Европейская культура Нового времени



 

 

«Союз Земли и Воды». Питер Пауль Рубенс. Эрмитаж (между 1612‑1615)

 

«Союз Земли и Воды» (между 1612‑1615). Эрмитаж, Санкт‑Петербург – картина выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577‑1640).

Рубенс был одним из тех немногих художников, кому удалось завоевать мировую славу еще при жизни, с легкостью достигать гармонии между запросами времени и своими художественными идеалами, ничем при этом не жертвуя. У него было столько заказов, что не хватало даже его многочисленных помощников и часов в сутках.

Полотно Рубенса «Союз Земли и Воды» глубоко символично. В нем слились воедино: античная мифология и политические реалии XVII века, жизнелюбие фламандцев, пышность и сочность рубенсовской кисти. «Союз Земли и Воды» – это союз по земному прекрасной и чувственной богини земли и плодородия Кибелы с суровым морским богом Нептуном.

Скрытым лейтмотивом картины стало соединение города Рубенса, крупного морского порта, Антверпена (Кибела) через главную водную артерию города реку Шельду с морем (Нептун). Достойный союз венчает Слава, подчеркивая его значение для фламандцев.

В то время как раз вновь появилась надежда на снятие голландской блокады с устья Шельды. В картине используется традиционная ренессансная схема, с уравновешенной композицией в виде треугольника. Но Рубенс уже разрушает замкнутость произведения, соединяя пространство холста с реальным. Барочная экспрессия становится у него животворящей силой самой природы, воплощающей трепещущую восторженную красоту мира.

«Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн. Эрмитаж (ок. 1668‑1669)

 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606‑1669) «Возвращение блудного сына» , около 1668‑1669 года. Эрмитаж, Санкт‑Петербург.

В 1632 году Рембрандт обосновался в Амстердаме. К нему приходят успех, слава, материальное благополучие, счастье в браке. Он покупает прекрасный дом, увлекается коллекционированием. Казалось бы, его судьба должна была стать своего рода амстердамским вариантом жизни Рубенса в Антверпене. Однако вскоре после этого Рембрандт начал использовать заказываемые ему работы для углубления своих творческих исканий, что вызывало недоумение у заказчиков.

В 1642 году была отвергнута картина «Ночной дозор», умерла его любимая жена Саския. Это привело его к одиночеству. На смену веселому, бравурному, как в «Автопортрете с Саскией на коленях», восприятию жизни приходит раздумье.

Осенью 1663 года он второй раз овдовел, а пять лет спустя, похоронил своего единственного, двадцатисемилетнего сына Титуса. Последние силы художник отдал самой исповедальной и задушевной своей картине о блудном сыне, о несокрушимой силе любви, прошедшей через страдания. «Возвращение блудного сына» воссоздает библейскую притчу (Евангелие от Луки 15:11‑32) о юноше, который покинул отца, быстро растратил деньги и после долгих мытарств вернулся в родной дом, где его встретили с радостным прощением, которое уже впрочем, не утешает, а еще больше разрывает сердце возвратившегося. Композиция обращена к зрителю, он оказывается в одном кругу с изображенными в картине случайными свидетелями встречи отца и сына, ставя последних вне времени – заставляя нас задуматься. Как и «Возвращению блудного сына», так и большинству других картин Рембрандта больше всего свойственен глубокий психологизм.

«Свобода ведет народ». Эжен Делакруа. Лувр. Париж (1830)

 

Картина французского художника Эжена Делакруа (1798‑1863) «Свобода ведет народ» , написанная им в 1830 году. Она является одной из самых значительных работ этого блестящего мастера романтической школы. Гений Делакруа непостижимым образом соединил в себе творческую страстность и темпераментность с редким хладнокровием и терпением, талант живописца и графика с талантом писателя, критика, теоретика и историка искусства.

