РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ» 10 страница



Конечно же путешествие по России начинается со старинной Москвы, с ее сердца — Красной площади, храма Василия Блажен­ного, Кремля. Проходя по Соборной площади мимо колокольни Ивана Великого, Архангельского собора, усыпальницы русских князей и царей, чувствуешь, как что-то неизведанное, жуткое и в то же время страшно интересное надвигается на тебя, полностью охватывает. Как чудесен этот плен!

Москва как одинокая красавица, слепленная из праха:

495


Смола и дерево, кирпич и медь Воздвиглись городом прекрасным.

Святая златоглавая Москва — она, как символ забытой патри­архальной Руси. Огромное число древних храмов украшает ее и бе;? того прекрасное лицо. А перезвон знаменитых московских колоко­лов, раздающийся со звонниц церквей, просто поражает своей чис­тотой и мелодичностью. Колокола разговаривают между собой:

И медью перекликнулись в ночи Колокола Великого Ивана.

Дух старинного города пронизывает тебя, остается с тобой. Ми­роощущение совсем изменяется, становится более возвышенным, более чутким к прекрасному. Древние города, как сказочные обра­зы белых кораблей, вырисовываются на живописных возвышенно­стях безбрежного океана родных полей и лесов.

Владимир. С именем этого города связаны впечатления об ори­гинальной архитектуре русских церквей. Жемчужина Владимира и всей России — это Дмитриевский собор, самый изящный из всех суздальских храмов. Единственным его украшением служат много­численные орнаменты в виде человеческих фигурок, фантастиче­ских зверей, растений. Стены храма испещрены рельефными узо­рами. Этот ценнейший памятник древнерусской архитектуры, сияя солнечным светом, привлекает к себе своей неповторимостью мно­гочисленных туристов, В тени Успенского собора Дмитриевский со­бор походит на младенца, прекрасного своей естественной красо­той. Ансамбль из двух соборов, располагаясь на обрывистом холме, возвышается над всем городом. Складывается такое впечатление, что вот-вот соборы взмоют ввысь — настолько изящными, легкими и нежными сотворили их зодчие. Покидая Владимир, не можешь долго оторваться от стекол автобуса, глядя на удаляющихся свиде­телей былого величия.

Поездка в автобусе от памятника к памятнику — тоже путеше­ствие, путешествие по бескрайним просторам, бесконечным доро­гам. Сколько чудесного и неизвестного сосредоточено у дорог: де­ревни, люди, города. Все это медленно проплывает за окном, незна­комое и дорогое, оставляя грустные воспоминания. Но больше все­го поражают природа и храмы, раскинувшиеся вдоль дорог. На многие километры тянутся леса, дубравы, поля, реки и озера. И от самого далекого места веет родиной. Неповторимой картиной про­плывают березовые рощи. Русская береза — изящная и нежная — пробуждает в сердце самые лучшие качества. Береза — «доброе» дерево, дерево непокорной и гордой Руси:

Ее к земле сгибает ливень, Почти нагую, а она Рванется, глянет молчаливо — И дождь уймется у окна. Но, тонкую, ее ломая, Из силы выбьется... Она, Видать, характером прямая, Кому-то третьему верна.

496


Береза — дерево русской женщины, дерево нашего народа, доб­рого, красивого душой и телом:

Березы ждут. Их лист

Полупрозрачный

Застенчиво манит и тянет взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Рощи начинают редеть, сменяются кустарником, и вот на опуш­ке леса возникает поселение — белый город, утопающий в «полу­прозрачной листве берез» — Ростов Великий — город-сказка, го­род-легенда. Он не похож ни на какой другой город. Ростовский кремль не поддается никакому описанию. Освещенный солнцем, отражаясь в озере Неро, кремль похож на сказочный подводный го­род. Ростовская колокольня — очень грациозное сооружение. Она просто пленяет высотой и формами, размерами и количеством ко­локолов. Ростовский ансамбль настолько уникален, древен, красив, естествен, что, глядя на ворота, кажется, что через пару минут по­кажется князь с княгиней и княжеская дружина. От этого городка с его монастырями, церквами, бревенчатыми избами остаются са­мые радужные воспоминания. Изо дня в день мне постоянно хочет­ся очутиться в этой чудо-сказке.

