Тема № 2. Древняя история. Ранние государственные образования. Система международных отношений эпохи раннего железа. 2 часа



 

Цель и задачи:

- Изучить проблемы системы международных отношений, дипломатии, этнических, политических, экономических и культурных процессов эпохи раннего железа.

План:

2.1. Письменные источники о племенах Казахстана в эпоху раннего железа. Номадизм, и расселение племен эпохи раннего железа. Хозяйство и культура государств эпохи раннего железного века.

2.2. Саки и их политическая история. Социальное устройство.

2.3. Усуни, кангюй, гунны и китайский фактор во внешней политике.

Ключевые понятия: раннее железо, военная демократия, звериный стиль, полихромный стиль, переселение народов.

Литература:

  1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы,2011

2.Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.

3. Кулмухамед М.А. История Казахстана в персидских источниках. IV том, 2006.

4. Асан Бахти. Шумеры, скифы ,казахи. 2003. Евразийский народ саки.Алматы,2006.

5. Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии: монографии.2005.

6. Гумилев Л. Н. Хунны в Азии и Европе.2003.

2.1. История Казахстана эпохи раннего железа – история кочевых племен, освоивших степи между Волгой и Алтаем. След, оставленный кочевыми народами зачастую бывает зыбким, непрочным, поскольку кочевникам сложно хранить и постоянно перевозить книги. Но, тем не менее, мы имеем широкий круг письменных источников по истории племен эпохи раннего железа, так как они принимали активное участие в событиях мировой истории своего времени. О них писали историки, политики, географы - представители оседлых цивилизаций.

Эти источники можно условно разделить на три группы:

- Персидские: а) «Авеста» (начало I тыс. до н.э. или в пределах VII-начала VI в. До н.э.), священная книга зороастрийцев – в ней кочевые племена, населявшие степи Казахстана именовались “туры с быстрыми конями”;

- Античные источники (римские и греческие): «История» Геродота, завершенная между 430-424 годами до н.э.; работы Ктесия Книдского (V-IV века до нашей эры), в особенности сочинение, посвященное истории Персии и ее соседей; Полиена, греческого историка из Македонии;

- Китайские источники, относящиеся к истории гуннов и кангюев – летописи Хань, труды Сыма цяня и др.

После кропотливой работы историков, археологов были соотнесены названия сакских племен персидских и античных источников. Так, саки-тиграхауда соответствуют массагетам. По свидетельству этих источников саки говорили на восточноиранских диалектах индоевропейских языков. В языке саков были уже и тюркские включения за счет миграций племен из Внутренней Монголии.  

2.2.Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида). В источниках, например, освещается борьба Кира с сакской царицей Томарис. С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519—518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Античный автор Полиэн пишет, что Дарий во главе огромного войска вступил в земли саков. В безводной пустыне войско едва не погибло, Дарию удалось спасти армию, но в целом поход был неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличи­лись в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию. Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и под­чинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330—327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье, которая быласвоеоб­разной границей между оседлыми жителями и кочевниками. На левобережье Сырдарьи располагались города, которые Александр захватил и поставил в них свои гарнизоны.На другом берегу сосредоточились силы саков, ждавших подхо­дящего момента, чтобы вступить в бой с греками. Жестокостью греко-македонских войск, которые при занятии сырдарьинских городов «всех мужчин перебили, женщин, детей и прочую добычу забрали», вызвала народное восстание в Средней Азии, жестоко подавленное.По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный пункт на северо- восточной границе нового государства. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Алек­сандр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из ката­пульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македон­ского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей).И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи, иг­равших важную роль в истории III в. до н. э. — III в. н. э.

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка.

Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.

Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.

На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.

Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.

Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”. Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.

Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.

Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.

Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.

Материальная культура кангюев получила условное название каунчинской, Джетыасарской и отрарско-каратауской культур (Каратау). Интересны находки на поселении Актобе неподалеку от Чардары. В Отрарском оазисе на левом берегу Арыси имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе. Самый крупный – Кок – Мардан –городской центр.

Дома кангюев строились из кирпича и камня. У кангюев преимущественным видом хозяйства было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.

2.3. Теперь перейдем к истории усуней и кангюев, которые стали непосредственными продолжателями сакских традиций во II веке до нашей эры в южном и юго-восточном Казахстане.

