Доказательство его места в шари’ате



 

Доказательство того, что тайаммум является частью шари’ата пришло в Коране, Сунне и иджма’ (ученых).

Аллах Всевышний сказал:

 

﴿ وإن كنتم مرضى أو على سفر ، أو جاء أحد منكم من الغائط ، أو لامستم النساء فلم تجدوا ماء فتيمموا صعيدا طيبا فامسحوا بوجوهكم وأيديكم إن الله كان عفوا غفورا ﴾

«Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах Снисходительный, Прощающий». Сура «ан-Нисаъ», 4:43.

Что же касается Сунны, то приведем хадис, рассказанный Абу Умамой, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ جعلت الارض كلها لي ولامتي مسجدا وطهورا ، فأينما أدركت رجلا من أمتي الصلاة فعنده طهوره ﴾ رواه أحمد

«Вся земля сделана для меня и моей уммы мечетью и чистым местом (для молитвы). И где бы не застала молитва человека из моей уммы, то у него его чистота [99] ». Этот хадис передал Ахмад 5/248.[100]

Что касается иджма’, то мусульмане сошлись во мнении, что тайаммум составляет часть шари’ата, поскольку это заменяет омовение или купание /ѓусль/ при определенных обстоятельствах.

Благословение для этой уммы

 

Этот вид омовения является из числа того, чем Аллах облагодетельствовал мусульманскую общину. 

Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ أعطيت خمسا لم يعطهن أحد قبلي . نصرت بالرعب مسيرة شهر ، وجعلت لي الارض مسجدا وطهورا ، فأيما رجل من أمتي أدركته الصلاة فليصل ، وأحلت لي الغنائم ولم تحل لاحد قبلي ، وأعطيت الشفاعة ، وكان النبي يبعث في قومه خاصة ، وبعثت إلى الناس

عامة ﴾ رواه الشيخان .

« Мне даровано пять вещей, которых не был удостоен никто прежде меня. Я одерживаю победу благодаря страху, который вселяется в сердца моих врагов на расстоянии месяца пути. Вся земля сделана для меня местом поклонения, и вся она сделана для меня чистой, пригодной для очищения, поэтому мои последователи могут молиться везде, где их застанет время молитвы. Мне дозволена военная добыча, которая не была дозволено никому (из числа пророков) до меня. Мне даровано право заступничества, и, (кроме того,) прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству ». Этот хадис передали аль-Бухари 335 и Муслим 521.

 

Причина, по которой был узаконен тайаммум

 

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

 

﴿ خرجنا مع النبي صلى الله عليه وسلم في بعض أسفاره حتى إذا كنا بالبيداء انقطع عقد لي . فأقام النبي صلى الله عليه وسلم على التماسه ، وأقام الناس معه ، وليسوا على ماء ، وليس معهم ماء ، فأتى الناس إلى أبي بكر رضي الله عنه فقالوا : ألا ترى إلى ما صنعت عائشة ؟ فجاء أبو بكر ، والنبي صلى الله عليه وسلم على فخذي قد نام ، فعاتبني وقال ما شاء الله أن يقول ، وجعل يطعن بيده خاصرتي فما يمنعني من التحرك إلا مكان النبي صلى الله عليه وسلم على فخذي ، فنام حتى أصبح على غير ماء ، فأنزل الله تعالى آية التيمم ( فتيمموا ) قال السيد بن حضير : ما هي أول بركتكم يا آل أبي بكر ! ! فقالت : فبعثنا البعير الذي كنت عليه ، فوجدنا العقد تحته ﴾ رواه الجماعة إلا الترمذي .

« (Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь и достигли уже Байды, у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, как не было его и у людей, и (некоторые участники похода) пришли к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? (Услышав это,) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положивший голову мне на ногу, уже заснул. И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покоилась у меня на ноге. И он спал так до утра, а когда он проснулся (оказалось, что ни у кого) не было воды, и Аллах ниспослал айат об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. Усайд бин Худайр сказал: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение (, ниспосланное) вам!”» (’Аиша) сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним». Этот хадис передали аль-Бухари 336, Муслим 367, Абу Дауд 317, ан-Насаи 1/164, Ибн Маджах 565.

 

В каких случаях разрешается совершать тайаммум

 

Тайаммум разрешается совершать тому, кто находится в малом или большом осквернении, путник он или местный (житель) если существует одна из следующих причин:

 

а) Если мусульманин не находит воды, или количество которое он находит не достаточно для совершения омовения.

Сообщается, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

 

﴿ كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في سفر، فصلى بالناس ، فإذا هو رجل معتزل فقال : ﴿ ما منعك أن تصلي ؟ ﴾ قال : أصابتني جنابة ، ولا ماء . قال : ﴿ عليك بالصعيد فإنه يكفيك ﴾ ﴾ رواه الشيخان

«Мы были с посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, в поездке. Он возглавил людей в молитве, когда один человек остался в стороне. (Закончив молитву) он спросил его:

“Что помешало тебе помолиться?” Тот ответил: “Меня постигло большое осквернение, а воды (для того чтобы искупаться) – нет”. Он сказал: “Используй землю, поскольку этого тебе будет достаточно”». Этот хадис передали аль-Бухари 344 и Муслим 682.

