Социокультурная воспитательная роль семьи



Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения (самопроявления) членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций.

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьихарактеризуется следующими явлениями:

1.укладом семьи – установившимся порядком в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат; 2.микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;                             3.условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);                              4. культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;                                                                                                   5.педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);

К основным группам факторов, существенно сказывающимся на воспитании ребенка в семье, следует отнести:  1. субкультурные;2.обусловленные воспитательными возможностями родителей (воспитательным потенциалом семьи); 3.обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей; 4.детский (обусловленный своеобразием воспитываемого ребенка).

Основные типы неправильного воспитания в семье.

1. Безнадзорность, бесконтрольность.                                                                                    2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).                                                                                                 3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.                                                                                       4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).                                                                                                    5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество). 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

№19 Билет

1. Раскройте сущность и содержание социальной педагогики

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества.

По утверждению А.В. Мудрика, социальная педагогика - это "отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных". [14]

По мнению В.Д.Семенова, "Социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания". [6]

Социальная педагогика - это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации. Социальная педагогика как теория - это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Социальная педагогика как практика - это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Социальная педагогика как учебная дисциплина - это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими.

2. Этические нормы и принципы социальной педагогики.

принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;

принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.

Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.

3. Самосовершенствование как одна из форм социального развития

21(2)

1. Раскройте сущность и содержание социальной педагогики

19(1)

2. Стандарты этического поведения социального педагога.

Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.

 

 

Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника.


Социальный работник и социальный педагог:

 

а)соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;

 

б)повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач;

в)повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;

 

г)принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;

 

д)критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности;

 

е)в доходчивой форме разъясняют окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной и социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

 

3. Внутренний мир человека

Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Внутренний и внешний мир — понятия, фиксирующие различие между всем тем, что относится к явлениям психической сферы человека, и тем, что не относится к ней[1]. В современной психологии такое разделение больше не проводится[2], хотя термин «внутренний мир» может использоваться как синоним слову психика[3].

Словосочетание «внутренний мир» может также обозначать состояние внутреннего покояen и умиротворённости, или даже внутренние органы[4] человека.

Билет №21

1. Назначение (цель), предмет, задачи, содержание социальной педагогики

Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. functio - отправление, деятельность) - обязанность, круг деятельности, назначение.

 

2. Понятие о развитии, общая характеристика саморазвития

в раскрытии педагогического аспекта понятия «саморазвитие» подчеркивается субъективность личности, развитие человеком собственной «самости», способность его к самостроительству, возможность создать свой образ в целом образе мира, самоактуализироваться, самосовершенствоваться и самоутверждаться в процессе самореализации в деятельности и общении. Психологический подход к личностному саморазвитию позволяет определить его как механизм «человекообразования».[7]

Ряд отечественных психологов и педагогов [2], анализируя саморазвитие личности, выделяют следующие его характеристики:

— определившаяся иерархия ценностей, отражающая приоритеты общечеловеческих ценностей;

— развитие потребностно-мотивационной сферы (как смыслового
поля личности), основанной на личностной системе ценностей;

— концептуальное мышление, обуславливающее округленное мировоззрение и возможности его углубления;

— развитая «Я-концепция» как продукт теоретического осмысления своей личности, собственных жизненных целей и предмет нарастающего целенаправленного «вырабатывания»;

— позиция объективного реализма, т. е. адекватного осознания и принятия своей ответственности за себя, свое общество, страну в соотнесении со своими возможностями эту ответственность нести;

— стратегия жизни, построенная в соответствии с личностными ценностями, притязаниями, устремлениями и индивидуальными возможностями осуществления;

— зрелость эмоциональной сферы, нравственно-эстетического идеала, высоких чувств, художественного вкуса;

— социальная ответственность личности, готовность и опыт разнообразной деятельности как выражение «степеней свободы личности»;

— рефлективность, высокая требовательность к себе, сознательная саморегуляция на уровне самоуправления;

— наличие активной деятельности «восхождения к себе лучшему», развитое «коммуникативное ядро личности» как гарантия компетентности в общении.

