Занятие 2. Заучивание стихотворения «Татар – бяби»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение на родном языке, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к национальности, «напеву»
Нарисовать образы, возникшие у каждого ребёнка при изучении данного стихотворения.
Занятие 2. «Достопримечательности города Казани». (Приложение №1)
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, его памятниках культуры, красивых местах, музеях, кремле, Башне озёрах и.т.д.
Педагогу необходимо рассказать легенды и притчи нашего города, показать иллюстрации, картины, фотографии со знакомыми всем детям объектами и достопримечательностями города (Кремлём, баней, озёрами и т.д.)
Занятие 3. Экскурсия в музей татарского быта и истории Древней Казани.
Цель: расширить представления детей о значимости и давности города Казани, его исторических событиях, значении в становлении татарского быта, обычаев, национальной культуры и самобытности, характерных признаках, уточнить представления об изменениях, происходящих в современной Казани.
Тематика праздников:
В гостях у бабушк. Мир старинных татарских вещей; Умелые руки; Блюда национальной татарской кухни; Татарские рукодельницы; Национальный татарский костюм; Праздник – «Навруз»; Праздник – «Карга боткасы»; Люби свой край; Стихи, пословицы, поговорки на татарском языке Праздник «Сабантуй». (Приложение 2)
|
|
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём древе, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишнюю достопримечательность (не из Казани), например (Московский кремль, Казанский кремль, Успенский Собор, Мечеть, Собор и т.д.).
3. «Назови национальный костюм». Цель: дети должны правильно указать национальный костюм, флаг, герб и т.д..
4. «Скажи по-другому». Цель: назвать русские слова по – татарски (отец – эти, мать –эни, бабушка –дёэни, дедушка- дёэти и т.д.)
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Национальный костюм», «Достопримечательности города Казани», «Портрет древа семьи», рисование, аппликация: «Декоративное панно с вылепленными достопримечательностями города Казани из солёного теста, разукрашенного гуашью».
Чтение художественной татарской литературы (Тукай, Мулла Утыз Имэни (1730—1815), Иботулла Ишан (1794—1867) и Шамсуддин Суфи (1825—1865). Баян, М. Максуд, Т. Гиззат, И. Туктаров, Ш. Маннур, А. Ерикеев, М. Джалиль, М. Садрый, И. Гази, Худжи и другие Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Имеются свадебные, плясовые и другие частушки («Эпипе», «Башмагум» и др.).
|
|
Выставка: Блюда национальной татарской кухни
Детям совместно с родителями предлагается приготовить блюдо национальной татарской кухни: эмпочмак, кыстыбый, чак-чак и др. и принести угощение на выставку в группу детского сада.(приложение №3).
Заключительный, обобщающий этап
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: праздник «Сабантуй». Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба). В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник).
Дети закрепили знания о национальностях, обычаях, культуре, традициях татарского народа
Итогом проекта стало обобщение результатов работы. Проект позволил детям расширить знания о родном городе, своей национальности, самобытности, исторической значимости города
|
|
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
На протяжении всей работы мы постоянно пополняли этнографический мини - музей детского сада, для проведения тематических занятий по программе «Казань – центра татарской культуры». Все экспонаты музея пополнялись по мере проведения тематических бесед и занятий, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан.
Дети узнали, что город наш исторический. Это умные, благородные люди - они лечили Казанцев, татар, тогда ещё не было больниц, открыли школы для детей, научили выращивать овощи, фрукты. Занимались благотворительностью. В честь них названы улицы города, площади, рощи, школы.
В группе оформлен уголок символики. экскурсии по историческому городу, в музей, в парк, чтение познавательной литературы, занятия, изготовление и рассматривание альбомов, иллюстрации о городе, картины художников, воспевающих красоту земли, помогают зародить в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к малой Родине, воспитывают патриотические чувства.
|
|
В заключении всё-таки следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования.
Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.
Литература:
1. Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане средний воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42.
2. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане старший воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1995.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие,-Казань, 2000.
4. Габдулхаков В.Ф., Муртазина Л.Т., Ягудина Р.И. О современной системе образования и традиционной педагогической культуре татар// Образование и саморазвитие. 2011. Т. 6. № 28. С. 184-190.
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» – М.: АРКТИ, 2004.
6. Дембич А.А. Культурное лидерство столицы Татарстана в поволжье, как фактор градостроительного развития// Фундаментальные исследования. 2006. № 3. С. 33.
7. Елсуфьева Т.И. Система работы педагога по гражданско –патриотическому воспитанию старших дошкольников// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 35-36.
8. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.
10. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
11. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 51, 99.
12. Ривина Е.К. Российская символика. Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.
13. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 1. – 2007.
14. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 5. – 2007.
15. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
16. Хаертдинова Р.М. Степень сформированности у детей дошкольного возраста представлений о многообразии культуры народов своего регионального пространства// Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 10. С. 7.
17. Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. – Казань, 2005.
Перспективный план работы с детьми
| |||||
N | Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература |
1. | Сентябрь | Музей татарского быта (музее детского сада) | Познакомить детей с понятием музея и особенностями его создания своими руками Научиться формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в музей татарского быта. Беседа после экскурсии, обобщение впечатлений Рассказ воспитателя о достопримечательностях, легендах города Казани. Объяснение. Показ слайдов, плакатов, картин, репродукций, фотографий, картин с достопримечательностями города Обобщение. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42. |
2. | Октябрь. | Мир старинных татарских вещей | Ознакомление с орнаментом и видами старинных вещей: полотенца, скатерти, салфетки, свадебного полотенца.Поразительное изящество вышивки, богатство красок: изумрудные бутоны и вьюнки, пурпурно-фиолетовые лилии, золотые розетки и лотосы словно бисер нанизаны на ветви «древа жизни» — символа плодородия и благополучия. Намазлык ручной работы, богато украшенный тамбурной вышивкой — подарок любимому мужу. Стежок за стежком накладывали на ткань руки юных мастериц цепочки узоров, создавая орнамент из цветочно-растительного великолепия. Таким символическим языком передаётся через вышивку представление татарского народа о красоте,изобилии и счастье. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 51, 99. | |
3. | Ноябрь. | Умелые руки | Познакомить детей с особенностями рукоделия в татарском народе, особенностями национальных блюд и их приготовлением. Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. Анализ. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 52. |
4. | Декабрь. | Блюда национальной татарской кухни (Приложение №2) | Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес к устному творчеству татарского народа. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Дидактическая игра: «Съедобрное-несъедобное». Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Игра: «Слепи манты» Обобщение.Анализ. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 54. |
5. | Январь. | Татарские рукодельницы | Ознакомление с рукодельными работами татарских мастериц, формирование позитивного отношения к национальным особенностям рукоделия | Экскурсия в музей татарского быта и рукоделия | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.80. |
6. | Февраль. | Национальный костюм (Приложение №3) Оденем куклу Линэ в татарский национальный костюм. | Познакомить детей с татарским национальным костюмом. Обратить Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к татарской культуре. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы Линэ) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Линэ». Обобщение. Анализ. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 31. |
7. | Март. | Праздник – «Навруз» | Познакомить детей с особенностями проведения праздника, его историческим значением, подготовить праздник вместе с детьми | Исторический экскурс в понимание праздника Празднование Навруза - это в первую очередь празднование наступления весны, он символизирует вечное обновление жизни и природы, начало весеннего сева, сельскохозяйственных работ. Навруз до сих пор широко отмечается у сибирских и астраханских татар. Они по традиции выходят в поле, совершают молитвы, угощают друг друга пряниками и кашей. Дети с букетами весенних цветов ходят по домам, поют песни, посвященные наступлению весны. Хозяева берут букеты, приглашают детей в дом, дарят им подарки. Красные цветы означают кровь умирающего и вновь воскресающего божества природы. В этот день в каждой семье накрывали достархан - скатерть, и ставили на нее всевозможные национальные блюда, сладости, традиционные напитки. А накануне праздника приводили в порядок жилье, прощали друг другу все обиды, мирились те, кто находился в ссоре. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 37. |
8. | Апрель. | Праздник – «Карга боткасы» | "Карга боткасы", или "Воронья каша" - один из популярных татарских весенних праздников | Детям рассказывается история праздника В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета ворон устраивался праздник "Карга боткасы". В этот день нарядные дети собирали с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, зажигали костер и в большом казане заваривали кашу. После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая - воде, чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая - воронам с благодарностью за то, что они принесли весну. После этого каша раздавалась всем присутствующим. Когда люди расходились, стаи ворон летели на кашу, оставленную им. | Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999, с.62. |
9. | Май. | Праздник «Сабантуй». | Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба). В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). | Организация праздника «Сабантуй» 1. приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2. сбор детьми крашеных яиц; 3. сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сёрэн); 4. сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сёрэн) — последнее не всегда и не везде; 5. сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6. майдан — состязания; 7. вечерние молодежные игрища. | Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны.- Альметьевск, 1993 с.33. |
10. | Люби свой край. Стихи, пословицы, поговорки на татарском языке | Познакомить детей с устным творчеством татарского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты. Воспитывать толерантность. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы - Ильдус, чтение сказки: «Ильдус-абы» Беседа. Игра: «Капкалы» Обобщение. Анализ |
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1
Мечеть Кул-Шариф и музей ислама
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!