Картина кроме уже упомянутого названия имеет и другие. Первое из них – «28 июля 1830 года» – точно датирует апогей июльской революции в Париже, свергнувшей с престола короля Карла X. Второе – «Свобода на баррикадах» – уводит от конкретных обстоятельств места и времени, раскрывая в эпизоде парижского восстания символ и метафору всякого освободительного движения вообще.

Фигура Свободы является удивительной находкой Делакруа: в ней он соединяет образ античной богини и парижанки из простолюдинок, тем самым, подчеркивая, что не только в античности, но и в современности можно найти дух подлинного героизма и красоты.

Картина «Свобода ведет народ» стала национальной гордостью Франции, картиной‑легендой, «Марсельезой французской живописи» и потому по сей день сохраняется в Лувре среди его самых драгоценных сокровищ.

«Восход луны на море». К.Д.Фридрих. Национальная галерея. Берлин (1822)

 

«Крест в горах». К.Д.Фридрих. Дрезденская картинная галерея (1807‑1808)

 

К.Д.Фридрих «Восход луны на море» , 1822 год. Национальная галерея, Берлин. «Крест в горах» 1807‑1808 гг. Дрезденская картинная галерея, отдел новых мастеров в Пильнице.

Каспар Давид Фридрих (1774‑1840), живший в Дрездене, был пейзажистом‑философом, художником раннего немецкого романтизма. Мыслитель и поэт, автор прославленных «Гимнов к ночи» Новалис, говорил, что «ландшафт нужно ощущать, как тело. Ландшафт есть идеальное тело для особого рода души». В творчестве Фридриха можно найти это ощущение «бесконечного», единение человека с ландшафтом и трагически неустранимый разрыв между ними.

Первой значительной работой Фридриха был «Тетченский алтарь» или «Крест в горах». Картина предназначалась для домашней капеллы замка Тетчен, отсюда и происходит ее второе название. Она заключена в готическую раму с символами Евхаристии (хлебные колосья и виноградные грозди), выполненную по эскизу Фридриха скульптором Карлом Готлибом Кюном. Пейзаж изображает поросшие елями скалы, на вершине одной из которых в лучах заходящего солнца виден крест, это реальный, узнаваемый пейзаж.

Критик Базилиас фон Рамдор резко выступил против этой работы, обвиняя художника в том, что он использует низкий пейзажный жанр для алтарного образа, но для Фридриха здесь не было несовместимости. В самой природе он читает религиозный смысл, в величии и таинстве самого творения.

Обычно первый план в картинках К.Д.Фридриха темный, а дальний – прозрачный и светлый. Таков «Восход луны на море» 1822 года. В этой картине, морская вольная, непредсказуемая и таинственная стихия переходит в бескрайнее. Просветленное нежным светом луны небо, легкие парусники скользят по водной глади и три фигуры, погруженные в созерцание, и в то же время ушедшие в себя, и тут нет никакого противоречия.

«Звездная ночь». Винсент Ван Гог. Музей современного искусства. Нью‑Йорк (1889)

 

Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (холст, масло. 73x92 см), 1889 год, Нью Йорк, Музей современного искусства.

Картина создана В. Ван Гогом во время пребывания в психиатрической клинике Сен‑Реми‑де‑Прованс. «Звездная ночь» – это удивительное слияние натуры и вымысла. Волнистая линия холмов, горная гряда, низкие курчавые кроны оливковых деревьев, высокий пламенеющий кипарис – все это реальный, хотя и несколько романтизированный прованский ландшафт. Деревня и церковь с узким шпилем пришли из воспоминаний художника о родной Голландии. А небо – это неудержимый космический водоворот звезд, огромных как кометы, как солнце ночного неба.

