Ложное отшельничество среди мира и ложно-носимое одеяние лиц монашествующих или белого духовенства



 

Иные (как в селах-деревнях) строят себе особые кельи, удаляются от семьи под предлогом спасения души, и—вдали-то от надзора семейного легко доходят до жизни предосудительной. Другие (как из женского пола) носят в мире черное одеяние по примеру монашествующих. Третьи отращивают себе волоса и надевают на себя длин­ную одежду, как бы лица духовного звания. Но так по­казывая себя отшельниками среди мира, отделившись от мирян наружностью своею, эти люди постоянно обраща­ются среди мирских мужчин и женщин и живут вполне по духу и обычаям мира. Очевидно, они «ложные богочтецы» (Ин.9,31). На них-то 6 вселенский собор произносит такой суд: «которые в черных одеждах и с отрощенными власами обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен... изгоняти их …» (Прав.42).

 

При равном разделе каких-либо земных благ требование себе (в одном сердце или и на словах) большей части пред другими за свою набожность

 

Для благочестивого человека гораздо дороже должны быть духовные блага (Фил.3,8). Случается так,—его положение в мире скудное или унизительное: но для молитвы, но для служения Богу особенными какими либо добродетелями, к которым он особенно предрасположен,—положение это более благоприятное. Авраам и из той земли, которая уже принадлежала ему по обетованию Божию, как награда за его веру и святость, т.е. из прямой собственности своей, скромно и бескорыстно предоставил Лоту свободный выбор; а затем нисколько не противоречил, когда Лот выбрал себелучшие места, ему же оставил худшие. За это самое Бог и удостоил его нового благословения, явившись к нему вслед за таким разделом его с Лотом (Бы.13,9-18).

 

Пренебрежение в опасных случаях обыкновенными, или близкими, средствами для охранения от насилия своей православной веры, и вообще для спасения души

 

Так, не воспользоваться бегством ради того, чтоб не быть названным беглецом или трусом,—не бежать оттуда, где угрожает явная опасность допустить измену православ­ной вере, например, в кругу вольнодумцев, в руках изувера какого,—или же не откупиться деньгами, жалея деньги, в том случае, когда желательно достигнуть высокой ду­ховной цели, например, чтоб пройти с проповедью евангелияк некрещеным, поклониться святыне;—все подобное осуждается голосом вселенской Церкви, как несогласное с истинным, разумным богопочитанием (Петра Алекс.кан.пр.12 снес.Деян.17,9-10). Тут и бег­ство и откуп деньгами и униженная просьба перед кем либо составляли бы службу Богу.

 

Неприготовленность к исповеди по беспечности или в надежде на вопросы от духовника

 

«Буди увещаваяся с соперником твоим..., дондеже ecu на пути с ним» (Мф.5,25). Соперником здесь можно назвать совесть, которая оскорблена грехами, обременена тяжестью всяких грехов перед Богом. Кто идет к исповеди, не рассудив прежде с этим соперником своим, не испытав себя предварительно в делах своих: тот на самой ис­поведи, обыкновенно, бывает сух, не сознателен, совсем не знает, в чем и винить себя, держит себя на духу так, как будто дело не до него касается; он говорит одно, и даже вперед духовника: «грешен, грешен». Затем этот человек не пользуется вполне благодеянием Божиим в таинстве исповеди,—не усвояет себе со всею живостью разрешения во грехах, которого удостаивается чрез священника. Принося так свое покаяние, не погрешает ли он в самом покаянии? не ложно ли относится к таинству покаяния? Да; это великое опущение, когда не заботятся самоиспытанием приготовить себя к исповеди или думают, будто довольно только для них ответить, о чем спросит духовник. Не оставляя после себя глубоких следов в этих говеющих, исповедь делается для них как бы одним обрядом.

 

Утаение греха исповеди с сознанием

 

«Аще что скрыеши, сугуб грех имаши», говорится в наставление каждому пред исповедью. Здесь также изобли­чается ложное понимание таинства, и исповедник сугубо виновен в утаиваемом грехе вот почему: он не доверяет таинству, т. е. будто не сам Христос слушает его исповедь; обманывает священника и самого Бога; напрасно стыдится без меры духовника, потому духовнику дано пра­вило: «тако имейгрехи, яже исповедают тебе, яко же бы были твои» (Номокан.пр.189); наконец, подвергает себя опасности остать­ся совсем неразрешенным в тяжком грехе, т.е. если постигнет его скоропостижная смерть и уже не будет он иметь возможности снова исповедаться.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!