Тропарь Великой субботы (он же и воскресный).



Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества./ Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся Силы Небесныя взываху:// Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Тропарь, глас 2:

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи.

Другий тропарь:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.

И праздники, собственно, 15 апреля.

Святые мученики Амфиан и Едесий

Память 2 / 15 апреля

Эти мученики жили на рубеже III—IV вв. и происходили из богатой семьи гор. Гаги Ликийские[123].

Святой Амфиан (иначе Аффиан) учился праву в Бейруте и там перешел в христианство. Возвратившись на родину, он недолго продолжал вести мир­скую жизнь, которую ему пред­назначали, но вскоре тайно бежал, всецело доверившись Промыслу Божию. Придя в Ке­сарию Палестинскую[124], Амфиан познакомился со святым Памфилом (16 / 29 (в невисокосный – 28) февраля), будущим мучеником. Своей умудренностью в Священном Писании и в доб­родетелях, ведущих к совер­шенству, святой Памфил возбудил в сердце Амфиана желание по­святить жизнь Христу.

Святые мученики Амфиан и Едесий

В правление Максимина Дайи поднялась волна нового го­нения (306). Глашатаи ходили по улицам всех городов, пове­левая жителям явиться в языческие храмы, чтобы принести жертвы идолам. Страх объял всех христиан.

Когда Урбан, правитель Кесарии, готовился принести язы­ческую жертву, Амфиан незаметно миновал стражей и пред­стал перед Урбаном. Он схватил правителя за правую руку, обращаясь к нему смиренным, но исполненным божествен­ного дерзновения тоном: «Не дозволено отвращаться от Бо­га истинного, чтобы приносить жертвы бездушным идолам и бесам». Воины, сначала сбитые с толку, при этих словах набросились на юношу как дикие звери и стали бить по ли­цу, бросили его на землю, топтали ногами и изрезали ему рот и губы. Затем они бросили христианина в мрачную темницу, крепко заковав ноги в кандалы.

На следующий день Амфиан был приведен на суд Урба­на. Правитель велел терзать его ребра железными крючья­ми, пока не показались кости и внутренности. Под пыткой святой мученик, укрепляемый благодатью Божией, со спо­койствием повторял в ответ на вопрос о своей вере: «Я раб Христов». Приведенный в бешенство непреклонностью святого, тиран решил прибегнуть к изощренной пытке. Он велел обернуть ноги мученика промасленными тряпками и, подвесив Амфиана над землей, поджечь их. Но даже превратившись в живой факел, так что плоть его таяла от огня и стекала вниз, как воск, святой оставался чужд страдани­ям. Господь укреплял мученика, являясь ему в виде света, недоступного плотскому естеству. Святой Амфиан исполнял­ся все большего дерзновения и твердым голосом исповедо­вал веру. Он свидетельствовал о Христе Иисусе, Который пребывал в нем, а Христос в ответ засвидетельствовал через Своего раба Свое всемогущество, даровав ему эту превос­ходящую человеческое естество твердость. Язычники в это время скрежетали зубами от ярости.

Когда палачи утомились и лишились мужества, Амфиан был вновь отведен в темницу. На следующий день, после но­вого допроса, Урбан повелел бросить святого в море, привя­зав к ногам камни. Но как только он был брошен в морские волны, разыгралась буря, а в городе произошло землетрясе­ние, приведя в ужас всех жителей. Тело мученика было выброшено волнами на берег к городским воротам. Туда сбе­жались все жители, исповедуя христианского Бога и громким голосом восхваляя имя Иисуса Христа.

Святой Едесий обратился в христианскую веру намного рань­ше Амфиана. Так же как и брат, он был учеником святого Памфила. Через некоторое время после мученической кончины Ам­фиана Едесий в свою очередь исповедал Христа перед судом и после пыток был сослан в Палестину на медные рудники.

Во время всех испытаний он вел себя, как подобает истин­ному богодухновенному мудрецу.