Картина строится на противопоставлении безмятежно уснувшей до утра земли и бушующей стихии неба. Здесь Ван Гог пытается постичь тайны мироздания, проникнуться энергией вселенских ритмов, доведя ее с помощью экспрессии красочных мазков и насыщенности цвета до максимальной, пьянящей степени выразительности. Именно такие работы Ван Гога больше всего восхищают последующие поколения художников и зрителей. Фовисты и экспрессионисты назвали Ван Гога своим учителем, а Казимир Малевич – предвестником «футуристического динамизма».

Работы этого гениального художника теперь стоят десятки миллионов долларов, но при жизни ему удалось продать только одну свою картину за 400 франков. В июле 1890 года, после неудачной попытки самоубийства он умер, потеряв всякую надежду на будущее.

Братья Огюст и Луи Люмьеры. «Люмьеры: семейный обед». (Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола), 1910 г.

 

Первый киносеанс в Гран‑кафе в Париже.

 

Братья Огюст и Луи Люмьеры , цветная фотография начала XX века. Первый киносеанс в Гран‑кафе в Париже.

Луи (1864‑1948) и Огюст (1862‑1954) Люмьеры известны всему миру как изобретатели кинематографа (от греч. «кинема» – движение и «графо» – пишу). На рубеже XIX‑XX веков мир стремительно перестраивался, масса людей переселялись в крупные города. Кинематограф стал тем массовым искусством, которое отвечало запросам времени. Идея «движущихся картинок» занимала многих, даже такого серьезного ученого и изобретателя, как Томас Алва Эдисон (1847‑1931), который в 1891 году запатентовал свой кинетоскоп. Однако решение, предложенное талантливым инженером Луи Жаном Люмьером, было наиболее совершенным и удачным. Новый проекционный аппарат был запатентован Люмьерами в 1895 году. И уже 28 декабря 1895 года в парижском Гран‑кафе на бульваре Капуцинов состоялся первый в мировой истории киносеанс. Заплатив всего 1 франк, 35 зрителей стали свидетелями нового удивительного зрелища.

Первые фильмы братьев Люмьер – «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Завтрак ребенка» поражали зрителя точной фиксацией действительности. Люди и предметы в раннем кино двигались несколько неестественно, порывисто и торопливо, из‑за того, что пленка в аппарате прокручивалась со скоростью 16 кадров в секунду, а не 24 как в современном кино.

Несколько позже появилась первая сюжетная лента Люмьеров «Политый поливальщик». Были и другие фильмы: «Военные учения», «Кузнец», «Игра в карты», «Море» и т.д. Изобретение пользовалось огромной популярностью. Подобно несущемуся на зрителя поезду, который невозможно остановить, кинематограф распространился по всему миру, став самым популярным видом искусства.

 

 

 

Европейская культура XX века

 

 

«Осенний каннибализм». Сальвадор Дали. Галерея Тейт. Лондон (1936)

 

Сальвадор Дали. «Осенний каннибализм» (1936) Галерея Тейт, Лондон.

Одна из знаменитых картин Сальвадора Дали (1904‑1989) – мэтра сюрреализма (от фр. surrealism – букв., искусство сверхреального). Художественный метод Дали строится на объединении в единое целое мира сновидений, параноидальных фантазий, бессознательных ассоциаций, носящих абсурдный характер, с безупречной «академической» манерой живописи. Сюрреалисты пытались создать «чистое искусство», основанное лишь на свободном творчестве: на произволе бессознательного, на мире сновидений и галлюцинаций, не контролируемых разумом. «Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне.

На картине два существа, мужское и женское, поедающие плоть друг друга. Это событие соединяется с эротическими комплексами, проявляющимися с прежней силой. Каннибалы не борются, а, напротив, обнимаются и целуются. На картине возникают муравьи символ разрушения, а выдвинутый ящик комода, как частый образ художника сигнализирует о присутствии бессознательного слоя психики – «ящика Пандоры», полного нежелательных импульсов побуждений. Здесь же мы видим устойчивые мотивы Дали: пустыня, вдалеке золотисто‑коричневатый горный ландшафт.