 

3. Методология социально-педагогического исследования

Систематизацию известных и применяемых сегодня методологических ориентиров в ходе педагогических исследований можно представить по разным основаниям. Возможен, например, вариант систематизации в соответствии с элементами исследовательского цикла, который начинается от описания педагогической реальности и завершается оценкой вносимых изменений. В этом случае методологические ориентиры группируются в процессе:

· описания педагогической реальности (эмпирические);

· познания, изучения природы объектов педагогической реальности (гносеологические), разработки модели или программы целенаправленного преобразования педагогического объекта с позиций научной идеи или теории (конструктивные);

· построения нормативной модели и проекта действий участников педагогического процесса, направленных на преобразование педагогической реальности (праксиологические);

· оценки результатов целенаправленного и научно обоснованного преобразования педагогической реальности или педагогических инноваций, возникающих по инициативе практических работников образования (аксиологические).

Каждый элемент данной системы по содержанию включает разные подходы, которые лежат в основе организации научной деятельности педагогов, принципы, которыми руководствуются педагоги в разработке концепции, теоретической и нормативной модели педагогического объекта, отборе идей, теорий или методов .

На какие же подходы сегодня опираются педагоги в своих научных изысканиях? Можно назвать лишь некоторые: деятельностный и личностный, аксиологический и культурологический, целостный, системный и комплексный, парадигмальный, полипарадигмальный, межпарадигмальный, цивилизационный, средовый, герменевтический, рефлексивный, синергетический, параметрический и др.

           

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __22___

 

1. Средства культуры и их социально-педагогические возможности.

Роль различных социальных институтов в социализации человека неодинакова. Одни из них оказывают стихийное влияние на личность в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через которой, прежде всего, ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации личности, как и семья, это – образование. Через образование человек также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура – это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации человека, мы следуем словам выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии Павла Александровича Флоренского (1882 – 1937), который утверждал, что «культура – это среда, растящая и питающая личность». И в этом смысле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на человека в процессе

его становления и развития культура: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое.

Социализация – длительный и сложный процесс в жизни человека. В процессе развития личности некоторые правила и нормы поведения в обществе закрепляются, другие отвергаются, третьи видоизменяются. Особое значение в жизни человека играет детство. Именно в детском возрасте человек познает первые нормы и правила поведения в обществе, на него особое влияние оказывают институты социализации.

Схематично путь вхождения ребенка в общество через основные институты социализации можно представить следующим образом:

ребенок: культура + семья+ образование + религия = общество

Средства культуры – это то, что исторически активно используется в данной социокультурной среде для передачи культуры подрастающему поколению. По своей сути они отражают культуру народа и являются средством воспитания в народной (этнопедагогике) педагогике. Такими движущими силами воспитательного воздействия выступают: язык, национальные (народные) игры и праздники, музыка, традиции, обычаи, ритуалы, быт, религия, народные промыслы, искусство, общение.

Наиболее важным средством формирования культуры человека выступает язык народа.

Язык – система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социальнопсихологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное, являющееся достоянием и ценностью народа, показателем его культуры. В нем заложены больше социально-педагогические возможности.

Через язык веками истории существования народа и его воспитательной деятельности, во многом характеризуя его своеобразие, формируется народное творчество (устное и письменное) – педагогическая мудрость парода. Прежде всего, она также проявляется в фольклоре – устном народном творчестве в виде сказок, легенд, пословиц и поговорок, песен, которое является самым древним и эффективным средством воспитания детей. Оно преимущественно влияет на сознание, чувства и мысли человека, формирование его как личности. Детская игровая культура живо реагирует на изменения, происходившие в окружающем мире. Обычно откликом на новое становятся новые сюжеты, персонажи, предметы быта, использование в игре новых слов и выражений.

2. Социально-педагогическая роль и возможности государства, общества.

Государство и общество существенно влияют на формирование подрастающего поколения. Они во многом определяют, какое поколение людей необходимо для процветания общества. Необходимо определить, в чем истоки социально-педагогической роли государства и общества и каковы их возможности в формировании подрастающего поколения. Государство – это часть общества, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему. Власть предполагает способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения поставленной цели.

Законы, право, мораль, идеология, религия в государстве устанавливаются с учетом менталитета и этноисторических особенностей развития народа. Именно этим часто определяется форма государственного правления (республика, монархия, конституционная монархия, диктатура, демократия). Государство, определяя политику, идеологию и экономические отношения, выступает одним из факторов социализации своих граждан, создает условия для их жизни, развития и реализации.

