Пробуждение сплетений (подготовительное упражнение)



 

Прежде чем приступить к главному упражнению настоящей лекции – «пранаяме», следует научиться чувствовать токи праны или, точнее, особого ее видоизменения «кундалини», управлять ими и, главное, чувствовать описанные 7 сплетений.

Такое пробуждение сплетений производится следующим образом. Приняв «падма‑асану» (см. конец 2‑й лекции) и обернувшись лицом к Северу или Востоку в уединении, полутьме и в тишине, глубоко вдыхают воздух и, удерживая его в легких, переносят внимание и чувство дыхательного напряжения в центр 1‑й. Затем выпускают воздух.

После того, как будет развита способность чувствовать ток праны в 1‑й центр и сам этот центр, следует начать пробуждать 2‑й центр, проводя «кундалини» через 1‑й центр во 2‑й. По достижении успеха в пробуждении 2‑го центра, стараются пробудить 3‑й, сосредотачивая в нем кундалини после проведения ее через 1‑й и 2‑й центры. Таким образом пробуждают все центры последовательно вплоть до 7‑го.

Упражнения эти следует делать ежедневно минут по 15–20.

 

Пранаяма

 

Заставить «кундалини» по произволу циркулировать между этими центрами или пребывать в одном из них, значит подчинить вполне воле весь организм.

Такое управление праной называется «ПРАНАЯМА».

Индусы полагают, что при этом происходит сосредоточение и концентрирование в заинтересованном центре всего нашего флюидического организма, (т. е. всех нематериальных тел) называемого ими «Прана‑Мая‑Коша», распространяющегося нормально на 96 дюймов во все стороны от тела.

Движение от 1‑го центра до 7‑го (восхождение) способствует спиритуализации, одухотворению, умственной работе (огонь, воздух); обратное движение – материализации, физической работе (вода, земля). Это замечание можно применить и для выработки энергии типа той или другой стихии (см. ниже; см. также дыхание вверх и вниз в 3‑й лекции).

Необходимо упражняться и в том, и в другом.

Пранаяма обыкновенно производится в позе «падма‑асана» (см. конец 2‑й лекции) или в другой какой‑нибудь особой позе для достижения исключительных эффектов, описание которых не входит в рамки нашего труда.

Производится пранаяма во время глубокого дыхания, три фазы которого: вдыхание («пурака»), удержание воздуха («кумбхана») и выдыхание («рашака»).

Относительно ритма дыхания, в дополнение к 3‑й лекции, надо заметить следующее:

При естественном дыхании, когда оно совершается без участия воли и сознания, наиболее продолжительным является вдыхание (если не считать отдыха с пустыми легкими в промежутке времени между двумя дыханиями); за ним следует удержание воздуха и. Наконец, скорее всего совершается выдыхание.

Значение этих 3‑х фаз дыхания следующее: вдыхание соответствует поглощению энергии и процессу творения (1‑е лицо индуской троицы Брама). Задержка воздуха в легких – усвоение силы и процессу сохранения (2‑е лицо – Вишну). Выдыхание – воздействие на внешний мир, разрушение, превращение и освобождению от всего дурного, грехов и т. п. (3‑е лицо – Шива). Отдых при пустых легких в промежутке между двумя дыханиями и подготовке к новому творению и деятельности (возрождение).

Легко понять, что эти фазы соответствуют 4‑м фазам всеобщего закона постепенного развития, о котором мы говорили во 2‑й половине 1‑й лекции. Таким образом процесс дыхания ставит человека в соответствие с ходом мировой жизни.

Ритм дыхания, данный в 3‑й лекции, как наиболее подходящий для запасания силы («земля»; 8‑32‑16) можно изменять смотря по обстоятельствам. Например, при желании наиболее сильно воздействовать на кого или что‑нибудь, надо удлинить выдох («огонь» и разрушительная деятельность; 8‑16‑32). При желании созидательной работы полезно удлинить вдыхание («вода»; 32‑16‑8). Читатели сами сумеют развить настоящее положение.

 

Главное упражнение

 

Перейдем теперь к самой пранаяме.

Упражнение в пранаяме производится в позе «падма‑асана», повернувшись лицом к Северу или Востоку. Оно состоит в том, что, вдохнув глубоко воздух, обыкновенно левой ноздрей («ида»), удерживают его и сосредотачивают внимание и дыхательное напряжение в центре 1‑м. Затем последовательно переводят их по всем центрам до 7‑го центра и обратно, после чего выпускают воздух правой ноздрей. Затем делают то же, вдыхая правой и выдыхая левой ноздрей («пингала»). Можно также дышать и ообеими ноздрями («сушумна»).

Главные ее фазы, идущие одна за другой: 1) сосредоточение внимания и энергии на центре 3‑м или, лучше, 1‑м (воплощение духа в материю, творение, Брама, Б. Отец; 2) на центре 4‑м (начало одухотворения, Вишну, Б. Сын); 3) на центре 6‑м или, лучше, 7‑м (одухотворение, Шива, Б. Дух Св.).

