Генерал-губернатор Оренбурга и его команда             2 страница



Старшина Баймак вышел из своего дома и во дворе на дровнике начал стругать топорище для нового топора. Через некоторое время краешком глаз заметил двух приближающих к нему мужчин. Подошел Бадретдин с Акбулатом. Поздаровались.

- Отец! Как дела? Как настроение? – начал беседу Бадретдин. – Одному не скучно? Пожил бы в моей семье!

- Мне тут лучше. Не хочу жить в твоей семье, как вечный гость и мешать своим присутствием. Тут я сам себе голова, что хочу, то и делаю. Слава Аллаху, руки-ноги ходят. Слушай, Бадретдин, я уже стар и тебе об этом не раз говорил. Пришло время сдать старшинство тебе. На завтра пригласи аксакалов сюда!

- А как же кузня?

- Сдашь другому человеку из нашего круга, - сказал старшина и повернулся к Даурбеку.

- Как дела сынок Акбулат? – задал вопрос старец молодому человеку, - рука еще болит? По ночам спать дает?

- Пока побаливает, уважаемый аксакал, но уже можно терпеть - ответил Акбулат и замолчал.

- Хорошо то, что хорошо кончается, - продолжил разговор старшина. – Бадретдин! Почему у тебя нет настроения? Или ты услышал какую-то плохую новость?

- Да, отец.

- Говори!

- Мне сообщили о смерти брата моего Азнагула. – Бадретдин заплакал.

Старшина повернулся к Бадретдину и остался как вкопанный от неожиданности.

- Кто сказал?

- Конные связные. До тебя я их не пустил, отец, извини!

Все зашли в дом. Бадретдин и старшина Баймак по очереди прочитали дуа и аяты из корана погибшему.

Черная новость сильно ударила по здоровью старшины, руки опустились, ноги подкосились. Пришлось лечь в постель со своими думами о пройденной жизни и смерти близких людей.

На следующее утро курултай аксакалов рода единогласно избрал Бадретдина старшиной рода.

Через неделю не стало старика Баймака. Его предали земле с почестями, согласно канонам мусульманской веры.

После смерти старика Баймака Даурбек часто вспоминал о родителях, которые тоже в годах. А услышав, что везде устанавилось относительное спокойствие и военные действия в основном прекратилось Даурбек Акбулатов чаще начал вспоминать и думать о родной стороне. «Пришла пора ехать домой - думал он не раз в последнее время, - спасибо здешним людям: приняли, дали кров, накормили, лечили. Кроме спасиба что скажешь? Сказать нечего».

Полюбил он Баймакскую землю и здешних добрых и простых людей. Перезнакомился со многими местными людьми, интересовался историей их семьи и рода и в итоге стал своим. Особенно он благодарен Бадретдину, который принял его молча, но распростертыми объятиями. Многому научил он, сейчас он, молодой человек, может работать с металлом самостоятельно, уже знает секреты ковки и других операций с железом. В кузнице Даурбек обнаружил множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному, обязательному оборудованию относят здесь температуро-задающее: горн, то есть устройство для нагрева заготовок и ёмкость с водой для охлаждения. Сюда же следует отнести большую или основную наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки делят на основной — с помощью, которой заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу, рисунку, эскизу, чертежу. Различают опорный, ударный и вспомогательный. Ударный -это молоты, кувалды, молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный:

А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации. Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки). Сюда же можно отнести тиски и различные устройства, как воротки, ключи, применяемые, например, для торсирования, скручивания, гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку).

Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и, если потребуется, расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные. Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют её, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки. Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок, шляпок гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов. Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Все эти инструменты и операции по ковке металла и другие премудрости Даурбеку сейчас хорошо известно, в процессе работы хозяин кузни научил его всему. Даурбек за год излечился полностью, окреп, возмужал и стал крепким парнем, как прежде. Свои дни проводил в кузнице Бадретдина на берегу речки Хафиз и, помогая ему во всем, приобрел, как он думает, новую, нужную специальность. Он здесь не Даурбек, а называют его Акбулатом. Так надо, вдруг сыщики власти появятся, чтобы узнать: кто он, откуда, участвовал он в военных действиях или нет, и что делает в этих местах. А так он по новой версии всего-навсего простой и обыкновенный член Бурзянского рода, дальний родственник самого старшины из села Тараул. Некоторые обращаются к нему, прибавляя слово «батыр» к имени, что означает смелый, храбрый, отважный человек. Какой он батыр, какой он отважный? Он участвовал всего-навсего в трех битвах и все. Первый раз, когда вместе с другими летел на коне против лавы казаков, как помнит, испугался еще до начала сечи: дрожали колени и руки, сердце готово было выскочить в любую секунду. Но летел он, доморощенный боец, со всеми автоматически, что-то кричал, вошел в кутерьму, где крутились все и, размахивая клинками, отнимали жизни друг друга. Как он остался жив – только Аллаху известно. Сам он ничего не помнит. Стыдоба-то какая! Зато в последующих столкновениях был более смелым и расторопным. Правильно держал узду коня и направлял своего животного одной рукой куда надо, и осмысленно махал саблей. Удивительно то, что опять остался живым и невредимым. В третий раз для Даурбека сеча закончилась быстро. В сабельном бою опытный казак-воин успел первым ранить Даурбека, достал левую руку и всадил саблю. Кровь хлынула, но он продолжал бой. Чувствовалось, что силы покидают тело. Тогда он с наскоку наехал ближе к казаку и ударил саблей по голове. Увидел, как слетела шапка с казака, и потерял сознание. Убил или не убил противника до сих пор остается неизвестным.

