Глава 3. Угроза: Современные культы, применяющие контроль сознания



Вообразите, если сможете следующие сцены.

Одетые в шафрановые одеяния мужчины на углах улиц, танцующие и монотонно распевающие с цимбалами и барабанами. Чумазые подростки, бегающие от машины к машине, продавая цветы под проливным дождем. Нервные люди в костюмах и галстуках, стоящие напротив людей в вестибюлях аэропортов, чтобы получить деньги на карантин для жертв СПИДа и на создание нейтронного оружия. Более девяти сотен людей — мужчин, женщин и детей — лежащие лицом вниз в грязи в Джонстауне, в Гайане.

Скажите кому-нибудь слово “культы”, и вы вызовете эти образы. Многие из нас сами видели подобные картины лично или в средствах массовой информации.

Однако эти образы не представляют всего феномена деструктивных культов, каким он стал сегодня. Это только наиболее заметный аспект.

Вообразите другой набор образов.

Представители деловых кругов в костюмах-тройках сидят в бальных комнатах отелей на организованной компанией учебе по “осведомленности”, не в состоянии встать и пойти в ванную. Домашние хозяйки, посещающие “поднимающие дух собрания”, чтобы суметь завербовать друзей и соседей в торговую организацию типа пирамиды. Сотни студентов, собирающиеся в аккредитованном университете, где им говорят, что они смогут левитировать и “летать” по воздуху, если только будут достаточно усердно медитировать. Ученики средней школы, практикующие сатанистские ритуалы, включающие кровь и урину, управляемые более старшим лидером, который утверждает, что разовьет их личную силу. Сотни людей самого разного рода, которые платят огромные суммы, чтобы узнать космические истины у “канализированного” духа.

Это некоторые из форм, которые принимает сегодня культовый феномен.

Знаете ли вы кого-нибудь, кто прошел через радикальное изменение личности из-за участия в подобной группе? Странности, которым подвергся благодаря контакту с деструктивным культом кто-то, кого вы знаете — кто-то в вашей семье, один из ваших друзей или кто-нибудь на работе, в школе. Если нет, возможно, лишь вопрос времени, когда это случится.

За последние двадцать лет феномен деструктивных культов быстро разросся в проблему громадной социальной и политической важности. Подсчитано, что в Соединенных Штатах сейчас имеется приблизительно три тысячи деструктивных культов, в которых участвуют три миллиона человек (1). Они выступают во многих разнообразных типах и размерах. Некоторые культы имеют сотни миллионов долларов, в то время как другие являются достаточно бедными. Некоторые, однако, явно опаснее других. Не согласные с тем, чтобы применять власть просто в отношении жизни своих членов, они ставят в повестку дня завоевание политической власти для применения ее в переделке американского общества — и, для некоторых из них, даже мира.

Учитывая, до какой степени деструктивные культы были в состоянии защитить себя от общественного исследования за последние несколько лет, можно показаться паникером, если рассматривать их как угрозу для индивидуальной свободы и общества в целом. Однако, они влияют на политический ландшафт широкими лоббистскими усилиями и агитацией за кандидатов (2). Некоторые пытаются повлиять на внешнюю политику Соединенных Штатов путем скрытного лоббирования для иностранных держав (3). Выяснилось, что мунисты были главными поставщиками денег и оружия для сил контрас в Никарагуа (4). Они также вложили от 70 до 100 миллионов долларов в Уругвае (5), возможно, в попытке превратить эту страну в первое культовое теократическое государство — плацдарм, с которого можно следовать их провозглашенной ими цели “победить и подчинить мир” (6).

В Соединенных Штатах культы оказывают громадное экономическое влияние, покупая огромные кварталы недвижимости и вступая во владение сотнями деловых предприятий. Некоторые проникают в корпорации под предлогом предложения обучения административного руководства, в то же время затаив скрытый план захвата компании в собственность. Некоторые стремятся повлиять на судебную систему, тратя миллионы долларов на верховных юристов, чтобы попытаться подчинить закон своей воле.

