Стих 1: Воскликните Господеви вся земля. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.



Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон:

Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны. Припев: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа. единожды.

Тойже стих: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:

Во время пения этого антифона архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Чтец возглашает стихи[146], а хоры по очереди поют тропарь Пасхи, выбирая для этого лучшие распевы.

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[147] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти! В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.». В этот момент на службах двунадесятых праздников и Пасхи должен петься тропарь, но на практике при архиерейском чине духовенство, как на обычной литургии, поет традиуионную песнь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Тропарь после этого пропел верхний хор, боковой хор пропевает икос[148], звучащий во время пения канона. А кондак Пасхи традиционно поет духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Как и накануне, вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во христа облекостеся….», напоминающее о древних временах, когда в такие дни совершалось массовое крещение оглашенных. А сегодня они как бы напоминают нам – а являемся ли мы христианами, то есть ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ Христа не по форме, а по сути. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь то же песнопение протяжным распевом.

Прокимен возглашал и читал первую главу из Деяний Апостольских (которые, начиная с Пасхи и до праздника Пятидесятницы, будут читаться все время), уже традиционно, архидиакон Сергий (Пугач). Итак, Деяния Апостольские: 1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

Апостол и Евангелист Лука начинает повествование с Вознесения Господня, описывая это событие и добавляя ряд подробностей, которых в Евангелиях нет. А главное – Господь на вопрос о Царстве Божием указывает им, что не дело людей – знать сроки, ибо Бог положил это в своей власти…. Все зависит от того, когда человечество достигнет этого ужасного состояния, когда существование этого бренного мира придется прерывать, чтобы зло в мире перестало накапливаться….

Во время чтения протодиакон кадит алтарь и выходя на амвон, громко приветствует народ, прерывая чтение. Наконец¸чтение завершается. «Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Только Иоанн Богослов начинает свое Евангелие такими, потрясающими по своей поэтичности строками, лучше которых о Христе и не скажешь, так что остается молчать…

По традицмм на пасхальной службе Евангелие читается на нескольких языках в память о том, что по Сошествии на апостолов Духа Господня, они начали говорить на разных языках (что облегчило им проповедь среди разных народов, ведь им, людям, в основном, малообразованным, учить языки чужие было бы трудно). Протоиерей Сергий Лукин читал на современном русском языке, о.Алексий Ковалев – на греческом, о.Евгений Кузнецов – на английском, а о.Антоний Новицкий – на латыни.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… В отличие от служб в прочие дни года, начиная с этого воскресного дня, освящается Агнец не только для причащения верующих на этой литургии, но и еще два – для литургии Преждеосвященных Даров, которые будут совершены в среду и пятницу (ведь полная литургия в будние дни поста не совершаются, за исключением праздника Благовещения, исключение не делается даже для престольных праздников). После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Пасхи: «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». Начало и конец пелись медленно и протяжно с партиями соло тнора и сопрано, звучащими потрясающе. В середине пение звучало быстро и торжественно. Надо сказать, что впервые этот распев я слышаал в Горном во время литургии на праздник ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА, но там не было такого великлепия, которое в пении было у нас (у хора в Горном при быстром пении начинался беспорядок – голоса будто перекрикивали друг друга, пытаясь докричаться до народа). На сей раз выклички, в отличие от предыдущего воскресного дня, не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Вот, завершается Евхаристический канон, провозглашена вторая просительная ектения, пропета молитва Господня. Духовенство начинает подготовку Святых Даров для причащения самих себя и народа, а хор поет отдельные строки из 67 псалма, пророчествующие о Воскресении Христовом. разбросанные по всему храму люди, желающие причащаться Святых Таин пробираются к солее. После окончания пения о.Антоний Новицкий прочитал пасхальное послание епископа Новороссийского и Геленджкского Феогноста.

Причастников на службе было так много, что причащение шло на четыре чаши. Вот, это, воистине, пир веры, о котором говорил святитль Иоанн Златоуст. «Телец Упитанный» предлагается всем, кто готовился! И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После этого Владыка освятил артос, как особый хлеб, посвящаемый Богу. Напомню, традиция его освящения и последующего раздробления в светлую субботу пошла с тех времен, когда апостолы, совершая трапезу, всегда клали хлеб на место, отведенное Христу, а затем возносили его во имя Господне. Теперь он будет в течение всей седмице пребывать в храме на солее. После окончания литургии о.Антоний Новицкий прочитывает молитву об освящении продуктов, после чего начинается освящение таковых – сперва тех, что заранее приготовлено самим духовенством, а затем – и народом. В храме начинается гвалт и суета. Он сперва проходит по храму, кропя принесенную народом снедь, а затем выходит во двор, а толпа с гулом следует за ним. После этого вышедший о.Сергий Лукин поздравил всех с праздником и напомнил всем расписание служб – отныне возобновляется каждодневное служение литургии. Также он напомнил о том, что строящийся н кладбищеКабахаха храм Святых Жен-Мироносиц с этой Пасхи открыт, так что свечку поставить и помолиться там уже можно, а на Радоницу он будет находиться на кладбище и совершать панихиды…. Целования Креста не было. Увы, так происходит уже давно, в то время как, например, в храме Новомучеников целование Креста после пасхальной службы всегда было и есть….