Как потом говорили, умный конь вынес его с поля боя и вернулся на базу. Так он остался живым, но раненным воином. Потом его направили для лечения сюда, в самую далекую точку Башкортостана, в местечко, находящуюся вне боевых действий.

В первое время более всех за ним ухаживала дочь Бадретдина Амина, мыла рану теплой водой, прикрепляла лекарственные листья и перевязывала каждый день. Подружились они. В скором времени для Даурбека дружба превратилась в любовь. Вот эту великую тайну хранит он в душе.  

Для самой Амины Даурбек – сказочный герой из народных сказок и кубаиров, народный богатырь, появившийся тут по воле Аллаха. В мыслях Амина уже не представляет свою будущую жизнь без Даурбека-Акбулата. «Только с ним я найду свое женское счастье, - думает она. - Без этого молодого человека – жизнь – не жизнь, не имеет никакого смысла».

Дружба между молодыми людьми началась еще прошлогодним летом. Амина успешно справлялась со своими обязанностями, кроме лечения кормила раненого избирательно: готовила и приносила куриный бульон, курут, масло. В результате внимания и ухода рана быстро пошла на поправку, рука перестала болеть и «гудеть».

Что за аказия? Как немного Амина задержится, Даурбек места себе не находит, думает, что же с ней случилось? 

Настал момент и Даурбек не только не привык к ежедневному общению с девушкой, но и стал скучать без нее. Так двое молодых нашли общий язык и удовольствие от общения. Все вроде бы хорошо. Но Амина, как не крути, из зажиточной семьи, дочь известных людей этого рода и племени. В хозяйстве держат дюжину коров, несколько десятков овец и еще больше лошадей, которым на зиму не нужно сено. Кони, находясь на подножье Ирандыкских гор, сами себе добывают корм из-под снега, то есть находятся на тебеневке. А у Даурбека родители живут бедно: в хозяйстве одна корова и лошадка, по мере возможности занимаются полеводством, сеют и убирают пшеницу и овес. Поэтому не скажешь, что они богачи. Живут они в деревушке Кармасан, за Уфой.

Каждый раз Даурбек вспоминает свой родной край, родителей. Как они? Чем занимаются? Вспоминает он свое детство только в розовых тонах. Росли они в семье двое: старший брат Гаур, полное имя Гаурбек и он – Даурбек. Вскоре Гаур женился, построил небольшой домик и жил отдельно от родителей. Когда начались волнения в Осинской дороге, чтобы поддержать своих собратьев, собрал группу вооруженной молодежи и начал действовать между городами Уфа и Бирск. 

Он здесь только гость. Даурбек очень хотел бы возвращаться в родные места с Аминой. Только получится ли это стремление? Отпустит ли свою дочь в чужие края Бадретдин и его жена? А сама Амина, вроде бы, не против «улететь» отсюда, однако, не имея разрешения родителей, ничего не получится.

Как-то раз они, двое молодых, поднялись на одну из вершин горы Ирандык, сели на удобное место и проговорили долгое время. Вот тут он пытался обнять Амину, а та вставала и убегала. Даурбек на этот раз решился высказать о своих чувствах девушке:

- Амина!

- Ау!

- Я тебя очень люблю. Ты для меня как родной и близкий человек, чувствуешь это?

- Не скажу!

- Тогда скажи: ты меня любишь или просто так дружишь?

- Не скажу! Неудобно! – ответила Амина и замолчала.

- Амина! Я очень хотел бы вместе с тобой поехать в мои родные края. Ты поедешь со мной?

- Не знаю, Акбулат, спроси у отца.

- С тобой нельзя конкретно и открыто говорить! Все время отвечаешь: не знаю, не знаю. А кто знает тогда? Ты сама против или нет этой поездке?

- Я не против, - ответила Амина, - но от меня мало, что зависит. Я полностью во власти отца и матери. Как называется ваша деревушка?

- Кармасан.

