Христианство на территории исторической России до ее Крещения



Образование Древнерусского государства

Согласно свидетельствам русских летописей, арабских географов, византийских историков название Русь закрепляется за территорией будущего Древнерусского государства в IX-X веках. Древняя Русь изначально была многоэтническим государством.

У славян была территориальная община, на основе которой складывалась земская власть, т.о. государственность на Руси сложилась ранее вокняжения каких-либо династий. Но земская власть не могла простираться на обширные территории, не могла решить проблему объединения необозримых восточнославянских земель; для этого нужна была внешняя сила, внешняя власть. В 862 году по приглашению союза пяти племен (ильменские словене, кривичи, чудь, весь, меря) из Южной Прибалтики к ним приходит и вокняжается варяжская династия, основателем которой становится Рюрик, княживший в Новгороде. После его смерти в 879 году при его малолетнем сыне Игоре соправителем становится Олег, который в 882 году с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, потом Киев, объединяя под своей властью северо-западные и южные славянские земли. Столицей своего государства он объявляет Киев.

После смерти Олега в 912 году киевским князем становится Игорь. В 941 году он совершает поход на Константинополь (неудачный) и в 944 году заключает с греками мирный договор, из которого явствует, что сам он лично не мог представлять интересов всей Киевской Руси, а являлся только главой своеобразного княжеского и боярского союза (пределы его личной власти были сильно ограничены как дружиной и кровнородственной общиной, так и славянским самоуправлением). Византийский летописец подчеркивает также, что было много христиан среди варягов, была у них и своя соборная церковь св.Илии в Киеве (это были, вероятно, выходцы из Моравии). При этом в составе русов оставалось и много язычников; против греков они выступали совместно, и никаких противоречий внутри «рода русского» не было. Единственное различие – русы-христиане приносили клятву именем Иисуса Христа, русы-язычники клялись богом Перуном и своим оружием - воины, а богом Велесом (Волосом) - купцы.

В результате восстания древлян Игорь погиб в 945 году, правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, она смогла вновь объединить под своей властью земли Киевской Руси. В 959 году Ольга побывала в Византии и там крестилась, но сын ее оставался язычником. Он был талантливым полководцем и искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси (завоевал вятичей, разгромил Хазарский каганат, ясов-алан и черкесов на Северном Кавказе), Перед походом на Дунайскую Болгарию в 970 году, в котором он и погиб, Святослав разделил Киевскую Русь между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская земля, Владимиру – Новгород.

 

Первые годы правления князя Владимира

В результате междоусобной войны между братьями Владимир становится единоличным правителем (978-1015), при нем происходит постепенное усиление власти киевского князя и значительное расширение границ Руси. Немалое значение для укрепления власти киевского князя имела религиозная реформа. В первые годы своего княжения он был убежденным язычником. На киевском холме, близ своего дворца, он установил изображения шести языческих богов – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Это языческое капище получило название «Пантеон Владимира», в котором главным богом был объявлен Перун. Так он объединил различные языческие культы жителей Киевской Руси под главенством бога княжеской дружины Перуна, а Киев превратил в главный культовый центр. Оказавшись во главе государства, он попытался создать единую систему языческих верований и единую иерархию богов, отвечающую государственным интересам. Сама языческая реформа была направлена против усилившейся в Киеве христианской общины, которую в начале своего правления Владимир рассматривал как враждебную.

При Владимире в Киеве впервые произошла попытка человеческих жертвоприношений: в 983 году в честь победы Владимира над ятвягами решили принести жертвы Перуну и бросили жребий на отроков и девиц. Жребий выпал на варяга-христианина Иоанна, но его отец Феодор отказался отдать сына. Тогда возбужденная толпа убила обоих. Это исторически первые на Руси мученики за христианскую веру.

