Глава I. Теоретические основы исследования



ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова»

 

 

На правах рукописи

 

Авасапянц Ольга Владимировна

 

 

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРЫ В РОМАНЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА

«ДОКТОР ЖИВАГО»

 

Специальность: 10.01.01 — Русская литература

 

 

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

 

Научный руководитель —

 доктор филологических наук, профессор

Попова Елена Васильевна

 

 

Владикавказ — 2013


Оглавление

Введение. 4

Глава I. Теоретические основы исследования. 10

1.1.   Истоки теории архетипа в научной мысли Западной Европы.. 10

1.2.   Дальнейшее развитие понятия «архетип»в отечественной науке. 17

1.3.   Архетип как объект литературоведческого анализа. 25

Глава II. Архетипы К.Г. Юнга и мифологические константы в романе «Доктор Живаго». 36

2.1.   Архетипы индивидуации К.Г. Юнга в романе. 36

2.2.   Основные мифологические константы в романе. 47

2.2.1.  Архетип культурного героя. 48

2.2.2.  Чудовище как архетипический антагонист культурного героя и связанные с ним архетипические мотивы.. 55

2.2.3.  Архетип чудесного помощника. 63

2.2.4.  Архетип плута/обманщика как воплощение архетипа антигероя. 68

Глава III. Основные христианские архетипы в романе «Доктор Живаго». 77

3.1.   К вопросу о выделении христианских архетипов. 77

3.2.   Архетип Христа. 78

3.3.   Женские библейские архетипы.. 86

3.4.   Архетип Георгия Победоносца и связанный с ним архетипический мотив змееборчества. 107

3.5.   Рождественский архетип. 118

3.6.   Пасхальный архетип. 127

3.7.   Архетип свечи. 137

Глава IV. Архетипы мировой литературы в романе «Доктор Живаго». 148

4.1.   К вопросу о сущности понятия «литературный архетип». 148

4.2.   Архетип Фауста в романе. 151

4.3.   Архетип Гамлета в романе. 159

4.4.   Архетип художника/творца искусства и его частное проявление — архетип поэта 167


Глава V. Архетипы русской культуры в романе «Доктор Живаго». 181

5.1.   Русские этнокультурные архетипы и их преломление в романе «Доктор Живаго». 181

5.2.   Архетипическая триада «душа — женщина — Россия». 184

5.3.   Архетипическая пара «дорога - странничество». 191

5.4.   Архетипическая пара «толпа — русский бунт». 201

Заключение. 216

Список литературы.. 221

 


Введение

Литературоведение активно привлекает методы и приемы различных гуманитарных областей научного знания в свою исследовательскую деятельность. Стремление понять суть возникновения и функционирования архетипов в поле литературы «делает необходимым учет параллелей и соприкосновения литературоведения с другими науками <…> и, значит, расширения исследовательского поля» [3, c. 8]. Философия, психология и лингвистика являются науками, непосредственно касающимися литературоведения. Создавая мир произведения, автор неизбежно имеет дело как с фундаментальными законами мироустройства, так и с психологией отдельной личности. Таким образом, философско-психологические идеи находят точку приложения не только в литературном творчестве, но и при анализе литературных произведений.

На рубеже XX — XXI веков необычайно возрос интерес к архетипической подоснове произведений художественной литературы, как и собственно к самому понятию «архетип», считавшемуся довольно долгое время «ирреальной, лишь условно существующей мифологемой» [2, c. 37], обладающей низкой степенью достоверности. В этом сказывается общее векторное движение научной и творческой мысли, направленное на более глубокое проникновение в авторский замысел и в его конечный результат — произведение. Современное литературоведение, усвоившее концепции остранения текста от фигуры автора, уже не довольствуется теми смыслами, которые предлагает читателю активный слой текста: оно все дальше уходит в глубины пассивного слоя, выявляя в нем наиболее универсальные предпосылки, архетипы, выводящие произведение на уровень общечеловеческого, общекультурного и делающие его трансисторическим. Каждый художественный текст оживляет те или иные архетипы, поскольку он является не только продуктом творческой интенции автора, но и фактом художественного сознания, вобравшего в себя общекультурные универсалии большого исторического времени. А.Блок писал в своем дневнике, что «всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». Литературное произведение является, подобно блоковскому стихотворению, покрывалом, растянутым на остриях архетипических образов, мотивов, констант, которые организуют художественные образы. Архетип — это движущая сила культурного процесса, это инвариант и вариант одновременно, это, как писал Б.Л. Пастернак о героях Шекспира, «образ начала оборота» [4, с. 692]

