Полунощница, крестный ход и утреня.



Итак, закончился Великий пост. Наступает светлый праздник Пасхи. Поздним вечером я выхожу из дома. Вечерний город опустел, лишь откуда-то слышится громкая музыка, так как многие понимают праздник по-своему. Вот, и храм. Двор пока пуст, лишь у верхних ворот стоят полицейские и казаки. Еще несколько стоят в самом дворе. Сам храм пока тоже почти пуст. Лишь в центре, у плащаницы, стоит аналой, на котором лежит богослужебная книга Апостольских посланий. Отец Сергий Лукин начинает чтение Книги Деяний Апостольских. Рядом с ним стоят еще два – три человека. А в южной части храма стоит большая толпа желающих исповедоваться, дабы причащаться Святых Таин. Что говорить? Еще несколько лет назад возможность причащения в праздник Пасхи была немыслимо. Это объяснялось тем, что вместе с верующими к Чаше подходит кто попало. Однако и верующие не могли приступать к причастию, а именно его имел в виду святитель Иоанн Златоуст, приглашая всех на пир. Правда, это всегда можно было делать в храме Новомучеников, да в Свято-Троицком храме, но не в соборе. Со сменой в храме руководства такая возможность появилась и у прхожан нашего собора. Вскоре священник приходит, а затем к нему присоединются еще двое. Среди них – протоиерей Алексий Ковалев из храма Новомучеников.

Так проходит довольно много времени. Вскоре в центре храма ставится архиерейский амвон и раскладываются орлецы. Начало полунощницы намечено на 23.30 (в старое время она начиналась в 23.00). Около 23.00 приходят оба хора. Храм же, те временем, наполняется. Приходит искомое время, но ничего не происходит. Добровольцы продолжают читать на церковно-славянском Деяния Апостольские (раньше они читали вариант на русском языке). Наконец, начинается суета. Из алтаря выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом. Потом открываются Царские врата и в центр храма выходит Владыка Феогност в сопровождении духовенства (духовенство храма, плюс о.Антоний Новицкий, а также уже упомянутый о.Алексий Ковалев. У плащаницы они начинают чтение входных молитв. Их читают сейчас, а не перед литургией, так как и всю утреню они должны провести в полном облачении. Закончив их чтение, Владыка просит прощения у народа, благословляет народ на три стороны. После этого все духовенство направляется к выходу в храм. Затем все возвращаются в храм. В руках у архиерея «букеты» из свечей, зажженных от Благодатного огня, каждую Великую субботу сходящего в Иерусалиме. От этих свечей зажигаются свечи и лампады в храме, а архиерей, благословив народ этими свечами, уходит в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. Сразу же подставка для плащаницы убирается на свое место. После этого в центр выходит о.Николай Ларионов и начинает полунощницу, на которой читается канон Великой субботы. Сперва все происходит, как обычно, но потом из алтаря начинают подгонять читающего и канон подвергается сокращениям (3, 6 и 9 песни были вовсе опущены, как опущены последние два тропаря 4, 5 и 8 песен). Уже во время пения ирмоса 8 песни открываются Царские врата и выходят диакон с подсвечниками. При пении ирмоса 8 песни плащаница уносится в алтарь, где полагается на престол (где и будет лежать до Вознесения). Обычно после чтения канона следует Трисвятое по Отче наш….», а затем тропарь «Егда снисшел еси…». На сей раз все было опущено, а сразу прочитана последующая ектения. Ектения еще продолжается, а в центр храма выходят пономари с фонарем и запрестольными Крестом и образом Божией Матери, одновременно выносятся хоругви. Завершив полунощницу, священник уходит в алтарь. Хор еще поет, как из алтаря раздается пение духовенства: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это пение всегда звучит очень красиво. Песнопение звучит первый раз, после чего завеса в алтаре отодвигается. Пение звучит второй раз, уже громче, а затем третий. Раньше при этом постепенно включалось освещение, так что когда открывались Царские врата, храм был уже полностью освещен по-праздничному. Сейчас этого не происходит. Под пение открываются Царские врата и в храм, освещенный лишь ярким светом из алтаря, да светом от свечей и лампад в самом храме, выходит процессия из иподиаконов с рипидами, дикирием и трикирием, подсвечником и архиерейским жезлом, а затем и все духовенство. Начинается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. Вслед за духовенством к выходу направляется боковой хор, а за ними – заполняющая храм толпа. С этой минуты Царски врата не будут закрываться до Светлой субботы, закроются они лишь перед началом всенощного бдения Недели Антипасхи. И вот, крестный ход выходит из храма. Начинается трезвон (полный, с басовым колоколом). Обойдя храм, духовенство останавливается перед входными дверями. Трезвон замолкает и в тишине архиерей кадит в сторону двери, держа при этом Крест с пасхальным трисвечником. И вот¸звучит начальный возглас пасхальной утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь», подтверждая слова и тогда впервые двор оглашает пение пасхального тропаря. Его троекратно пропевает духовенство, затем хор. А затем духовенство начинает петь строки из 67 псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его, яко, исчезает дым – да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнт грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся….». Последний, правда, стих «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», взят уже из другого псалма. На пени каждого стиха хор отвечает пением пасхального тропаря, а архиерей приветствует всех вестью о Воскресшем Христе. Наконец, тропарь пропевается в последний раз. Открываются двери и крестный ход врывается в храм, где тропарь поет уже верхний хор красивым распевом. Духовенство располагается в центре храма. Звучит великая ектения, а затем начинается самая главная часть этой службы – пение пасхального канона. Пасха – единственный праздник, не имеющий полиелея, однако торжественное пение канона компенсирует это. Ирмос каждой песни поет сперва верхний хор – красивым, вчурным распевом, а затем – боковой, который поет и тропари. Раньше ирмос пело и духовенство, но теперь этого не происходит. При пении 1 песни канона архиерей в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием и диаконов с подсвечниками кадит весь храм, приветствуя народ. В конце ирмос снова поется верхним хором – как катавасия. На этой службе после каждой песни следует малая ектения, а во время каждой из песней кто-то из священников кадит центр храма. На практике из-за приветствий священников и ответов народа слышно лишь пение ирмосов и катавасий – пение самих тропарей каждой из песней, с их радостью о Воскресшем Господе, прославлением Господа, тонут среди крика заполняющего храм народа. А после 6 песни троекратно поется «Воскресение Христово видевши[144]….» и «Воскресый Иисус от гроба[145]……». Их поют сначало духовенство, а потом оба хора, но так как их принято петь общенародно, то с духовенством их поют все. Перед началом пения 9 песни уже диаконы, кадя приветствуют народ. А потом протодиакон пропевает: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца!», а хор поет ирмос 9 песни канона: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. Боковой хор пропевает его второй раз, а затем поет особые припевы к ним, а с ними – тропари.

