Методические рекомендации по изучению курса



Одна из особенностей изучения курса Священного Писания Нового Завета состоит в невозможности ограничиться только каким-то одним учебным пособием или толкованием. Освоение курса требует большой собирательной работы и привлечения различных материалов.

При этом нужно помнить, что основным источником знаний и одновременно предметом изучения на курсе является само Священное Писание. Нередко возникает опасность подмены: какие-либо пособия (напр., пособие еп. Кассиана (Безобразова)), в силу живости или оригинальности богословской мысли и языка становятся «властительницами умов», так что сама евангельская история несколько уходит на второй план под давлением нарочитой системности идей автора.

Вполне естественно, что в Писании и после изучения этого курса останутся неясные места. Как сказал свт. Феофан Затворник, составивший «Евангельскую историю о Боге Слове» и толкования ко всем посланиям ап. Павла: «Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное…»

Первым помощником для понимания смысла Писания должны быть святоотеческие толкования. Различные научные теории и изыскания исследователей-библеистов могут быть лишь подспорьем, к тому же святоотеческая экгегеза и библеистика редко находят общий язык.

Святитель Филарет (Дроздов), известный русский богослов, выделял следующие этапы в постижении смысла Писания:

а) рассмотрение изучаемого события или текста в пространстве Священного Писания: в евангельском контексте, в отношении к книгам Ветхого Завета или апостольского корпуса, в которых данная тема рассматривается или имеет прямые параллели;

б) затем – обращение к греческому тексту новозаветного текста: часто смысл фраз зависит от значения одного слова, и толкователи никогда не пренебрегали обращением к языку оригинала. (Очевидно, что это не общедоступный этап, в рамках данного курса он может быть предложен только как желательный, но необязательный. Но при наличии интереса к этой форме работы со священным текстом можно предложить использовать комментарии к греческому тексту на отдельные священные книги, их в настоящее время издано много; есть подобный разбор отдельных слов и фраз и в писаниях святых отцов – обратите на это внимание);

в) следующий этап: обращение к святоотеческим толкованиям и затем – к современным исследованиям и комментариям.

Толкования отцов древней Церкви и авторов, живших в средние века, для современного читателя часто сами нуждаются в толковании: не всегда адекватно воспринимается даже понятийный аппарат их писаний. При чтении толкований, при изучении программы и подготовке ответов на контрольные вопросы, обязательно надо стараться своими словами выразить святоотеческую мысль. Пока это не будет сделано, усвоения мысли читающим не произойдет.

 

Особенный акцент надо сделать на достижение хорошего знания священного текста. Это не формальное требование. Полноценное освоение курса невозможно без умения свободно ориентироваться в тексте Нового Завета. Этого навыка нельзя достичь только ответами на контрольные вопросы, участием в обсуждениях и поиском цитат в электронной Библии. Это самостоятельный и «невидимый миру» труд регулярного и внимательного чтения Писания. Но труд благодарный. Когда мы работаем со святоотеческими толкованиями, привлекает внимание та свобода, с которой память и ум толкователей обращается к любой книге, главе и стиху. Да и один из основных методов толкования Библии – толкование Писания через само Писание – обязывает изучающего хорошо знать священный текст.

Возможны различные варианты организации самостоятельной работы. Изучение Евангелия и апостольского корпуса по методике несколько отличается, так как и тематический принцип организации обеих частей курса отличен. Первая часть курса не изучает Евангелия как отдельные книги, а рассматривает евангельское повествование как единую событийную канву, составленную на материале всех четырех Евангелий; книги же апостольского корпуса изучаются по отдельности, хотя и с выявлением тематической взаимосвязи между ними. Вторая часть курса, возможно, покажется более тяжелой и потребует больших усилий, чем первая, поскольку с содержанием апостольского корпуса слушатели, как правило, знакомы меньше, чем с евангельской историей. Вот один из продуктивных порядков самостоятельной работы с текстом апостольских посланий:

1) первое чтение послания;

2) если это послание ап. Павла: повторное чтение текста, но уже с использованием подробного плана послания, составленного свт. Феофаном Затворником;

3) самостоятельное составление краткого плана послания;

4) выделение трудных для понимания фрагментов или тем;

5) выявление в тексте тем, имеющих параллели в ранее прочитанных посланиях;

6) знакомство с описанием послания в рекомендуемом «Руководстве для изучения…» Иванова А.И.

7) объяснение трудных фрагментов текста с помощью толкования свт. Феофана Затворника или блаж. Феофилакта Болгарского;

8) сопоставления толкований, отличных по способу (напр., буквального и аллегорического во всех его подвидах), выявление различных смысловых пластов текста.

Постижению смысла священного текста также способствует:

· чтение книг апостольского корпуса не только на русском языке, но и на церковнославянском (часто этот язык, являющийся калькой с греческого, помогает точнее понять мысль апостолов);

· выявление во время богослужений связи читаемых апостольских и евангельских чтений с праздничной темой дня.

 

Условия аттестации по курсу

 

Аттестация проводится в форме экзаменов по первой части курса (Четвероевангелие) и по второй части курса (Апостол). Для слушателей заочной формы обучения условием допуска к экзаменам является положительная оценка за контрольную работу.

На аттестации проверяется знание материала курса в объеме программы.

Экзаменационные требования к уровню знания новозаветного текста:

· знать изложенные в Четвероевангелии события и поучения;

· иметь представление о плане Евангелий от Матфея и Иоанна и книги Деяний свв. апостолов;

· знать тематическое содержание апостольских посланий и догматических бесед Евангелия от Иоанна;

· уметь изложить евангельскую тему или тему апостольских посланий близко к тексту.

 

На экзамене не разрешается пользоваться Библией.

 

Критерии оценивания.

На «отлично» оценивается ответ слушателя, исчерпывающе раскрывшего содержание билета, показавшего хорошее знание текста Писания и умение свободно в нем ориентироваться, ответившего на все дополнительные вопросы.

На «хорошо» оценивается ответ слушателя, верно раскрывшего содержание билета и показавшего хорошее знание текста Писания, но оставившего без внимания те или иные второстепенные аспекты вопроса, допустившего незначительные фактические ошибки, не давшего верный ответ на дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ неполный (напр., если верно освещен только один вопрос билета), непоследовательный в изложении, допускающий фактические неточности, демонстрирующий поверхностное знание текста Писания.

«Неудовлетворительно» оценивается ответ слушателя, не раскрывшего содержание обоих вопросов билета, допустившего значительные фактические неточности или богословские ошибки.

 

Вопросы к экзамену

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!