Помимо этих основных процессов, вы можете столкнуться



А) с разнообразным движением точки сборки,

Б) с вибрацией точки сборки внутри «лунки»,

В) с быстрым безостановочным движением перцептивного центра, когда восприятие не успевает оформиться структурно,

+ г) с колебанием точки сборки в любой измененной позиции, что приводит к иллюзии передвижения по различным реальностям либо к постоянному (иногда очень плавному) переструктурированию одного и того же сенсорного поля, непредсказуемым изменениям типа интерпретации, используемого в данном положении тональным механизмом.

Как правило, все вышеуказанные явления имеют место на том этапе тренировки, когда значительно расслабляются и дезавтоматизируются шаблоны внимания и восприятия.

Значение положения точки сборки для энергообмена еще более возрастает, если учитывать, что она напрямую связана с мощным каналом в центре пупка — атавистическим образованием, возникшим в момент рождения на месте разрезанной пуповины. Активность этого канала и способ его функционирования во многом определяют состояние нашего тела, а через него — и состояние нашей ЦНС и психики в целом. Бывают случаи, когда состояние «просвета» (пупочного канала) определяет сохранность кокона. От него зависит, выздоровеем ли мы, справимся ли со стрессом, сколько лет проживем. Центру пупа можно был бы посвятить целую книгу, настолько значительна его роль в жизни нашего организма.

Таким образом, через точку сборки и «просвет» мы можем довольно решительным образом влиять на собственное состояние и возможности.

Остальные важнейшие каналы расположены на границах сегментов человеческого кокона (о структуре ЭТ и сегментах подробнее см. гл. 3 второй части книги "После Кастанеды". — А. К.). Вы заметите, что их расположение часто совпадает с расположением чакр в метафизиологии йоги. Правда, йогические школы в значительной мере «мистифицировали» их, приписали им некоторый фантастические функции, поскольку опирались на эффекты концентративной медитации, давшие им множество субъективных ощущений, который йоги не смогли интерпретировать правильно.

Мощный канал промежности, связывающий человеческий кокон с эманациями планетарного поля, был понят йогическими школами как "место обитания Кундалини" (муладхара-чакра), а потому ошибочно толковался, скажем, тантриками как начальный пункт психофизической трансформации. Работая над "пробуждением Кундалини" (т. е. активизацией канала), эти йоги в конце концов получали мощный прилив "силы Земли", нарушавший равновесие системы. Ведь энергия сама по себе не гарантирует Трансформации. В первую очередь нам необходимо знание о том, как этой энергией правильно распорядиться.

Избыток энергии при малоподвижной точке сборки чаще приводит к болезням, расстройствам, дисфункциям. Автоматически точка сборки «тянется» к возбужденным областям эманаций в нижней части кокона, где без специальной дисциплины контроль особенно затруднен, отсюда проблемы соматические (телесные) перерастают в те или иные душевные недуги.

Правильное использование канала промежности возможно на том уровне толтекской практики, когда сновидение регулярно включает второе внимание или сновидение-наяву. Тогда полученный избыток энергии находит продуктивный выход и не приводит к искажениям, а только ускоряет трансформативные процессы.

Пупочный канал вообще не стоит активизировать специально, если ваша точка сборки еще не обрела достаточной подвижности. Вы рискуете провоцировать неуправляемые смещения восприятия с большим количеством видений агрессии и устрашающих фантомов.

Иное дело — каналы, расположенные выше. Здесь есть два канала, определяющих границы между сегментами, — горловой центр (вилочковая и щитовидная железа) и центр межбровья. Оба они ведут к накопительным структурам, обеспечивающим понижение фиксации точки сборки, но при этом не навязывают ей противоестественную траекторию сдвига, с которой надо бороться (как в случае с каналами пупка и промежности). Концентрация внимания на этих каналах помогает поддерживать безупречный контроль, противостоять страху смерти, чувству собственной важности и жалости к себе. В результате остановка внутреннего диалога, неделание и созерцание при поддержке этих активизированных каналов ведут, как правило, к смещению точки сборки в благоприятные области, где трансформационный эффект (от сновидения или второго внимания) наиболее значителен.

