РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ» 11 страница
Странно, но мне почему-то ничего хорошего в голову не приходит, рассказываю только о наших проблемах. Но все же попробую.
Самое прекрасное — это то, что Россия богата талантами. Это мы знаем из уроков истории, да и сами видим каждый день по телевизору какое-то новое достижение российских энтузиастов. Но такова наша система, что у нас в стране все эти изобретения не доходят до нас, а видят свет только за рубежом. Хотя есть пример, когда государство содействует изобретателям, — это оборонная промышленность. Так появились танки, самолеты, которым за границей нет аналогов. А так нашумевший супервертолет «Черная акула», за которым охотились все разведки мира. Да и не только в военном деле, и в спорте были или есть, практически в каждом виде, олимпийские чемпионы, чемпионы мира. Да что говорить, много у
502
нас талантов, им только нужно немножко помочь, посодействовать. Но это уже от нас не зависит и очень грустно. Но в принципе не так все и плохо. Россия — великая страна, в этом мы убеждались и, я уверен, будем убеждаться.
МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На историческом материале) (/ вариант)
В 1147 году сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Так впервые в 1147 году в летописи упоминается о Москве. Эту дату принято считать официальной датой основания древнего города.
|
|
Расположение Москвы исключительно удобно в географическом положении: на высоком холме, омываемом реками Неглинной и Москвой-рекой. По этим рекам проплывают торговые корабли из крупных городов. В Москве останавливались богатые купцы и торговцы. Это все определило историческое значение Москвы.
В 1156 году были построены первые деревянные стены Кремля. Во второй половине XII века был построен детинец, или Кремль, который просуществовал около двухсот лет.
В XII веке жителям Москвы пришлось испытать страшные вражеские нашествия хана Батыя и его войск. Деревянные укрепления Москвы не могли долго удерживать врага, и в 1238 году хан сжег Москву. Хотя после этого еще не раз враги сжигали Москву, русский народ опять возрождал ее, все больше укреплял ее и расширял границы.
В конце XIII века при князе Данииле Александровиче, сыне Александра Невского, Москва стала центром небольшого удельного княжества. По мере политического значения княжества росла и обустраивалась его станица, закладывались первые каменные по-стройки.
В XIV веке производились укрепления города и новые культурные памятники. После татаро-монгольского нашествия Иван Даниилович для сохранения культурных ценностей стал сам собирать дань с населения и отдавать ее татаро-монголам. Но часть дани он оставлял для построения и укрепления Москвы и своего княжества. При-Иване Данииловиче всегда находился большой денежный мешок, поэтому он получил прозвище Калита. Калита в переводе значит «денежный мешок*. В 1339—1340 годах были возведены дубовые стены вокруг Кремля. Кремль стал политическим центром феодального княжества, резиденцией великих князей и московских митрополитов.
|
|
В 1367—1368 годах при князе Дмитрии Ивановиче построены белокаменные стены Кремля. В то время это было первоклассное укрепление и создавало серьезную преграду врагам.
Развитие экономических связей между отдельными русскими княжествами и необходимость организации общей обороны от внешних врагов привели к постепенному сплочению русских земель в единое государство. Средоточием складывающейся русской
503
нации стала Москва, расположенная в центре основных русских земель. Она начала расширять свои границы, собирая вокруг себя разрозненные княжества. Из небольшой крепости, какой она была в XII веке, Москва превратилась в крупный торговый и ремесленный город. Москва стала узлом крупных сухопутных и водных торговых путей.
|
|
Образование Русского централизованного государства во второй половине XV века способствует росту Москвы.
Белокаменные стены Кремля прослужили около ста лет, за это время они сильно пострадали от войн. В 1485—1495 годах были построены новые кирпичные стены Кремля. Для построения новых стен Кремля в Москву приезжают итальянские архитекторы, которые славились в Европе своими крепостными сооружениями.
Сейчас Москва является столицей и культурным центром России. В Москве хранят память истории города и государства исторические памятники архитектуры.
Главное место среди соборов-музеев занимает древний Успенский собор. Он построен в 1473—1479 годах итальянским архитектором Фиораванти. Возведению собора придавалось огромное значение. Великие московские князья стремились подчеркнуть и утвердить могущество столицы. Значительный интерес представляет собой настенная живопись собора 1642—1643 годов. В эти времена над украшением собора работало более ста лучших живописцев России.
В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский собор. Он является памятником русского зодчества, в котором собраны достижения национальной архитектуры того времени. В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов — памятников историко-художе-ственной ценности.
|
|
С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая церковь Ризоположения. Ее построили псковские мастера в 1484—1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры.
Напротив Благовещенского собора находится Архангельский собор. Он построен в 1505—1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма в наружном убранстве здания, зодчий придал ему черты, характерные для эпохи Ренессанса.
МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На историческом материале) (II вариант)
«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взором всю нашу древнюю столицу с конца в конец... тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую,
504
обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!..» — так писал о Москве Лермонтов. И с ним нельзя не согласиться, потому что Москва — это необыкновенный город. Ее история уходит своими корнями далеко в глубь веков. Так же далеко уходит в прошлое и история храмов и монастырей Москвы.
На Руси издавна повелось в честь великих побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы.
Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I рещил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии и избавления России от вражеского нашествия. Однако от решения его построить до воплощения замысла должны были пройти десятилетия. Николай I, сменивший на престоле своего брата Александра, Москву не любил, жил в Петербурге, занимался постройкой Исаакиевского собора и благоустройством северной столицы Российской империи. И еще он не мог забыть, что многие офицеры, отличившиеся в боях за Отечество в 1812 году, «возмечтали о свободе» и стали декабристами. Но русский народ упорно собирал деньги на постройку храма Христа Спасителя. Деньги в Москву везли отовсюду.
Храм строился почти полвека. Наконец в 1883 году произошло торжественное освящение храма. Поставлен был храм на Пречистенской набережной недалеко от Кремля и Каменного моста.
Высота его от основания до купола более 103 метров. Каменный пол здания был похож на разноцветный ковер с изображением звезд, кругов, других фигур. Массивные двери храма были отлиты из бронзы и украшены сценами из Библии. Над росписью стен и алтаря трудились знаменитые русские художники: Суриков, Крамской, Верещагин и другие.
Судьба этого великолепного храма сложилась трагически. В 1931 году он был взорван. На его месте должен был встать Дворец Советов, который все-таки не был построен. Долгие годы строительная площадка Дворца Советов пустовала, затем там устроили бассейн «Москва». Недавно снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя.
В Москве всегда было много монастырей. Многие из них были основаны в память о каком-либо важном событии в государстве или в честь святого угодника. Строились они по типу Кремля — как мощные крепости на подступах к «первопрестольному граду» Московского государства.
'Монастыри не только защищали Москву, но и становились центром развития русской культуры, просвещения и духовности. Монахи составляли летописи, переписывали древние книги, способствовали развитию русской иконописной школы. Великий русский художник Андрей Рублев, «Троицей» которого по сей день восторгается мир, тоже был монахом.
В XIII веке монастыри были деревянными и часто горели. Поэтому с XIV века их стали возводить из белого камня — известняка, затем из красного кирпича. На подворьях монастырей появились церкви с высокими колокольнями — «маковками», похожие на расписные терема.
505
Одним из красивейших московских монастырей является Новодевичий женский монастырь. Он был основан на южной границе Москвы в 1524 году князем Василием III в память возвращения в состав Русского государства Смоленска, более ста лет находившегося под властью Великого княжества Литовского. Монастырь расположен на берегу Москвы-реки, в четырех километрах от Кремля. Он не раз отражал нападения крымских татар и польско-литовских войск.
Новодевичий монастырь — один из древнейших на территории современной Москвы. Комплекс из хозяйственных, жилых и культовых построек окружен крепостными стенами, имеющими двенадцать башен и двое парадных проездных ворот. Центром монастыря является собор Смоленской иконы Богоматери. В соборе сохранилась красивая стенная роспись, драгоценная утварь, ткани, вышивка. Недалеко от него располагается шестиярусная колокольня. Исторический интерес представляет кладбище Новодевичьего монастыря. На нем похоронены участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, выдающиеся русские писатели, известные ученые, государственные деятели, актеры.
С 1922 года монастырь стал Музеем истории и русского искусства XVI—XVII веков, с 1943 года — это филиал Исторического музея.
Сменяли друг друга столетия. Изменилась Москва, сильно разрослась. Но и по сей день украшают ее величественные постройки старинных монастырей, церквей и храмов.
МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ
Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...
История Москвы уходит корнями в седую даль веков, к началу XI века. Образование Москвы началось с Кремля. Это ее духовный и исторический центр. Краснокирпичные стены, мощью, величием и красотой которых мы восхищаемся сегодня, далеко не первые на Кремлевском склоне. Им предшествовали по меньшей мере четыре крепости: земляные валы с бревенчатым тыном, поставленные жителями славянского городка в XI веке, деревянный летописный «град», построенный по указу Юрия Долгорукого с 1147 года по 1156 год, «град дубов» Ивана Калиты, возведенный в 1339—1340 годах, белокаменный Кремль Дмитрия Донского, сложенный в 1367 году. Ныне стоящий Кремль в основном воздвигнут при великом князе Иване III в 1485—1495 годах. В начале XVI века, когда переустройство Кремля было завершено, он стал одной из мощнейших крепостей Европы, и стены его ни разу не были взяты штурмом. В те же времена крепость, словно остров, со всех сторон омывали воды: с юга — Москва-река, с северо-запада — Неглинная (в 1819 году ее заключили в подземную трубу, а сверху был разбит Александровский сад), а с востока, вдоль Красной площади до самой Москвы-реки, шел глубокий ров, заполненный водой. «Что сравнить с этим Кремлем, который, окружаясь зубчатыми стенами,
506
красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе?.. Ни Кремля, ни его зубчатых стен... описать невозможно... Надо видеть, видеть... чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению» — так с юношеским восторгом писал М. Ю. Лермонтов. Безучастным к Кремлю не оставался никто из видевших его.