Каждый компонент государственной деятельности несет свои социально-педагогические возможности. Знать и учитывать их необходимо в процессе социально-педагогической работы с различными категориями граждан. Перечислим главные из них:

– социально-педагогическая политика,определение реальных перспектив государства в области демографии, семьи, молодежи и детства, а также способы их реализации в интересах государства и общества в целом;

– право, регулирующее все общественные отношения, в том числе в вопросах создания семьи, воспитания подрастающего поколения, защиты нрав и личного достоинства ребенка, обеспечения ухода за ним, воспитания и образования, а также защите прав родителей и выполнения ими обязательств;

– мораль, устанавливающая нравственные нормы взаимоотношений, поведения, отношений и деятельности людей с учетом их возраста и социального статуса с помощью общественного мнения, отношения к детям и их воспитанию;

– идеология как система взглядов и идей, выражающих коренные интересы государства. Она обосновывает государственные идеалы, ценности, цели, традиции и символы, которые объединяют народ и отражают его интересы и устремления, а также способы их утверждения в сознании людей, формирования их позиции и деятельности;

– религия как сложившееся и веками утвердившееся мировоззрение людей, определяющее их отношение к культуре, ценностям и воспитанию подрастающего поколения;

– социально-экономические отношения, регламентирующие отношение к собственности, работодателю и работникам, в том числе и тем, кто имеет детей и воспитывает их.

Посредством нормативных документов государство:

– определяет возраст начала и продолжительность обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобиля, призыва на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию;

– законодательно стимулирует или сдерживает, ограничивает, запрещает развитие и функционирование этнических и религиозных культур;

– вырабатывает определенную политику в сфере воспитания, стратегию ее реализации, добиваясь эффективности формирования человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем;

– формирует государственную систему воспитания и обеспечивает создание условий для ее совершенствования;

– выделяет ресурсы, поддерживает воспитательные инициативы для создания необходимых и достаточно благоприятных условий развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами и запросами общества.

Принятые в государстве нормы, ценности и отношения выступают основой (примером) для детей, подростков, юношей, которые они вольно или невольно усваивают. Более того, государство осуществляет социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого систему воспитания и условия для ее функционирования.

Общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. Это особый целостный социальный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой, обладающий определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей. Всякое общество заинтересовано в направленности и содержании воспитания подрастающего поколения и передачи ему сложившегося социокультурного наследия. Его деятельность в этом направлении определяется "социальным заказом", который фактически формирует государство.

Сущность социального заказа заключается в определении ценностного отношения к подрастающему поколению и его воспитанию, стратегии и идеологии воспитания, а также способов их реализации. Он носит официальный и неофициальный характер.

 

3. Назначение (цель), предмет, задачи, содержание социальной педагогики

По утверждению А.В. Мудрика, социальная педагогика - это "отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных". [14]

Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Объектом социальной педагогики является социальное образование человека в процессе его социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме.

В объяснении объекта социальной педагогики важное место занимает социум и его педагогический потенциал, являющийся основным средством социального образования детей и взрослых. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный педагогический процесс социального воспитания и социального обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __23___

 

1. Национальная культура, традиции, обычаи и их влияние на воспитание человека.

Важно рассмотреть, каковы социально-педагогические возможности национальной культуры и ее компонентов, а также особенности их использования в социально-педагогической деятельности но воспитанию подрастающего поколения. Культура – язык, понятия, установки, обычаи, традиции и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Консервативность культуры состоит в том, что народ принимает свою культуру, стремится ее охранять путем передачи потомству и все окружающее, в том числе и иную культуру, оценивает через свою. Это находит отражение:

– в национальном языке;

– сложившихся у человека ценностях, его нравах;

– соблюдаемых традициях, обычаях и ритуалах;

– различных устных, письменных и других памятниках;

– национальных искусствах;

– системе воспитания и обучения.

Для конкретного государства (общества) присуща своя культура, которую называют национальной, подчеркивая тем самым ее принадлежность и ведущую роль для него.

Национальная культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей нации (этнической общности), а также практикуемых ей основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она находит свое проявление в национальных ценностях, традициях, обычаях, ритуалах и непосредственно сказывается на формировании национального своеобразия и менталитета народа.

Качественными характеристиками, определяющими культуру народа, являются:

– явления, характеризующие природное своеобразие и материальное богатство культуры в целом: природные и климатические своеобразия, ставшие неотделимой частью государства и народа; созданное в прошлом и имеющее для государства и общества национальную ценность: архитектура, памятники искусства, музеи, национальные парки; национальное искусство, ремесло и художественное творчество;

– явления, характеризующие духовое своеобразие народа: национальные ценности, религия со всем ее нравственно-духовным богатством, национальное самосознание, гордость, честь, предрассудки;

– явления, характеризующие проявление духовной культуры народа: язык, национальные и семейные праздники, традиции, обычаи и ритуалы.