Поскольку все культы полагают, что цель оправдывает средства, они верят, что они выше закона. Поскольку они верят, что то, что делают, является “правильным” и “справедливым”, многие из них, не задумываясь, лгут, крадут, мошенничают или неэтично применяют контроль сознания, чтобы достичь своих целей. Они нарушают глубочайшим и фундаментальнейшим образом гражданские свободы людей, которых вербуют. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов.

Так или иначе, какое право я имею называть группу деструктивным культом? Мое право свободно выражать свое мнение без наклеивания кому-либо ярлыков, конечно, гарантируется Конституцией Соединенных Штатов. Однако, когда я называю культ “деструктивным”, то делаю это потому, что он отвечает критериям, описанным более подробно в главе 6. Кратко, это группа, которая нарушает права своих членов и наносит им ущерб посредством насильственных методик неэтичного контроля сознания. Не все группы, которые можно называть “культами”, поскольку кажется, что они включают в себя странные верования и практику, обязательно деструктивные. Деструктивный культ отличается от нормальной социальной или религиозной группы тем, что подвергает членов обману или другим видам наносящего ущерб влияния, чтобы удержать их в группе.

Если бы я лично не пострадал от пребывания под контролем сознания в течение двух с половиной лет, то, вероятно, был бы стойким защитником прав подобных групп свободно практиковать без помехи в виде общественного повышенного внимания. Я решительный сторонник предоставления широких гражданских прав, озабоченный защитой личной свободы и защищающий конституционные гарантии религиозной свободы. Я полностью поддерживаю право людей верить в то, что они выбирают, не важно, насколько странны и не ортодоксальны их верования. Если люди хотят верить в то, что мистер Мун — Мессия, это их право. Однако, — и это решающий пункт — людей следует защищать от процессов, которые заставляют их поверить, что мистер Мун — Мессия.

Цель этой главы — показать широкое распространение неэтичного, принудительного контроля сознания путем описания различных сфер общества, в которых возникают культы, и методик, применяемых при вербовке. Именно методы действия делают культы деструктивными. То, как группа проводит вербовку и что происходит в период членства, определяет, уважает ли она права людей выбирать для себя то, во что они хотят верить. Если для вербовки и контроля последователей применяются обман, гипноз и другие виды методик контроля сознания, тогда права людей нарушаются.

“Культы” не являются новыми. В ходе истории группы энтузиастов возникали вокруг харизматических лидеров самого разного рода. Но в последние годы кое-что добавилось: систематическое использование современных психологических методик для ослабления личной воли и завоевания контроля над мыслями, чувствами и поведением.

Хотя мы обычно думаем о “культах” как о религиозных (первое определение слова “культ” в Webster ’ s Third New International Dictionary [Вебстеровском Третьем Новом Международном Словаре] — “религиозная практика: богослужение”), в действительности они обычно бывают полностью светскими. Webster ’ s (Вебстер) также определяет “культ” как “обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью или преданностью к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность)”. Это второе определение начинает близко подходить к значению современного культа, но несколько недостаточно. Современные культы имеют фактически неограниченную общественную привлекательность. Для краткости с этого момента я буду называть многие группы просто “культами”. Вы, однако, можете предположить, что я использую этот термин только для тех групп, которые отвечают критериям деструктивности.

В прошедшие времена культовые или сектантские лидеры могли быть очень подчиняющими себе и также склонными к насилию. Обвинения их в контроле сознания имеют долгую историю. Но лидеры добивались своего господства над последователями сравнительно мягким путем проб и ошибок, обучаясь по мере того, как продвигались вперед. Руководство культом было искусством, практикуемым очень немногими. В некоторых случаях группы, которые первоначально считались культами в свои ранние дни, вырастали в уважаемые основные религии, такие, как христианская наука, занявшая выдающееся положение примерно за сто лет. Однако даже основные религиозные организации могут иметь деструктивные аспекты и иметь элементы, встречающиеся у более новых деструктивных культов.