Отпущенный на свободу, он однажды направился в Алек­сандрию. Правитель города Иерокл преследовал христиан в нарушение всех законов и отдавал в публичные дома дев, посвятивших себя служению Богу. Узнав об этом, Едесий, не в силах сдержать гнева, устремился к Иероклу и нанес ему такую сильную пощечину, что сбил с ног. Немедленно схва­ченный, христианин бестрепетно перенес ужасные мучения. Святой Едесий, как и его брат, был брошен в море.

Мученик Поликарп

День памяти: 2 / 15 апреля

Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимиана (305 - 313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии.

Он открыто исповедал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.

Преподобный Тит чудотворец

День памяти: 2 / 15 Апреля

Преподобный Тит чудотворец с юных лет посвятил себя иноческой жизни. Подвизался он в IX веке в Студийском монастыре[125] близ Константинополя. Постническими подвигами, чистотой жизни и кротким нравом

Прп. Тит Чудотворец

преподобный Тит заслужил общую любовь братии и по их просьбе был рукоположен во пресвитера. Горячая вера побудила преподобного мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. За добродетельную жизнь он удостоился от Бога дара чудотворения. Святой отошел ко Господу в глубокой старости.

События дня.

Утреня.

Эта служба – красивейшая из служб Страстной седмицы. Пропустить ее и не написать о ней я просто не мог. Конечно же, я был на службе в Свято-Успенском соборе. Вхожу в храм. В центре храма стоит архиерейский амвон, а рядом приготовлен аналой, таким образом, как и говорил о.Сергий, на службе ожидается присутствие правящего архиерея. Службу совершал о.Николай Ларионов. В начале, он кадил весь храм, а по прочтении обычных тропарей – произносил краткую ектению. Шестопсалмие пономарь читал, немного отойдя от плащаницы, чтобы не мешать верующим поклоняться ей (народу было много). Однако священник светильничные молитвы (тайные молитвы, которые священник читает во время шестопсалмия) читал у плащаинцы. На этой службы, вообще, многое из того, что происходит а амвоне, проходит у плащаницы. Здесь и диакон провозглашает ектении. После Великой ектении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне!» Последующие стихи он, как всегда, читает наскоро, а оба хора начинают попеременно петь эти слова ликования, тем же красивым распевом, что днем пелись тропари. Пока ничего не происходит…. Хоры по очереди поют то же самое не менее десяти минут. Потом они по очереди запели «Благообразный Иосиф….». Проходит еще некоторое время и в центр храма выходят пономари с подсвечниками. Проходит еще какое-то время. Пение продолжается. Наконец, на амвон выходит иподиакон с архиерейским жезлом. Затем открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении иподиаконов с дикирием¸трикирием и рипидами, а также духовенства (включая и о.Антония Новицкого). После этого Владыка в предшествии диаконов с подсвечниками и иподиаконов с дикирием и трикирием кадит весь храм. Хоры теперь пропевают два других тропаря дня. Когда Владыка возвращается в центр, то хор начинает петь строки из 17 кафизмы, а Владыка читает особые похвалы, посвященные смерти и погребению Христа, выражающие благоговением и одновременно скорбь по поводу этого события. Хоры строки из псалма поют по очереди. Этот чин разделяется на три части, между этими частями два раза верхний хор поет особые песнопения, при этом один из священников кадит центр храма и солею, а затем провозглашается малая ектения (на практике она произносилась лишь один раз). По окончании чтения хор начинает петь «Ангельский собор….» - антифоны, посвященные Воскресению Христову. тим как бы подчеркивается, что это еще не празднование Пасхи, но уже преддверие ее, уже все наполнено ожиданием Воскресения Христова. При этом архиерей снова кадит весь храм. Потом все духовенство уходит в алтарь и начинается чтение канона Великой субботы, также наполненного ожиданием Воскресения Христова и напоминающего о том, что Господь уже победил ад и вызволил томившихся там праведников….

