О Аллах, поистине, жизнью (истинной будет) жизнь в мире вечном,



25

Хадисов

О Джихаде

собрал: Даниял Абу Исмаил Ар-Руси

1438

Введение

Само по себе слово «джихад» переводится как «борьба» или «приложение всех возможных усилий». Смысл этого слова как шариатского термина Ибн Хаджар аль-Аскъалани раскрывает следующим образом: «(Имеется в виду) приложение усилий в деле борьбы с неверными. Это слово используется также для обозначения таких понятий, как борьба с собственной душой, борьба с шайтаном и борьба с нечестивцами. Если говорить о борьбе с душой, то она выражается в изучении того, что связано с религиозными делами, применении полученных знаний на деле и передаче этих знаний другим. Что касается борьбы с шайтаном, то суть её состоит в том, чтобы противостоять тому сомнительному, что внушает человеку шайтан, и страстям, удовлетворение которых шайтан делает привлекательным для него. Что касается борьбы с неверными, то она может осуществляться как руками[1], так и с помощью денежных средств, языка или сердца; борьба же с нечестивцами осуществляется прежде всего руками[2], затем − языком, а затем − сердцем». См. «Фатхуль-Бари» 6/5.

В одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот из вас[3], кто увидит порицаемое[4], изменит это[5] собственноручно[6], если же он не сможет (сделать) этого(, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то − своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».

Таким образом, понятие “джихад” не сводится к одной только вооружённой борьбе. Если же речь идёт именно о боевых действиях, то следует помнить, что участие в них с точки зрения шариата будет оправданным лишь в том случае, когда намерения человека являются искренними, а цели – правильными. Кроме того, необходимо соблюдать ряд запретов (так, например, запрещается убивать стариков, женщин, детей и служителей культа, а врагов нельзя уничтожать с помощью огня).

[1] Под борьбой руками имеется в виду открытая вооружённая борьба. Борьба с помощью языка или сердца подразумевает собой открытое или тайное осуждение их действий.

[2] В данном случае имеется в виду насильственное пресечение любых действий антирелигиозного или антиобщественного характера со стороны людей, открыто пренебрегающих установлениями ислама.

[3] Речь идёт о дееспособных мусульманах, обязанных выполнять установления шариата.

[4] Имеется в виду отказ от выполнения какой-либо обязанности или совершение запретного, даже если это будет чем-то незначительным.

[5] То есть пусть устранит это.

[6] Если только это можно изменить собственноручно, например, разбив приспособления для запретных развлечений, вылив вино, помешав притеснителю наносить удары беззащитному человеку и так далее.

 

ХАДИС ПЕРВЫЙ

Сообщается, что Абу ‘Амр аш-Шайбани сказал:

— ‘Абдуллах ибн Мас’уд, а будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, какое дело является наилучшим?” Он ответил: “Молитва, совершаемая в установленное для неё время[1]”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Борьба /джихад/ на пути Аллаха”. И я замолчал и (не стал больше спрашивать) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы я спросил о чём-нибудь ещё, то он обязательно сказал бы больше». См. также хадисы №№ 527, 5970 и 7534. Этот хадис передали Ахмад 1/409, аль-Бухари в своём «Сахихе» 2782 и в «аль-Адабуль-муфрад» 1, Муслим 85, ан-Насаи 1/292. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 164, «Мишкатуль-масабих» 568, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2478.

[1] Имеется в виду совершение той или иной обязательной молитвы сразу же после наступления установленного для неё периода времени.

 

 

ХАДИС ВТОРОЙ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил: “Укажи мне на такое дело, которое равно джихаду”.[1](Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я (не могу) назвать (такое дело”, а спустя некоторое время) спросил: “Сможешь ли ты войти в свою мечеть и (непрерывно) молиться, не ослабевая, (а также непрерывно) поститься, не разговляясь[2] после того, как участник джихада отправится (на войну)[3]?” (В ответ ему этот человек) сказал: “Да кто же сможет (делать) это?!”»

Этот хадис передали аль-Бухари 2785 и 1878.