Есть еще два канала, использовать которые можно с пользой для толтекской практики. Это область солнечного сплетения и зона макушки головы. Оба канала не имеют отношения к сегментам энергетического тела. "Точка макушки" — просто проекция «стержневого» энергоканала кокона. Интенсивный энергообмен, происходящий здесь, притягивает к себе точку сборки и заставляет ее смещаться по одной из самых оптимальных траекторий для выхода в тело сновидения и во второе внимание. В данном случае мы просто используем благоприятное энергетическое течение наружу кокона в качестве "попутного ветра".

Центр солнечного сплетения хорош по другой причине. Именно в этой области сосредоточена значительная часть эманаций, связанных с нашим психоэмоциональным состоянием. Как канал энергообмена с вешним полем он довольно слаб, но даже крохотный приток свежей энергии здесь может сильно повлиять на эманации, отвечающие за наши эмоции — их можно заметно усилить или ослабить, а это немедленно окажет влияние на позицию точки сборки. Особенно это касается «поперечных» сдвигов, «окрашивающих» восприятие. Здесь можно по желанию «убирать» или «нагнетать» страх, жалость, чувство собствен" ной важности.

Некоторые оккультные школы утверждают, что именно из области солнечного сплетения исходят энергетические нити, привязывающих нас к другим людям, вызывающие любовь или ненависть. Мое личное видение (на которое мне поневоле приходится опираться) этого не подтверждает. Кажется, что здесь, скорее всего, просто расположен своеобразный "пульт управления" разными эмоциональными состояниями, потому специальное обращение к нему помогает поставить под контроль наше восприятие, продуцирующее соответствующие чувства и эмоции. Я бы назвал центр солнечного сплетения "зоной управления безупречностью".

Конечно, здесь нет ничего общего с близостью данного центра к сердцу — этому традиционно "мистическому органу" чувств и эмоций. Происхождение данного центра, как я вижу, обусловлено эволюцией отношений человека к себе подобными. Иными словами, это центр нашей социальности. Его обратной стороной является центр спины — источник страхов и неизвестности. Какой-нибудь восторженный мистик сказал бы, что центр солнечного сплетения ("сердечная чакра") — центр Любви, а за спиной расположен центр Страха. И это очень близко~ к истине, если не понимать такие толкования буквально. Дело в том, что на протяжении социальной истории человечества энергетическое давление наших собратьев, настроенных на продуктивную коммуникацию чаще всего приходилось именно на центр фронтальной пластины кокона — именно здесь воспринималась любовь, симпатия, вражда и ненависть. За спиной же всегда находился враг — не идентифицируемы наверняка, а потому внушающий страх.

Как уже было упомянуто в "после Кастанеды", главные структуры накопления энергии расположены в центре кокона — в области позвоночника. Центральный «накопитель», который я назвал «стержнем» имеет две точки соприкосновения с внешним полем — зона промежности (о которой мы уже говорили) и центр макушки головы (сахасрара-чакра в метафизиологии йоги). Мы можем заметно повысить свой энергопотециал, если освоим методы гармоничной активизации обоих каналов. При этом на первом этапе работы (как показывает практика), лучше основное внимание уделить центру макушки. Тому есть несколько причин: а) канал макушки слабее; б) плотность кокона ниже; в) зона лежит на пути одной из оптимальных траекторий смещения точки сборки при переходе в сновидение и второе внимание.

При такой стратегии очередь канала промежности приходит немного позже — когда фиксация точки сборки снижена, а контроль за ее поведением возрос и, наконец, толтек имеет достаточный "опыт тела", чтобы своевременно различить, конструктивную или деструктивную роль исполняет входящий в его кокон энергетический объем.

