РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ» 7 страница
Со временем и здесь будут опознаны эти сложнейшие отклики главных внутренних тем, связующих все творчество Тарковского в одно-единое лирико-поэтическое высказывание.
Прежде всего перед нами редчайший случай полного переосмысления литературного оригинала: Сталкер Стругацких — мародер Зоны, торгующий ее загадками, — у Тарковского становится ее апостолом, он ведет сюда заблудшие, несчастные души, чтобы исполнились их сокровенные желания. Он, проводник, бескорыстен. Здесь он ничего не берет и ничего не может получить для себя, таков закон Зоны (учитель Сталкера пожелал себе — получил и погиб).
Этот измученный, весь словно бы обугленный человек, с лицом Ван Гога (поразительное сходство с ним актера Александра Кайдановского), в Зоне, огороженной, охраняемой, недоступной для пришельца, непостижимой, — счастлив. Он приходит на свидание с Зоной, как на свидание с покоем, тишиной, одиночеством. Свободой. Он чувствует Зону, как самого себя, ловит ее угрозы, ее снисхождение. Он приходит сюда из промозглого, выродившегося, омертвевшего мира, где живут люди, чтобы ловить запахи ее огромных трав, чтобы слушать пульсацию ее воды, чтобы слышать ее таинственные зовы.
Тарковский не дает нам ответа на то, что она такое, эта Зона. Говорят, что ее оставили пришельцы, что она порождена метеоритом, но она просто есть. И Сталкер все водит и водит сюда людей, во всем изверившихся, с пустыми душами и глазами, надеясь, что их желания окажутся высоки и бескорыстны...
|
|
Говорят, что в фильме Тарковского, в отличие от оригинала Стругацких, Сталкер морочит своих клиентов, что тут вся Зона безопасна; это ошибка, это неверно: следы смерти видны повсюду, и гибель другого Сталкера, о котором идет речь, — правда.
Теперь — о другом.
Фильм Тарковского — не научная фантастика. Это мистерия. Это опять «страсти». В сущности, все картины режиссера принадлежат к роду «страстей» — древнему роду искусства. Не потому
475
ли — знаковый признак жанра — так часто в фильмах Тарковского звучит ария Петра их баховских «Страстей по Матвею» (в «Сталкере» ее небрежно, но очень точно насвистывает писатель (А. Солоницын) — надорванный, изнуренно многословный, надменный, балованный и абсолютно несчастный).
«Страсти» — это испытание сомнениями, поиски веры, это крестный путь человеческой души, проходящей через ужасы жизни, чужую смерть, одиночество.
Сталкер у Тарковского — человек, который становится добровольным проводником по такому вот крестному пути, он водит заблудшие души по Зоне дорогой самопознания, даже не зная о конечном итоге. Не зная, но веря. Впрочем, теперь этот итог перед ним: ни один из теперешних его ведомых решительно не хочет переступить через порог комнаты, где исполняются заветные желания, потому что эти желания наверняка мелки, эгоистичны, низки.
|
|
Они уходят от чуда, уклоняются от него — возвращаются из Зоны такими же, какими пришли. Они недостойны «страстей», потому что они, как это сказано в Новом Завете, «не холодны и не горячи», хуже чего для человека быть не может...
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ ВИКТОРА СЕРГЕЕВА «ШИЗОФРЕНИЯ»
Фильм Виктора Сергеева «Шизофрения» был снят на киностудии «Ленфильм» при участии компании «Стабильная линия» в 1997 году. Этот фильм представляет собой работу прекрасных авторов: режиссера-постановщика Виктора Сергеева, главного оператора Юрия Шайгарданова, авторов сценария Александра Абдулова, Евгения Козловского, Виктора Невского, композитора Андрея Ма-каревича.