[1] Имеется в виду дело, за которое полагается такая же награда, как и за джихад.

[2] Слова “не разговляясь” здесь не следует понимать как “не принимая пищи”. Имеется в виду ежедневный и постоянный пост.

[3] Подразумевается, что для получения такой же награды, которую получит участник боевых действий, надо будет молиться и поститься вплоть до его возвращения.

 

ХАДИС ТРЕТИЙ

 

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) спросили: “О посланник Аллаха, кто является лучшим из людей?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, не жалея ни самого себя, ни своего имущества”. (Люди) спросили: “А после (него)?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Тот) верующий, который находится в одном из горных ущелий[1], страшась Аллаха[2] и избавляя людей от того зла(, которое он может им принести)”».[3] См. также хадис № 6494. Этот хадис передали Ахмад 3/16, 37, 56, 88, аль-Бухари 2786, Муслим 1888, Абу Дауд 2485, ат-Тирмизи 1660, ан-Насаи 6/11, Ибн Маджах 3978, аль-Хаким 2/71 со слов Абу Са’ида. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1131, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1531.

___________________________________________

Имам Ибн Батталь сказал об этом хадисе: «Это не обобщённый ответ, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет ввиду, что муджахид самый лучший из людей, поскольку лучше него тот, кто на положении праведников и правдивых, кто обучает людей законоположениям Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает их к благодеяниям, и становится для них причиной пользы в их дунья и ахыра. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел ввиду, что муджахид лучший из обычных людей». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/17.

[1] Имеется в виду человек, уединяющийся от людей.

[2] В данном случае подразумевается поклонение Аллаху.

[3] Здесь речь идёт о периодах всевозможных смут и волнений, так как в другом хадисе, приводимом аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад”, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и (терпеливо) переносит их обиды, лучше такого (верующего), который не общается с ними и не переносит их обид».

 

ХАДИС ЧЕТВЕРТЫЙ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Человек, борющийся на пути Аллаха, − а Аллаху известно о том, кто борется на пути Его, [1] − подобен тому, кто непрерывно постится и молится, и Аллах поручился за то, что если борющийся на пути Его погибнет, то Он введёт его в рай, (если же нет), то Он благополучно вернёт его обратно с наградой или с военной добычей”».

[1] То есть известно о том, кто борется, храня искренние намерения и преследуя правильные цели.

 

 

ХАДИС ПЯТЫЙ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает молитвы и соблюдает пост во время рамадана, имеет право (надеяться на то, что) Аллах введёт его в рай независимо от того, сражался (такой человек) на пути Аллаха или оставался на той земле, где он родился». (Слышавшие его слова) спросили: «О посланник Аллаха, не порадовать ли нам людей этой вестью?» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, в раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для сражающихся на пути Аллаха, и расстояние от одной ступени до другой подобно расстоянию от неба до земли, и если вы станете просить Аллаха (о чём-либо), то просите Его о Фирдаусе, ибо, поистине, он находится посреди рая [1] на самой его вершине, а выше него − (только) престол Милостивого, и из него [2] берут начало реки рая». Этот хадис передали аль-Бухари 2790, 7423 и Ахмад 2/335.

[1] Иначе говоря, в его наилучшем месте.

[2] То есть из Фирдауса.

ХАДИС ШЕСТОЙ

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (дела, совершаемые) на пути Аллаха, утром или вечером, лучше мира этого и всего того, что в нём есть!»

 

ХАДИС СЕДЬМОЙ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (место) в раю (размером) с лук лучше того, над чем восходит и заходит солнце!» И он (также) сказал: «Поистине, (дела, совершаемые) на пути Аллаха утром или вечером, лучше того, над чем восходит и заходит солнце!»