Традиционно ряд оккультистов связывают "канал макушки" с энергией Солнца. Индусы полагают, что концентрация на макушке — наилучший способ приблизить свое сознание к универсальному Атману, а буддисты — используют медитацию на этой области, чтобы поддерживать отрешенное состояние «свидетеля». Шри Ауробиндо считал, что именно через эту чакру начинается "нисхождение Божественной Энергии Трансформации", и призывал своих сторонников направлять ее вниз, чтобы трансформация последовательно охватывала все части человеческого существа.

Как видите, метафизических идей вокруг вершины нашего кокона хватает. Духовные искатели, очевидно, всегда чувствовали, что здесь происходит нечто важное для психофизической трансформации субъекта. Сегодня мы яснее понимаем подлинные причины такого пристального внимания сахасрара-чакре ("тысячелепестковому лотосу").

Именно здесь в двух случаях из трех точка сборки покидает кокон, пользуясь невысокой плотностью "защитного экрана" и дополнительным импульсом энергетического потока, исходящего из «стержня». Здесь как бы "открываются врата". Кроме того, удаленность этой зоны от эмоциональных движений более плотных эманаций позволяет относительно легко удерживать настроение покоя и отрешенности, а эти настроения наиболее продуктивны для работы во втором внимании и способствуют базовой безупречности в обычном режиме восприятия.

Есть лишь один недостаток, сопровождающий активизацию данного канала, — удаленность "подтянувшейся вверх" точки сборки от эмоционально-поведенческих «полей» препятствует сталкингу с окружающими людьми. С точки зрения коммуникации, это положение "отстраненного ухода", который может сопровождаться разве что "пассивным созерцанием". Правда, подлинные мастера восточной медитации и здесь находили способы особой фиксации, и если это им удавалось, непроизвольно собирали тело сновидения наяву, возле физического тела. Чаще всего результатом такого трюка становился психокинез и другие подобные «чудеса», которые весьма впечатляли соседей по Ашраму или буддистскому монастырю — особенно в тех драматических случаях, когда сочетались с восточными единоборствами.

Дон Хуан, наверное, назвал бы такие феномены "магией конкретного (или повседневного) ", в отличие от толтекской магии бесконечности, где тело сновидения, не отвлекаясь на подобные мелочи, стремилось сразу к своей естественной реализации — путешествиям по иным режимам восприятия, по мирам второго внимания, неуклонно превращаясь в «дубль» толтека.

Нельзя не сказать и о массе вспомогательных структур и каналов, также участвующих в нашем энергообмене. Их роль менее масштабна, поскольку не бывает напрямую связана со сдвигом (движением) точки сборки, но иногда вносит решающий вклад в подготовку этих энергетических «рывков».

Прежде всего, надо исходить из того, что вместе с возникновением упорядоченного (структурированного) осознания энергетическое тело разделилось на правую и левую стороны. Их функции различны, хоть и дополняют друг друга в деле поддержания нашего гомеостазиса.

Как уже давно известно, правая сторона является излучающей, левая — поглощающей (этот факт несколько десятилетий тому назад подтвердили ученые, изучающие энергетические поля человеческого организма). Правая сторона энергетически обеспечивает тональ со всеми его продуктами. Внутренний диалог, описание мира, образ себя — эти крайне энергоемкие процессы «структурируют» правую половину кокона, создавая целые "силовые магистрали", большая часть который «стягивается» к точке сборки и вытягивает силу из левой стороны кокона, свободной от всех этих рационализаций.

Однако легко заметить, что это «перетекание» силы неоднородно. Поскольку между правым и левым полушарием кокона находятся два неплохо развитых канала энергообмена — «просвет» (пупок) и "горловой центр". Эти две точки образуют довольно правильные структуры эманаций, почти всегда находящиеся в полувозбужденном состоянии, — своего рода «жгуты», покрывающие целые секторы энергетического тела, которые в определенном (иногда очень строгом) ритме «впитывают» энергию из внешнего поля.