- Кар-ма-сан! Интересное название. Такое слово я никогда не слышала. А что оно означает?

- Вообще-то означает человеческое имя. Тогда слушай: отец мой, бывало, повторял, что история наша находится под нашими ногами. В стародавнее время, оказывается, была кровопролитная война между эмиром Средней Азии Аксак Тимуром и ханом Ногайской Орды Тухтамышом. Тогда большая часть башкир находилась под властью Тохтамыша. В последнем сражении, на берегу реки Кундузлы, Тохтамыш был полностью побежден. В сражениях этих участвовал один воин из наших краев по имени Ялыкбай со своими сыновьями Сармасаном и Кармасаном. Они, втроем, будучи окруженными со всех сторон врагами, вели борьбу до последних сил, пока не были умерщвлены врагами. Сармасаном назвали реку, а Кармасаном – реку и наш аул. Ладно, все остальное потом дорасскажу. Амина! Я в скором времени буду просить твоей руки, и когда тебя спросят: согласна ли, скажи, что согласна.

- Хорошо. Так и скажу.

 Конец апреля. Днем воздух прогревается достаточно и становится тепло, но по утрам и вечерам еще бывает холодновато. Молодые еще продолжали свою милую беседу, не чувствуя холодного ветерка со стороны Уральских гор. Они сегодня были на макушке простого человеческого счастья. А что такое счастье? Это каждый понимал по-своему.

Быть счастливым, это когда очень много таких счастливых моментов. В этом мире есть плохое и хорошее. Есть белое и черное. Есть хорошие и плохие моменты. А когда хороших моментов в нашей жизни много, а лучше всего, когда в нашей жизни таких хороших моментов больше, чем плохих – вот тогда мы счастливы!

Счастье - это когда ты видишь, что счастливы те, кто тебе дорог. Истинное счастье - это когда ты можешь помогать другим. А счастье, которое происходит от удовлетворения чувств - оно временно и быстро проходит. Мы думаем, что мы будем счастливы, если у нас будет какое-то положение, и нас будут хвалить за что-то, и этим попытаемся наслаждаться. Но затем мы увидим, что всем наплевать на наше положение, есть у нас это богатство или его нет.

Истинное счастье оно действительно непреходяще - давать людям радость, давать то в чем они нуждаются. Относиться ко всем так, как хотелось, чтобы относились к нам, и считать нужды людей, как к своим собственным нуждам. И тогда - это счастье становится истинным и оно непреходяще. Делать бескорыстно - это счастье, не зависящее ни от чего. Счастье - это то, что нельзя поколебать ничем.

Постоянно счастливым быть никто не может. Но, наверное, в этом и есть вся прелесть этого чувства, что оно неожиданно, не постоянно, уязвимо.

Жизнь вообще-то на мелочах строится, поэтому не надо желать чего-то огромного, нужно видеть счастье в малом, собирать его по-маленько из песчинок.

Как бы то ни было, Даурбек, молодой парень, ошолевший от счастья любви, взяв в руки свою любимую, с ходу отправился к родному дому Амины, чтобы поговорить серьезно с ее родителями и взять разрешение на создание семьи. Его не интересовало последующие события: кто проведет свадьбу, и где будут жить.

В этот вечерний час, слава Аллаху, родители оказались дома. Через открытую дверь слышно было, как они разговаривают. Молодые остановились возле порога. Даурбек задумался: он не знал, как начать разговор и что делать, если откажут?

Держа самовар в руках, на пороге появилась мать Амины, она выходила из дома. Увидев молодого человека и свою дочь, она воскликнула:

- Эй, молодежь, что же вы тут стоите у порога? Заходите в дом. Акбулат! Твой любимый дядя Бадретдин дома. Проходи!

Прошли.

- Салам алейкум, Бадретдин агай!

- Алейкум салам, Акбулат браток, по другому - Даурбек. Ну, проходи, садись!

Даурбек сел и никак не мог начать нужный для него разговор, наконец, начал издалека:

- Бадретдин агай! Я решил вернуться на свою родину.

- Очень хорошо. Дело – нужное. Родина всегда тянет к себе. Ты сам себе хозяин, волен решать, как тебе удобно. Сказать: оставайся, язык не поварачивается. Когда в дорогу?

- Завтра или послезавтра. Еще хотел сказать…

- Ну? Говори! Что тебе надо будет – возмешь: коня и денег, а так же продукты питания.

Зашла хозяйка дома и молча стала слушать разговор двух мужчин.

- Я хотел просить руку Амины.

- Какую еще руку? – Бадретдин или не понял смысл сказанного или сделал такой вид. Хозяйка дома громко рассмеялась и заметила:

- Просить руку означает просить твою дочь на выданье, Бадретдин.

- Ты, значит, знала об их взаимоотношении, Бану?

- Не знала, но догадывалась, все-таки я – женщина, потому должна знать больше мужчин.

