Данилов Петр Данилович 53 лет,



3-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Тиит Арыы.

30 января 1925 года.

Кунньаас-шаман

Про древнего шамана Кунньаас говорят у нас так «Айыы Буодбут» (ставший божеством, духом-покровителем), что служит заменой его имени. Также именуют «Сур-Джагыл-Атыырдаах», («имеющий жеребца серой масти с крыланом» грамматический перевод. Житейский смысл этого имени, конечно, - «требующий жеребца»), или еще сокращеннее – «Джагыл-Атыырдаах» или просто — «Атыырдаах».

 

 

Ефремов Николай Григорьевич 55 лет,

2-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Джобулга.

17 января 1925 года

 

Из легенд о шамане небожителей Юёлэн-Кунньаас.

В глубокой древности жил князь по имени Чёмчёй; сына его звали Юёлэн-Кунньаас. Последний был шаман.

Однажды летом, во время праздника «ысыах», шаману

Юёлэн-Кунньаасу подали первую почетную чашу с кумысом (вслед за угощением богов и духов). В тот самый момент, когда он пил кумыс, злой дух дева Ырыа — Дуйаак (Певица-Дуйаак, живущая наверху, в багровых облаках, спустила аркан. (Рассказчик поясняет: «старинные люди в данном случае «арканом» называют дыхание злых духов». Ырыа-Дуйаак — одна из девяти небесных дев — шаманок, духи которых наводят на людей сумасшествие, требуя посвящения им конного скота разной масти).

Тотчас же шаман Юёлэн-Кунньаас вскочил на своего серого жеребца с крыланом и помчался. (Куда, об этом рассказчик не пояснил). Сняв со своего жеребца пестрый волосяной повод (свитый из белых и черных конских волос), он повесился на одной наклоненной березе. Люди, разыскав его труп, похоронили.

Ырыа-Дуйаак духа этого шамана вознесла наверх и сделала своим мужем. С тех пор дух этого шамана требует от людей по сей день посвящения ему серых жеребцов с крыланом на оплечьях. Если не находится жеребец с такими приметами, то можно посвятить ему и кобылицу такой же масти с крыланом и с особой отметиной на шерсти бедра («эмэгэттээх бууттаах». По-видимому, и жеребец должен иметь ту же отметину на бедре. Г. К.).

Из всех верхних духов, требующих посвящения конного скота, Юёлэн-Кунньаас считается самым старшим. (т.е. грозным и страшным). К нему обращаются в случаях болезни головы (мозга), иногда горла или спины (спинного мозга?)

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Мифы о рождении шаманов у якутов

 

Андреев Егор.

Мархинский улус.

8 марта 1925 года.

 

ШАМАН-РОЖДЕННЫЙ ДЕВОЙ

Одна дева родила ребенка и со стыда спрятала его в кучу сырого скотского навоза, обмазав снаружи так, чтобы его не было видно. На третий день после этого кто-то, услыхав плач ребенка, нашел его, воспитал и вырастил. Этот ребенок, как рассказывают, потом сделался знаменитым шаманом, по имени Ааджа в Таркайском наслеге.

Он родился будто бы два раза. Говорят, он сам рассказы­вал, что сначала родился среди тунгусов и стал у них шаманом, второй раз у нас, у якутов. Потом говорил будто, что родится и в третий раз. При первом рождении его наказа­ли плетьми, но все удары падали впустое место.

Шаман при повторном рождении делается меньше (т. е. убавляется его шаманская сила).

(Заключение рассказчика — его частное мнение).

 

 

Борисов Михаил Иннокентьевич 68 лет

и Борисов Василий Егорович

1-го Кангаласского наслега

Мархинского улуса.

7 марта 1925 года.

 

ШАМАН-ВОСПИТАННЫЙ В ЯСЛЯХ КОРОВЬЕГО ХЛЕВА

В древности в нашем Кангаласском наслеге, в той части, которая теперь образовала особый наслег Эчик-Хангаласа, по преданию, родился и жил шаман по имени Абаасы-Ойуна (шаман злых духов). Его кости лежат в урочище Томтор. Про его рождение рассказывают так:

Когда он только лишь родился, отец и мать заметили, что его глаза расположены уродливо: один из них был по середине лба, а другой много ниже («юёргю сюёргю»).

Родители испугались такой страшной, не похожей на обыкновенных людей наружности своего ребенка. Они завернули его в свежесодранную шкуру коровы черной масти и положили в ясли пустого коровьего хлева в своем зимнике. Сами переехали в летник.

Через некоторое время мать, проходя мимо того хлева, услыхала плач ребенка. Войдя в хлев, она увидела его живым. Он водил глазами. Женщина тот час же побежала к мужу и сказала об этом. Тот, не поверив, пошел с ней проверить. Оказалось, что ребенок даже сидел. Мать хотела взять его к себе, но муж воспротивился и сказал:

- Это, несомненно, явный злой дух. Если бы он был чело­веком, то разве мог бы жить по сию пору?

Прошло еще некоторое время. Мать вторично заглянула в хлев: ребенок сидел и плакал. Тогда она решила взять его, невзирая на протесты мужа. Как только ребенок подрос и обрел язык, он стал проявлять шаманские наклонности. (Дословно – «стал шаманом»). Позже он сделался великим шаманом. (Якутское слово «улуу» — великий, большой, но с оттенком странного, грозного). Он никогда не имел обыкновения шаманить целыми ночами, как это делают другие. Он лишь три раза воспевал, три раза ударял в бубен и кончал.

Когда его просили совершить камлание духу телятнице, причиняющей болезни и смерти телятам, он отказывался и говорил:

- Она мне мать-воспитательница, поэтому я могу только просить ее.

Затем попросту входил в хлев и что-то шептал промеж губ. Выйдя из хлева, он говорил:

- Моя мать склоняется на просьбу.

Тогда телята переставали гибнуть. Если же он говорил:

- Мать жестоко бранила и прогнала меня, то у этого хозяина в продолжение многих лет падеж телят не прекращался.

По преданию он умер в Хочинском улусе. Перед отъездом туда он сказал сыну в своем последнем и заветном слове:

- Если случится со мной предсмертная болезнь, я пошлю к тебе человека оповестить об этом. Тогда в местности Томтор ты приготовишь для меня могильную яму. Но напрасно не утруждай себя поездкой за моим трупом, я прибуду сам!

Когда он умер в Хочинцах, люди видели про дороге в наш наслег в двух местах, как тот шаман, сидя верхом на «инньэмас» (выдолбленная колода, гроб, куда кладут труп), летел по воздуху. При этом глухо и отрывисто колотил по бубну. Прилетев, упал в приготовленную яму, а сын засыпал ее.

 Этот шаман перед смертью сказал сыну:

- От твоего сына родится хороший, выдающийся шаман.

Но, однако, большого шамана в наших краях не было.

 

 

Яковлев Иван 68 лет,

Наслега Элэмтэ

Ср.-Вилюйского улуса.

1 марта 1925 года.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!