Глава I. Детство и воспитание



 

Митрополит Зиновий (в миру Захария Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в г. Глухове Черниговской губернии (ныне Сум­ская область) в семье рабочего. Отец его был плотником, мать — домохозяйкой. С самого ран­него детства Захарии пришлось испытать много трудностей. В возрасте трех лет он лишился отца, а, немного времени спустя, когда мальчику бы­ло всего одиннадцать, умерла его благочестивая мать Феодосия, воспитавшая в нем веру и лю­бовь к Богу. Он всегда был очень внимателен ко всему, что его окружало, и сверстники называли его монахом. По свидетельству очевидцев, когда владыка Зиновий позднее вспоминал свои дет­ские годы, он говорил, что сам не видел повода для такого прозвища, хотя уже в то время часто бегал в монастырь, где выполнял различные мел­кие поручения монахов. Он окончил церковно­приходское училище и по своей бедности не имел возможности учиться дальше.

После смерти родителей Захария некоторое время проживал в семье своей двоюродной се­стры Параскевы. Семья была большой и бедной — трудно было всех прокормить, и ему рано при­шлось испытать нужду. Параскева отдала отрока в Дом трудолюбия для крестьянских детей при Глинской Пустыни. К этому времени там обуча­лось различным ремеслам несколько десятков его сверстников, нуждающихся и сирот. Мальчиков распределяли в мастерские по их желанию и в течение пяти лет обучали выбранным ими реме­слам: иконописному, портняжному, сапожному, столярному, токарному и другим. Дом трудолю­бия был создан для того, чтобы дети сироты по­лучили образование и профессию и могли само­стоятельно зарабатывать на жизнь в том случае, если они окажутся вне монастыря. Образование было комплексным. Кроме выбранного ремесла, юношей обучали Закону Божию, чтению, цер­ковному пению и чистописанию. В воскресные и праздничные дни мальчики должны были присут­ствовать на богослужении. Вместе с мальчиками в Доме трудолюбия жил монах, который следил за поведением и стремился воспитать их в духе православия. Поступив на обучение в Глинский монастырь в возрасте шестнадцати лет, Захария выучился швейному ремеслу. Он был очень рад тому, что его отдали на учебу именно в Глинскую пустынь, потому что уже многократно бывал в мо­настыре, был знаком с некоторыми насельниками. Он исполнял мелкие поручения монахов, а они, в свою очередь, согревали душу осиротевшего мальчика родительским теплом и лаской. Позже владыка Зиновий писал, что в Глинской пустыни он «мог беспрепятственно развиваться духовно, за что остался благодарен на всю жизнь монасты­рю». Крестные ходы, совершаемые из Глинской пустыни в г. Глухов и обратно с чудотворной ико­ной Рождества Пресвятой Богородицы, остави­ли неизгладимый след в душе богобоязненного мальчика.

С самого детства Захарии Пресвятая Владычи­ца взяла его под Свое покровительство. В г. Глухо­ве было несколько храмов, а «в 20 верстах от горо­да находились два монастыря: мужской — Глухов- ский Петропавловский и женский — Глуховский Успенский». Однако, Пресвятая Богородица при­вела Захарию в Глинскую пустынь — обитель, устроенную в честь Ее Рождества. Получилось так, что все главные события в жизни этого ве­ликого угодника Божия оказались впоследствии связанными с праздниками Пресвятой Владычи­цы: «в день Рождества Богородицы он впервые увидел Глинскую пустынь, в день Благовещения принял монашеский постриг, а в день Успения Пресвятой Богородицы был досрочно освобожден из заключения».

 

Глава II. Глинская пустынь. На послушании у старцев

 

Путь в Глинскую

 

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь издавна славилась не меньше Оптиной своими знаменитыми на всю Россию старцами. А после того как Оптина пустынь была закрыта и разо­рена, Глинская пустынь с 1942 года еще девят­надцать лет несла миру свет Христовой Истины.

«Глинская стояла на рубеже России и Украины, и числилась за Курской губернией, но, рачением Никиты Хрущева, с частью русских земель ото­шла в Сумскую губернию Украины». Обитель возникла в XVI веке по милости Божией Мате­ри — через Ее чудотворный образ Рождества Богородицы, явленный в лесу на сосне. Вокруг этой иконы и образовалась Глинская пустынь, в которой к концу XIX века было пять храмов, два скита, четыре домовые церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, восемь корпусов гос­тиницы для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйст­венные постройки, в том числе четыре водяные мельницы и Дом трудолюбия для сирот-мальчи- ков. Насельников же в обители насчитывалось бо­лее четырехсот. Обитель была мощным оплотом Православия на южных рубежах России.

Чудотворная икона Рождества Богородицы, на месте явления которой образовалась Глин­ская обитель, именуется также и «Пустынно- Глинской». Она невелика — приблизительно 15 на 20 сантиметров. На ней изображены святой праведный Иоаким, праведная Анна и младе­нец — Пресвятая Дева Мария на руках у мате­ри. Эти три изображения отделены друг от друга особыми очертаниями. Со временем икона была облачена «в золотую чеканную ризу, украшенную драгоценными камнями. Кроме того, на ней были серебряные “привесы", которые в знак благодар­ности преподносились теми, кто получал исцеле­ние. Таких даров при цельбоносном образе всегда было много».

С ростом благосостояния Глинской пустыни возрастала и ее благотворительность. В конце XIX века обитель принимала ежегодно до 45 ты­сяч паломников. Известно также, что к началу XX века это число увеличилось до 60 тысяч. Сто­ит отметить, что в конце XIX — начале XX веков Глинская пустынь находилась в самом расцвете. В это время обитель не только занималась бла­готворительностью, но и вела миссионерскую и просветительскую деятельность.

Юный Захария на всю жизнь сохранил в сво­ем сердце любовь к благотворительности и ми­лосердию, которым был научен в монастыре. От юности Христа возлюбивший, он в 1914 году по­ступил послушником в Глинскую пустынь в честь Рождества Богородицы, приняв твердое решение о своем монашеском пути.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!