Архимандритство и настоятельство



 

Благословенная Иверия приняла и сохранила для мира не одного старца из России. Первым из Глинских старцев прибыл сюда владыка Зиновий. После вторичного закрытия Глинской пустыни в 1961 году в Сухуми переехал схиархимандрит Серафим, а в Тбилиси — схиархимандрит Ан­дроник, и с ними целый ряд глинских монахов (архимандрит Пимен, архимандрит Филарет, архимандрит Вениамин (Селиванов), игумен Амвросий, иеромонах Николай и другие). Если вспомнить, что древняя Иверия — это один из уделов Божией Матери на Земле, а Русь издав­на считалась Домом Пресвятой Богородицы, то станет ясно, что наши православные страны как духовные сестры находятся под единым Пречис­тым Ее Покровом, а потому и родство наше — выше кровного.

В 1942 году иеромонах Зиновий отправился на лечение в Грузию, где у него украли доку­менты и он, по Промыслу Божию, познакомился с патриархом Каллистратом. Святейший патри­арх спросил у отца Зиновия документы, подтвер­ждающие его духовный сан. Иеромонах Зино­вий ответил, что у него нет никаких документов, свидетельствующих о его священном сане, но назвал имя архиерея, который его рукополагал и может это подтвердить. После подтверждения действительности священного сана иеромонаха Зиновия, Святейший разрешил ему служить. По благословению Католикоса-Патриарха Каллистрата отец Зиновий служил сверхштатным свя­щенником при Сионском Соборе г. Тбилиси с 1942 по 1944 год. В 1943 году Святейший и Бла­женнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом.

Когда в 1944 году Глинская пустынь вновь рас­пахнула свои двери, оставшиеся в живых стар­цы снова возвратились в свой родной монастырь. В их числе были отцы Андроник и Серафим. Иеромонаху Зиновию не суждено было вернуться в Глинскую пустынь.

С 1944 по 1945 год отец Зиновий служил в Мцхетском Ольгинском монастыре. Он был де­легатом от Грузинской Церкви на Поместном Со­боре Русской Православной Церкви в 1945 году и на Интронизации Патриарха Алексия I, который наградил всю грузинскую делегацию достойными наградами, в том числе и отца Зиновия, — он был возведен в сан игумена.

В том же году Святейший Патриарх Каллистрат направил отца Зиновия в самый бедный приход в селе Кирове Степанаванского района, и духовный уровень этого прихода вскоре замет­но повысился. А через два года игумен Зиновий получил другой приход. Это была кладбищенская церковь в честь Святого Духа в Батуми, где он был настоятелем с 1947 по 1950 год.

В 1949 году к владыке в Батуми приезжал протоиерей Георгий Пильгуев. «При знакомст­ве, — рассказывает отец Георгий, — священник Зиновий сказал, что в дальнейшем мы часто будем видеться, так оно и случилось. Игумен Зиновий был переведен в Тбилиси, получил архимандритство и настоятельство в Александро-Невском хра­ме, а затем архиерейство. И я был рукоположен в этом храме и все время служил с ним».

Когда в 1950 году (1 сентября) скончался на­стоятель Александро-Невской церкви в Тбилиси протопресвитер Иоанн Лозовой, Патриарх Каллистрат, к удивлению всех, срочно вызвал отца Зиновия из Батуми и в тот же день, вечером, воз­вел его в сан архимандрита и назначил настояте­лем Александро-Невской церкви. Когда Патриар­ха спросили, почему на это место назначен отец Зиновий, ведь имелись и другие кандидатуры, он ответил: «Этот человек... имеет великое послуша­ние, а послушание затмевает и грамотность и гор­дость, и ставит его на первое место».

В Александро-Невском храме нового настоя­теля встречали с радостью и колокольным зво­ном. В этом храме он прослужил до конца своей земной жизни.

Ася (Анна) Григорьевна Карагезова вспоми­нает: «Владыка пришел в Александро-Невский храм в 1950 году. Мне было 14 лет. Мамин брат приехал и говорит: "Это такой батюшка! Какое лицо! Какое счастье, что вам прислали такого батюшку. Какой он человек — по лицу видно..." Когда владыка приехал — облачений не было и храм был пуст. Не было облачений даже службу совершать. Владыка был прекрасным портным. Он сам для себя шил даже облачения».

В июне 1952 года по предложению Католикоса- Патриарха Мелхиседека архимандрит Зиновий был включен в состав Священного Синода Гру­зинской Церкви. 6 декабря того же года за «неу­станные труды» на благо Церкви он был награ­жден вторым архимандритским крестом.

27 мая 1954 года отец Зиновий был команди­рован Патриархом Мелхиседеком в селение Ки­рове Степанаванского района Армянской ССР по церковным делам. После того как он испол­нил возложенное на него послушание и вернулся, Патриарх Мелхиседек наградил его архимандричьим посохом. В приказе Католикоса-Патриарха от 20 сентября 1954 года написано следующее: «за бескорыстное и дельное исполнение поручений епархиального начальства награждаю правом но­шения архимандричьего посоха при церковных службах, как то: во время входа в церкви перед литургией и т. д.».

В ноябре 1955 года настоятель тбилисской Александро-Невской церкви, архимандрит Зино­вий, был назначен «благочинным русских при­ходов, находящихся вне Тбилиси в Карталинии, Кахетии и Армении».

 

Архиерейская хиротония

 

29 декабря 1956 года было совершено нарече­ние архимандрита Зиновия во епископа, а 30 де­кабря состоялась его епископская хиротония. Синод Грузинской Церкви под Председатель­ством Патриарха Мелхиседека признал русско­го священника достойным столь высокого сана. Это было историческое событие. «Заслуга вла­дыки Зиновия была в том же послушании выше­стоящим духовным властям и в той добродете­ли, которую владыка Зиновий оказывал всему грузинскому духовенству и своими поступками, поучая и нас, окружающих его, быть такими как он. У него было правилом — "дающая рука да не оскудеет!"».

6 марта 1957 года епископ Зиновий, настоя­тель Александро-Невской церкви, был назначен вторым викарием Его Святейшества с титулом «Епископ Степанаванский».

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!