В основу сюжета легла история, рассказанная Александру Абдулову одним из известных российских «авторитетов». Решенный в жанре политического детектива, фильм рассказывает о широких связях криминального мира России с правоохранительными структурами и спецслужбами, коррумпированности правительственных чиновников самого высокого ранга.
|
|
В главных ролях в фильме снялись: Александр Абдулов, Александр Збруев, Кирилл Лавров, Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Николай Трофимов, Юрий Кузнецов, Дарья Кабалова.
Слово «шизофрения» в переводе означает «расщепленный разум». Мы можем прочитать в медицинском справочнике, что это «наиболее распространенное заболевание, которое характеризуется разнообразными проявлениями и имеет тенденцию к хроническому течению».
Итак, шизофрения. Такой диагноз ставит России конца XX века самый лучший медик — история. Посмотрев по сторонам, мы увидим, что наше общество недалеко, к сожалению, ушло от сталинского террора, от всеобщей смуты. Россия, подобно загнанному животному, пытается выкарабкаться, но нет сил уже, нет даже на-
476
дежд, а это самое страшное. Люди обезумели, страшная болезнь одолевает всех...
Фильм «Шизофрения» состоит из двух частей. Первая часть — «Немой» — рассказывает о судьбе героя, знакомит с ним. Находясь на службе в КГБ, герой Александра Абдулова Иван Голубчик случайно выстреливает на охоте в пьяного генерала. За это Голубчик, молодой тогда еще парень, получает пятнадцать .лет тюремного заключения. После этого случая с генералом впечатлительный Иван теряет дар речи. Спустя семь лет в наше время его «вызволяет» из зоны уже ФСБ для убийства крупного банкира.
|
|
Таким образом, человек попадает под власть мощной, годами выработанной системы. И если на него положила глаз «контора», то человек практически погиб.
В таком замкнутом круге оказывается Иван Голубчик. Спецслужбы готовят его к убийству, тщательно обдумывая каждый шаг. Майор ФСБ, герой Александра Збруева, отводит Голубчику роль палача: «Палачи любой власти нужны».
Совершив свою миссию, Голубчик еще больше втягивается в западню. С одной стороны — охрана-мафия банкира, с другой — «контора?. И здесь особенно четко встает вопрос фильма: мафия и ФСБ. Чьи методы работы более законны?
Во второй части фильма — «Спаси и сохрани» — мы получаем ответ на этот вопрос. Отчаявшись, Иван дает интервью французским журналистам прямо в самолете прямо в аэропорту Пулково-2. Самолет отрывается от земли и взрывается. «Создана правительственная комиссия, — говорит дикторша, — по расследованию причин катастрофы». Председателем этой комиссии назначается человек, организовавший убийство.
Актерский состав подобран, по моему мнению, очень удачно. Особенно сильно играли актеры второго плана: Леонид Броневой, Армен Джигарханян. Броневой играет роль правительственного портного. Это пожилой, рассудительный человек, который гордится тем, что общался с «великими». Герой Збруева делает ему замечание: «От старости вы не умрете». Выдержав паузу, портной ответил: «С вашего позволения, я хотел бы умереть от старости». Меня потряс этот момент. Оказывается, в нашем обществе кто-то главный может распоряжаться жизнью другого человека. Система, зародившаяся в СССР в тридцатых, создала вокруг себя мощную опричнину, как это было во времена Иоанна IV.
Фильм, безусловно, тяжелый. Он очень сильно давит на психику. Это ощущение усиливает необычайная музыка. То и дело возникает однообразный «сверчковый» звук, усиливающий психологическую нагрузку. Частыми в фильме являются немые диалоги. Очень мастерски сыграны все паузы.
Я считаю, что реальную жизнь критиковать бесполезно. «Ши зофрения? — фильм о реальной жизни. Вся та злоба, страх и кровь нашей жизни — все это отражено в этом фильме. «Шизофрения» — это вызов. Недаром весть о нем была как-то скомкана и забыта. Мы видим страшную гибель России, выгодную кому-то. «В державе за хорошие денежки можно все», — говорит героиня Дарьи Кабаловой. Пускай это звучит банально, но задача всей россий-
477
ской молодежи сейчас — спасти и возродить страну, не дать деньгам взять верх в жизни. Если люди перестанут бороться, страшная шизофрения проникнет во все слои общества, поразит каждого. Я думаю, что появление такого фильма, как «Шизофрения», станет одной из первых ступенек всеобщей лестницы выздоровления.
РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Чеченская война. Несомненно, в душе каждого из нас еще живы воспоминания об этой трагической странице в истории нашей страны. Фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник», рассказывающий о судьбе двух русских солдат, попавших в плен к чеченским боевикам, еще раз напоминает нам о ней и заставляет задуматься над тем, как отвратительна и чудовищна война, насколько чужда она человеческому сознанию. В то же время фильм поражает 'нас прекрасными человеческими отношениями между героями, которые подобны цветку, распустившемуся на поле битвы.
Сюжет «Кавказского пленника» понятен и близок всем людям. Такие сюжетные ситуации характерны для многих фильмов Бодрова. Например, в его картине «СЭР» мальчик бежит из исправительной колонии, чтобы найти своего отца. Посмотрев предыдущие работы Сергея Бодрова («Сладкий сок внутри травы», «Непрофессионалы», «СЭР»), мы можем отметить, что этот режиссер, показывая суровую правду жизни, смотрит на своих героев с теплотой и любовью. Такой же взгляд мы можем без труда уловить и в «Кавказском пленнике».
Многим критикам фильм показался слишком мягким, избегающим показа кровавой реальности войны в Чечне или быта Российской армии. Действительно, в нем нет зверств, нет эффектных батальных сцен. Это объясняется тем, что замысел режиссера заключался в создании картины взаимоотношений двух русских солдат и чеченцев, в плен к которым они попали.
Создателей ленты вдохновило одноименное произведение Льва Николаевича Толстого. Имена персонажей — Жилин, Дина, Абдул-Мурат, некоторые сюжетные моменты взяты из «Кавказского пленника» Толстого, поэтому и сам фильм носит такое название. Режиссер следует традиции классика, восходящей к «Войне и миру», с его отрицанием войны и убийства.
Главные герои фильма — рядовой Жилин и прапорщик Александр. Первый — брошенный в пекло войны призывник-новобранец, второй — профессионал-наемник. Оба, раненные в бою, попадают в плен к чеченцу Абдул-Мурату. Сын Абдула находится в плену у русских, и старик хочет договориться с комендантом лагеря об обмене пленными. Во время неудачной попытки побега Александра убивают, Жилин остается один. Мать Жилина, потрясенная тем, что случилось с ее сыном, приезжает к коменданту и договаривается об обмене. Но ее усилия оказались тщетными: сына Абдулы застрелили русские солдаты, когда тот пытался убежать. Картина показывает, как и почему возникает ужасная бесконечность кровопролития. Одна кровь влечет за собой другую, одна смерть — следующую. На этом строится сюжет. Этим он движется, пока кто-ни-
478
будь не найдет в себе силы остановить, разорвать порочный круг. Абдул-Мурат находит в себе силы не мстить, не убивать. Видя, что его дочь Дина любит Жилина, старик сохраняет ему жизнь. Но финал фильма омрачается страшной картиной: русские бомбардировщики летят бомбить аул Абдулы.
«Кавказский пленник» Сергея Бодрова — это фильм не только о войне, но и о любви. Юные герои фильма — Жилин и Дина — это Ромео и Джульетта в условиях войны на Кавказе, разделившей уже не два рода, а два народа.
Лента имела большой успех на кинофестивале в Канне, где получила приз ФИБРЕССИ и приз зрительских симпатий. На фестивале «Кинотавро в Сочи фильм удостоен Гран-при, а Олег Меньшиков, исполнитель роли Александра, и Сергей Бодров-младший, исполнивший роль Жилина, получили приз за лучшую мужскую роль. Сняв в роли Жилина своего сына, Сергей Бодров-старший нашел прекрасного партнера для Олега Меньшикова, а картина стала для режиссера более значительной, личной. Беззащитные глаза солдата Жилина, в которых мы не видим ни одной ноты фальши, интуитивно угаданная Сергеем Бодровым-младшим пластика компенсируют отсутствие в фильме философских глубин и эстетических порывов. В сильном актерском ансамбле блистает Олег Меньшиков, который принес в фильм ноту оптимизма и жизнерадостности. Благодаря мастерству оператора Павла Лебешева мы увидели Кавказ с его пейзажными красотами и местными обрядами.
