ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА



 

Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл. — мясо) шамана, разбрасывают в виде жертвы по всем бедам-источ­никам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).

Если при этом кропления тело шамана не достигло какого-либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать слу­жения).

При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окро­вавлена.

 

 

Никифоров Иннокентий.

Остров Тиит-Арыы

31 января 1925 г.

 

ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.

 

Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.                                                                          

Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне – «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. – «ёлюю» - смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г.К.)

Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трёх суток засыпает и лежит как мёртвый. За всё это время он ничего не ест и не пьёт.

 

 

Шадрин Николай

Остров Хатынг-Арыы

28 января 1925 г.

 

СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА

 

 Когда совершается рассечение тела шамана, он в течение семи дней лежит вобморочном состоянии, ничего не ест и не пьёт; из всех суставов и из обоих глаз всё время вытекает как будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» —так рассказывают сами шаманы

Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свежесодранную бересту. Этирассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. Дотого, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»), собрав чистых непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия»[78] («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»)

Подвергание рассеканию, говорят примерно, есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.

Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергаются этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.

 

 

Рыкунов Осип

Остров Тоён-Арыы

17 января 1925 г.

 

ЧТО ТАКОЕ ШАМАН И ШАМАНИЗМ?

А. Причина беснования призываемого к шаманству.

 

Сначала будущий шаман долго хворает — бывает одержим приступами истерического пения. Поют вселяющиеся в него духи. Болезнь продолжается разно, иногда до пяти и шести лет. Нисходят духи его предков, давно умерших шаманов. Дух умершего шамана нисходит только на своих родственннков по крови (за одним исключением). Говорят, бывает блуждающий дух умершего шамана, не имеющего кровных родственников. Иногда такой дух находит несчастливого че­ловека во время распевания им песен.[79]

Если есть кровные родственники, потомки, то дух шамана предпочтительно нисходит на потомков по женской нисходящей линии. («Сиэн уруу»[80]).

Из знаменитых шаманов древности, насколько известно, только один Кюстэх-Шаман еще не нисходил на дочернюю родню.

 

Б. Идея искупительного страдания в шаманизме.

Страдания шаманского рода.

 

У некоторых призываемых гибнут почти все его ближай­шие родственники. Их убивает, уничтожает (досл. — съедает) дух предка-шамана за то, что его потомок противится при­зывам.

У великого шамана за каждую кость его тела в качестве выкупа должны умереть по одному человеку из его кровных родственников. За восемь трубчатых костей — восемь человек, за череп — один. Таким образом, за девять главных костей умирают девять человек.

Это положение издревле существует в нашей речи в виде поговорки («ёс хосооно»), что рассекаемый надлежащимпо­рядком шаман не является (в жизни) без человеческого выкупа. Вот про такого-то шамана и говорят — «аар сааргаааттаммат улуу киси» (в переводе - «великий, страшный человек, имя дорого в священный месяц всуе не должно произноситься»).

С таким шаманом нельзя ссориться, не полагается противоречить ему: всё, что ни попросит нужно давать, а также исполнять все его поручения. В противном случае он может причинить любое несчастье.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!