Тема 13. Послание к филиппийцам
Отношения ап. Павла с филиппийской общиной. Благовестие радости. Флп. как послание общения.
Апостол Павел о себе (Флп 1.12–30, 3.1–16).
Христологический гимн послания: учение о кенозисе Спасителя (Флп 2.5–11). Роль смирения в деле человеческого спасения (Флп 2.12–18).
Обличение лжеучителей (Флп 3.17–21).
Тема страданий в послании.
Литература:
1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг… – С. 732–744.
2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Раздел «Послание к филиппийцам».
3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 234–242.
Вопросы для самопроверки:
- Почему это послание называется «посланием общения» и «посланием радости»?
- Почему община в Филиппах единственная, от которой ап. Павел принимал материальную помощь?
- Для обоснования какой идеи апостол приводит христологический гимн (Флп. 2)?
- О каком «дне Христовом» говорит апостол Павел в Флп.?
- Найдите параллели в обличении лжеучителей в Флп. и других Павловых посланиях.
Тема 14. Послание к колосянам
Причины и цель написания послания к колоссянам.
Характерные черты «колосской ереси».
Христология Послания к Колоссянам – ответ на заблуждения лжеучителей (Кол. 1.12–27; 2.9).
Смысл крещения. Христианская жизнь как служение Христу (Кол. 3–4 гл.).
Литература:
1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг... – С. 745–760.
2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Раздел «Послание к колоссянам».
|
|
3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 244–250.
Вопросы для самопроверки:
1. Кто основал колосскую общину?
2. В чем проявлялась так называемая «колосская ересь»? Какие указания апостола Павла позволяют восстановить ее черты?
3. Каким образом апостол Павел доказывает в послании, что Христос не тварь, а Бог?
4. Сравните Кол. 1.19 и Кол. 2.9. В одном или разных значениях в этих фрагментах употребляется термин «полнота»?
5. В чем значение Крестной смерти Христа? (Кол. 1–2 гл.)
6. Поясните образ двукратной смерти (Кол.3.3; 3.5) и двукратного обновления (Кол.3.10). Что необходимо умертвить уже умершему в крещении христианину?
7. Какую пользу могут извлечь рабы-христиане из своего зависимого положении? (3 гл.)
8. Найдите параллельные и уникальные места в нравственной части Еф. и Кол.
Тема 15. Послание к ефесянам. Послание к Филимону
Проблема адресата послания к ефесянам.
Экклезиологические образы послания к Ефесянам. Полнота Церкви.
Свойства Церкви: святость, единство, апостольство. Предвечный Совет и Тайна домостроительства Христова.
Освящение верующих Богом (Еф 1.3–14; 2.5–9; 3.8–12).
|
|
Особенности нравственной части послания. Общий строй христианской жизни: единство Духа, пастырское руководство, духовное совершенство и рост Тела Церкви (Еф 4.1–16). Правила нравственной жизни христиан: подражание Богу (Еф 4.17–5.21; 6.1–9).
Богослужебное употребление фрагментов послания Еф 5.22–33, Еф 6.10–17.
Повод к написанию послания к Филимону.
Христианское отношение к социальному рабству (по посланиям ап. Павла).
Литература:
1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг… – С. 711–731, 833–836.
2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Разделы: Послание к ефесянам. Послание к Филимону.
3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 228–233, 251–256.
Вопросы для самопроверки:
1. Почему, несмотря на то, что апостол Павел пробыл в Ефесе три года, послание к ефесянам отличается наименее личным характером из всех его посланий?
2. Какие образы апостол приводит в Еф., говоря о свойствах Церкви (единстве, апостольстве, святости)?
3. Почему ап. Павел подчеркивает, что Христос воскрешен и посажен одесную Бога-Отца державной силой Отца, а не Своей Собственной (Еф 1.20)? В Еф. 2.5–6 говорится, что Бог уже посадил нас одесную Христа, хотя мы этого еще только ожидаем. Почему?
|
|
4. В чем значение Крестной смерти по Еф.? (Еф. 2)
5. Почему Апостол свои скорби называет славой тех, к кому он обращается в своем послании? (Еф. 3.13)?
6. Посредством чего растет Церковь? (Еф. 4)
7. Почему, при наличии в апостольском корпусе многих фрагментов, посвященных кодексу семейных отношений, именно Еф 5.22–33 выбрано Церковью как апостольское чтение на венчании?
8. Объясните богослужебное употребление фрагмента Еф. 6.10–17 как апостольского чтения чина пострижения в монашество?
9. Кто такой Филимон?
10. Известно ли, по какой причине Онисим сбежал от своего господина?
11. Чем руководствуется ап. Павел, когда возвращает беглого раба-христианина Филимону?
12. Что имеет ввиду апостол, когда говорит: «Может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда» (Фил. 15)?
Тема 16. Пастырские послания
Время написания и адресаты посланий. Причины и цель написания посланий.
Догматические утверждения Пастырских Посланий: о Христе, о Церкви, о конце мира, о Священном Предании.
Церковная иерархия: требования к поставлению и служению пастырей, характерные отличия пресвитерского и епископского служений, формирование трехстепенной священной иерархии. Терминологические проблемы 1 века в отношении служения пресвитера и епископа (ср. Деян. 20).
|
|
Характерные черты лжеучений по Пастырским Посланиям.
О поведении женщин на богослужебных собраниях. Женские служения в Церкви.
Утешение в страданиях, несомненность христианской надежды.
Литература:
1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг ... – С. 785–832.
2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Разделы «Первое и второе послания к Тимофею», «Послание к Титу».
3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 267–276.
Вопросы для самопроверки:
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!