Неотъемлемой частью Кремля является Красная площадь, и история ее неотделима от главной крепости столицы, у стен которой она и возникла. Более того, как и Кремль, Красная площадь стала символом не только Москвы, но и всей страны. За долгие века площадь не раз меняла название: именовалась Торгом, Пожаром — после опустошительного пожара в 1493-м, уничтожившего здесь все торговые и иные строения, Троицкой (XVI век) — по названию церкви, стоявшей на месте храма Василия Блаженного. Название «Красная» закрепилось за площадью в середине XVII века и означало на старорусском языке «красивая», «главная».
В последующие века Москва «не сразу строилась*. Сначала были Китай-город, затем Белый и Земляной город. Потом «матушка-Москва» расширилась до Бульварного и Садового кольца. И сегодня Москва представлена нам во всем своем великолепии слияний древнего и современного миров. Наряду с памятниками древней архитектуры: церквами, соборами, монастырями, усадьбами мы можем видеть архитектурные сооружения, выполненные по современному компьютерному дизайну с применением высокопрочных материалов из металла и пластика.
Если смотреть хронику города, то приходишь к выводу, что Москва хоть и преобразилась в связи с научно-техническим прогрессом, но осталась прежней. Если идешь по старому Арбату, то видишь старый облик Москвы и сразу представляешь себя в веке этак в XVI. Москва — это не только культурный центр страны, но и крупнейшее индустриальное ядро.
Только в Москве находится более 1000 заводов и предприятий. Можно даже сказать, что Москва и поныне является гордостью России.
Но были в истории Москвы печальные моменты. Вспомним хотя бы относительно недавний эпизод — войну 1812 года. Москва в 1812 году — почти легенда.
В который раз древний город оказался ареной ожесточенной борьбы с завоевателями. С начала войны с Наполеоном и особенно после того, как французские войска взяли 6 августа Смоленск, Москва жила напряженной, тревожной жизнью. Несмотря на то что многие стали спешно выезжать из города, Москва принимала раненых воинов; работал пороховой завод, москвичи ковали сабли и пики. Наконец, 26 августа грянуло Бородинское сражение, но русская армия продолжала отступать. С 28 августа начался массовый исход жителей из Москвы, однако многие москвичи все-таки сохраняли надежду, что войска дадут еще один бой. Но бой так и не состоялся, а вместо этого 1 сентября все население города покинуло Москву. И 3 сентября Наполеон вошел в Москву. Москва оказалась пуста. И тут начался пожар. Он длился шесть дней, и сгорело 7632 дома. Наполеон решил отступать, так как сгорели все продовольственные склады и начался голод. Хоть Москва и погорела, но страна
507 .
не была захвачена. Более подробно эти события описываются в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
В итоге мы приходим к выводу, что Москва не просто один из городов страны — это символ величия и славы Российского государства, занимающий особое, самой судьбой определенное ему место в истории развития нашей Родины,
НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Наш XX век — это век новых технологий. Техника стремительно врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет досуг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конфликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.
Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне технического прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова профессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека отдельно от своего тела. Это, конечно, было целесообразно с практической точки зрения. Сама возможность существования головы отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до вечной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречило всем нравственным нормам общества.
Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каждый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи человечества в медицине действительно были ошеломляющими. Благодаря развитию химии и физики, человечество победило многие болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жизней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремительно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело переворот в научном мире, однако церковь долгое время была против этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих клиниках мира.
Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоростью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракторам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техники, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огромное количество жизней: только с нашей стороны погибло более двадцати миллионов человек.
Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, возросла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако ежегодно от авиа- и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.
Вообще технический прогресс — это очень противоречивое явление. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь. Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из художественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов,
508
всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около трети всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что гораздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая людей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, сострадание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутствовал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы на уровне XV—XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы всякую попытку внедрить что-нибудь новое.
Так что трудно оценить, что важнее — технический прогресс или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразвитое, гуманное общество.
НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!