Западнее владений усуней, в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение Канглы или Кангюй. Численность кангюев доходила до 600 тыс. чел, войско насчитывало 120 тыс. воинов. Ставкой кангюев был город Битянь. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев являлась регулярная чеканка монет. Политическая история усуней, которая в источниках прослежи­вается до III в. н. э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских гуньмо на ки­тайских принцессах. Впервые Кангюй, в китайском произношении Канцзюй, упоми­нается в письменных источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государ­ства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя которого Чжан Цяну удалось побывать лично.Согласно сведениям китайского посла, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юечжисцами; имеет до 90 тыс. войска и по малосилию своему признает над собой на юге власть юечжисцсв, на востоке власть хунну. Яньцай лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение, в обыкно­вении совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100000 лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море». В «Повествовании о Западном крае» в «Истории старшего дома Хань» о Кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что «кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания. Народонаселение состо­ит из 120 000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек». Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи, а затем выступил против них, объединив­шись с усунями и китайцами. В 85 г. Кангюй поддержал ферганцев, восставших против китайского наместника Кашгара Бань Чао. Сообщается также, что «Кангюй... горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника». Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо- запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из Ирана.

Племена усуней пришли в Казахстан из центральной Азии. Территория государства усуней на севере доходила до озера Балхаш, на западе – до Таласа, на востоке –до Бешбалыка. Центром усуней была Илийская долина в Семиречье. Ставка усуньских правителей – город Чигучен на побережье Иссык-куля, играла большую роль в становлении Великого шелкового пути. 

Социально-экономические отношения усуней. Для усуньского общества было характерно сочетание кочевого скотоводства с земледелием. Одним из признаков существования родовой и семейной собственности служит появление на рубеже новой эры каменных, глиняных, металлических печатей.

С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник.

3. Наконец, перейдем к рассмотрению крупнейшего племенного образования, кардинальным образом изменившего этническую и политическую карту не только казахстанских степей, но и всей Евразии.

В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.

У гуннов было хорошо организованное войско. В гуннском обществе существовало имущественное неравенство. Низшей прослойкой были рабы из числа военнопленных. Они использовались как домашние слуги. В основе гуннского войска лежал принцип круговой поруки.

У гуннского царя существовал сложный аппарат управления. С населения взимались налоги, для чего при гуннском царе Лаошане был составлен кадастр (всеобщая перепись населения). При Лаошане гуннское государство достигло такого уровня развития, что китайский император Сяо Вэнь-ди писал ему в 162 году: “Хань (т.е. Китай) и Хунну суть два соседних равных государства”.

Гунны, смешиваясь с различными племенами, сошли с арены истории как самостоятельное государство, но вошли в состав многих тюркских народов 6-12 веков.

Завоевания гуннов ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем. Гунны, усуни и кангюи стали еще одним звеном в истории древнего Казахстана.

 

Тесты к теме № 2

1. Своеобразная изобразительная форма прикладного искусства – «звериный стиль» – существовала:

а) у андроновцев

б) у саков

в) у кипчаков

2. Какой из перечисленных предметов говорит о наличии частной собственности у усуней:

а) печати из металла, керамики

б) ювелирные изделия

в) орнаментированная керамика

3. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев:

а) регулярная чеканка монет

б) караванные пути

в) наличие городов

4. Сакские племена были современниками:

а) Чингисхана

б) эмира Тимура

в) Александра Македонского

5. Что обусловило переход саков к кочевому скотоводству:

а) повышение аридности климата

б) хозяйственный опыт населения

в) способность лошадей и овец к тебеневке

6. Почему в сакскую эпоху происходит вытеснение керамической посуды на деревянную и кожанную?

а) в связи с переходом к кочевому образу жизни

б) в связи с истощением запасов глины и вырубкой лесов

в) в связи с табу на керамику

7. На территории какого племенного союза появились первые города на территории Казахстана?

а) Усунь

б) Кангюй

в) Саки

8. Главное различие между хозяйственными типами кангюев и усуней:

а) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни – кочевой

б) кангюи занимались торговлей, усуни – кочевым скотоводством

в) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни контролировали важнейший участок Шелкового пути

9. При каком гуннском правителе был составлен кадастр населения?

