Влияние христианизации на русскую культуру



Тем не менее христианство постепенно охватывало сознание русских людей, а с утверждением христианского миропонимания возникало и новое отношение к миру, к человеку, к истории; возникло и понимание единства древнерусского народа с иными христианскими народами, осмысление нового места Руси во всемирно-историческом процессе. Все увидели в православии силу, способную объединить разные народы, живущие на территории Руси, в единый «новый» христианский народ. В скором времени Киев превратился в важнейший династический центр христианского мира, притом, что еще совсем недавно о нем, как и о самой Руси, за ее пределами мало кто знал. Мировая значимость Руси так возросла, что правители-христиане прочих государств устанавливали кровно-родственные связи с киевскими князьями.

Многие из русских мыслителей связывали с Крещением радость открытия Истины. Вообще восприятие христианства именно как Радостной Вести, как Благодати, дарованной Иисусом Христом, характерно для кирилло-мефодьевской традиции, как наиболее близкой славянскому мировоззрению. Эти рассуждения позволяли русским книжникам утверждать, что Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее именно потому, что приняла Крещение, которое и предопределяет спасение Руси (митрополит Илларион «Слово о Законе и Благодати», Иаков-мних, Климент Смолятич).

Параллельно с этим восприятием христианства, складывается и иное понимание христианского пути ко спасению, своим истоком имеющее более суровую, мистическую и аскетическую византийскую традицию. Христианская вера проповедовалась как практический образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия, а идеалом служило египетское монашество III - IV веков. Уже в первых произведениях русских мыслителей, близких к византийской традиции, появляется и активно развивается идея страха Божиего как важнейшего пути ко спасению через духовное совершенствование (прп. Феодосий Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, Кирилл Туровский).

Христианизация Руси дала мощный толчок к развитию письменности, грамотности. Сначала появились многочисленные переводы греческих и болгарских книг и церковного и светского содержания, их с удовольствием читали. Так русские люди знали многое из того, чем располагала книжная культура Восточной Европы и Византии. При храмах были открыты школы, организовывались библиотеки. За весьма непродолжительное время после Крещения страна совершила колоссальный скачок из языческого разобщенного дикого в духовное, культурно развитое общество. Достижения (как богословско-догматические, так и художественные), выработанные Византией за тысячелетнюю историю, были сразу восприняты на Руси. Здесь сразу укоренилось почтение к книге и к дару слова. В древнерусской литературе недостойные, грязные события изображались крайне редко или совсем не изображались, дабы не осквернить слово (Иисус Христос – Бог-Слово). Отсюда красота и высота древнерусской литературы (прекрасная риторика, агиография, летописи).

Подобным образом относились и к изобразительному искусству: восприняв завет апостолов почитать святые иконы и зная учение Василия Великого о иконе («поклонение иконе восходит на первообраз»), всегда особо уважительно относились к иконам и иконописцам. По преемству сохранялась традиция византийского письма (золотой фон, изысканность письма, сочетания цветов, утонченная прорисовка ликов и фигур), но и народные традиции (разномасштабность фигур, большая мягкость и округлость ликов, четкая прорисовка событий для ясности и укрепления веры молящихся, орнамент в виде листьев винограда) постепенно сливаясь с греческим каноном создали уникальную русскую иконопись.

Еще один характерный признак для всего русского самосознания – представление об идеале непосредственно связано с понятием красоты как некой полноты и цельности. Это сказалось на всем русском искусстве.

Вообще переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности; цельность и простота в искусстве, изящество в архитектуре, мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи, постоянное искание глубокого смысла в литературе. Переживание красоты как святости будет в Росси всегда сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца (иконописца, книжника, зодчего).

 

Заключение

Итак, история показала, что становление славянского мира оказалось невозможным без принятия христианства. Но различие между католичеством и православием привели к усилению внутренних противоречий между славянскими народами. Те, которые приняли католичество, стали все больше и больше включаться в западноевропейскую цивилизацию, отказываясь от собственной самобытности. Зато славяне, крестившиеся в православие, обеспечили себе дальнейшее сохранение и возможность преумножения своей самобытности. При этом Русь получила открытый доступ к историческому опыту, к культурному богатству Византийской империи, являвшейся наследницей великого греко-эллинистического мира. В Киевской Руси произошло становление того своеобразного явления духовной жизни, которое со временем получит название русского православия, оригинальные черты которого закладывались в самом начале.

В целом Крещение Руси и утверждение в русском сознании христианских истин сыграло выдающуюся роль в отечественной истории. Православие стало важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия, благодаря чему тенденция к объединению Русской земли никогда не исчезала. Уже в скором времени земледельцы, которых называли смердами, станут называться крестьянами, а признаком национальной принадлежности станет понятие «православные люди». И это означало, что православное христианство превратилось в русском сознании в традиционную, национальную религию. Она влияла и на гражданский быт славян, на их государственные представления, она создала возможность высокой культуры, была средством для пробуждения национального сознания.

Именно православие позволило осознать то предназначение, которое было вложено в славянский мир, - обеспечение мирного сосуществования народов, возможности нравственного и духовного совершенствования людей, внесение в жизнь Божией Правды (нравственных идеалов) ради всеобщего спасения. Дальнейшая история России и станет воплощением этого завета первых отечественных правителей и мудрецов.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!