Далее служба не особенно отличается от обычной. Хвалитные псалмы в этом году на этой утрени были опущены и сразу началось пение стихир. В это время в центр выходя пономари, держащие фонарь, а также запрестолные Крест и образ Божией Матери. При пении последней все духовенство снова выходит в центр. Архиерей провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»[126], а затем благословляет духовенство дикирием и трикирием, а потом и народ – на три стороны. При пении Великого славословия он троекратно кадит плащаницу, а при начале пения Трисвятого делает три земных поклона. Затем плащаница поднимается и в предшествии иподиаконов с рипидами и прочим, а также духовенства, она выносится из храма. Архиерей идет, находясь под плащаницей, держа Евангелие, лежащее ранее на ней. Под пение Трисвятого и погребальный перезвон начинается Крестный ход. Он без остановок обходит вокруг храма, после чего возвращается внутрь. Встав на амвоне, архиерей провозглашает: «Премудрость прОсти», после чего плащаница возвращается в центр. Архиерей снова кадит ее. В этот момент диакон читает особый тропарь, а затем прокимен (на практике он был опущен). Это также слова ожидания Воскресения Христова: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего». Читается паремия, отрывок из книги пророка Иезекииля (Глава 37), пророчествующий о грядущем общем Воскресении мертвых: Бысть на мне рука Господня, и изведе мя в дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих. И обведе мя окрест их около, и се многи зело на лицы поля, и се сухи зело. И рече ко мне: сыне человечь, оживут ли кости сия? И рекох: Господи Боже, Ты веси сия. И рече ко мне: сыне человечь, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне. Се глаголет Адонаи Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше и восхождаше, [и протяжеся] им кожа верху, духа же не бяше в них. И рече ко мне: прорцы о дусе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, якоже повеле ми: и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело. И рече Господь ко мне, глаголя: сыне человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии бо глаголют: сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени быхом. Того ради прорцы, [сыне человечь], и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои, и введу вы в землю Израилеву. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсти Ми гробы ваша, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие Мои: и дам дух Мой в вас, и живи будете. И поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Русский текст: 1Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!"

5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.

6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.

8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.

11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".

12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, 14и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.

После этого возглашается еще один прокимен и читается отрывок из Апостольского послания – отрывок из первого

послания апостола Павла к Коринфянам: 1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6 Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Также читается отрывок из послания апостола Павла к Галтаам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Евангелие (от Матфея): 62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

В древности после пения Великого славословия следовал вход, как на литургии, а затем чтение Священного Писания, так что здесь мы как бы возвращаемся в древние времена…. После окончания этог торжественного чина служба заканчивается, как обычно. Отпуст архиерей произносит, находясь в центре, после чего, ппод пение многолетия, духовенство уходит в алтарь. Владыка, взойдя на амвон, поздравил всех с Великой субботой. Господь совершил дело нашего спасения, пострадав на кресте ради наш и нашего спасения, а сойдя в ад – вызволил томящихся там праведников. Иго ада свергнуто, так что человеку дарован вход в Царство Божие. Казалось, что, как мы слышали чтения из пророка Иезекииля, погбла надежда человека, но во Христе нам даровано спасения и как Он воскрес, то и мы все некогда воскреснем. Ныне же Господь, не отступив от престола на небесах, телом пребывает во гробе, а душой, как человек, сходит в ад, вызволяя томящихся там праведников. Эта тайна так велика, что нам подобает умолкнуть, как поется ныне: «Да молчит всякая плоть человеча». И ныне мы да умолкнем и да поклоняемся плащанице Господа, предавшего Себя ради нас.

Благословив всех, он ушел в алтарь. Царские врата закрылись. 1 час также читался в центре храма….

Завершается служба и все мы, поклонившись плащанице, расходимся по домам до наступления самой субботы.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!