Художественное конструирование как вид декоративно-прикладной деятельности на уроках ИЗО в школе.



Развитие у детей конструктивного мышления и навыки формообразования.

Художественное конструирование на уроках изобразительной деятельности помогает решить многие задачи формирования художественного восприятии и отражения действительности. Оно включает в себя выполнение рельефов, отдельных объемных макетов и конструкций, а также выполнение групповых проектов, в которых предусматривается создание нескольких макетов, объединенных смысловым содержанием

Создание объемно-пространственных макетов и проектов дает возможность реализовать учащимся творческие фантазии, прививает грамотный метод работы, доставляет удовлетворение процессом и результатом этой деятельности. Кроме этого, занятия конструированием и макетированием оказывают влияние на активизацию умственной деятельности детей, имея двойное значение - с одной стороны, оно связано с развитием логического, а с другой наглядно-образного мышления школьников.

В процессе реализации учебной программы предусмотрено знакомство и практическое освоение фронтальной (рельеф), объемной (отдельный макет), и пространственной композиции (проект). В каждой из них дети проявляют себя как архитекторы пространства, приобретают дальнейшие умения и навыки, воспитывают свой эстетический вкус.

Первоначально учеников знакомят с элементарными приемами работы с бумагой посредством упражнений и доступных для выполнения заданий. Это работа по образцам с целью освоения методов и технических приемов работы под руководством педагога.

В младших классах детям предлагается освоить навыки складывания бумаги особым способом и получать, таким образом, оригинальное изделие из обычного листа бумаги. Практикуется также создание изделий для украшения интерьера методом вырезания и склеивания.

В третьем классе можно предлагать школьникам делать рельеф из бумаги методом создания развертки и крепления к плоской основе.

В средних и старших классах рекомендуется макетирование объемно-пространственных тематических композиций и участие в групповых проектах.

Такая работа тесно связана с приобретением и развитием навыков пользования карандашом, линейкой, а в старших классах с навыками черчения. Учитель должен учить детей рациональным техническим приемам работы и следить за их правильным использованием. Это позволяет найти пути целесообразного решения творческой задачи, открывает новые возможности в выборе художественно выразительных средств бумажной пластики и конструирования.

Основные принципы изучения декоративно-прикладного искусства:

А) От упражнений – к творческим композициям (повтор - вариация- импровизация).

При таком подходе базовые знания, умения и навыки дети получают в результате выполнения упражнений и повторения элементов и узоров изучаемого стиля. Упражнения в развитии технических навыков работы и творческой активности детей на занятиях ДПИ имеют первостепенное значение. Только в процессе упражнений отрабатываются навыки выполнения кистевой росписи, составления ритмически повторяющихся узоров и формируется глубокое понимание стиля.

На основе приобретенных умений и навыков ребенок в состоянии выполнять самостоятельные композиции в русле данной темы и, развивая творческую мысль далее, создавать творческие работы, импровизируя с приобретенным объемом знаний.

В тематическом планировании учитель должен предусмотреть систематичность, последовательность и взаимосвязанность усложняющихся тем и задач обучения декоративно-прикладному искусству.

Б) Комплексный подход в изучении народного декоративно-прикладного искусства.

Уроки декоративно-прикладного искусства могут проводиться в различных формах с использованием комплексного подхода к обучению.

В) Практическая значимость декоративно-прикладной деятельности детей.

Критерии оценки декоративно-прикладных работ детей, выполненных по мотивам народного промысла и на основе самостоятельно разработанного стиля:

- композиционное решение орнамента,

- умение стилизовать реальные формы растительного и животного мира в декоративные,

- умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный,

- умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора одного стиля,

- умение пользоваться приемами «ритм», «симметрия», композиционный центр узора.

Общие критерии:

- самостоятельность выполнения рисунка,

- выразительность рисунка,

- эффективность выбранных изобразительных средств,

- эмоциональное отношение к рисунку.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!