шествие, включающее пение, пляски, игры, высмеивание друг друга и встречных; считается, что "комедия" - это песня комоса.

 

предводитель хора в греческой драме, богини-кормилицы, воспитательницы, жертвенное возлияние.

 

жрецы Фавна Луперка, древнего бога стад; точнее, коллективные участники Луперкалий - очистительных, умилостивительных обрядов; во время Луперкалий луперки бегут обнаженные по улицам и хлещут кожаными бичами всех встречных.

 

прорицания, пророчества, искусство предсказаний, провиденциальная обрядность; ср. ди-винация.

 

человек, посвященный в мистерии, участник мистериального действа, сольная песня героя драмы, высокий треугольный головной убор греческого трагического актера, миф, связанный с культом осла, в средние века способ определения виновности или невиновности "божьим судом": испытание огнем, водой, раскаленным железом и т.п. комедия плаща (паллиум); римская комедия, основанная на греческом образце, герои которой носят греческое платье (плащ), термин риторики, обозначающий поучительный пример, урок, доказательство на примере, см. скена.

 

сопрестольник, совместно с кем-либо правящий; у мужского божества часто есть паредр.

 

Парифн] Парод

Парфёний

Парэнёза Пеан

Перипетия Сатура (сатира)

Скена

Сколий

Солея

Сотёр Спарагмос

Стасим

Стихомифия

 

Талион т.е. пара противоположного пола, но с аналогичной функцией: Персефона - паредр Аида и др.

 

см. исокол[он].

 

часть драмы; песня, с которой хор выходит на сцену после пролога.

 

"девичья песня"; жанр хоровой лирики, предназначенный для исполнения хорами девушек, увещевательное, "советное" слово, речь, торжественный хоровой гимн, благодарственный, победный или умилостивительный; преимущественно в честь Аполлона, как термин, характеризующий трагедию, обозначает перемену событий к противоположному, благодаря чему осуществляется кульминация и подготавливается развязка, букв, "смесь"; так называлась обрядовая еда, подносившаяся богам; римская сатира (типа Луцилиевой или Горациевой) как литературный жанр наследовала эллинистическому принципу "пестроты" (смеси); сатира Варрона, Мениппа или Петрония характеризовалась смесью стихов и прозы; о драматической сатуре см. примеч. 50 к гл. "Мим" ("Образ и понятие").

 

палатка позади орхестры (сначала деревянная, впоследствии каменная), в которой хранился реквизит и актеры ждали выхода; выступы по бокам скены - параскении; из-за них появлялись актеры; параскениями со временем стали именоваться боковые проходы (двери), песня-импровизация, которая состоит из небольших (до 4 стихов) частей, исполняемых в определенной очередности участниками сим-посия (пира).

 

в православной церкви возвышение перед иконостасом во всю его длину (от лат. solea - подошва).

 

спаситель, хранитель, покровитель - титул божества.

 

разрывание, раздирание; ритуальное расчленение животного, экстатическое расцарапывание собственного тела.

 

"стоячая песня"; в греческой трагедии - большая, ритмически единообразная песнь, которую хор пел, стоя неподвижно на месте, форма драматического диалога, в котором диа-логисты произносят по одной метрической строке (иногда по две, см. дистихомифия); стихомифия характерна для трагедии, в комедии строка часто разбивается на две реплики, римский юридический термин, означающий возмездие, по силе равное преступлению.

 

Таргёлии

Тезис

Тейхоскопйя

Теорикон Трагос Трёнос Фармак

Фиады (тиады) Флиаки

Холиямб

Хорегия

Хтонизм, хтоническое

Эйрон (иначе - "ироник")

Эпифанируюший бог

 

Эксод Эпод аттический праздник жатвы в честь Аполлона и Артемиды, на котором убивали фармаков, "искупая" урожай, см. арзис.

 

"смотрение со стены"; традиционное заглавие III песни "Илиады".

 

в Афинах пособие на оплату мест в театре, козел; ряженный козлом, похоронный плач, жанр хоровой лирики, "нечисть" и очистительная жертва; род человеческого "козла отпущения", воплощение скверны; избирался из уродов как умилостивительная жертва при несчастии (голод, болезнь) и сжигался (в Ионии); на афинских Таргелиях двух фармаков (сибакхи) высылали прочь из города и там убивали (сбрасывали со скалы), участницы фиаса, свиты Диониса, т.е. вакханки, сценки из репертуара народного импровизационного, фарсового театра в Италии и Сицилии.

 

букв, "хромой ямб"; размер, изобретенный Гип-понактом, заменившим последнюю стопу шестистопного ямба хореем.

 

обязанность богатых афинских граждан брать на себя расходы по подбору и обучению хора для драматических состязаний и по оформлению спектакля.

 

"хтоническое" (от греч. %Ьт\ - земля, почва) начало связано с идеей могилы и возрождения, тления и произрастания, с принципом "смерти", снятой в круговороте времен; хто-низмом именуется также ранняя стадия мифологии античных народов (следы которой сохраняются сколь угодно долго), характеризуемая чудовищными образами порождений земли; хтоническими именуются подземные боги, противопоставленные "светлым", олимпийским божествам.

 

притворщик, хитрец; у Платона "эйрон" приближается к "шуту-филосохру"; эйрон - притворщик, умаляющий себя; образцовый эйрон - Сократ.

 

божество, внезапно являющееся людям; эпи-фания - это чудесное проявление божественной силы и воли, а иногда и явление самого бога, приходящего на помошь; обожествленные властители считались богами-эпифанами. ибо в них являли себя боги, заключительная песня хора, с которой он покидает орхестру; последняя часть драмы, в греческой хоровой лирике третья часть системы строфа-антистрофа-эпод; метрически эпод отличается от двух первых частей. В хо-

 

ровых партиях драмы эпод часто завершает не одну, а несколько пар строф, помещаясь в конце всей песни.

 

Эпоним герой, дающий чему-либо свое имя; тот, чьим

 

именем называется город, фила и т.п.

 

Ямбика ямбические размеры связаны в античности с

 

определенными "ямбическими" темами: насмешки, глумления, издевательства; тематически-метрический комплекс и есть ямбика.

 

Singen-sagen "петь и сказывать" - средневековая немецкая

 

формула для эпического сказа; в научной литературе ею обозначают аналогичные явления не только германской, но и любой традиции. Сочетание пения и оказывания получило в науке различные интерпретации. В частности, считалось, что древний (по мнению некоторых - индоевропейский) эпический стиль характеризуется чередованием стихов и прозы. Письменной фиксации удостаивается со временем лишь стихотворная часть, так как "сказовая", или прозаическая, мыслится служебной, пояснительной. Она более подвижна, вариативна, импровизация играет в ней большую роль. Стихотворные части нередко архаичнее по языку, содержат диалектные черты и т.п. С другой стороны, стихотворной и песенной бывает прямая речь героев и диалоги, вводимые формулой "тогда сказал" или "тогда запел" (причем герой может обладать "личной" мелодией), а речь "от автора" сказывается. Некоторые ирландские памятники являют своеобразный пример реализации принципа singen- sagen: стихотворная часть перелагает то же самое, что говорится в части прозаической.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!