И вот опять автобус, дорога, разлуки и встречи. Приходят и уходят Ярославль, Тула, Смоленск, Тверь, Суздаль, Коломна, Клин, Александров, Боголюбов, Чехов, Кусково, Остафьево, Боро­дино, Калуга, Серпухов. Каждый город чем-то знаменит, замечате­лен. От каждого остается что-то особенное, что складывается в одно целое — то, что мы называем Русью.

Просторы России бескрайни. Путешествовать по ней можно всю жизнь, каждый раз открывая в знакомых местах нечто новое. Рос­сийские города такие все разные и такие одинаковые. Общее в них — это дух. А в наш безнравственный сумасшедший век хочет­ся проникнуться этим духом, хочется былинного покоя. И, посе­щая старинные места, становиться лучше, добрее, приобщаться к многовековой национальной культуре народа возникает большое желание.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ {// вариант)

Россия. Для одних это пустой звук, для других — огромная, не­объятная страна, называемая Родиной, а для меня это даже нечто большее, чем место, где я родился и вырос. На мой взгляд, нигде в мире нет страны с такой богатой культурой, историей, полной кро­вавых войн, людьми, всегда готовыми помочь, понять и разделить твое горе, поддержать в трудный момент и дать полезный совет.

Я понял все это, посетив старинные русские города, располо­женные на берегах Волги и Оки. Для меня все было новым и уди­вительным.

Небольшой двухпалубный теплоходик «Александр Шемагин», громко гудя и рассекая острым носом воду, в солнечный летний де­нек отправился в свое очередное путешествие. Когда острый шпиль

17-3959                                                 497


здания Северного речного порта исчезает из виду и огромные реч­ные краны кажутся игрушечными, по обеим сторонам канала име­ни Москвы, закованного в бетон, появляется лес. Кругом тишина, нарушаемая лишь только негромким плеском волн о бетонные бе­рега да натужной прерывистой работой двигателей. Сначала этот звук кажется грубым и некрасивым, но ты привыкаешь, и вскоре создается такое впечатление, будто двигатель напевает песню, сло­ва которой известны только ему одному.

Наступает ночь. Постепенно жизнь на теплоходе затихает...

А утром, выйдя на палубу, я был поражен происшедшими за ночь изменениями. Берега исчезли, и, куда ни кинь взгляд, всюду была вода, необыкновенно чистая, чуть колеблемая утренним све­жим ветерком.

Волга — великая русская река. Мое первое знакомство с ней произошло в Угличе, Это маленький городок, который можно обой­ти за два-три часа и получить огромное удовольствие от осмотра не­обычайно красивых старинных русских построек. К сожалению, я не могу передать всю красоту Углича на бумаге, ибо, как говорит­ся, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

...Раздается гудок. Пароход медленно отходит от пристани, да­ря возможность прощальным взглядом окинуть Углич, и путешест­вие продолжается. Мы посещаем Ярославль, Кострому, Нижний Новгород.

Особенно мне бы хотелось сказать о последнем городе. Нижний Новгород находится в междуречье Оки и Волги, на пересечении торговых путей, поэтому как в прошлом, так и сейчас он играет очень важную роль в жизни страны. Главная достопримечатель­ность города — Кремль. Он расположен на высоком холме и зани­мает очень выгодное стратегическое положение. Необычный по своей красоте вид открывается со стен Кремля: через тонкую дым­ку мы видим маленькие, чуть больше спичечного коробка, кораб­лики, перевозящие грузы и людей, речной порт и конечно же Чка-ловскую лестницу, спускающуюся чуть ли не к самой воде.