Третий сектор, связывающий точку сборки с центром межбровья, наименее активен, но занят исключительно важным делом — поставляет энергию для конструирования самой "матрицы тоналя". Время от времени мощные секторы, расположенные ниже, нарушают его работу — именно тут возникает риск психического заболевания. И лишь в особых случаях бывает наоборот — например, под воздействием больших галлюциногенов или при значительном произвольном смещении точки сборки. Тогда «нижние» секторы излучения перестраиваются, и это оказывает мощнейшее воздействие на эмоциональную и соматическую стороны нашей природы.

Наконец, существует сектор излучения, который можно назвать центральным. Он "выбрасывает на ветер" не менее половины энергии, полученной от левой стороны кокона и, судя по всему, является патологически разросшимся «жгутом», связующим точку сборки с упомянутым центром солнечного сплетения ("сердечной чакрой"). Когда мы испытываем эмоции, вызванные нашим социальным поведением и межличностными отношениями, энергия покидает нас именно через "центральный сектор". Поэтому у людей, далеких от безупречности (то есть у абсолютного большинства), "сердечная чакра" — это механизм, включающий режим излучения почти по всей поверхности фронтальной пластины энергетического тела. И только специальная дисциплина, а также медитативный тренинг способны погасить этот неугасающий «пожар» в груди, а в случае особенно высокого контроля — вызвать состояние инверсии (т. е. включать механизм "поглощения"). Так бывает на высоких уровнях безупречности, что вызывает, в частности, бесстрастную любовь к Земле и всему миру. Тогда мы способны компенсировать потери «центрального» сектора. Субъективно это переживается как полная потеря социального эго, как легкость освобождения, граничащая с видением. В это время кокон начинает интенсивно копить Силу через большую часть имеющихся каналов и структур.

Если правую сторону кокона можно без труда разбить на четыре изучающих сектора (ибо она отражает понятный нам порядок собственного тоналя), с левой стороной дело обстоит намного сложнее.

На первый взгляд, это область чуть ли не подлинного хаоса. Поглощение энергии, наблюдаемое почти во всех частях левого полушария кокона, вызывает к жизни воронкообразные структуры, не имеющие столь желательной нашему тоналю стабильности. «Воронки» то и дело увеличиваются и уменьшаются, порой даже «переползают» с места на место (впрочем, в известных пределах), и, что больше всего сбивает с толку, иногда их число меняется. Энергетические потребности кокона в целом могут породить несколько дополнительных поглощающих структур или «устранить» на время лишние.

Самыми стабильными образованиями можно считать следующие:

а) левая часть лба (воронка захватывает часть кокона над головой);

б) воронка вокруг левого глаза;

в) левая ключица и сердце;

г) область селезенки;

Д) левая сторона тазового пояса (часто меняющая свои размеры «воронка», что, очевидно, связано с активностью половых гормонов и гениталий). Эта же воронка тесно связана с почками и надпочечниками. В случае необходимости здесь могут возникнуть две, и даже три, дополнительные структуры поглощения.

Женщины, понятное дело, сильно отличаются от мужчин. Наличие матки так сильно влияет на структуру нижней части кокона, что здесь вообще исчезает такая четкая у мужчин граница между правой и левой стороной кокона. Во время менструаций вся область кокона, окружающая матку, активно поглощает и выделяет энергию неструктурированным образом, т. е. так, как это происходит не у людей, а у живых существ, не наделенных упорядоченным осознанием.

В эти дни энергетическое тело женщины в области матки «дышит» всей поверхностью — так, словно у нее вообще нет тоналя. Несомненно, это влияет на силу фиксации точки сборки. (Наверное, именно поэтому дон Хуан говорил, что у женщин раз в месяц открывается "щель между мирами".)