Охарактеризуем их подробнее.

Явления, характеризующие природное своеобразие и материальное богатство культуры в целом. Для каждого государства характерна своя среда обитания, которая определяет то природное своеобразие, без которого нет возможности охарактеризовать сам парод. Это то, что часто вызывает ностальгию у человека, ставшего частью другой культуры. Ему не хватает той березки, запаха тайги или леса, крепкого мороза, речки.

Явления, характеризующие духовое своеобразие народа, – это то своеобразие, менталитет народа, которые стали следствием его многовекового духовного обогащения.

Национальные ценности – это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных национальных (этнических) общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Они выступают в роли социально и нормативно-культурных аксиом поведения и непосредственно связаны с природными и материальными богатствами региона, его религиозной культурой и самодостаточностью народа в самореализации.

Духовное своеобразие определяет национальную идентификацию – чувство приобщенности человека к национальной культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой этой культуры. Формами ее проявления могут быть: ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения.

Во многом национальную идентификацию определяет сформировавшееся национальное самосознание– осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, ее положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социальноэтническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях. Оно является основой национальной гордости – патриотических чувств любви к своей родине и народу, осознанием человеком своей принадлежности к определенной нации, региону страны, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Нравственной оценкой национального самосознания и гордости людей является национальная честь, представляющая нравственную оценку достоинства нации как ей самой, так и представителями других этнических общностей. Она выступает сильным побудительным мотивом к самосовершенствованию нации, наращиванию ее духовного потенциала. Поэтому о национальной чести человека можно судить по его вкладу в богатства и развитие культуры, а также деятельности по их сохранению и защите от внутренних и внешних посягательств.

Материальное и особенно духовное богатство народа делает его достойным представителем мировой цивилизации, вызывает уважение других народов, заставляет считаться с его интересами.

Однако следует иметь в виду, что своеобразие народа характеризует и национальные предрассудки. Они складывались веками в виде общественно-политических явлений, представляющих собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим общностям, их характеристикам. Национальные предрассудки могут проявляться в виде определенных заблуждений, ошибок, недооценок.

По своей сущности своеобразие народа – это единство духовного богатства и национальных предрассудков.

Явления, характеризующие проявление духовной культуры народа, – это то, через что непосредственно проявляется духовная культура народа и по чему о ней можно судить. Их носителем выступают и народ в целом, и семья, и каждый взрослый человек.

Важнейшим из них является семья. Именно она в первую очередь передает духовное богатство народа подрастающему поколению. Речь идет о подготовке будущего носителя духовного богатства страны, того, кто в последующем должен формировать новое поколение. От ее возможностей и непосредственной деятельности во многом зависит, что и как усваивает подрастающее поколение, а значит и то, каким оно будет.

Данный факт диктует необходимость значительного внимания со стороны государства к семье, ее материальным и духовным возможностям и деятельности по передаче духовного богатства подрастающему поколению. При этом оно должно не только заботиться о благополучии семьи, по и спрашивать с родителей за воспитательную деятельность по формированию культуры их детей.

2. Социальная педагогика, ее функции и категории .

Из лекции: Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.

Педагогика, как известно, заимствует и широко использует такие междисциплинарные понятия, как «личность», «развитие», «деятельность», «социализация», «общество». Классически ее собственными категориями являются «образование», «воспитание» и «обучение». В настоящее время также считается общепризнанной категория «педагогическая деятельность».

Попытаемся выделить и обосновать собственные категории социальной педагогики. К ним мы относим категории «социально-педагогическая деятельность», «социальное обучение» и «социальное воспитание».

Для наглядности сведем основные категории педагогики и социальной педагогики в сопоставительную таблицу и рассмотрим их в сравнении.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждения, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением. Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов. В этом употреблении термин аналогичен обозначениям других разновидностей профессионального образования, таких как педагогическое образование, медицинское образование, юридическое образование и др.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Воспитание как основная категория педагогики является объектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Вместе с тем проблема содержания понятия «воспитание» как бы запрограммирована на постоянную новизну и актуальность, ибо оно имеет принципиальное значение, так как смысловое наполнение этого понятия определяет основные подходы к целям, задачам и средствам педагогической деятельности.

