ШАМАН-НАЙДЕННЫЙ РЕБЕНКОМ СРЕДИ КОРОВ



Предок нашего наслега «айыы ойуна» (белый шаман), по имени Элэмтэ. Про него рассказывают так.

Было большое наводнение на какой-то реке, людей и скот снесло водой; из них одного ребенка и шесть коров прибило к берегу. Ребенка нашли среди коров. Он у одной коровы отрезал ухо и, сидя, играл им.

Будучи же взрослым, он ездил взад и вперед в Якутский край. Однажды он набрел на табор каких-то двух рыбаков. Из взрослых там никого не было, ушли, оставив одного ребенка и поручив ему стеречь запас икры. Элэмтэ дал ребенку немного денег и выманил икру, сказав, что купил у старших. Рыбаки, вернувшись на табор, стали бить ребенка за то, что он отдал икру чужому человеку.

Элэмтэ, услышав крики ребенка, вернулся и отобрал его. В Якутском крае он женился и вернулся на Вилюй.

Он имел трех сыновей, которые все носили христианские имена — Александр, Петр и Иван. От Ивана родился Яков. От Якова Василий. От Василия родился я.

Гоголев Иннокентий 67 лет,

Кобеконского наслега

Намского улуса.

Май 1924 года.

 

БЕСПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ШАМАНА

Лет 15 или 16 тому назад, когда я жил ещё на родине в Намцах, одна старуха, мать старика Кудараас, передала мне рассказ о своих предках шаманах. В то время ей было чуть ли не около ста лет, но тем не менее она была еще вполне толковая («хоп курдук»). Она — родом из Дюпсюнского улуса. Мать этой старухи была шаманкой, звали ее Татьяной. Среди предков последней в течение девяти последовательных поколений рождались шаманы. Она стала шаманкой на девятом колене.

Когда шаманила, она явно носилась повсюду. (Рассказчик этим подчеркивает, что другие шаманы, на словах совершая полеты туда и сюда, только обманывают). При камланиях свою дочку (рассказчицу) она, взяв за уши, водила будто бы с собой.

Самый первый шаман из её рода, живший девять человеческих поколений тому назад, известен под именем Дабайыы-Шамана. По рассказам, он жил в восьмиугольном доме, рубленке, имевшем две параллельные стены, между которыми была насыпана глина. У него было девять жен.

Однажды к тому шаману опустились с неба девять небес­ных духов — «абаасы» (злые духи); они были верхами на конях вороной масти с белой мордой. Духи постучались в двери так сильно, что весь дом задрожал и по­сыпалась глина.

Они сказали шаману:

«Мы прибыли взять тебя, скорей собирайся»!

Шаман взмолился и, пожертвовав им конный скот потреб­ной масти, уговорил отсрочить поездку (т. е. смерть) на один год. Через год духи снова явились. Шаман опять откупился и остался жить. Когда духи явилась в третий раз, то уже никакие уговоры не помогли. Шаман должен был отправиться.

В это время из девяти жен дома оказалась только одна любимая жена. Он обратился к ней со словами:

«Подойди-ка ко мне ближе, моя любимая жена! Если я уйду не оставив потомства, мое пепелище обрастет сорною травою. Подойди, я понюхаю тебя в лоб перед своим отъездом!»

Младшая жена, которой уже исполнилось 90 лет, сгорбившись, подошла к мужу. Тот понюхал ее со лба (якутский оборот речи) и сказал:

«От того что я понюхал,  ты забеременела. От тебя родится ребенок шаман. Пусть он прославится с именем Ылгын-Шамана! От него родится только один сын и тоже будет шаманом и дальше на каждое поколение будет рождаться по одному сыну, которые будут шаманами. Родившийся на девятом поколении ребенок шаман – буду я.

Теперь вознесут меня живым на небо. В той стране, откуда я создан («айдарбыт сирбэр»), мое тело и кровь разбрызгают в жертву (ысыахтыахтара) и съедят. Из всех шаманов вселенной только лишь я один, умирая, вознесусь живым на небо. Мой бубен и плащ спустят на землю на западном берегу озера Ёлёнгёёх. Вы найдите их и взамен моих костей поставьте на могильный лабаз – «арангас»!

И действительно, бубен и плащ нашли потом и поставили на лабаз. (Или просто повесили на дерево. Якутское слово «арангастыыр» иногда значит почтить, подвесить куда-нибудь высоко).

Этот шаман, как рассказывают, является предком одной родовитой семьи в Дюпсюнском улусе. (Фамилия по независящим от переводчика обстоятельствам пропускается). Один из них, как я слышал, найдя бубен и плащ того шамана похоронил в земле и приказал поставить над ними памятник.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!