Но поплыли дальше. Мы прощаемся со спокойной Волгой и плывем по Оке, течение которой заметно быстрее. Муром, Касимов, Рязань, подобно Угличу, встречают нас блеском золоченых купо­лов. Я потрясен красотой и величественностью зданий, каждое из которых по-своему прекрасно, а на фоне русской природы поража­ет своей необычностью и неповторимостью. На меня, городского жителя, привыкшего к однотипным, похожим друг на друга до­мам-близнецам, все это производит огромное впечатление, которое не было бы таким сильным, не путешествуй я по воде. Ибо, как мне кажется, только с борта теплохода можно видеть всю красоту русской природы и старинных городов, которые предстают перед тобой как на ладони, в свете лучей восходящего солнца, сверкая и переливаясь золочеными куполами церквушек, храмов и соборов, подобно горсти драгоценных камней.

До Москвы остается совсем немного, когда начинается дождь, летний теплый дождь. Представьте себе такую картину: ослепите­льно светит солнце, идет дождь, отчаянно борясь с течением реки,

498


плывет теплоход, на одном берегу зеленой стеной стоит лес, а на другом — маленькая деревушка с блестящими на солнце окнами.

Москва. Южный речной порт. Девять дней пролетели, как один. Я стою на пристани и прощаюсь с «Александром Шемагиным». Сколько приятных минут я провел на твоих палубах, сколько кра­сивого и незабываемого я видел с них!

Хотя мое путешествие и окончилось, оно навсегда останется со мной, в моем сердце!

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ (По личным впечатлениям) (/ вариант)

Путешествовать по России можно не только вширь, но и вглубь. Россия велика не только по территории, занимаемой ей, но и по глубине и разнообразию чувств, настроений, характеров и взаимо­отношений. Если взять литературу, то я не встретил ни другой стране такого обилия писателей, произведений, тем таких, в которых автор пишет о своей Родине. В них чувствуется большая сила и любовь к Родине. В поэзии ни один стих так не отобразит красоту Родины и любовь к ней, как русский. Любовь Родине выражается1 через любовь к своему народу, природе, ские писатели наиболее читаемы в мире; и в наших школах ное внимание уделяется именно русской литературе. Россия с де­ревнями, церквами, полями, реками и лесами — именно об этой России мечтают большинство русских писателей. Россия с больши­ми духовными ценностями и традициями. Наши летописцы сохра­нили историю России до наших дней. День в домах начинается и кончается молитвой. К работе отношение с почтением. Любовь к земле и к Родине помогала русским отстаивать свое отечество в бо­рьбе с завоевателями. Но только русские могли находиться долго в крепостной и просто в зависимости от своих господ; здесь они пока­зывают смирение. Действительно, Россия — страна противополож­ностей, и в то же время здесь все связано и закономерно. страна богатств материальных и духовных, и в других большой спрос на ценности. Сейчас очень часто можно услышать, как нелегально вывозятся за границу картины, иконы, церковные принадлежности и предметы быта, культуры русской. Россия — это третья культура, она находится между Востоком и Западом, объединяет в себе эти культуры и создает новую. В России, в отли­чие от других стран, большое значение имеют духовные ценности, и они преобладают над материальными. Этим объясняется богатст­во в убранстве церквей, святых мест и всего того, что тесно связано с духовностью. Россия также объединяет духовности западных и восточных религий. Но сейчас духовный потенциал, накопленный нашими предками, начинает истощаться. Что же губит прежнюю Россию, почему меняется отношение русских к своим духовным ценностям? Из социальных причин — это резкие перемены в сем­надцатом году XX века. После этого времени шел длительный и глубокий процесс искоренения религии и как предрассудков, свя­занных с нематериальным, и как духовных ценностей, отображен­ных в заповедях Библии, и как духовных православных традиций.