В наше время контроль сознания становится все более научным. Во времени Второй мировой войны разведывательные агентства по всему миру были агрессивно заняты исследованиями по контролю сознания и его развитием. ЦРУ признается в проведении наркотических, электрошоковых и гипнотических экспериментов с начала 1950-х годов под кодовым названием MK-ULTRA (7). С того времени исследования были расширены в других сферах.

Поколение назад движение человеческого потенциала в психологии начало экспериментировать с процедурами, предназначенными для управления индивидуальной и групповой динамикой. Эти методики развивались с наилучшими побуждениями: вызволить людей из плена истощающих умственных привычек и показать им, насколько они могут на самом деле стать иными. В конце 1960-х годов стала популярной форма групповой терапии, известная как занятия по чувствительности. На подобных встречах людей поощряли говорить о самых интимных личных делах с другими людьми в групповом окружении. Одной из пользовавшихся широкой популярностью методик того времени было “горячее сиденье”, при котором член группы сидел в центре круга, в то время как другие противостояли ему с тем, что они считали его недостатками или проблемами. Не приходится и говорить, что без контроля со стороны опытного терапевта подобная методика открывает значительные благоприятные возможности для насилия.

Другим усовершенствованием, которое начало влиять на многих людей, была популяризация гипноза, особенно через систему, известную как нейролингвистическое программирование (NLP) (упомянутое в главе 2). Растущее число людей знакомилось с определенными методиками возбуждения гипнотического транса, но часто без соответствующего рассмотрения этических аспектов работы с подсознанием.

Первоначально эти методы групповых процессов применялись только к добровольным участникам, и многие из них сообщали о положительных переживаниях. Вскоре, однако, некоторые из этих методик проникли в общую культуру популярной психологии, где они стали доступны для любого, намеренного применять насилие. Бесцеремонные личности начали использовать их для того, чтобы добыть деньги и власть путем манипулирования кружком последователей. “Горячее сиденье”, в частности, используется в ряде деструктивных культов, согласно сообщениям бывших культовых членов.

Многие члены групп популярной психологии переходили из одной организации в другую, принося с собой стили групповой динамики. Сектантские лидеры всех типов начали осознавать успех, который могли принести новые методы культового управления. Современный культовый феномен был в процессе разработки.

Благодаря возросшему освещению в средствах массовой информации люди в Соединенных Штатах начали узнавать о новых культах с середины до конца 1970-х годов. Кто может забыть зрелище Патти Херст (8), дочери одного из самых могущественных в стране газетных издателей, Вильяма Рэндолфа Херста III, превратившейся в “Таню”, члена Симбиотической освободительной армии (Symbionese Liberation Army), левацкого террористического культа?

По мере того, как начала расти общественная осведомленность о деструктивном потенциале членства в культе, мы видим зарождение депрограммирования. Профессиональные депрограммисты, подобные Теду Патрику, нанятые семьей члена культа, обычно насильно похищали человека и, часто в изолированной комнате мотеля, пытались аннулировать культовое “промывание мозгов” (9). Тысячи членов культов, подобно мне, были действительно надолго избавлены от “промывки мозгов”, и они давали впечатляющие публичные свидетельские показания о том, как работает контроль сознания. Многие другие депрограммирования потерпели неудачу, и члены и культы иногда предъявляли иски против семей и депрограммистов.

Многие семьи, имевшие членов в деструктивных культах, находили похищение людей отвратительным, финансовое бремя тяжелым и угрозу судебной тяжбы устрашающей. Если они не хотели испробовать насильственное депрограммирование, у них не было иного выхода, как только быть терпеливыми и ждать, не случится ли чего-нибудь. Члены семей или друзья многих людей оставались в культах в течение всей середины 1970-х годов. Затем случилось нечто, изменившее способ, которым вся нация воспринимала деструктивные культы: резня в Джонстауне.

Над троном Джонса была прикреплена надпись, которая гласила: “Те, кто не помнит прошлого, обречены его повторять”. Хотя никто не может объяснить, почему Джонс выбрал это высказывание Джорджа Сантаяны в качестве своего девиза, по иронии судьбы истина этого послания имеет к нам отношение сегодня, когда мы изучаем недавнюю историю культов и думаем о ее подтекстах.