С другой стороны, воспитание – это вечная и всеобщая категория общественной жизни. Очевидно, что социальный феномен воспитания гораздо шире обозначающего его термина. Попробуем вкратце проследить, как менялись цели и содержание воспитания в истории развития нашего общества. Эти изменения находят отражение, как правило, в уточняющем определении, которое присоединяется к этому слову: семейное воспитание, народное воспитание, нравственное воспитание и др.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики как ответвления педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике. Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности. Как вытекает из этого определения, социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер. Поясним эту мысль. Воспитание, в целом, направлено на формирование качеств личности, которые и характеризуют индивида как члена общества, т. е. все качества личности социально значимы. Одним из таких аспектов воспитания, который выделился в связи с развитием социальной педагогики как практико-ориентированной отрасли педагогического знания и соответствующей сферы профессиональной практической деятельности, является и социальное воспитание.

Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая - определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

 

3. Методы социальной педагогики .

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика - молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано.

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что способствует формированию убеждений.

Убеждения - это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог

воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу. Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его ребенок. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка. ие положительные эмоции.

Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица - социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах ..В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Моральные нормы формируются у детей методом убеждения; действия, поступки и поведение формируются путем упражнений.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. Вначале мы формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. "Привычка, - писал К. Д. Ушинский, - укореняется повторением какого-либо действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию".

Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __24___

 

1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи.

Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая - определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи педагогики. Они подразделяются на общие - теоретические, практические и частные - по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям - теоретическому, практическому и образовательному.

Задачи социопедагогики:

осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

 

2. Профессиональная деятельность социального педагога.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

3. Национальная культура, традиции, обычаи и их влияние на социализацию и воспитание человека.

  Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

В современных исследованиях можно встретить разные точки зрения на объект социально-педагогической деятельности. По мнению В. А. Сластенина, объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог, и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого числазадач разного типа и уровня. Важным является вопрос классификации задач социально-педагогической деятельности. По временному признаку задачи профес- сионально-педагогической деятельности подразделяются на стратегические, оперативные, тактические.

Стратегические задачи социально-педагогической деятельности определяются социальным заказом общества к специалисту, определяют исходные цели и конечный результат его работы. Тактические задачи конкретизируют стратегические цели соци- ально-педагогической деятельности в соответствии с конкретными условиями деятельности специалиста, особенностями решаемой проблемы, этапом его деятельности. Оперативные задачипредставляют собой ближайшие, непосредственные задачи профессиональной деятельностисоциального педагога. Принимая во внимание, что тактические и оперативные задачи определяются каждым специалистом исходя из особенностей его деятельности, поэтому могут иметь чрезвычайно большое количество вариантов, мы выделим стратегические задачи профессиональной деятельности социального педагога. Конкретизация же тактических иоперативных задач социально- педагогической деятельности зависит от множества факторов, среди которых могут быть:

· особенности контингента обучающихся;

· специфика педагогического коллектива;

· тип учебного заведения или организации, его ведомственное подчинение, организационно-правовая форма; внешние и внутренние руководящие документы на основе и в соответствии с которыми функционирует данное учреждение;

- установившиеся связи с государственными и общественными организациями, частными лицами, семьями обучающихся

микросоциальные условия, на основе которых развивается совместная деятельность обучающихся и специалистов.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __25___

 

 

1. Принципы социальной педагогики

Основные принципы социальной педагогики. Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.

Слово "принцип" (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило - видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа.

Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Они подразделяются на:

принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;

принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.

Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.

 

2. Культурное наследие как основа вопитания поколений.

Вклад любого народа, большого или малого, в общечеловеческую культуру определяется спецификой и своеобразием национальной культуры данного народа, которая проявляется в обычаях и традициях, в языке, характере трудовой деятельности и т. п., то есть во всех культурных проявлениях народа.

Формированию и развитию педагогической мысли народа способствовала необходимость накапливания и передачи опыта воспитания детей. Дети с раннего детства подвергаются трудовому воспитанию, вместе с тем необходимо доводить до них нормы поведения, приемлемые для всего общества. Так складывается система нравственного, экологического, эстетического воспитания. Также можно выделить основы семейного, патриотического, умственного, физического воспитания. Нельзя забывать о ставших сегодня актуальными этнокультурных особенностях обучающихся, равно как и о вопросе межкультурного взаимодействия.

Многие народы сохранили уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху.

В ряду вербальных элементов, являющихся факторами воспитания, можно выделить такие словесные средства, как пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т. д. Количество словесных форм воздействия в народной педагогике огромно.