а) при Лаошане

б) при Моде

в) при Чжи-чжи

10. Какой принцип лежал в основе гуннского войска?

а) принцип демократии

б) принцип единоначалия

в) принцип круговой поруки

 

Тема №3. Блок 2. Казахстан в средние века. Государства раннего средневековья ( VI - X вв.). Государства развитого средневековья ( XI –нач. XIII в.). Международные отношения тюркских государств. 3 часа

Цель и задачи: Изучить особенности политического развития и международных отношений тюркских государств эпохи средневековья

План:

3.1. Древнейшие ареалы тюркского этно – и глоттогенеза. Великий тюркский каганат – первая евразийская кочевая империя. Международное признание Тюркской империи.

3.2. Западно-тюркский каганат. Китайская агрессия и утрата политической самостоятельности.

3.3. Тюргешский каганат и геополитическая ситуация в Центральной Азии.

3.4.Карлукское государство. Расширение политического и культурно-цивилизационного влияния ислама.

3.5. Огузское государство. Этнополитические связи огузов.

3.6. Кимекский каганат.

3.7. Государства развитого средневековья. Караханидское государство.

3.8. Государство Каракитаев, улусы найманов и кереитов.

3.9. Кыпчакское ханство и его военно-политическая гегемония в степях Казахстана.

 Ключевые понятия: тюрк, каганат, каган, «он ок будун», «карлук будун», джабгу, шад-тутук, хакан.

Литература:

1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы,2011

 2. Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.

 3. Жолдасбеков М и др. Атлас Орхонских памятников. Науч. Изд.,2006.

 4. История Казахстана в арабских источниках I-том.2005.

 5.Гумилев Л. Н. Древние тюрки.2004.

6. Мўхтар Ќўл-Мухаммед. Аль-Фараби. История,личность, время.2006.

7.  Радлов В.В. Тюркские степные кочевники. Том 3. (труды). 2007.

3.1.С VI века начинается история тюркских народов средневековья, оставивших неизгладимый след в истории Отечества. Древние тюрки создали государства, простиравшиеся на огромных территориях Евразии, на их языке были созданы великие произведения. Влияние тюрков на мировую историю огромно и неоспоримо.   

Сами тюрки оставили памятники своего письма в виде эпиграфических надписей, которые были расшифрованы и переведены в XIX-XX веках и до сих пор сохраняют свою значимость. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось орхоно – енисейским.

Древнейшие очаги тюркского этно - и глоттогенеза неразрывно связаны с восточной частью Евразии. Отличительной чертой этногенетических процессов в средневековом Казахстане был их дислокальный характер. Общей особенностью тюркских племен была их неустойчивость, мобильность, способность легко адаптироваться в составе новых племенных союзов.

Первое упоминание этнонима «тюрк» восходит к 542 году в китайских источниках, где описываются набеги туцзюе (тюрков) на Китай с северо-запада. С 551 года тюркские каганы окончательно утвердили господство тюрков в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей и киргизов на Енисее. Успешными для Тюркского каганата были походы на Запад. К концу 60-х годов 6 века Тюркский каганат включился в систему международных связей крупнейших государств того времени – Византии, Сасанидского Ирана, Китая. Тюркский каганат начинает борьбу за контроль над торговыми путями, которые связывали Дальний Восток и Средиземноморье.

В момент наибольшей экспансии Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Керченского пролива. Тюркские правители Бумын - каган (551-552 гг.), Кара-каган (552-553 гг.), а затем и Муган - каган (553-572 гг.) стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Казахстана и Средней Азии, а также юго-восточной Европы. юркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени: Византии, Сасанидского Ирана, Китая и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья. Уже к 555 г. тюркские племена, двигавшиеся на Запад, овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана, вплоть до СырДарьи и Приаралья. Возможно, тогда же суверенитет тюркского каганата распространился на Хорезм. Следует отметить, что движение тюрков на Запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией Центрально-азиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на Севере и Востоке Средней Азии, прежде всего в казахстанские степи. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали в степи Юго-Восточной Европы. Таким образом, уже через три года после создания Первого Тюркского каганата на его западных, среднеазиатских территориях сложилась военно-административная система, подобная той, которая существовала на Востоке, но не объединенная с ней. Тем самым были созданы политические условия для последующего распада каганата. После завоевания Средней Азии, тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле были согдийцы и персы, контролировавшие путь от Пайкенда — близ Бухары, до Сирии. Основным покупателем тканей была Византия. Это приносило тюркам большие доходы. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, существовало развитое шелкоткацкое производство. Но сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец, что снизило уровень доходов тюрков. Это послужило причиной похода тюрков против Ирана, первый раз в союзе с Византией в 569 году завершившегося захватом в Гургане (Иран) нескольких богатых городов. Второй поход тюрков относится к 588-589 гг. Войско, возглавленное «царем тюрков» Шаба, вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Гобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука «царя тюрков». Попытка реванша оказалась безуспешной, и стороны заключили мир. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Босфора и Керченского пролива, от верховья Енисея до верховая АмуДарьи. Таким образом, тюркские каганаты стали создателями первой евразийской империи. Ее политическое и культурное наследие оказало в дальнейшем существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.