Необходимо отметить, что киевляне продолжали поклоняться богу Велесу, ему был воздвигнут идол на киевском Подоле, отдельно от Пантеона Владимира. Этот факт свидетельствует о существовании в Киеве религиозных противоречий не только между христианами и язычниками, но и между самими язычниками, причем этнического характера.

 

Образование государства всегда связано не только с возвышением определенных социальных слоев, но и одних этносов над другими. Став господствующими, эти этносы начали возвышать и своих богов, тогда и возникли проблемы.

Владимир ввел иерархию богов собственным решением, «сверху вниз», но еще более важно то, что искусственно созданная иерархия богов в Киевской Руси не прижилась, она не была воспринята как единая религиозная система. Славяне сохраняли верность собственным богам. И не случайно, что в скором времени Владимир разрушает им самим устроенное языческое капище, свергает Перуна, а в Киевской Руси вводится христианство.

Языческая славянская мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян. Более того, в Древней Руси развитие духовной культуры и религиозно-философской мысли происходило не только в русле христианской веры, но и под влиянием традиционного, в т.ч., и языческого славянского мировоззрения.

 

Христианство на территории исторической России до ее Крещения

Начало христианства на Руси было положено деятельностью апостолов: во время своего третьего путешествия апостол Павел проповедал в Македонии и Иллирик, в области, лежащей к северу от Македонии (территория славянская по древнерусской летописной традиции) он рукоположил во епископы апостола Андроника.

Абсолютно во все летописные русские источники входит предание о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным, чему есть подтверждения и в более древних исторических источниках, относящихся ко II –IX векам. Чаще всего с его именем связывают Причерноморье, Скифию, нижнее течение Дуная. Апостол Андрей, прибыв в Херсон и отложив свое намерение посетить Рим, поднимается по Днепру вверх, останавливается у Днепровских порогов, восходит на горы и благословляет их, устанавливая крест, предсказывая, что здесь будет город великий и церкви многие.

Первые православные епархии, относящиеся к Византийской патриархии (ее окраины) на исторической территории Руси: Херсонесская (основана в начале II века Климентом Римским – между Днепром и Днестром); Сурожская (современный г.Судак – III век), Кавказская (IV в.), Патрахская (район Керчи – VIIв.). В IX веке Византия отправляет в Моравию с проповедью Кирилла и Мефодия, в результате чего были крещены Болгария, Чехия, Великая Моравия, Хорватия и Сербия. Русь находилась в сфере Моравской миссии, и первые семена христианства были посеяны на Руси еще во времена Аскольда и Дира, но сведений об этом почти не сохранилось после захвата Олегом Киева (911).

Христианизация верхушки началась с крещения княгини Ольги (христианское имя Елена), удостоенной в Византии христианским титулом патрикии, но христианство еще носит частный характер, не имея какой-либо общественной значимости.

Неоднократно латинская церковь посылает миссионеров с предложением присоединиться к Римской католической церкви, но князь Владимир сразу же отказывается принять христианство из Рима, как и его предки. Римская церковь активно использовала насильственные методы христианизации подпавших под ее влияние народов. А борьба прибалтийских славян, с которыми у Киева сохранялись тесные связи, с католиками проходила просто на глазах Владимира. В римской традиции отрицалась возможность национального прочтения христианского вероучения (национальный язык исключался), а сами новокрещеные народы включались в жесткую церковную иерархию с полным подчинением Риму. И особо жестоко Рим преследовал именно славян.

Тем не менее, снять многочисленные противоречия, существующие внутри языческих народов, населявших Киевскую Русь, могла только универсальная монотеистическая религия.