Современные пословицы и поговорки, ставшие результатом передачи опыта предшествующих поколений, свидетельствуют об определенных, давно устоявшихся нормах и приемах обучения и воспитания. Среди данных норм особо следует отметить уважение к старшим, а также отношение труду, только благодаря которому можно вырастить крепкого физически и здорового духом человека.

В фольклоре любого народа имеются сказки, воспевающие честный труд, любовь к труду, коллективную помощь, взаимопомощь, уважение к старшим. Только через труд и благодаря ему человек приобретает жизненно необходимые качества. Использование традиций, связанных с трудовым воспитанием, во время проведения внеклассных мероприятий, а также в процессе учебы и воспитания не должно вызвать сложности.

Большое значение в формировании личности народная педагогика придавала физическому воспитанию, главной задачей которого являлась подготовка здорового человека, готового к физическому труду, защите родины и семьи. Одним из средств физического воспитания в педагогике многих народов были подвижные игры. Оно осуществлялось в единстве с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим воспитанием.

Известно, что воспитание и развитие подрастающего поколения, в основе которого лежит народная система воспитания, является наиболее эффективным в силу того, что человек гораздо лучше и легче усваивает нравственные уроки через народный опыт.

Через игры детям прививались такие качества, как уважение к национальным обычаям и традициям, подрастающее поколение приучалось к правилам и нормам поведения.

Таким образом, развитие и формирование личности происходит в непростых условиях объективного и субъективного характера.

При выборе средств и методов немаловажную роль играет такой воспитательный фактор, как разрыв между поколениями, в том числе между родителями и детьми, который сейчас как никогда актуален. И если рассматривать воспитание как процесс трансляции ценного, то возникает вопрос, а что ценно для нынешнего подрастающего поколения? Как передавать эти ценности и кто это должен делать? Казалось бы, ответ прост: родители, педагоги, взрослые. Но на самом деле проблема разрыва между поколениями в данном вопросе состоит в том, что ценности, разделяемые старшим поколением, поколением родителей, совершенно не соответствуют тем ценностям, которые приветствуются детьми. Это значительно осложняет взаимодействие взрослых и детей в процессе воспитания.

Этот факт никоим образом не умаляет роль старшего поколения как носителя и транслятора соционормативной культуры. Наоборот, тем выше ответственность взрослых перед подрастающим поколением. От того, как они смогут организовать передачу жизненного опыта и осуществить преемственность поколений, зависит качество воспитания. Никакая другая социальная структура не сможет с такой полнотой нести функции воспитания и обучения позитивному мышлению молодых, как опыт старшего поколения, опыт родных и близких.

Педагогу необходимо определить способы воспитательного воздействия с учетом места проживания, мировоззрения, поведения, обрядов, традиций, быта вообще и выбрать правильный вектор данного воздействия.

 

3. Социализация человека как социально-педагогческое явление.

 

Социализация- процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Сущность ее заключается в изучении социально-педагогических возможностей познания особенностей социализации человека на различных этапах его возрастного развития и использовании этого знания в процессе диагностики (оценки), стимулирования, сопровождения, коррекции процесса социализации по отношению к конкретному человеку.

По существу социализация определяет динамику социального становления человека на разных этапах возраста, с учетом его своеобразия, среды жизнедеятельности и самопроявления, а также социального воспитания.

Основными компонентами социализации человека являются:

– формирование и развитие сознания, мировоззрения человека (усвоение языка, взглядов, интересов, социальных ценностей, идеалов);

– овладение культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе (правилами, нормами и шаблонами поведения);

– усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности;

– накопление опыта социального поведения.

Социализация происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, социокультурной средой жизнедеятельности. Эти люди и факторы среды (учреждения), с которыми взаимодействует социализирующийся человек, выступают в качестве агентов социализации.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации:

– агенты первичной социализации – факторы непосредственного взаимодействия с человеком оказывающие на его социализацию существенное влияние на ранних этапах жизни: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок;

– агенты вторичной социализации – факторы, опосредованно или формально окружающие человека и оказывающие на его социализацию существенное влияние на поздних этапах жизни: учреждения и институты, представители администрации школы, университета, предприятия, армии, правоохранительных органов, церкви, государства, телевидения, радио, печати, партии, суда.

В процессе социализации происходит передача обществом и усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации. Овладение социальным опытом и культурой является естественной необходимостью, так как общество существует в связи с передачей новым поколениям исторического опыта, а индивид существует как личность только благодаря социализации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!