Заканчивается пение канона и духовенство уходит в алтарь. Троекратно пропевается потрясающий по красоте светилен канона: «Плотию уснув, яко мертв. Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». После этого начинается пение стихир Пасхи. Часть стихир поются обычным образом, перемежаясь со стихами из 150 псалма. Раньше они пропевались все, но теперь из них поется лишь одна. После этого начинают петь стихиры Пасхи, перемежающиеся со стихами, упомянутыми в начале описания утрени. Раньше их полностью пело духовенство, теперь же оно пропевает лишь стихи, а сами песнопения поет боковой хор.

Ближе к концу утрени на амвон вышел о.Алексий Ковалев, который прочитал приведенное выше огласительное Слово святителя Иоанна Златоуста. Читал он, надо сказать, совершенно потрясающе, так что в храме в это время царила абсолютная тишина (даже учитывая «захожан», которые сновали по храму туда и сюда, переговариваясь между собой, либо стоя, отпуская комментарии по поводу духовенства, либо просто…. включали музыку на мобильных телефонах – в момент чтения затихли и они)

Провозглашаются две ектении, а затем утреня завершается, разумеется, пасхальным тропарем. Звучит отпуст и многолетие. После этого о.Евгений Кузнецов прочитывает патриаршее пасхальное послание.

Наступает тишина. В алтаре проходит проскомидия – первая, подготовительная часть литургии, когда священник готовит Агнец, вырезая его из специальной просфоры, вынимает частицы из просфор, посвященные ожией Матери и святым, а затем – вынимает частицы за тех, кто подал записки о себе и близких своих (раньше записки подавали отдельно на проскомидию и на момен освящения Даров, но теперь разделения нет). На архиерейской литургии будет совершена особая, архиерейская проскомидия, которая проходит во время Херувимской песни. В это время начинается пение Пасхальных часов. Они состоят из пасхальнх песнопений и являются одни последованием, повторяющимся вместо 1, 3, 6 и 9 часа (перед вечерней – раньше он неукоснтельно пелся на Светлой седмице перед Великой вечерней). На практике это последование пропевается один раз. В это время духовенство переоблачается из белого в красное….

Литургия.

Начало литургии.

Наконец, пение часов завершается. Снова все священство выходит в центр храма. Лишь о.Николай Ларионов будет совершать литургию утром, а потому не участвует в этой литургии. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Сергий Лукин) идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения….

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство,

которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни….

И снова внутренность храма троекратно оглашается пением пасхальноготропаря, сначала его поет духовенство, а потом - верхний хор, а затем – снова снова поются те же стихи с тропарем. При этом архиерей благословляет народ на 4 стороны пасхальным трисвечником, приветствуя его. В конце он кадит центр храма и солею. По возвращении его в центр звучит великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.

Начинается пение 1 антифона. У праздника Пасхи антифоны особые. Раньше их и вправду попеременно пели оба хора, что придавало службе поистине потрясающую торжественность. Теперь первые два единолично поет верхний хор, выбирая для этого вычурные распевы. Так происходит и теперь. Итак, антифон 1:


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!