Во время беременности процессы в этой области ЭТ усложняются еще больше. Растущее энергетическое тело эмбриона внутри энергетического тела будущей матери, хоть и не обладает собственным тоналем несомненно, несет на себе самые общие импринты ("отпечатки"), доставшиеся от родителей генетически. Кокон плода пульсирует во время роста, и эти пульсации накладываются на активность энергетического «дыхания» матки. К сожалению, у меня нет достаточного опыта, чтоб описывать это чрезвычайно сложное явление детально. Можно лишь наблюдать, как время от времени самые общие «тональные» энергоструктуры вдруг начинают доминировать над аморфностью поглощения у материнского кокона в районе таза. Можно наблюдать и обратный процесс, когда энергопоглощение эмбриона впадает в своеобразный резонанс с поглощением материнского тела. Заметно, что эти проявления цикличны, но их цикл не совпадает с имевшим место до беременности менструальным циклом женщины.

Оформление точки сборки у пребывающего в утробе ребенка (где-то после 3–4 месяцев беременности ее можно заметить) сопровождается непрерывным движением. Когда это движение имеет «плавающий» характер, область матки ведет себя так же, как во время обильных менструаций, когда же движение становится целенаправленным (условно говоря, "линейным"), кажется, что внутри ЭТ матери активизируются тональные структуры будущего человека. Однако противники абортов зря так остро воспринимают эту проблему, ибо, в любом случае, эмбрион, даже имеющий вполне сформировавшуюся точку сборки, человеком еще не является. Наблюдаемые тональные структуры не принадлежат ему лично, они — свойство вида, как форма черепа или разрез глаз. Даже новорожденный еще не является человеком. Таинственный момент превращения младенца в человека происходит, очевидно, на третьем году жизни (иногда чуть раньше, иногда — чуть позже) — именно тогда, когда правая и левая сторона кокона разделяются, а точка сборки характерно смещается вправо, чтобы занять свойственную для всех людей позицию.

"Магические пассы" толтеков (включая адаптированный комплекс Тенсегрити) имеют самое непосредственное отношение к работе всех перечисленных выше каналов энергообмена, центров и структур. Они — плод исследовательского сновидения. Если наяву обилие тональных сигналов от привычной схемы физического тела сильно затрудняет концентрацию внимания на полевых процессах в коконе, то тело сновидения делает их легко доступными восприятию. Развитое и достаточно плотное тело сновидения полностью копирует практически все элементы кокона. Более того, оно и состоит только из этих невоспринимаемых первым вниманием полей — отличная ситуация, чтобы наблюдать и исследовать влияние различных «движений» на его состояние.

Во время бодрствования практиковать "магические пассы" имеет смысл только на фоне хотя бы частично пробужденного второго внимания. Иногда сходный эффект дает глубокая остановка внутреннего диалога — практикующий обретает

Частичку "безмолвного знания", и его тело, практически без участия рационального осознания, совершает нужные ему движения.

Гораздо более эффективным способом работать с центрами и каналами в первые несколько лет практики мне представляется практика переключения внимания на энергетическое тело. Это и замечательный вид неделания (см. об этом соответствующую главу), и реальная возможность ощутить хотя бы частично, как работает наше тело, — одна из непостижимых тайн нагуаля. Это упражнение снижает фиксацию точки сборки и даже приводит к ее смещению. Таким образом, мы, в соответствии с толтекским подходом, действуем комплексно и получаем сразу несколько полезных результатов.

Стоит ли повторять, что главным ключом к активизации каналов или иных структур энергообмена является наше произвольное внимание. Это давно известно. Толтекское знание, в данном случае, просто поясняет нам, почему дело обстоит именно так. Ведь основной и самыми важный канал энергообмена проходит через точку сборки, а там внимание — безусловный регулятор, не знающий конкуренции. (Здесь можно игнорировать психобиологическое импринтирование, степень влияния которого на работу внимания до сих пор окончательно не выяснена) Мы исходим из предпосылки, что произвольное внимание может успешно конкурировать с импринтами и, в результате правильного и последовательного использования точных технологий, побеждать их, в противном случае высшие реализации толтекской дисциплины останутся только мечтой — такой же несбыточной, как и грезы всех ин трансформационных учений, известных прежде. Однако практический опыт работы с произвольным изменением восприятия, который у нас есть на сегодняшний день, дает основание думать, что импринты — эти базальные компоненты общечеловеческого тоналя — могут быть трансформированы, как и те условности и конвенции, что внушены воспринимающему в процессе социального научения.)