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ إن الصعيد طهور لمن لم يجد الماء عشر سنين ﴾ رواه أصحاب السنن ، وقال الترمذي : حديث حسن صحيح

«Поистине, земля является очищающей для того, кто не найдет воды (даже) в течение десяти лет». Этот хадис передали Абу Дауд 332, ат-Тирмизи 124, ан-Насаи 1/171. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший и достоверный хадис».[101]

 

Но прежде, чем человек совершит тайаммум, он должен поискать воду сам или спросить у своих товарищей, или посмотреть поблизости. Если он удостоверится, что воды поблизости нет или она находится слишком далеко, то он не обязан искать ее.

б) если человек раненый или больной

Если мусульманин ранен или болен и боится, что использование воды ухудшит его состояние или затянет его выздоровление, независимо от того, узнал он это из собственного опыта или ему об этом сказал врач, которому можно доверять, то он может совершать тайаммум.

Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Во время поездки один мужчина ударился головой о камень и разбил голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: “ Могу ли я совершить тайаммум? ” Они ответили: “ Мы думаем, что тебе не следует совершать тайаммум, если можешь искупаться водой ”. Он искупался и умер. Вернувшись, люди рассказали об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и он сказал:

﴿ قتلوه قتلهم الله ، ألا سألوا إذا لم يعلموا ؟ فإنما شفاء العي السؤال . إنما كان يكفيه أن يتيمم ويعصر أو يعصب على جرحه خرقة ثم يمسح عليه ، ويغسل سائر جسده ﴾ رواه أبو داود وابن ماجة والدار قطني ، وصححه ابن السكن .

“ Они убили его! Да погубит их Аллах! Почему они не спросили о том, чего не знали?! Воистину, исцеление невежества - это вопрос. Ему было достаточно совершить тайаммум, перевязать рану, обтереть повязку и затем помыть все остальное тело ”». Этот хадис передали Абу Дауд 336, Ибн Маджах 572, ад-Дара Къутни 745, а Ибн ас-Сакан сказал, что это достоверный хадис.[102]

 

в) Если вода слишком холодная, использование которой навредит человеку

В этом случае разрешается совершать тайаммум при условии, что он не сможет найти возможность подогреть ее даже за деньги или использовать баню.

Это следует из хадиса ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, когда его послали в военный поход «3ат ас-Салясиль».

‘Амр рассказывал:

«Я увидел сон с семяизвержением в очень холодную ночь и испугался, что если искупаюсь - то погибну. 3атем я возглавил утреннюю молитву со своими товарищами. А когда мы вернулись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то ему рассказали об этом и он сказал:

﴿ يا عمرو صليت بأصحابك وأنت جنب ؟﴾

“O ‘Амр, ты молился со своими товарищами, хотя был в осквернении?” Я сказал: “Я прочитал аят (из Корана, в котором сказано): “И не убивайте себя, поистине, Аллах милосерден к вам”, совершил тайаммум и затем помолился”.

﴿ فضحك رسول الله ولم يقل شيئا ﴾ رواه أحمد وأبو داود والحاكم والدار قطني وابن حبان ، وعلقه البخاري .

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, только улыбнулся и ничего не сказал”». Этот хадис передали Ахмад 4/203, Абу Дауд 334, аль-Хаким 1/285, ад-Дара Къутни 693, Ибн Хиббан 1315. Аль-Бухари передал «подвешенную /му‘аллак/[103]» версию этого хадиса.[104]

Из хадиса видно, что он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) промолчал, а его «молчание» является одним из видов доказательства, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не одобрил бы и не промолчал бы о запретном.

 

г) Если мусульманин боится за свою жизнь, честь, имущество, (например, если по близости опасное животное или человек, или он под арестом, и так далее).

Также разрешается совершать тайаммум, если не хватает воды и возможности ее добыть или если человек боится какого-либо обвинения против себя, если он добудет ее.

 

д) Экономия воды

Если мусульманин нуждается в воде в данный момент или позже для питья или напоить другого, и даже если ему нужно напоить свою охотничью собаку, или для приготовления еды, или удаления нечистот, которые обязательно нужно удалить, то он должен совершить тайаммум и сэкономить воду.

Имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Многие из сподвижников совершали тайаммум, чтобы сэкономить воду для питья».

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

﴿ في الرجل يكون في السفر ، فتصيبه الجنابة ، ومعه قليل من الماء ، يخاف أن يعطش - : يتيمم ولا يغتسل ﴾ رواه الدار قطني

«Если человек, который путешествует становится нечистым из-за большого осквернения, и у него мало воды, и он боится, что будет страдать от жажды, то он должен совершить тайаммум, вместо купания». Об этом сообщил ад-Дара Къутни 788.

Ибн Таймиййа сказал: «Если человек должен освободить себя (т.е. справить нужду), но у него мало воды, то лучше будет, если он освободит себя и помолится с тайаммумом, чем держать свое омовение и молиться, не освобождая (свой кишечник)».

 

е) Если человек может использовать воду, но боится, что время молитвы истечет из-за использования воды для омовения или купания

В этом случае он должен совершить тайаммум и помолиться и не должен повторять свою молитву.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!