ХАДИС ВОСЬМОЙ

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал семьдесят (человек) из (племени) бану суляйм к (людям из племени) бану ‘амир. Когда они прибыли (на место), мой дядя[1] сказал им: “Я пойду вперёд, и если они дадут мне спокойно передать им (послание) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (то хорошо), а если нет, то держитесь поблизости от меня”. И после того как (многобожники) обещали ему безопасность, он пошёл впереди них, когда же он стал передавать им (послание) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они подали знак одному из них, и он (убил моего дядю), пронзив его копьём насквозь. (Перед смертью) он (успел) сказать: “Аллах велик! Клянусь Господом Каабы, я добился успеха!” После этого они напали на его товарищей и перебили их (всех), кроме одного хромого человека, который забрался на гору, а Джибрил, мир ему, сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что они уже встретились со своим Господом, [2] Который остался доволен ими и сделал довольными их. И если прежде мы всегда читали: “Передайте нашим людям, что мы уже встретились с нашим Господом, Который остался доволен нами и сделал довольными нас”, то потом (этот айат Корана) был отменён, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) в течение сорока дней призывал проклятия на убийц из племён) ри‘ль, закван, бану лихйан и бану усаййа, которые ослушались Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует».

[1] Имеется в виду брат матери.

[2] Иначе говоря, Джибрил сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что его сподвижники были перебиты многобожниками.

 

ХАДИС ДЕВЯТЫЙ

Сообщается, что Джундуб бин Суфйан, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Когда во время одной из битв посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был ранен в палец, из которого потекла кровь, он сказал:

Ты − всего лишь кровоточащий палец, разве не так?

А то, что претерпел ты, (случилось с тобой) на пути Аллаха! Этот хадис передали аль-Бухари 2802 и Муслим 1796.

 

ХАДИС ДЕСЯТЫЙ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (если) кто-нибудь будет ранен на пути Аллаха, − а Аллах лучше знает о тех, кто получит ранение на пути Его, − он обязательно явится в День воскресения (со своей раной) цвета крови(, от которой будет исходить) аромат мускуса».

 

ХАДИС ОДИННАДЦАТЫЙ

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) мой дядя, Анас ибн ан-Надр, да будет доволен им Аллах, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует ): “О Посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но если (когда-нибудь потом Аллах даст мне возможность сразиться) с ними, то, поистине, Аллах увидит, что я сделаю!” А когда в день битвы при Ухуде мусульмане потерпели поражение, он воскликнул: “О Аллах, я приношу Тебе извинения за то, что сделали эти[1], − имея в виду своих товарищей − и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность, к (тому, что совершили) те!” − имея в виду многобожников. (Сказав же это,) он двинулся вперёд и столкнулся с (бежавшим) Са’дом бин Му’азом, (которому) сказал: “О Са’д ибн Му’аз, (я стремлюсь к) раю и Господу ан-Надра[2]! Поистине, я ощущаю его благоухание[3] со стороны Ухуда!” (А потом)[4] Са’д сказал: “Не смог я, о Посланник Аллаха, (сделать того,) что сделал он!”»

Анас сказал: «А (после боя), найдя его убитым и обезображенным многобожниками, мы насчитали на (его теле) больше восьмидесяти ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук!»

Анас сказал: «И мы считали (или: думали), что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте: “Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет[5], и такие, которые ждут[6], не изменив (своего решения) ни в чём[7]”»[8]. См. также хадис №№ 4048 и 4783. Этот хадис передали аль-Бухари 2805 и Муслим 1903.

 

[1] Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение.

[2] Ан-Надр – отец Анаса.

[3] Имеется в виду благоухание рая.

[4] То есть уже после боя.

[5] Это выражение можно перевести также как “которые уже умерли.” Речь идёт о тех, кто в день битвы при Бадре поклялся победить или умереть и погиб за веру в “битве у рва” — месячной осаде Медины, предпринятой мекканцами и их союзниками в марте — апреле 627 года, для защиты от кавалерии которых на западных, северных и северо-восточных подступах к городу был вырыт ров длиной около шести километров. Примерно через две недели после начала осады на лагерь мекканцев налетел ураганный ветер, после чего они сняли осаду и ушли.

[6] Имеются в виду ожидающие конца своих дней, продолжая сражаться и надеясь пасть в войне за веру и оказаться в раю.

[7] То есть: не отступившись от того, что они пообещали Аллаху, в отличие от лицемеров.