По иронии судьбы, как раз в то время, когда Испания разрывалась на части, Дали имел огромный успех в Соединенных Штатах, будучи главной фигурой сюрреалистической выставки в Музее современного искусства в Нью‑Йорке и войдя в пантеон знаменитостей, что было засвидетельствовано его появлением на обложке журнала «Таймс" в декабре 1936 года.

Начало Второй Мировой войны и захват Германией Франции в 1940 году побудили Дали эмигрировать в Соединенные Штаты, где он провел восемь лет, стал сверхзнаменитостью, устраивающей «хеппенинги» задолго до изобретения этого термина. Умер непревзойденный гений сюрреализма 29 января 1989 года и был похоронен в Музее Дали в своем родном городе Фигерасе.

«Герника». Пабло Пикассо. Музей королевы Софии. Мадрид (1937)

 

Картина Пабло Пикассо «Герника» (1937). Музей королевы Софии, Мадрид.

26 апреля 1937 года немецкие самолеты совершили ночной налет и разрушили маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао – в стране басков. Этот небольшой городок был священным для басков – коренного населения Испании. Пикассо еще в январе получил заказ республиканского правительства Испании – исполнить панно для испанского павильона на Международной выставке в Париже, но медлил, обдумывая тему. Весть об уничтожении Герники потрясла художника. Он работал как одержимый, выстаивая первые дни перед мольбертом по 12‑14 часов. Уже в начале июня 1937 года готовое панно колоссальных размеров (3,5 х 8 м) висело в Париже.

«Герника» – это поэма нового Апокалипсиса, трагическое царство ночи, обесцвеченных красок, это мир, лежащий в обломках, загнанный в мрачное подполье, из которого нет выхода. При явной и крайней условности сюжета и форм, картина создает иллюзию чего‑то, безусловно, реально происходящего. Как будто, в самом деле, слышатся крики, ржание раненой лошади, вопль матери над безжизненным телом ребенка. Художник уловил саму сущность «шокового видения». Фантомы «Герники» реальны как ночной кошмар, где отдельные детали бьют прямо в глаза и ощущаются кожей.

 

 

 

Древнерусская культура

 

 

 

Богоматерь. Фрагмент мозаики. Киев (1043‑1048)

 

Богоматерь. Фрагмент мозаики собора Святой Софии в Киеве. 1043‑1048 годы.

Изображение Богоматери, помещенной в медальон, представляет собой часть полуфигурного Деисуса (моления). Богоматерь расположена по правую руку от Спаса Вседержителя, помещенного в центре композиции, по левую же находится Иоанн Предтеча.

Деисус воплощает самую суть христианского вероучения, те надежды, которые оно несет. Богородица Заступница и Иоанн Предтеча молят Спасителя за весь род людской. По сторонам Богородицы в медальоне помещаются буквы MP QV – начальные буквы греческих слов «Мать Бога». Мозаика имеет золотой фон – символ божественного света.

Киевская София богато украшена мозаиками и фресками и сохранила свое убранство сравнительно хорошо. Мозаики украшали центральный купол, барабан, главную апсиду, восточную арку и своды подпружных арок.

Князь Ярослав Мудрый (1019‑1054 гг. правления) выстроил Золотые ворота и Храм Святой Софии в Киеве по аналогии с константинопольскими, чтобы показать преемственность и равенство с византийскими «кесарями». Надо отметить, что мозаик не было ни в новгородских, ни в псковских или владимирских храмах. Киевская София уникальна.

Богоматерь Владимирская. Константинополь. Третьяковская галерея. Москва (начало XII в.)

 

Богоматерь Владимирская – икона, написанная в начале XII века в Константинополе, одна из древнейших Святынь русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (Умиления).

По преданию, икона восходит к образу, впервые написанному Евангелистом Лукой с самой Богоматери. Существует летописное свидетельство, что икону привезли из Константинополя в Киев, а затем, она была перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и обрела свою славу как чудотворная.