499


Начало девяностых годов... Начинается осознание времени застоя. Россия начинает называться Россией, идет перемена политического строя, культуры. «Помощь» приносит Запад и Америка. Появилась свобода всего. Открываются многие церкви, и огромные потоки лю­дей хлынули туда. Люди посещают церкви, крестятся. Что же, произошел духовный перелом большинства, развеяние семидесяти­летнего тумана в религии. Не совсем. Люди внешне пытаются по­казать это. Уровень духовности не только не повысился, но он по­низился за этот короткий промежуток времени от 1991 года до ны­нешнего времени. Церковь превратилась из дома Божия, духовного пристанища людей, в торговую палатку церковными принадлежно­стями и просто вещами, связанными с культурой. Какой же здесь подъем духовности, если в Библии говорится, что церковь не долж­на превращаться в торговую лавку, что любовь и вера в духовное не должны проявляться через любовь в материальные вещи. Бог внутри нас — так же говорит Библия. Человеку даже не обязатель­но ходить в церковь, если он развит духовно. Сейчас по телевизору можно увидеть певцов, металлистов и тому подобных, которые не только песней, но всем своим видом показывают себя не с лучшей стороны, хотя, может быть, эта сторона у них и есть лучшая. На груди у них висят большие золотые и серебряные крестики, и они дергаются вместе с ними. Разве здесь можно говорить о духовно­сти? Но, я думаю, этот всплеск «показухи» умрет вскоре. Сейчас все больше люди осознают происходящее и действительно стано­вятся ближе к прежним ценностям.

Помощь и влияние Запада и США, с одной стороны, помогают, с другой — развращают нас. Фильмы, мультфильмы их несут боль­шую подсознательную агрессию; новейшая техника, предметы бы­та — все это хорошо в меру, а происходит зависимость людей от всего этого. Это ведет к понижению духовного уровня и разруше­нию духовных структур.

В последнее время участились болезни людей. Почему? Сейчас в результате усовершенствования техники появляется новая меди­цинская аппаратура. Большое развитие науки, увеличение знаний, все больше методов лечения болезней. Но состояние общества не улучшается. Раньше ведь было меньше болезней. Болезни возника­ют в результате духовного распада общества. Вылечившись духов­но, можно вылечиться физически. Но это не значит, что все беды связаны с ростом науки. Должно происходить объединение двух противоположностей: науки и религии, материалистических взгля­дов и идеализированных; и культура должна быть неразрывно свя­зана с цивилизацией.

Рост цивилизации обусловлен войнами, потому что в результате войн возникают новые приспособления и растет наука. Закономер­ности распада цивилизации в связи с увеличением их мощи можно проследить еще с легенды об Атлантиде, потом античная Греция, Римская империя и т, д. С увеличением «культуры» происходит притяжение и зависимость людей от материального.

Из всего сказанного подходим к выводу. Россия в первую оче­редь страна духовных ценностей, что показывает ее культура в на­стоящем смысле этого слова, а значит, отсюда должно пойти воз-

500


рождение цивилизации, так как общество, вылечившись духовно,

вылечится физически.

Россия еще живет, Россия первоначальная, где сохранены цен­ности духовные — это в основном деревни в глубинке. Здесь малы­ми темпами развивается цивилизация, но сохраняется и увеличи­вается духовный потенциал. Действительно, для повышения циви­лизации нежелательно пользоваться знаниями, приобретенными другими, более высокими цивилизациями, потому что повышение уровня знаний без повышения духовности и культуры ведет к раз­ладу между ними и гибели цивилизации. Полученными, но не осознанными знаниями следует распоряжаться осторожно. В мире идет постоянное обновление цивилизаций из-за причин, показан­ных выше, и роль обновления нашей цивилизации взяла на себя Россия с большим духовным потенциалом.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ (По личным впечатлениям) (I вариант)

Россия!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина. Как для американца Соединенные Штаты Америки, как для француза Франция, для меня Россия значит очень многое. И пускай они жи­вут лучше, чем мы, но все-таки я горжусь тем, что именно в этой стране я родился, вырос и продолжаю жить, И у меня нет жела­ния уезжать куда-либо, пускай даже в самую развитую, в самую демократическую страну. Я не осуждаю тех, кто покинул Россию. У многих были на это веские причины, у каждого свой путь. Ко­му-то не давали нормально работать, кому-то нормально жить, кто-то уезжает в поисках лучшей жизни. Но все-таки, если у чело­века настоящая русская душа, он не сможет покинуть Россию ли­бо уедет по не зависящим от него причинам и будет всю жизнь то­сковать по Родине. Примером тому являются наши писатели, уче­ные.