Закончилось пасхальное богослужение, но начались долгие 39 дней празднование этого праздника праздников и торжества торжеств. А пока, приложившись к находящейся в ковчежце, находящемс в соборе, частице Древа Креста Господня, а также Распятию в северной части храма (аналой из центра храма убран вовсе, а значит, иконы праздника в центре вовсе нет), я иду домой…..

Великая пасхальная вечерня.

Вечером в день Пасхи, как всегда, совершается Великая вечерня, первая вечерня праздника. Начиная с этого дня, Великая вечерня служится в течение всей Светлой седмицы, но в сам день Пасхи она совершенно особая. На службе этой я был, конечно же, в соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. В отличие от обычной вечерни¸великой или вседневной, начинается она не 103 псалмом, а пением пасхального тропаря и все тех же стихов, коими начинались пасхальные утреня и литургия (пели на пару священник и диакон). На Светлой седмице таким образом начинаются все службы. Далее особенных отличий не было, только по входу традиционно возглашался Великий прокимен[149]: «кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог¸ творяй чудеса!» [150], при этом прокимен диакон (о.Сергий (Пугач)) просто возглашал, но не воспевал, как это всегда делает протодиакон о.Евгений Габов. Великие прокимны возглашаются на всех вечернях Светлой седмицы, таким образом, все они служатся одинаково. Однако на этой вечерне читается Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

В конце вечерни снова пелись стихиры Пасхи. а завершалась она, как и все пахальные службы.

По окончании службы о.Евгений поздравил всех с празднико Пасхи, отметив, что Воскресение Христа – начало спасения человека и главная тема проповеди апостолов. Не будь Воскресения Христа -  и апостолы скоро забыли о времени, когда они ходили за Христом. Здесь сразу вспоминаются рассуждения безбожников о, якобы, массовых галлюцинациях, как причинах вести о Воскресении. Будто бы, когда человек чего-то очень желает – он это начинает видеть. Но слова Христа о своем воскресении от мертвых они пропустили мимо ушей, не поняли. Притом, когда Христа распяли, многие даже разуверились – а действительно ли их Учитель – обетованный Мессия. Даже когда к ним пришли с вестью о воскресении святые Жены-Мироносицы – те не поверили им, пока сами не увидели Христа. Какая тут галлюцинация «от сильного желания»?! Но Господь воскрес, даровав людям спасение. Прежде же н вызволил из плена адова томящихся там праведников. И апостолы с вестью о воскресении прошли по всем концам Римской империи – территории известной тогда вселенной, возвещая о том, что есть Бог, который не похож на всех местных богов, которые не суть боги. Он ради спасения человека сам стал человеком и принял страдания, дабы вернуть человека в рай, из которого он был извергнут. Эта весть о Воскресении вдохновляла многих людей: ей укреплялись мученики, преподобные и иные. Мучеников, надо сказать, за века существования Церкви, было явлено миру немало. были они и в первые века христианства, как были они и в XX веке. Многим предлагали отречение хотя бы ради формы, дескать, твой Бог милостив и простит тебя, а ты, отрекшись для вида – спасешь себя. Но они не могли идти на сделки с совестью, а потому предпочитали лучше умереть, чем предать Христа, как попавший в плен воин предпочтет скорее умереть, чем предать Отечество. Иконы Воскресения Христова мы знаем два типа. Один из них – это образ, показывающий выход Воскресшего Христа из гроба, а другой – это Сошествие в ад. Эот образ есть и на росписе в храме. Он показывает событие даже не Воскресения, а великой пятницы, ведь именно тогда Господь, будучи истинным человеком, как и всякий человек Ветхого Завета, пошел в ад. Сатана так и н понял, кем был Христос, а потому ликовал, думая, что погубил еще одного человека, уведя его туда, куда сам должен отправиться. Но Христос оказался Богочеловеком, а потому силой Божества разрушил все козни зла и открыл двери ада¸выведя оттуда всех праведников Ветхого Завета на этой иконе показан Адам, чья душа так ослеблена, что не может подняться. За ним идут и другие…. Воскресение совершилось и теперь человеку дан путь спасения. Некогда и мы все вокреснем, обретя новые тела, соответствующие нашему духовному состоянию, а потом предстанем перед Судом Божиим. Итак, да воспользуемся даром, который вручил нам Господь через свою жертву и да шествуем по предложенному нам пути. Свой Крест претерпевает каждый, каждый претерпит и свою Голгофу, коей будет предсмертная болезнь. А будет ли у каждого из нас своя слава – за гробом, это уже зависит от нас и нашей жизни, согласно которой мы получим и ответ нас Суде Господнем….


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!