 

Крещение князя Владимира

«Повесть временных лет» показывает, что выбор вер Владимир Святославич совершал между мусульманством, иудаизмом и христианством. Волжские булгары пленили воображение сластолюбивого князя описанием Магометова рая с цветущими гуриями, но запрещение пить вино показалось ему безрассудным. Хазарские иудеи ответили на вопрос, где их отечество, что Бог расточил их во гневе по землям чуждым. На это князь заметил, что не хочет лишиться своего отечества, подобно им. Наконец безымянный философ, присланный из Византии, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии и показал картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир воскликнул: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, - отвечал философ, - и будешь в раю с первыми». Затем были отправлены послы в разные страны испытать, который народ достойнее поклоняется Богу. У мусульман они нашли храмы скудные, моление унылое, лица печальные; у католиков богослужение без всякого величия и красоты. «Да созерцают они славу Бога нашего», - сказал византийский император и приказал вести послов в храм святой Софии на патриаршую службу. Великолепие храма, богатые служебные одежды, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, пение клироса, сосредоточенность народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян. Вопрос был решен в пользу православного христианства.

Второе предание о крещении князя Владимира, так называемая «Корсунская легенда», утверждает, что он крестился по требованию византийского императора Василия, который не хотел отдавать замуж свою сестру Анну за некрещеного язычника, и в результате того, что ослеп. Именно в 80-е годы Византию охватил мятеж, возглавляемый Вардой Фокой, император отправил посольство в Киев с просьбой о помощи. Платой за эту помощь была рука царевны Анны, и этот брак предполагал крещение Владимира. В 988 году князь отправляется в Византию с 6-тысячным войском и наносит поражение мятежникам. Император обманул Владимира, и тот захватывает Херсонес (Корсунь). Анна была прислана сюда, и здесь князь принимает Таинство Крещения. Затем князь берет святые книги, мощи свт. Климента, священников и вместе с женой приезжает в Киев. Владимир крещен, но его окружение нет, и дабы подать пример киевлянам, которых он призывает креститься, он крестится вторично в Киеве в реке Днепр вместе со всем своим народом 1 (14) августа или 28 августа, по другим источникам, 988 года.

 

Крещение Руси

Владимир был человеком широких и решительных жестов. Перун был всенародно свергнут и утоплен в Днепре, а на месте языческих капищ князь повелел ставить христианские храмы. На Перуновом холме была поставлена церковь св. Василия (христианское имя Владимира). А вскоре (989 или 991 год) был освящен первый каменный храм – Десятинная церковь в честь Успения (десятина давалась из казны князя – система обеспечения, не знакомая Византии). Строили ее византийские мастера в традициях греческой архитектуры рядом с княжеским двором. За образец была принята Фаросская церковь в Константинополе (сохранились только фрагменты украшений с христианским орнаментом и фрагмент Божией Матери Знамение, т.к. в 1240 г. во время монгольского нашествия была разрушена). За 25 лет своего христианского правления Владимир «всю землю русскую крести от коньца до коньца, храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокруши… и честными иконами церкви украси». За это время на Руси было построено около 400 храмов. Все они были крестово-купольными, внутри украшались мозаикой, чаще фресками. И постепенно все заметнее становится влияние славянских традиций в архитектуре храмов (множество глав, галереи-гульбища вокруг здания храма, позднее превратившиеся в крытые паперти, замена больших окон маленькими и узкими, ступенчатость, органическое сочетание церкви с природным ландшафтом).

Наблюдался большой приток духовенства не только из Греции, но и из Болгарии и постепенно греческий богослужебный язык заменяется на церковнославянский. Благодаря богослужению на родном языке, народная масса сравнительно скоро знакомилась с христианской религией и пропитывалась ее понятиями. Князь сам приезжал для крещения областей своего государства, ежегодное полюдье давало к тому удобный случай.

Изменился и сам Владимир. Он, почувствовав себя главой христианского народа, старался воплотить в своей жизни Евангельские истины, употребить всю силу власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «все общее». Щедрые пиры проводились в Киеве каждый воскресный день, а также в праздники, еду развозили по Киеву, раздавая больным и нищим, и по всей земле русской он творил милостыню, «всех милуя и одевая и накормя и напояя». Он даже начал тяготиться долгом меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть в отношении преступников. В народе он был назван Владимир Красное Солнышко.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!