Вопросы и задания ко всему роману



 

  1. Как связаны друг с другом сюжеты о похождениях Воланда со свитой в Москве, о любви мастера и Маргариты и о Понтии Пилате?
  2. Почему главы романа мастера представлены читателю не все разом, а как бы рассредоточиваются автором по тексту всего произведения, где значительное место уделяется повествованию о жизни москвичей?
  3. Выделите все места действия, с которыми связаны похождения Воланда со свитой в Москве. Попробуйте схематично их изобразить. Как связаны друг с другом следующие места действия: Патриаршие пруды, квартира № 50, Варьете, Зрелищная комиссия и психиатрическая клиника? Для ответа на этот вопрос вам необходимо будет вспомнить события, происходящие в каждом из указанных мест действия и попытаться обнаружить между ними взаимосвязь.
  4. Перечислите всех первых московских жертв Воланда. Как вы считаете, за что Воланд наказывает каждого из них? Чем эти персонажи похожи друг на друга и чем отличаются?
  5. Почему роман начинается со встречи и спора «иностранца» с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, а завершаются основные события романа через четыре дня после этой встречи полетом мастера и Маргариты в мир «вечного покоя»?
  6. Что, по мысли автора, является нормой подлинного человеческого существования, а что – антинормой? Как в романе Булгакова они соотносятся друг с другом? Чем жизнь и поведение людей исторического прошлого и настоящего похожи друг на друга? Какую связь вы заметили между поведением жителей древнего Ершалаима и современной автору Москвы? Какие фрагменты романа подтверждают ваши предположения?
  7. Перечислите всех персонажей-«двойников», поступки и слова которых автор намеренно соотносит в романе. С какой целью обращается внимание читателя на эти явные и скрытые параллели между персонажами?
  8. Чем отличается манера повествования в истории о похождениях Воланда и его свиты от особенностей повествования мастера в «Романе о Понтии Пилате»? Как вы объясните эти отличия?
  1. Как сатирические страницы романа связаны с любовной линией сюжета? Назовите эпизод романа, где эти две линии пересекаются.
  1. Выделите в тексте романа фрагменты, в которых автор непосредственно обращается к читателю. С какой целью эти обращения включены в роман?
  2. Перечислите наиболее яркие, с вашей точки зрения, фантастические эпизоды романа. Зачем автор использует в своем произведении фантастику?
  3. Найдите композиционные «швы», отделяющие текст романа мастера о Понтии Пилате от тех частей произведения, в которых рассказывается о жителях Москвы (См. начало и финалы гл. 2, 16, 25, 26). Как автор вводит фрагменты романа мастера в основной текст произведения? Почему в одном случае они пересказываются как бы по памяти Воландом, в другом – вводятся как сон Ивана Бездомного, в третьем - читаются Маргаритой по рукописи? Чем можно объяснить, что между двумя последними главами романа мастера нет композиционного «шва»?
  4. Кого из героев романа можно назвать «учителями», а кого – «учениками»? Какую связь между «учителями» и «учениками» вы заметили?
  5. Выделите в романе эпизоды, в которых появляются мотивы луны и солнца. Как эти образы соотносятся друг с другом? В чем, на ваш взгляд, состоит их символический смысл?
  6. Как вы понимаете смысл эпиграфа романа М. Булгакова? Зачем автор сосредоточивает внимание читателя на известной цитате из «Фауста» Гете? Можно ли считать эту цитату ключом к пониманию художественной логики событий, изображенных в «Мастере и Маргарите»? Почему?
  7. Почему роман называется «Мастер и Маргарита»? Зачем автор вынес в заголовок своего произведения имена главных героев?
  8. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. Воланд и москвичи в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Кто является главным героем романа Булгакова?

3. «Мастер и Маргарита» - «роман о настоящей, верной, вечной любви».

4. Что «не договорил» и что «не дослушал» Понтий Пилат?

5. Композиция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Значение эпилога в романе «Мастер и Маргарита».

7. Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

8. Образ дома в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Часть третья

Кризис «нового мира»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!