3.2. На протяжении 582 – 603 годов каганат постепенно распался на две части – восточную и западную, которые бесконечно враждовали между собой. Период усобиц завершился выделением Западнотюркского каганата (603-704 гг.). Правителем Западной части каганата стал Истеми, носивший титул ябгу-кагана, в дальнейшем ставший традиционным для западной ветви тюркской динатсии Ашина.

Западнотюркский каганат управлялся представителями рода Ашина. Ведущее положение в государстве занимал «он ок будун» - «народ десяти стрел». Он делился на две крупные группы по пять племен: нушиби и дулу.

Основной внешнеполитической линией западнотюркских каганов стала антииранская деятельность.

Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену.

3.3. Тюргешский каганат (704-756 гг.). Племена, входившие в состав Западнотюркского каганата, начиная с тюргешей, стали выступать под собственными именами. Тюргеши были многочисленными и входили в состав каганата еще с начала VII века, занимали территорию между Чу и Или, контролировали отрезок караванных путей, проходивших через Жетысу. Делились тюргеши на две фратрии – сары-тюргеш и кара-тюргеш.

Основателем тюргешской династии стал глава сары-тюргешей Уч Элик-каган, правивший в 699-706 годах. Внешняя политика тюргешей носила антиарабскую направленность.

При сыне Уч Элиг-кагана Сакал-кагане (706-711 гг.) тюргеши проводили активную внешнюю политику, но восточным тюркам удалось захватить Сакала и казнить его. Этому способствовала и междоусобица между сары и кара-тюргешами. Воспользовавшись ситуацией, кара-тюргеши захватили трон, посадив на него Сулук Чабыша, который правил с 715 по 738 годы. Сулук – каган действовал против арабов решительно и смело, за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). В итоге в 728 году арабы оставили Согд.

В 729 году арабы, объявив газават, двинулись к Бухаре. Однако победа осталась за коалицией. Так продолжалось до 737 года, когда арабам удалось нанести поражение тюрге-шам, отступившим в Чуйскую долину. В скором времени Сулук умер, и началась затяжная междоусобная борьба за верховенство кара и сары-тюргешей, приведшая к окончательному упадку каганата и переходу власти в регионе к карлукам.

Тюргешский каганат (704—756 гг.). Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-кагаи (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.

В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войска династии Тан, с востока угрожали центрально азиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. разбил тюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью, в это время против арабского наместника восстали самаркандцы и каган центрально азиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабский гарнизон от полного разгрома. В 712—713 гг. против арабов выступили объединенные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейба собрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству в Мавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, он совершает в 714 г. поход на Исфиджаб.

Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715—738 гг.), окреп. Военно-административная власть перешла к племенам “черных” тюргешей, чья орда (ставка) была перенесена в Талас (Тараз).

Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, на востоке Танский двор поддерживал претендентов из династии западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Каган тюргешей Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у арабов прозвишс Абу Музахим (Бодливый). Лишь в конце 732 г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за тем потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между “желтыми” и “черными” тюргешами.

3.4. Карлукский каганат (756-942 гг.). В древних текстах государство карлуков сохранилось как «Карлук будун» - «Народ карлуков» или «Уч карлук», то есть «Три племени карлуков». В карлукскую конфедерацию племен входили тюркоязычные племена тухси, чигиль, чарук, аргу, басхан, часть согдийцев, огузов, уйгуров.