Все-таки в России жить очень интересно. Нет такого однообра­зия, как в развитых странах. Каждый день что-то меняется, что-то происходит. Все это касается экономических, политических сторон нашей жизни. Но мне все-таки ближе отношения между людьми в нашей стране. Пускай я большую часть России не охвачу, но, по-моему, везде все очень похоже.

Ну, прежде всего это своеобразное разделение людей. Как в Америке существует расовая дискриминация, так и у нас национа­льная. И что самое интересное, у нас на этом не остановились. На­чали разделять на городских и «деревенских». И что самое смеш­ное, «деревенские» себя разделяют на близко живущих к городам и живущих в «глуши».

В городе тоже интересные отношения: появилось разделение по районам, а в Москве даже по микрорайонам. Имеют место такие мероприятия, как разборки, дележ территории. Примером можно взять хотя бы наш Борисовский проезд: довольно-таки суровые отношения между седьмым «старым» и седьмым «новым», хотя их разделяет всего лишь дорога, а о таких «прославленных» райо­нах, как Замоскворечье и Таганка, и говорить нечего. Лично меня

501


все это захватывает, но удручает то, с какой жестокостью проис­ходят все эти разборки. И что мне больше всего не нравится, так это когда мои друзья начинают хвалиться своими «героическими» поступками: кого-то избили, что-то сломали, сколько раз забира­ли в милицию, сколько раз напивался и до какого состояния и то­му подобное. И практически это происходит из-за того, что им не­чем заняться. И все-таки даже среди таких людей можно найти нормального человека. Когда я написал слово «нормальный*, я совсем не хотел их обидеть, просто я хотел сказать, что человек должен больше созидать, чем разрушать. Странно, но, когда начи­наешь думать о том, почему это так происходит, приходишь к то­му, что все находится в очень тесном взаимоотношении, одно вы­текает из другого. Так и в этом случае. Почему у ребенка плохое воспитание? Потому что родители плохо воспитали. А это почему? Потому что родители либо так же воспитаны, либо очень загруже­ны работой, и пошла цепочка. Вообще на личном опыте и по лич­ным наблюдениям ребенок нуждается в хорошем воспитании и присмотре до класса третьего-четвертого, и потом просто нужно его контролировать, не лезть в его личную жизнь, а самое глав­ное — это прислушиваться к нему, к его проблемам. Кстати, я очень уж удалился от темы, и поэтому вернемся к отношениям город—деревня.

Интересны отношения жителей других городов, деревень к мо­сквичам. В скольких городах я ни был, к нам относятся так, как мы относимся к иностранцам, практически чисто за своих нас не считают. Некоторое уважение все-таки есть, а вот откровенности не хватает. Может быть, кто-то скажет, что это мелочи и так можно прожить. Но фактически мы же возвышаем себя по отношению к жителям тех же поселков, деревень. А как мы сможем потом ре­шить их проблемы?

Когда переезжаешь из города в город, видишь эти поселки, де­ревни, хутора, и, смотря в окно, как-то тоскливо становится. Как же здесь можно жить: бездорожье, кругом грязь. Господи, я бы там не прожил и полгода, а люди живут и даже некоторым нравится. Просто им внушили, что все отлично, жить можно, они и нормаль­ной жизни никогда не видели. Но при виде всего этого становится как-то обидно, что ты ничем не можем им помочь.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!