Мы не задумываемся над сущностью проделываемой работы, а ведь все сводится к точке сборки — даже тогда, когда мы произвольно ко центрируем внимание на копчике или на ладонях. Энергетический смысл актов сосредоточения — выделение и усиление пучка эманаций собранного перцептивной матрицей. И лишь оттуда, из матрицы ("точки сборки") обратный сигнал возбужденных вниманием эманаций «передает» активность в определенную область энергетического тела.

Произвольная концентрация внимания ведет, таким образом, к тому, что сигнал активности, «курсирующий» между избранной точкой или каналом энергетического тела и точкой сборки, непрерывно усиливает сам себя, создавая новый (нами избранный) режим энергообмена с внешней средой.

Так что технические навыки сосредоточения и релаксации в толтекской дисциплине являются совершенно необходимыми азами работы по самотрансформации. Способы приобретения этих навыков не имеют значения. (Лично я, например, до сих пор благодарен тем направлениям йоги и медитации, которым когда-то посвятил немало времени. Впрочем, классический аутотренинг также может принести ощутимую пользу.)

Тональ, как известно, обычно никак не фиксирует излучение или поглощение энергии через центры и каналы кокона — по причинам, о которых уже было достаточно сказано. И все же по мере совершенствования мы начинаем что-то чувствовать. Поскольку новые ощущения не относятся к нашему описанию мира, они предельно аморфны. Как правило, они транслируются сознанию как имеющие отношение к кинестетике (осязанию). И это естественно.

Мы знаем, что тональ почти на 90 процентов строит мир визуально. Поэтому именно зримое, видимое исполняет функцию самого жесткого каркаса для нашего описания. На втором месте по информативности стоит аудиальный канал (слух). Поставляемые им сигналы не столь однозначны, так что тональ свободнее их интерпретирует. Кинестетика (осязание) пребывает на периферии. Аморфность кинестетических сигналов усугубляется еще и тем, что сюда относятся сигналы проприоцептивные (т. е. ощущения, исходящие изнутри тела, от органов, мышц, тканей и т. п.). Именно здесь граница между внешним и внутренним делается достаточно смутной, чтобы тональ пропустил сигналы, к первому вниманию не имеющие отношения. В результате чаще всего мы переживаем энергетические потоки как: тепло, холод, давление, вибрацию, волны, и даже боль, либо, наоборот, «онемение» участков тела.

Когда тональ «отступает» на шаг, наши новые восприятия достигают аудиального канала — и мы начинаем "слышать звуки": свист, жужжание, хлопки, шорох, грохот. Но пока мы находимся в первом внимании, мы ни в коем случае не должны слышать «голоса». Если это происходит, значит, наш тональ под угрозой.

"Вспышки" визуального восприятия энергопотоков (свет, цвет, линии, точки и пр.) свидетельствуют о крушении последних бастионов тоналя. Если это не болезненные галлюцинации (что, к несчастью, тоже бывает), то это неумолимое приближение "остановки мира". Иными словами, «включение» второго внимания, «сновидение-наяву» в результате спонтанного смещения точки сборки. Надо лишь помнить, что такие состояния не могут и не должны длиться долго. Толтекская дисциплина требует от нас просто убедиться в том, что мир «остановился», а потом — вернуть ему обычное движение.

Я неспроста заговорил об "остановке мира" именно здесь. Иногда активизация энергообмена через каналы может завести практикующего довольно далеко и полностью поглотить его внимание. И легче всего забывается безупречность (а значит, и трезвомыслие). Приятно и увлекательно с относительной легкостью получать избыток энергии, влекущий за собой неуправляемые (но очаровывающие!) изменения режима восприятия. Однако неминуемо наступает момент, когда экспериментатор перестает различать галлюцинации и реальность. И у него начинается "магическая паранойя". (Печальнее всего то, что порой она переходит в паранойю обычную.)


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!