При всей видимой простоте в фильме есть то, что соединяет его компоненты: это внутренняя естественность, соответствие психологическим и духовным реалиям нынешней России,
РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «БРАТ»
Фильм «Брат» Алексея Балабанова был снят кинокомпанией «СТВ» в 1997 году. Главные роли исполняли Сергей Бодров, Виктор Сухорукое, Светлана Письминченко, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов. Продолжительность фильма (всего 95 минут) не велика. Но это новое русское кино сразу же стало участником официальной программы 50-го Каннского фестиваля. Почему «новое русское»? Да потому, что «Брат» действительно оказался самой громкой и яркой отечественной премьерой прошлого года, которая покорила сердца российских зрителей.
Главный герой картины Данила Багров, демобилизованный из армии, вернулся в свой родной городок. Но скучная жизнь российской провинции не устраивала его, и, ища себе на молодую голову приключений и испытывая судьбу, он решил податься во вторую столицу России — Петербург. Там, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Но все оказалось не так-то просто — брат был наемным убийцей... Здесь режиссер излагает свою, наверное, излюбленную историю (ту, которая сейчас царит в жизни) — о мире, погубившем душу молодого человека, Балабанов создает сю жетную конструкцию современного боевика, тем самым вводит в заблуждение зрителей, понявших фильм как историю очередного симпатяги киллера, коих прошло по экранам предостаточно. Но
479
фильм «Брат» не об этом. Здесь звучит мотив братской внутренней неразрывной связи. Старший брат, сделав Данилу также профессиональным убийцей, чистильщиком, словом, современным киллером, подставляет его, бросая на произвол судьбы, потому что должен спасаться и думать только о своей собственной шкуре. Но Данила сумел понять и простить брата, так как они «одной крови». В фильме можно найти и тему убийства, и сюжетный зачин с киносъемками, на которые случайно забредает герой (просто Балабанов решает посмотреть, при каких условиях в городе можно выжить...). Наиболее остро и глубоко находит герой свое переживание ошеломляющего мгновения встречи провинциала с огромным городом, чужим, холодным, враждебным, в котором Данила чувствует себя ничтожным, одиноким и беспомощным.
Первое ощущение оказалось неизгладимым. А. Балабанов заставляет главного героя неприкаянно слоняться по лабиринтам улиц в поисках брата и жилья, бросает его в объятия общества наркоманов и дворовых тусовок, наделяет пугающим чувством потери своего собственного «я? и дарит как бы зыбкое отдохновение в незамысловатых песенках Вячеслава Бутусова, согревающих его бесприютное сердце.
Режиссер как бы пробует себя в жанре современного боевика. Он выбирает сегодняшний шумный многолюдный город — Петербург. В каком бы временнбм ракурсе и через какую бы сюжетную призму ни искал режиссер, он видел одно: никем вокруг не замеченную трагедию маленького человека из толпы. Судьба, оборвав Даниле крылья, бросает его в самое жаркое пекло жизни, к бандитам, вне привычной системы жизненных координат.
