Тема 9. Первое и второе послание к солунянам



Причины и цель написания 1 и 2 Фес.

Эсхатология 1 и 2 Фес.: сроки Второго Пришествия (Парусии), сомнения относительно участи умерших, знамения близости Парусии.

Искаженные формы эсхатологических ожиданий в среде христиан.

 

Литература:

1. Иванов А.И. Руководство к изучению … – С. 761–784.

2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Раздел «Первое и второе послания к солунянам».

3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 191–200.

Вопросы для самопроверки:

  1. Сравните эсхатологию 1 и 2 Фес. Одинаково ли говорят эти послания о сроках Второго Пришествия?
  2. Если Господь не указал времени Своего Второго пришествия, почему первые христиане были уверены, что оно скоро наступит? Не является ли эта напряженность эсхатологического ожидания обычным человеческим заблуждением?
  3. Чем апостол Павел утешил солунян в их недоумении относительно участи умерших (по 1 Фес.)?
  4. Что мешает «тайне беззакония» начать действовать открыто и без границ (по 2 Фес.)?
  5. Укажите ветхозаветные параллели описания прихода «человека греха, сына погибели» (2 Фес.2 гл.).
  6. Что поможет христианам сохранить себя от апостасии (отступления от Христа) в последние дни мира?
  7. "Человек греха, сына погибели" будет творить много ложных чудес. Что характеризует чудеса как ложные?
  8. Как неверное восприятие эсхатологического учения отразилось на нравственной жизни солунян?

Тема 10. Первое и второе послания к коринфянам

Цель написания 1 и 2 Кор., основные темы. Апостол Павел и коринфяне: характеристика отношений (по Деян., 1 и 2 Кор.). Автоапология ап. Павла (2 Кор.)

Сущность апостольского служения (по 1 и 2 Кор). Сопоставление Ветхого и Нового Заветов (2 Кор).

Дары Духа Святого в Церкви, Евхаристия (1 Кор. 11–14 гл.).

Учение о Воскресении. Эсхатология 1 Кор (1 Кор. 15 гл.).

Сбор в пользу Иерусалимской Церкви и его богословское обоснование и значение (1 Кор 16.1–4; 2 Кор. 8–9; Рим 14.5–32; Гал 2.10).

 

Литература:

1. Иванов А.И. Руководство к изучению … – С. 604–681.

2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Раздел «Первое и второе послания к коринфянам».

3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 209–220.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие нестроения, нарушившие церковное единство, появились в коринфской общине?

2. Почему ап. Павел считает невозможным суд христиан «у внешних»? На все ли случаи христианской жизни это распространяется?

3. Может ли христианин участвовать в идольских трапезах? (по 1 и 2 Кор.) В каком случае свобода христианина в отношении идоложертвенного грешна?

4. В чем заключается богословское значение сбора на Иерусалимскую общину (по 2 Кор.)?

5. Какие аргументы и педагогические приемы апостол использует, чтобы убедить коринфян быть щедрыми (по 2 Кор.)?

6. Что в учении о браке и девстве в 1 Кор. Апостол предлагает в виде повеления, а что – в виде совета?

7. Какое значение для Церкви и членов Церкви имеет многообразие духовных даров? (по 1 Кор.) Почему апостол отдает предпочтение дару пророчества, а не дару языков?

8. Какие заблуждения появились в среде коринфян в учении о Воскресении? Как это отразилось на нравственной их жизни? (по 1 Кор.)

9. Какие образы использует апостол Павел для раскрытия содержания апостольского служения?

10. Какие аргументы в защиту собственного апостольского достоинства приводит
ап. Павел во 2 Кор.?

Тема 11. Послание к галатам

Повод и цель написания послания к галатам.

Защита ап. Павлом своего апостольского достоинства: особенности призвания, согласие учения ап. Павла с учением других апостолов, решения апостольского Собора (Гал. 1–2)

«Антиохийский инцидент» (Гал. 2.11–21).

Христианская свобода: свобода от Закона Моисеева, свобода усыновления во Христе (Гал. 3–4 гл.). Аргументы, доказывающие христианскую свободу: призыв к рефлексии собственного религиозного опыта, психологический аргумент, аргументы от ветхозаветных Писаний (обетование Аврааму, время дарования Закона, назначение Закона, интерпретация образов Сарры и Агари).

Особенности нравственного учения послания к Галатам (Гал. 5–6 гл.).

Литература:

1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг … – С. 682–710.

2. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды ап. Павла (комментарий на основе толкования свт. Феофана Затворника). Раздел «Послание к галатам».

3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 201–208.

Вопросы для самопроверки:

  1. Сравните автоапологии во 2 Кор. и в Гал. Какие средства защиты апостольского авторитета использует апостол Павел в том и другом случае?
  2. Используя толкование свт. Феофана Затворника, раскройте смысл ответа апостола Павла ап. Петру в связи с так называемым антиохийским инцидентом (Гал. 2.11–21).
  3. Раскройте разные значения понятия «плоть» в Гал. в зависимости от контекста.
  4. Какие характеристики лжеучителей приводятся в Гал.?
  5. Имеет ли закон в Гал. положительное значение? Если нет – почему, если да – какое?
  6. Каким образом свобода христианина может дать повод к развитию страстей (Гал. 5.13)?
  7. Что апостол имеет в виду, говоря, что верующие во Христа «распяли плоть» (Гал. 5.24)?
  8. Почему апостол говорит о делах плоти и плодах духа (5.19, 22)?
  9. Объясните, нет ли противоречия в словах апостолах: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (6.2) и «ибо каждый понесет свое бремя» (6 Гал..5)?
  10. Почему апостол говорит: "Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал.6.10)? Почему нужно оказывать преимущество своим?

Тема 12. Послание к римлянам

Адресат и цель написания послания к римлянам.

Всеобщность греха. Виновность иудеев и язычников (Рим 1.18 – 3.21).

Оправдание по вере (Рим 3.21–4.25). Пример Авраама (Рим 4 гл.)

Жизнь во Христе: плоды оправдания, Адам и Христос, смерть для греха, рабство праведности, противопоставление плотского и духовного человека, жизнь по Духу, богосыновство, ожидание грядущей славы (Рим 5.1–8.39).

Роль Закона Моисеева. Закон и грех. (Рим 2, 5,7 гл).

Отступление избранного народа от Христа и обетования Божии. Тайна Божественного избрания (Рим 9–11 гл).

Изображение духа христианской жизни. Особенности нравственного учения послания ап. Павла к римлянам (Рим 12–15 гл.).

Литература:

1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг … – С. 547–603.

2. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на послание к римлянам.

3. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: ПСТГУ, 2009. С. 257–266.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем виноваты перед Богом язычники, если они не имели Закон? В чем сугубая вина иудеев перед Богом? Для чего апостол доказывает вину и иудеев и язычников перед Богом?

2. Почему апостол говорит о «бессилии» закона Моисеева?

3. Является ли Закон виновником греха?

4. Почему действие Закона закончилось с приходом Христа? Поясните смысл правовой нормы, которую приводит в пример апостол (Рим 7.1–6).

5. В каких случаях слово «закон» в Рим. используется не по отношению к закону Моисееву?

6. Используя толкования, раскройте смысл понятий: оправдание, правда Божия, усыновление, примирение. 

7. Как в нравственной части Рим. отражена его основная тема – благодать и Закон?

8. Что означает утверждение апостола: «мы спасены в надежде»?

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!