Эти 3 фазы также могут соответствовать вдыханию, удержанию и выдыханию воздуха, т. е. при вдыхании сосредотачиваются на центре 1‑м, при удержании воздуха – на 4‑м, а при выдохе – на 7‑м.

Такой способ употребляется тогда, когда обращают внимание только на эти четыре главных центра (3‑й или 1‑й, 4‑й и 6‑й или 7‑й), уделяя мало внимания остальным; когда пранаяму делают, так сказать, подробнее, останавливаются на каждом из 7‑и сплетений.

Можно также при вдыхании проводить прану вверх от центра 1‑го до 7‑го и после задержки дыхания проводить вниз от центра 7‑го до 1‑го при выдыхании.

Наконец можно производить еще и задержку дыхания при пустых легких. В этом случае можно при удержании воздуха проделать восходящее движение от центра 1‑го до 7‑го, а при остановке дыхания с пустыми легкими – нисходящее от 7‑го до 1‑го центра; или же при вдыхании сосредотачиваться на центре 3‑м или 7‑м, при удержании воздуха – на центре 4‑м, при выдыхании – на 6‑м или 7‑м, при остановке с пустыми легкими – на 4‑м и при новом вдыхании на 1‑м или 3‑м.

Возможны также и другие комбинации.

Индусы производят пранаяму ежедневно 3 раза по несколько часов при полном уединении и соблюдении специальных условий, о которых мы здесь не можем распространяться.

Делать пранаяму при образе жизни и обстановке большинства западных людей – немыслимо.

Подробности о пранаяме не входят в программу нашего труда и составляют предмет йоги. Нашей задачей было лишь разработать ее общие принципы, на что в книгах о йоге обыкновенно не обращается достаточного внимания.

Мантрам – Мозговые

 

Мантрам

 

Упражняющиеся в пранаяме скоро заметят невольную потребность отмечать мысленно каким‑нибудь словом или звуком сосредоточение на каждом из вышеуказанных центров. Даже при дыхательных упражнениях 4‑й лекции чувствуется потребность мысленного отчета.

Индусы установили целую систему «мантрам» ов – особых слогов, наиболее соответствующих стихиям и нервным сплетениям, из которых каждый и надо мысленно повторять в соответствующих случаях.

Вот их перечень: 1‑у центру и земле соответствует слог «Лам», 2‑у и воде – «Вам», 3‑у и воздуху – «Пам», 4‑у и огню – «Рам», 5‑у и эфиру – «Хам».

При вдыхании вообще можно мысленно произносить слог «хам», а при выдыхании – «са». Особенно это будет уместно при дыхательных упражнениях 6‑м и 7‑м конца 4‑й лекции.

Вместо счета при упражнениях этой лекции можно произносить потребное число раз слог «ом», приблизительно соответствующий у индусов нашему «аминь». Произнесение мантрам при упражнениях помогает сосредоточению внимания и мешает возникновению посторонних мыслей. Оно облегчает выработку различных стихий и должно быть применяемо при ней.

Мантрам производят при произнесении их особые колебания, соответствующие по своей природе тем или другим эффектам. На этом основано действие заклинаний в магии и могущество слова вообще. Известно, что умело подобранным тоном звука можно производить различные физические эффекты и даже разбить оконное стекло. Вспомним библейский рассказ о падении стен Иерихона от звуков трубы.

 

Мозговые локализации

 

Сосредоточение внимания на тех или других частях мозга вызывает различные эффекты; эти части мы и назвали МОЗГОВЫМИ ЛОКАЛИЗАЦИЯМИ.

Представим себе мозг, нарисованным в виде круга, разделенного на 8 частей.

Индусы помещают в правой передней части мозга терпение, благородство; в правой – сонливость, вялость, дурные мысли; в правой немного ближе назад – гнев, печаль; в правой задней части – зависть, ревность; в задней левой части – веселость, нежность; в левой части – беспокойство, апатию, нетерпение; в левой части несколько впереди – любовь, радость, красота; в левой передней части – религиозные чувства, примирительное настроение, размышление; в центре (шишкообразное тело, 7‑й центр) – духовность, психическую работу.

При сосредоточении на этих частях мозга можно искусственно вызывать соответствующие эффекты; при этом не следует забывать думать о соответствующих им цветах, идущих в следующем порядке: в 1‑й части – белый, во 2‑й – красный, в 3‑й – черный, в 4‑й – голубой, в 5‑й – коричневый, в 6‑й – синий, в 7‑й – желтый, в 8‑й – белый, в центре – лиловый.

При нормальной душевной жизни такое сосредоточение умственной энергии («оджас») на тех или других частях мозга происходит, естественно, само собой, без участия воли и сознания, почему искусственным напряжением внимания на эти части не следует злоупотреблять.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!