Вождь карлуков носил титул «джабгу». Территория включала земли от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-куль, в долинах Или, Чу, Таласа. Арабский путешественник Абу-Дулаф в своих рукописях сообщает, что ему потребовалось 25 дней, чтобы проехать владения карлуков. . В 751 году карлуки сыграли значительную роль в Таласской битве, произошедшей между арабами и китайцами.

В 766-775 годах карлуки захватили Кашгарию, а в конце 8 века распространили влияние на Фергану. Одной из главных внешнеполитических линий карлуков была борьба с уйгурами.

рабоперсидские источники называют карлуков древними тюрками.Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение которое они потерпели от Уйгурского каганата возникшего в 744 году на территории ВосточноТюркского каганата.В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. В книге Худуд альАлам X в. говорится что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков.Чтобы отвести угрозу со стороны Китая карлуки расширили свои восточные границы завоевав в 766 775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами нанесли поражение Уйгурскому каганату.В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.Арабое нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет.

3.5.Что же происходило в степной зоне Казахстана? В IX-X веках здесь сложился раннефеодальный союз огузских племен. Процесс этногенеза огузских племен был длительным. В состав Огузского каганата вошли самые различные племена. Кочевья Огузов были разбросаны по рекам Иргиз, Урал, Эмба. Жили Огузы в Прибалхашье, Приаралье, Прикаспии. В административном плане государство было поделено на уруги и аймаки. В X веке столицей Огузов стал Янгикент, через который шли важнейшие караванные пути.

Важнейшие внешнеполитические акции Огузов были направлены на сохранение контроля над торговыми путями. В конце IX века они в союзе с кимаками разгромили печенее-гов, обитавших в долине Сырдарьи и степях Приаралья. Эти победы способствовали укреплению государственной орга-низации у Огузов. В 965 году Огузский джабгу и киевский князь Святослав, заключив военный союз, разгромили Хазарский каганат, бывший в то время богатейшим государством. Через 20 лет, в 985 году Огузы в союзе с князем Владимиров предприняли ряд успешных походов на волжских булгар. Однако в XI веке государство Огузов пало под ударами усилившихся кипчаков. Часть Огузов ушла в пределы восточной Европы и Малой Азии, часть, оставшись на своих землях, покорилась Караханидам.

3.6. Кимекское государство сложилось к концу IX века. Первые упоминания о нем появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX- начало X веков ( в сочинениях Ал-Якуби, Ибн ал – Факиха). Они освоили среднее течение Иртыша, северо-восточное Семиречье, Приуралье и прикаспийские степи.

Становление феодальных отношений привело к социальной дифференциации. Часть кочевников, не успевая выплатить вовремя налоги, лишалась скота и переходила в категорию «жатаков», вынуждено оседала и занималась земледелием. В то же время шел процесс обогащения кимакской знати. Удельные правители, акуммулируя значи-тельные количества скота, концентрировали в своих руках власть и постепенно отдалялись от хакана. Это привело к ослаблению государства.

Столица Кимакского каганата город Имакия.Вся полнота власти в Кимакском государстве находилась в руках правителя который носил титул каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах государства также переходила по наследству. В Кимакском государстве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.Наиболее известным и могущественным племенем находившимся под влиянием кимакского каганата были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XI в. Кимакского каганата. Со второй половины X в. на территорию кимаков начали нападать войска государства Караханидов в XI в. эти набеги участились что также способствовало упадку государства.В религиозных верованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Кимакский каганат просуществовал в период с конца IX в. по начало XI в. на территории СевероВосточного и Центрального Казахстана.

3.7. В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.).

Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией.

В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе.

Тем не менее, в государстве на протяжении X-XII веков существовали развитые феодальные отношения, которые мы обязаны рассмотреть. Политическое устройство, социально-экономические отношения у Караханидов оказали влияние на дальнейшую историю тюркских народов Казахстана.

В государстве Караханидов земельная собственность существовала в нескольких видах. Прежде всего, это икта. Икта представляла собой пожалование права на получение части или всей суммы ренты с определенной территории. Другая форма земельного владения – каганские земли, поместья, имущество – движимое и недвижимое – называлось «хасс». За собственность «хасс» не платился налог харадж и все доходы поступали в пользу владетелей.