С другой стороны, в последнее время нарастает интерес ко все большему «профилированию проблемы архетипа» [1, c. 47], в результате чего выделяются архетипы различных областей человеческой деятельности (литературные, экономические, исторические и др.) либо архетипы культуры различных народов, национальностей, стран. Выявление архетипов различных уровней — от универсальных до этнокультурных — это способ заглянуть вглубь произведения, увидеть сокрытые в нем психологические предпосылки, а также дать оценку произведению в диахроническом срезе его существования. Анализ архетипов в художественных образах позволяет не только оценить масштабность произведения с общекультурной точки зрения, но и определить его значимость для культуры национальной. В этом заключается актуальность исследования.

В качестве объекта исследования рассматривается роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Предметом исследования являются культурные архетипы и архетипические модели различных уровней, воплощенные Б.Л. Пастернаком в образах и элементах сюжета романа «Доктор Живаго».

В диссертации выдвигается следующая гипотеза: в художественных образах романа автор воплощает фундаментальные архетипы и архетипические модели различных уровней, от глубинных универсальных до русских этнокультурных, тем самым, с одной стороны, поднимая роман на общечеловеческий уровень, с другой — делая его выразителем исконно русских национальных констант и ценностей.

В связи с этим целью исследования является доказательство того, что Б.Л. Пастернак при создании романа «Доктор Живаго» апеллирует к многим универсальным психофизиологическим и культурным архетипам, а также оживляет некоторые национальные культурные архетипы. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Наиболее полное раскрытие сущности понятий «архетип» и «архетипическая модель» в диахроническом срезе и в контексте связей между различными областями знания; обоснование теоретических основ исследования.

2. Выявление и анализ наиболее значимых культурных архетипов в романе «Доктор Живаго», как универсальных, так и традиционных для русской культуры.

3. Рассмотрение архетипов мировой культуры на различных уровнях, начиная с архетипов, выделенных К.Г. Юнгом, и заканчивая архетипами мировой литературы, наиболее явственно проявившимся в романе.

4. Определение специфики понятия «русские этнокультурные архетипы» и их принципиальных отличий от архетипов универсальных. Рассмотрение русской картины мира в романе Б.Л. Пастернака и архетипов, создающих этот мир.

5. Анализ и оценка пастернаковской субъективно-авторской интерпретации архетипов при их воссоздании в художественных образах романа «Доктор Живаго».

Для наиболее полного раскрытия вопроса о наличии и функционировании архетипов в литературном произведении необходимо осветить все (или как можно больше) уровни их присутствия в нем. В работе предпринимается попытка выявить архетипическую подоснову романа, где архетипы представляют комплекс взаимосвязанных идей, в совокупности и взаимодействии образующих модель мира Б.Л. Пастернака. При анализе архетипических образов и мотивов особое внимание было обращено на их ценностный компонент, который обуславливает аксиологическую заостренность романа.

Таким образом, выявление и осмысление архетипов вносит значительный вклад в понимание произведения и приобщает его к общечеловеческому (или общенациональному) культурному наследию. В таком подходе к исследованию вопроса заключается его научная новизна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» зиждется на фундаментальных архетипах, воссозданных автором в образах романа, что поднимает его на уровень общекультурного наследия человечества и ставит в ряд с наиболее значимыми произведениями литературы.

2. В романе актуализированы архетипы различных уровней: юнговские архетипы индивидуации, мифологические константы, христианские архетипические образы и некоторые из наиболее значимых архетипов мировой литературы и русской культуры.

3. В модели мира Пастернака универсальные и этнокультурные архетипы занимают приоритетные позиции и получают индивидуальное творческое осмысление, что расширяет его смысловое пространство и обогащает сами архетипы дополнительными смыслами.

4. В романе актуализировано многообразие этнокультурных архетипов и констант различных уровней, от народных архаичных представлений (обряды, традиции, ритуалы, религиозные представления) до социальных явлений, приобретших статус национальных концептов (русский бунт, толпа, странничество). Они делают роман «национальным романом», зеркалом, отражающим русскую действительность.

