Комментарий к списку литературы



Основным пособием при изучении обеих частей курса является «Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета»,составленноеИвановым А. И. (1837–1912) для духовных семинарий. Пособие представляет собой богословский и исторический комментарий ко всем новозаветным книгам, позволяющий познакомиться с их содержанием и создающий основу для самостоятельного изучения Нового Завета. Автор обращает особенное внимание на догматические и нравственные аспекты новозаветного учения, на трудные для понимания места, дает при необходимости исторические справки, предлагает корректные версии согласования повествований евангелистов. Несмотря на время выхода этой книги в свет, стиль изложения ее понятен современному читателю.

При изучении Четвероевангелия нужно обратить внимание на относительно недавно изданную в Симферополе книгу «Господские праздники» известного греческого богослова, митрополита Иерофея (Влахоса) (род. в 1945 г.). Изложение представляет прекрасный пример богословского синтеза: автор рассматривает евангельские события сквозь призму догматического, литургического и нравственного богословия Православной Церкви.

Из корпуса святоотеческих толкований на Евангелие наиболее значимы при изучении первой части курса Беседы свт. Иоанна Златоуста(IV в.)на Евангелие от Иоанна. Составленное в жанре беседы (проповеди) толкование полезно в методическом отношении, показывая пример экзегетического анализа библейского текста и извлечения смысла священных текстов (рекомендуется обращение к этим толкованиям при изучении догматических бесед Евангелия от Иоанна). Беседы свт. Иоанна Златоуста способствуют появлению навыка нравственной рефлексии: критического анализа своей жизни в свете Писания.

Для тех, кто не имеет возможности уделить достаточно времени чтению творений свт. Иоанна (а они довольно обширны), рекомендуем обратиться к толкованиям блж. Феофилакта Болгарского(XI в.), составившего на основе бесед Златоуста и других святоотеческих толкований краткие толкования на все четыре Евангелия, на каждый стих. Толкования блаж. Феофилакта будут полезны и при работе с апостольским корпусом.

«Евангельская история»,составленная свт. Феофаном Затворником(1815–1891), русским православным подвижником, духовным писателем и экзегетом, состоит из двух частей. Первая, «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения», представляет собой пересказ евангельской истории. Вторая часть, «О последовательности евангельских событий. Историко-богословское исследование» описывает хронологическую последовательность евангельских событий и дает комментарии на некоторые трудные для понимания фрагменты евангельского повествования.

Среди учебных пособий по Новому Завету для высших духовных учебных заведений можно назвать учебник профессора кафедры Библеистики Свято-Сергиевского института в Париже еп. Кассиана (Безобразова)(1892-1965)«Христос и первое христианское поколение». В этом труде доминирует научный и системный подход. При обозначении проблем, связанных с исследованием библейского текста, автор опирается на достижения библейской науки 40-х гг. ХХ в.; согласовывая материал четырех Евангелий, он приводит в определенную систему и концепцию евангельское повествование, но эти характеристики могут быть в равной мере отнесены как к достоинствам, так и к несовершенствам этого труда; авторское видение евангельской истории небесспорно. В комментариях на апостольский корпус еп. Кассиан дает описание проблемы авторства и анализирует содержание каждой книги, помогает увидеть логику тематического развития внутри посланий, а также тематические связи посланий. Автор стилистически изящно, но, к сожалению, не всегда ясно выражает учение апостолов, допуская некоторые некорректные определения.

Учебное пособие по Новому Завету преподавателя Санкт-Петербургской академии прот. Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете» вышло относительно недавно – в 2005 г. В основу этой книги положен курс лекций прот. Александра по Введению в Новый Завет. Несмотря на намерение автора создать систематическое пособие, в котором были бы равно учтены достижения современной библеистики и церковное Предание, его труд учитывает преимущественно первое. Автор опирается на работы русских и западных богословов, в том числе католических и протестантских, исследования и выводы которых автор счел убедительными. Интерпретация священных текстов в свете Предания в работе почти не представлена; несмотря на то, что автор проявил заботу о выявлении связи Писания и богослужения как формы Предания, позволяющей изъяснить смысл многих новозаветных текстов, на святоотеческие труды исследователь не опирается.

Помощь в получении необходимых при чтении и толковании текста исторических сведений и справок, истории ветхозаветных праздников и обычаев, при изучении географии и хронологии евангельских и ветхозаветных событий может оказать Библейская энциклопедия Брокгауза. При работе с этим словарем нужно учесть, что составлен он был учеными-протестантами и в некоторых его статьях приводятся мнения и объяснения, противоречащие церковному Преданию и догматическому учению Православной Церкви.

«Евангельский синопсис», составленный заведующим кафедрой библеистики ПСТГУ, прот. Алексеем Емельяновым,дает представление о последовательности евангельских событий, а также помогает работе с параллельными местами евангельского повествования.

Двухтомник Барсова М.В. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия», указанный в разделе дополнительной литературы, представляет собой подборку толкований святых отцов и комментариев дореволюционных русских богословов на все евангельские события и беседы. Автор не ограничивается одним комментарием на отдельные события, а приводит спектр мнений и толкований по каждому вопросу. В списке дополнительной литературы ко второй части курса размещен аналогичный сборник этого же автора – по книге Деяний святых апостолов.

При изучении последней темы (о Воскресении Иисуса Христа) следует обратить внимание на исследование известного церковного писателя Веселина Кесича «Первый день нового творения. Воскресения и христианская вера». Автор, основываясь на Священном Писании и Предании, разносторонне рассматривает вопрос о Воскресении Иисуса Христа. В работе приводятся мнения и современных экзегетов протестантского и либерального толка; автор всегда отмечает, когда их суждения и выводы расходятся с православным пониманием жизни, смерти и воскресения Христа.

При изучении второй части курса (Апостол) рекомендуется привлечение толкований свт. Феофана Затворника на послания ап. Павла. В силу большого объема этих толкований в Библиографии к курсу предложен краткий комментарий к посланиям, составленный свящ. Николаем Рудинским на основе толкований свт. Феофана (книга «Жизнь и труды святого апостола Павла»). Отметим, что раздел, посвященный посланию к евреям, написан самостоятельно автором книги; у свт. Феофана нет толкования на послание к евреям.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!