- Нет, так не пойдет! – вскрикнул Бадретдин, - пусть Даурбак съездит домой, узнает тамошную обстановку, вернется, и тогда решим. А дочь наша согласна выходить за него?

- Согласна, - ответила мать Амины вместо дочери.

- Ну, дочка, если ты выйдешь за муж, то должен превратиться в хвостик мужа, куда он, туди и ты, понятно?

- Понятно, ответила Амина.

- А чтобы тебе понятне было слушайте одну притчу о хвосте.      

Однажды старый кот, повстречал молодого котёнка. Котёнок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.

Старый кот стоял и смотрел, а молодой котёнок всё крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.

- Почему ты гоняешься за своим хвостом? — спросил старый кот.

- Мне сказали — ответил котёнок — что мой хвост, это моё счастье, вот я и пытаюсь его поймать.

Старый кот улыбнулся, так как это умею делать только старые коты и сказал:

- Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моём хвосте, моё счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его.

Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялся и пошёл.

Просто пошёл, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметил?

- Что? — с удивлением спросил котёнок?

- Я заметил, что куда бы я не шёл, мой хвост везде идёт со мной. Из этого следует муж и жена всегда жолжны быть вместе и жить неразрывно, как кот и его хвост.

Решили так: после приезда Даурбека решить все дела, связанные с молодоженами, включая и свадебные и другие. 

После этого разговора Даурбек начал готовиться в дорогу. Выбрал лучего коня сам, решил кроме кинжала не брать никакого оружия. Как говорили приезжие всадники, на больших дорогах установлены посты, вооруженых арестовывают и сажают, при сопротивлении могуть и грохнуть на месте, притом без суда и следствия.

Положив в первый мешок одежду, во вторую - продукты питания Даурбек на следующий день на хорошем коне выехал в дорогу.

Весна вступила в свои права, везде зелень-трава и яркие цветы радуют глаз. Солнышко щедро дарует свои лучи. Рысак-конь трусит равномерно, не спеша. Даурбек, объезжая деревни, села и хутора, выбрал самый прямой путь, переправился через Сакмару, Агидель и Ашкадар. Старался проводить ночи в лесных массивах, давал себе отдохнуть, а коню - щипать свежую траву. Пересек Уральские горы по звериным тропам. На ночь коня привязывал к дереву или к себе, чтобы своевременно почувствовать любые опасности особенно в ночное время. Так же не стал заехать и в город Уфу. На пятый день приблизился к родной деревушке.

Деревня встретила всадника с полным молчанием. То это такое? Даже не узнать привычные контуры села! Где дома? Что случилось с Кармасаном? Вот тебе и на, друг мой конь! Целая улица пропала.

Даурбек нашел место своего дома. Видно, что тут прошел грандиозный пожар, везде обугленные бревна, дровишки и различный мусор. Сел он на бревнышко, задумался. Как быть? У кого спросить о том, что здесь случилось? Перевел взгляд дальше. Там, на пригорке, по-прежнему стоят дома, видно, что пожар не дошел до следующей улицы. Дом родного брата Гаурбека как раз там и находится. Взяв уздечко в руку, Даурбек не торопясь направился на ту улицу в дом брата. Вот и дом. Он открыл калитку и вошел вовнутрь. Во дворе видна хозяйка дома, жена брата. Она колола дрова. Увидев зашедшего человека с конем, она некоторое время рассматривала его и, узнав, прибежала, обняла и начала плакать. Даурбек крепко обнял жену своего брата и молвил:

- Что ты плачешь, невестка Латифа! Успокойся, пожалуйста!

- Хорошо, хорошо, успокоилась уже. На меня не обращай внимания, я, все-таки, женщина, а они слишком эмоциональные, ты сам знаешь, деверь.  

- Да, это правда. А где брат Гаурбек?

- Вот тебе на! Я хотел узнать о нем от тебя, притом подробно. Вы же вместе выехали из деревни.

- Да это так, но мы вскоре разминулись, поэтому о брате мне ничего не известно. В одном из боев меня ранило, но остался жив и через неделю я оказался на земле бурзян. Там остался и в последний год лечился и жил у них, в хуторе Баймак, который находится возле рек Таналык и Хафиз. А что случилось с братом?

- Мне сказали так, Даурбек: обманным путем во время переговора каратели поймали Гаура, казнили и убили. Еще мне предложили уехать отсюда на время с детьми, потому, что каратели, так говорили, умерщвляют родителей и других членов семьи восставших. Я некоторе время жила с детьми в Бирск у родителей. В это время, как мне говорили, в аул ворвались каратели. Они, заперев вовнутрь свекора и свекровку, сожли ваш дом. Огонь перекинулся на другие дома и вся улица сгорела. Каратели искали и тебя…


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!