Чудотворной Заступницей Руси Богоматерь Владимирская была объявлена после того, как в 1395 году двигавшееся на Москву войско Тамерлана повернуло внезапно назад в тот день, когда икону привезли в город. В 1480 году образ окончательно был перенесен в Москву в только что отстроенный Успенский собор Московского Кремля. Немало еще бурь, обрушивающихся на Россию, пришлось перенести иконе, но она не погибла. И сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве.

Следуя древней традиции «Богоматерь Владимирская» многократно повторялась. Списки не были ее копиями, они повторяли лишь главные черты образа, на его основе открывая новые грани постижения Богородицы. Наиболее знаменитыми повторениями «Владимирской Богоматери» являются, во‑первых, так называемая запасная «Владимирская», созданная в начале XV века, для того чтобы заменить древнюю святыню в Успенском соборе во Владимире, а также «Богоматерь Донская» конца XIV века – по преданию эту икону брал с собой на Куликовскую битву Дмитрий Донской, отсюда ее название.

Дмитриевский собор. Владимир (кон. XII в.)

 

Дмитриевский собор во Владимире, конец XII века. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя своего небесного покровителя мученика Святого Дмитрия Солунского и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его уже только русские мастера. Летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Храм четырехстолпный, одноглавый с тремя апсидами с декоративной резьбой на фасадах. Первоначально его обходили торжественные галереи, а у главного, западного фасада высились две могучие лестничные башни, также украшенные белокаменной резьбой (к сожалению, малосведущие реставраторы во времена Николая I разобрали их, приняв за более поздние постройки).

По богатству резного убранства Дмитриевский собор превосходит все постройки не только во Владимирском княжестве, но, пожалуй, и во всей Руси. Вся верхняя часть храма, включая и барабан купола, покрыта разнообразными резными изображениями. Истоки их сюжетов ученые пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе, Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. Белокаменные рельефы храма – это настоящая энциклопедия образов, 566 резных камней на фасадах храма разворачивают перед нами причудливую картину мира.

Главной фигурой декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ Давида‑Псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора.

Святые Борис и Глеб. Русский музей. Санкт‑Петербург (сер. XIV в.)

 

Святые Борис и Глеб икона московской школы. Середина XIV века. Санкт‑Петербург, Русский музей.

Святые Борис и Глеб – святые страстотерпцы, любимые и почитаемые на Руси святые. Сыновья крестившего Русь Великого Князя Владимира, младшие из двенадцати братьев. Борис княжил в Ростове, а Глеб – в Муроме. Старший брат Святополк (усыновленный Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убил младших братьев. За свои злодеяния он был прозван в народе Окаянным. Это событие в нашей истории произошло летом 1015 года. Победивший Святополка Окаянного новгородский князь Ярослав Мудрый добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. Они стали первыми русскими святыми среди сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в XI веке, а позже – одноименные церкви и монастыри. И во все века святые воины Борис и Глеб почитались как «мечи обоюдоострые», защищающие землю русскую от «межусобных раздоров и неприятельского меча, от голода и озлобления, от всякой беды». Уникальная икона Святых Бориса и Глеба поступила в Русский музей в 1913 году из коллекции Николая Петровича Лихачева – известного коллекционера, палеографа, историка древнерусского и византийского искусства. Установлено, что в 1908 году в московской мастерской иконописцев братьев М. и Г. Чириковых икона прошла реставрацию, а точнее поновление. В 1979 году икона была снята с экспозиции для повторной реставрации, которая должна была раскрыть изначальную авторскую живопись неизвестного иконописца XIV века. Эту кропотливую работу в течение семи лет выполнял ленинградский художник‑реставратор Сергей Голубев. Летом 1988 года икона вновь предстала перед зрителем. Она открывала выставку древнерусской живописи из собрания Государственного Русского музея, посвященную 1000‑летию крещения Руси.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!