В государственный земельный фонд – диуан – входили те площади, которые не отошли к икте или вакуфу. Эта форма землевладения выступала главным источником поступления налогов в казну. Вакуф – земли и имущество – завещанные медресе и мечетям, их рост привел к усилению влияния духовенства в государстве Караханидов на политические дела.

Однако далеко не все средние и мелкие владельцы земли могли защитить ее во время постоянных войн и набегов. В связи в X-XII веках на территории Казахстана получает развитие институт коммендации, суть которого заключалась в том, что мелкие собственники земли шли под покровительство более крупного феодала с выплатой ему налога за защиту. В конце концов это приводило к зависимости от коменданта.

3.8. Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.

Формирование каракитаев тесно связано с централь-ноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появ-ляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточ­ный Туркестан. В 1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска. Каракитаи за­няли Бухару и весь центральный Мавераннахр. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан вошли в пределы государства каракитаев. Династию Караханидов караки­таи превратили в вассалов. Глава каракитайского государства носил титул гурхана. Цент­ром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обло­жения — с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, так как опасался их усиления и соперничества. Первый гурхан умер в 1143 г. В 1208 г. к каракитаям бежали вытесненные Чингисханом из Монголии найманы во главе с Кучлуком.

В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтвержда­ют мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Наиболее ранние сведения о кереитах в пись­менных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфе­дерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торго­вого пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионе­ров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между кереитами и канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской став­кой, войсками и дружиной. Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уро­вень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершил­ся образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов. К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов. В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное для них время начали войну с хорезмшахом Мухаммедом. Государство каракитаев оказа­лось в исключительно тщдном положении. В 1210 г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандским ханом Усманом напал на каракитайское войско около Таласа. Предводитель каракитаев Таянку был взят в плен и каракитайские войска вынуждены были отступить. В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили его власти. Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государство каракитаев перестало существовать. Менее чем вековое существование государства каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику, общественную жизнь и культуру края.

3.9. В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).

Власть в кипчакской среде передавалась по наследству. Об этом сообщается и в древнерусских, и в китайских источниках. Известны династии Отрака, Инассу, Куньдутая и других. Структура кипчакского общества достаточно ясна: во главе – родовая знать, наибольший количественно слой – кочевники-воины. Каждая племенная единица имела свои границы кочевий. 

Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. Кипчаки активно участвовали в политической жизни этих регионов, внося свой вклад в расширение и укрепление тюркского мира. В государстве Хорезмшахов, например, у правителей «дети рождались только от дочерей кипчакских владык». В начале XIII века к власти в Болгарии пришла кипчакская династия в лице царей Петра и Асеня, Грузия и Византия смогли отразить натиск печенегов только при помощи кипчаков, кипчаки были родственниками Сельджукидов, правителей Венгрии и Киевской Руси, что приводило к активному их участию в княжеских делах названных государств. История Кипчак-ского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захват-чикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции. 

 

Тесты к теме № 3

1. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось:

а) орхоно - енисейским

б) андроновским

в) алакульским

2. Кто был основателем Тюркского каганата:

а) Бумын

б) Бильге

в) Тоньюкук

3. Как называлось первое раннефеодальное государство тюркских племен?

а) царство

б) каганат

в) улус

4. В каких письменных источниках и когда впервые встречается впервые термин «тюрк»?

а) китайские 542 год

б) древнетюркские 6 век

в) арабские 9 век

5. Где находилось место расселения тюргешей в 6 веке?

а) около Каспия

б) вдоль Арала

в) между реками Или и Чу

6. Между какими войсками произошла Таласская битва 751 года?

а) между арабами и китайцами

б) между карлуками и тюрками

в) между тюрками и китайцами

7. В чем состоит историческое значение Таласской битвы?

а) Танский Китай перестал вмешиваться в среднеазиатские дела

б) усилились антиарабские выступления тюрок

в) арабы заключили союз с Китаем

8. Назовите дату возникновения государства Караханидов:

а) 942 г.

б) 552 г.

в) 704 г.

9. В каком государстве на территории Казахстана ислам был объявлен государственной религией:

а) в государстве Караханидов

б) в Карлукском государстве

в) в Кипчакском ханстве

10. Кто ввел в научный оборот термин «Караханиды»?

а) Григорьев

б) Уалиханов

в) Бартольд

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!