5. В архетипах романа акцентированы фундаментальные духовные ценности и абсолюты, что придает художественной ткани произведения глубоко нравственную основу, детерминированную христианской аксиологией.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

а) творчество писателя/поэта имеет глубокую архетипическую основу, определяющую мотивы и образы художественного произведения и связывающую произведение/творчество писателя с миром культурного наследия человечества;

б) исследование архетипической основы романа «Доктор Живаго» позволяет понять психологические механизмы литературного творчества и тайны возникновения художественных образов;

в) архетипические образы, мотивы и сюжеты художественного текста позволяют осмыслить его как явление интертекстуальности;

г) архетипы — не окаменевшие модели, но устойчивые первоэлементы культуры, способные к развитию в творческом сознании автора.

Практическая целесообразность заключается в том, что данное исследование раскрывает новые грани художественного мира произведения и может быть использовано в современном литературоведении, нацеленном на изучение интертекстуальных явлений культуры. Архетипические образы и сюжеты «Доктора Живаго» раздвигают смысловые границы романа и могут быть использованы как примеры/иллюстрации в чтении курса теории литературы в вузе, а также в спецкурсах/спецсеминарах по творчеству Б.Л. Пастернака.

Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена особенностью заявленной темы и требует обращения к трудам теоретиков архетипа и смежных с ним понятий, таких как «миф», «символ», «ритуал» (К.Г. Юнг, М.Элиаде, Э. Нойманн, Г. Башляр, Дж.Кэмпбелл, Н.Фрай, М.Бодкин, и др), к фундаментальным исследованиям отечественных ученых-литературоведов и культурологов (М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Ф.О. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А.А. Аникст, Л.С. Выготский, В.Н. Топоров, Ю.С. Степанов, И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, А.Ю. Большакова, С.М. Телегин, И.П. Смирнов и др.), а также к философским и научно-исследовательским работам по аксиологии (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов, Б.П. Вышеславцев, П.А. Флоренский, Г.С. Померанц., С.Л. Франк).

В ходе исследования мы будем оперировать следующими понятиями: «архетип — архетипический образ — архетипический мотив — архетипический сюжет — концепт — константа — “вечный образ” — “бродячий сюжет”». Целесообразность объединения данных терминов в одну группу, а также замечания о нюансах их различения освещены в главе, посвященной теоретическим основам исследования, а также в практической части.

В работе применяются биографический, сравнительно-исторический, психологический, аксиологический методы исследования, а также элементы психоаналитического метода.

Степень разработанности проблемы. Роман «Доктор Живаго» достаточно хорошо изучен,многие из наиболее значимых констант, воплощенных в нем, подвергались тщательному анализув работах А.Власова, Я.В. Солдаткиной, И.А. Сухановой, И.П. Смирнова, В.М. Борисова и др.

Кроме того, существует множество работ, посвященных жизни и творчеству Б.Л. Пастернака, таких авторов, как Е.Б. Пастернак, Е.В. Пастернак, О.В. Ивинская, Д.С. Лихачев, В.Альфонсов, З.Масленикова, К. Чуковский, Л. Чуковская, Л.В. Розенталь, М.Л. Гаспаров, Л.А. Озеров, Н. Иванова, Н.А. Фатеева, Г.С. Померанц, Б. Парамонов, Н.О. Вильмонт, В.Г. Смолицкий, А.Жолковский, Дм. Быков, А.М. Пятигорский, Л.В. Бахнов, Л.Б. Воронин, В.С. Баевский Б. Кац, Е.А. Тахо-Годи, О. Седакова, Т. Левина, Я.М. Хелемский, Н. Богомолов, В.С. Франк, Э. О. Герштейн, Дж.Е. Малмстад, Б. Зайцев, О.Клинг, А. Гладков, А. Афиногенов, С.Г. Исаев, В.М. Борисов, А. Самойлов, Л. Горгунг, Е. Крашенинникова, Л.К. Африкантова, Е.В. Степанян, М.К. Поливанов, Е. Кунина, Ф. Степун и др.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка литературы. Общий объем работы — 241 страница.

Примечания

1. Большакова А.Ю. Архетип — концепт — культура // Вопросы философии. — 2010. — №7. — С. 47 — 57.

2. Большакова А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX — XXI вв. // Вопросы филологии. — 2003. - № 1 (13). — С. 37 — 47.

3. Меднис Н.Е., Печерская Т.И. Метатип в системе памяти культуры // Критика и семиотика. Новосибирск. Вып. 14, 2010. С. 8 — 16.

4. Пастернак Б.Л. Заметки о Шекспире // Б.Л. Пастернак. Собрание сочинений. В 5 т.— М.: Худож. лит., 1991. — Т. 4. — C. 687 — 692.


Глава I. Теоретические основы исследования


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!