Искупительное страдание самого шамана.



 

В старину (по понятиям якутов) хороший шаман должен был обязательно подвергнуться «эттэнии» (рассеканию, разрубанию на части его тела). При совершении последнего шаман должен лежать вне жилья, в поле, разостлав под себя свежесодранную бересту. Никто из людей не может навещать это место. Из своих родных он берёт только одного человека для ухода за собой во время болезни – чистого отрока или чистую девушку, ещё не познавшую мужчину.

Четыре или пять круглых суток шаман лежит без чувств, изо рта обильно выступает белая пена, из всех суставов проступает и струится кровь, все тело его покрывается синими кровоподтёками. Говорят, лишившись речи, он лежит полумёртвый, едва дыша.

Рассказывают, что в нижнем месте мясо шамана отделяют от его костей и по частям разбрасывают по разным путям-дорогам, по кусочку при ответвлении каждой дороги.

 

 

В. Обряд посвящения на шаманское призвание.

 

Нового шамана должен посвятить на служение — «усуйар» старый, опытный шаман («усуйуу» — не есть обучение в педагогическом смысле, как думают некоторые этнографы, а по своей сути является церемонией представления нового служи­теля его предкам-духам. Г. К.). Последний должен совершить камлание и с убиением жертвенной скотины тому духу (или сонму духов), у которого была водворена на воспитание душа шамана, вытащить, вытащить оттуда эту душу. (Рассказчик в данном случае ошибается; описанный им обряд по большинству других показаний называется «кётёхтёрюю», что значит «поднятие» - тела и души шамана. Обряд «усуйуу» - посвящение совершается после поднятия, о чем он говорит ниже. Г. К.).

Затем оба совершают камлание – восхождение по разным местам. Посвящающий при этом указывает новому шаману дороги всех несчастий.

 

Г. Поднятие останков умершего шамана.

Знаменитого шамана хоронят не в земле, а кладут на открытом воздухе в особое сооружение – арангас. Потом (когда арангас сгнивает и валится от времени) кости шамана в течение веков «поднимают» последовательно три раза при посредстве трёх, шести или девяти шаманов. По совершении этого обряда поднятия костей должен умереть один из родственников шамана.

При этом убивают красно-пегую, беломордую корову и, такой же масти из конного скота. (Рассказчик употребил слово — «сылгы», которое указывает только видовой признак конного скота без определения пола. Весьма возможно, что и в первом случае не определен ясно пол убиваемой жертвы, ибо у якутов часто «ынах» (корова) с добавлением слова «сюёсю» (скот) тоже означает вообще рогатый скот. В дан­ном случае слово «сюёсю» упустил я при записи, или мог про­пустить и сам рассказчик. Г. К.).

 

 

Павлов Платон.

Бёртё.

16 января 1925 г.

 

ПОДНЯТИЕ КОСТЕЙ УМЕРШЕГО ШАМАНА.

 

На речке Хаастаах есть могила древнего шамана по имени Тимир-Чарапчылаах (в переводе — «имеющий железный ко­зырек над глазами»). Труп положен в колоду, выдолбленную из обрубка лиственничного бревна. Колоду привязали на раз­вилине ветвей большой лиственницы.

Рассказывают, что кости этого шамана в старину подни­мали два раза, так как колода и дерево сгнивали и кости сва­ливались на землю. Когда сваливался гроб, то шаман из его кровных родственников, заклавши три штуки скотины определенной масти и устроив ысыах, поднимал останки шамана и перекладывал на другое дерево.

Еще на моейпамяти останки этого шамана подняли один раз. Я как-то случайно повстречался по дороге с людьми, идущими поднимать их. Они гнали одного трехтравого нехолощённого бычка. Для совершения обряда поднятия были приглашены три шамана, из которых один не пришел. Заколовши того быка, должны были угостить собравшийся народ.

Рассказывают, что останки шаманов поднимают и с жертвой конного скота. Должны были заколоть жеребца черной масти, но с белой мордой и с белыми, как неочищенные от коры березовые колья, четырьмя конечностями.

При третьем поднятии останки шамана должны быть преданы земле.

 

 

Алексеев Гавриил

Остров Тоён-Арыы. Джобулга.

12 января 1925 года

«ЗВЕРЬ – МАТЕРЬ» ШАМАНА

 

По рассказам, у каждого шамана бывает, так называемый мать-зверь («иньэ кыыла»), который имеет, будто бы, вид большой птицы с клювом, напоминающим железную ледоколку, с крючковатыми цепкими когтями и с хвостом длиной в три маховых сажени.

Мать-зверь приходит при рождении и воспитании души шамана, позже возвращается (показывается) только при его смерти. Если мать-зверь вернулся и показался шаману, то это служит предвестием его смерти.

Все шаманские мать-звери говорят, схожи как по наружной окраске, так и по другим признакам.

Мать-зверь, сойдя в нижнюю страну с душой («кутун-сюрюн») имеющего быть шаманом, воспитывает его там, на ветви елового дерева. Душа большого шамана воспитывается на девятом ряду ветвей (считая снизу).

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!