Одиночество – любовь – люди – слова – спасение – реальность



Цинциннат Ц. двоится, и если роман воспринимается:

как проза об Искусстве (В. Ходасевич в своих статьях о Сирине) – то Цинциннат Ц. есть образ художника в мире мещан;

как модель тоталитарного общества (толкование В. Варшавского в книге «Незамеченное поколение») – то роман есть одна из антиутопий (приблизительный ряд: Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован», Ильязд «Восхищение», Ф. Кафка «Процесс», Дж. Орвелл «1984»);

как автопортрет художника – тогда главного героя следует считать alter ego автора, причем ego сие сокрыто множеством подсадных прототипов.

Само же имя происходит от Цинцинната Кезона (V век до н. э.), сына Цинцинната Люция Квинция, дважды диктатора в республиканском Риме. Цинциннат Кезон был изгнан из города за гордость и кормился собственным трудом на небольшом земельном участке. Но, возможно, имеется в виду другой Цинциннат (лат. – кудрявый, I век н. э., «знатнейший муж», ветвь рода Квинкциев) – из «Жизни двенадцати цезарей» Светония. Этот Цинциннат жил при Гае Калигуле и тиран «отнял у него древние знаки родового отличия – золотую прядь»[255].

Возможно, интертекстуальность набоковских текстов и отказ от прямой манифестации своих философских и религиозных взглядов позволили говорить о прозе Набокова как о начале русского постмодерна. Но отнесение Набокова к постмодернистам кажется неверным именно потому, что инварианты его поэтики в русский период лежат в границах модернистской базисной системы, и один из наиболее важных инвариантов – свобода художника как певца Божественного/Дьявольского в полной мере реализуется в большинстве романов Набокова и особенно явно в «Приглашении на казнь» и «Даре».[256] Модификация, выводящая поэтику Набокова за рамки парадигмы русской классической литературы большого нарратива лежит в области структурной формы текстов, в выводе самой возможности разговора о трансцендентном/сакральном за границы текста. Тут В. Набоков, как ни странно, вполне совпадает с М. Булгаковым, так же вынесшим Всевышнего за границы романа «Мастер и Маргарита». Но если Булгаков оставляет лазейки как своим героям, так и читателю/исследователю, то переход Набокова к замкнутому волей автора хронотопу более радикален. О присутствии Всевышнего уже ничего не говорит. Но это отнюдь не означает, как, например, утверждает один из исследователей его творчества, что мир Набокова «обезбожен»[257] и что «у Набокова была одна вера, заместившая ему все остальное, что крепит человека в бытии» абсолютная вера в свои литературные силы, в свой дар, как выражается герой «Отчаяния». Дар[258] – вот что у него занимало место Бога».[259]

Здесь происходит очевидная подмена – метафизические сущности не соответствуют религиозным инвариантам. Христос или Бог-Творец не являются величинами метафизическими и Набоков это прекрасно знал.[260]Его бегство от трансцендентного лежит не в области экзистенциального романа (почему-то чаще трактуемого в поле смыслов агностистического экзистенциализма Ж.-П. Сартра и А. Камю, чем в поле смыслов религиозного, скажем, у С. Кьеркегора или К. Ясперса) или метафизического отчаяния (хотя и то, и другое присутствует в прозе Набокова), но в конструировании такой структурной формы, которая позволяет исключить спонтанность вмешательства свыше. Речь идет о карамазовском бунте, лишающим текст затекстовой реальности, но никак не о неверии в такую реальность. Более того, именно инвариант свободного пути художника может быть осуществлен лишь в случае веры в незыблемость дарованного/дара. Дар – то, что автор получает. Дар не может занять место Дарителя, поскольку имплицитно содержит в себе и так или иначе отсылает к Тому, кто дарует Дар. И в этой части Набоков вполне традиционен. Его новаторство состоит в том, как он писательский дар претворил в структурной форме прозаического высказывания. Модификация произошла не на уровне инварианта, но на уровне воплощения инвариантов в конкретных текстах. Отрыв от инвариантов – переход к постмодернистскому дискурсу[261] – произойдет позже, в английский период его творчества, но этот период не входит в исследовательскую задачу данной диссертации.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!