[8] “Сонмы”, 23.

 

ХАДИС ДВЕНАДЦАТЫЙ

Сообщается, что аль-Бараъ, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл какой-то человек, лицо которого было закрыто железной (маской)[1], и спросил: “О Посланник Аллаха, (не следует ли мне сначала) сразиться, а потом принять ислам?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Сначала) прими ислам, а потом сражайся.” И (этот человек) принял ислам, вступил в бой и был убит, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он сделал мало, а в награду получил много!”» Этот хадис передали Ахмад 4/290, аль-Бухари 2808 и Муслим 1900. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 973.

[1] Имеется в виду, что этот человек был полностью закован в железные доспехи.

 

ХАДИС ТРИНАДЦАТЫЙ

 

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) Умм ар-Рубаййи‘ бинт аль-Бара, да будет доволен ею Аллах, которая была матерью Харисы бин Сураки, да будет доволен им Аллах, пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросила: “О пророк Аллаха, не расскажешь ли ты мне о Харисе? − а он был убит стрелой, пущенной неизвестным человеком, в день (битвы при) Бадре. − Если он находится в раю, то я буду терпеть, если же нет, я буду горько плакать о нём!” [1] (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Умм Хариса, поистине, в раю есть сады и, поистине, твоему сыну досталась (лучшая часть) Фирдауса[2]!”»

[1] Это было сказано до запрещения громко причитать по покойным.

[2] Иначе говоря, лучшее место в раю.

 

ХАДИС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «(Один) человек сражается ради военной добычи, (другой) сражается ради славы, (третий) же сражается напоказ, так кто (из них сражается) на пути Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «На пути Аллаха (сражается человек,) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха».

ХАДИС ПЯТНАДЦАТЫЙ

 

Сообщается, что Салим Абу ан-Надр, вольноотпущенник ‘Умара ибн ‘Убайдуллах, который был его писарем, сказал:

«‘Абдуллах ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, написал ему (‘Умару ибн Убайдуллах) письмо, (в котором было сказано,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Знайте, что Рай находится под сенью мечей”». См. также хадисы №№ 2833, 2966, 3024 и 7237. Этот хадис передали аль-Бухари 2818 и Муслим 1742.

 

ХАДИС ШЕСТНАДЦАТЫЙ

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах улыбнётся двоим,[1] один из которых убьёт другого(, после чего) оба они войдут в рай. Этот[2] станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу[3] и он погибнет в сражении за веру».

[1] То есть останется доволен ими.

[2] Имеется в виду мусульманин.

[3] Подразумевается, что этот человек также примет ислам.

 

ХАДИС СЕМНАДЦАТЫЙ

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Тальха никогда не постился из-за (того, что постоянно принимал участие в) военных походах, но после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, я никогда не видел, чтобы он не постился, если не считать дня разговения /йаум аль-фитр/ и дня жертвоприношения /йаум аль-адха/»

 

ХАДИС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, диктовал мне айат(, в котором сказано): “Не равны (друг другу) те из верующих, которые отсиживаются (дома), и те, что сражаются на пути Аллаха…”, к нему пришёл Ибн Умм Мактум и сказал: “О посланник Аллаха, если бы я мог принять участие в джихаде, я бы (тоже) обязательно сражался!” − а он был слепым. И после этого Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал (новое откровение) Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, нога которого, касавшаяся моей ноги, стала такой тяжёлой, что я побоялся, что (моя нога) будет раздроблена. А когда (ниспослание откровения) ему закончилось, (оказалось, что) Всемогущий и Великий Аллах ниспослал следующее: “…за исключением имеющих повреждения…” [1] »

[1] Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.

 

ХАДИС ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) холодным утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился ко рву [1] и увидел, что мухаджиры и ансары сами копают землю, (так как) у них не было рабов, которые сделали бы это за них. Заметив, что они страдают от усталости и голода, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул:

О Аллах, поистине, жизнью (истинной будет) жизнь в мире вечном,

прости же ансаров и мухаджиров!

Они же ответили ему так:

Мы − те, кто поклялся Мухаммаду,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!