Исходная ситуация фильма «Брат» Балабанова — это ситуация мистического триллера, происходящего, кажется, в рамках абсурда. Автор сценария сталкивает героя один на один с миром-оборотнем, который принял облик Города-монстра, Города-убийцы и вольготно раскинулся на русской земле. Режиссер заставляет Данилу попробовать жить в нем, что на деле оказывается сродни путешествию по кругам ада, особо страшному еще и потому, что герой этого не осознает и не ощущает его действия. В этом Городе герой бесконечно блуждает по одним и тем же улицам. Время от времени его пути-дорожки пересекаются с теми, кто ему дорог или нужен, кто протянет ему руку помощи и откроет сердце, полное сочувствием и пониманием. Это происходит или на немецком кладбище, или в трактире-забегаловке. Но не стоит искать в этом скрытый смысл, так же как и в том, почему по улицам Петербурга часто одиноко катит блуждающий трамвайчик, вроде бы обещающий спасение, готовый увести человека от опасности — и даже не от самого ли себя? Но на нем не уехать далеко, не вырваться из заколдованного круга...
Балабанов дает своему персонажу такое прошлое, которое нормальный человек вынести может, лишь отказавшись оценивать его и думать о нем, — войну. О ней в фильме почти не говорится, никаких примет ее нет, кроме одной-единственной исковерканной души обыкновенного милого мальчика Данилы (Сергей Бордов), в меру неразвитого, в меру порядочного, отзывчивого, умеющего быть
480
благодарным и чувствующего ответственность за близких. Но война отучила его видеть во враге человека. И теперь брату достаточно сказать Даниле: тот — мафиози, тот — банкир, тот угрожает, — и Данила равнодушно стреляет.
Вот так и путешествует по мегаполису мальчик с наполовину умершей душой, как зверь по чужому лесу, — приглядываясь, готовя себе запасные убежища, всегда настороже, готовый к внезапным нападениям. И Город покоряется ему — прячет в своих переулках, уберегает от врагов, дарит жилье и нужные встречи. Как сказал его друг по кличке Немец, что «Город — это злая сила. Сильные приезжают — становятся слабыми. Город забирает силу». Мертвое притягивает мертвых, живое — живых. Сам не понимая, что с ним произошло и в кого он превратился, Данила оказался посередине между чудовищем — Городом и живыми обычными людьми, между смертью, легко творимой его руками, и романтическими песнями «Наутилуса*, которые впитывает в себя как наркотик.
В жестокой сказке Балабанова нет хорошего конца и нет вообще как такового. Мои слезы здесь ничего не изменяют. Да, хотя Город отпустил Данилу. Может быть, потому, что они «одной крови»? Но не спасение ждет юношу за его пределами — под полой куртки уносит он обрез...
Балабанов проявил себя как режиссер, тонко чувствующий избранный жанр, обладающий абсолютным композиционным чутьем и сориентированный на создание выразительного музыкального образа, который является и знаком времени, и характерной реальности, и отображением душевного состояния человека. Герои фильма не способны сформулировать свое отношение к происходящему, но ощущают все непосредственно, чувственно, через музыку, звук.
Из-за всего этого «Брат» не позволяет сомневаться в его безусловном лидерстве.
Как показывает статистика, зрительский успех «Брата» складывается сразу из нескольких составных частей. Вряд ли на него особенно повлияли призы «Кинотавра» или даже участие в официальной программе Каннского кинофестиваля. Самое главное — наконец-то впервые за несколько лет появился фильм, вызвавший действительный, а не привычно подогретый рекламой общественный интерес. Не столько модно было смотреть «Брата», сколько немодно его не посмотреть и не высказать по его поводу собственное мнение. «Брат» стал поводом для самостоятельных обобщений: хорошо ли, когда символом эпохи становится киллер (пусть даже любитель)? Кроме того, своим спорным подходом к показу межнациональных отношений (русские, чеченцы, немцы) фильм наконец-то сделал рассуждение о политкорректности в российском искусстве обоснованными.
Другой не менее важной причиной победы «Брата» стало долгожданное появление в российском кино героя действия. Брать пример с Данилы Багрова, конечно, не хочется (да, пожалуй, и не стоит), но следить за его похождениями с интересом можно без труда. Поэтому очень показателен успех «Брата». Сейчас купить этот фильм можно где угодно. Это кино, которое (хотя бы некоторое время, а может, и навсегда) останется в домашних видеотеках на-
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!