Четыре главных типа культов

В то время как новость о резне в Джонстауне временно поразила мир, в обществе в целом в конце 1970-х годов было мало общего понимания роли неэтичного контроля сознания или того, насколько широким уже стало его применение. В течение десятилетия после резни культовые группы продолжали расти неослабленными. Появлялись новые группы, а старые становились более усложненными. В настоящее время существуют группы, использующие контроль сознания в нескольких различных сферах общества. Эти организации включают религиозные, политические, психотерапевтические/образовательные и коммерческие культы.

Религиозные культы являются самыми известными и самыми многочисленными. Эти группы сосредоточены на религиозной догме. Одни используют Библию, другие основываются на восточных религиях, третьи занимаются заимствованием из оккультных знаний, а некоторые являются чистым изобретением своих лидеров. Хотя большинство их претендуют на то, что находятся в сфере духовности, все, что следует сделать, чтобы увидеть их истинный цвет, это изучить, какой акцент делается на “материальный” мир — роскошный образ жизни лидеров, недвижимость стоимостью в миллионы долларов, широкие деловые предприятия и так далее. Одним из примеров, уже изученным в некоторых деталях, является Церковь Унификации. Другие включат Церковь сайентологии (10), Церковь Универсальную и Торжествующую (11), Международный Путь (12) и Раджниша (13).

Политические культы часто появляются в новостях, обычно с добавлением слов “крайний, неформальный” или “экстремистский”, но большинство людей не слышат об обманной вербовке и практике контроля сознания, которые отличают их от заурядных фанатиков. Эти группы организованы вокруг определенной политической догмы. Один из лидеров подобной группы, Линдон Ларуш, выставлял свою кандидатуру на трех последних президентских выборах и претендовал на то, чтобы давать советы верховным государственным и деловым руководителям (14). Другую группу, известную под названием “Движение”, бомбила в Филадельфии полиция после того, как они спрятались в арсенале с оружием (15). Еще одна, Арийская Нация, устраивает тренировочные лагеря по “выживанию” для защиты доктрины белого превосходства с планами захватить Соединенные Штаты или умереть в попытке это сделать (16). Можно было бы также указать на теперь исчезнувшую Демократическую Партию Рабочих Калифорнии, как на пример крайнего левацкого культа (17).

Психотерапевтические/образовательные культы проводят семинары и занятия за сотни долларов, чтобы обеспечить “понимание” и “просвещенность”, обычно в обстановке комнат для собраний в отелях. Эти культы используют многие основные методики контроля сознания, чтобы дать участникам “максимум” переживания. Это переживание может быть всем, что происходит с потребителями, но другими манипулируют, заставляя записываться на более дорогие курсы совершенствования. Выпускники курсов усовершенствования затем могут оказаться впутанными в группу. Взяв на себя обязательства в отношении группы, члены получают распоряжение привести друзей, родственников, коллег по работе или прервать с ними связи. Но вербовщикам не разрешается раскрывать слишком многое относительно программы. Многие из этих групп вызвали нервное расстройство, разрушенные браки и неудачи в бизнесе, не говоря уже о некоторых хорошо документированных самоубийствах и смертях в результате вызванных безрассудством несчастных случаев. Люди, руководящие подобными группами, иногда имеют сомнительное личное прошлое, и у них часто мало или совсем нет рекомендаций.

Коммерческие культы полагаются на догму жадности. Они обманывают людей и манипулируют ими, заставляя работать за малую плату или вовсе без нее в надежде разбогатеть. Существует множество рыночных организаций типа пирамид или многоуровневых, обещающих большие деньги, но обдирающие свои жертвы, как липку. Они разрушают чувство собственного достоинства жертв, так что они не жалуются. Успех зависит от вербовки новых людей, которые, в свою очередь, рекрутируют других. Другие коммерческие культы включают такие, которые запугивают людей, чтобы те от двери к двери ястребами навязывали подписку на журналы или какие-то другие предметы. Такие культы помещают в местных газетах рекламу, обещающую волнующее путешествие и выгодную карьеру. Культовые вербовщики проводят “интервью” в комнатах отелей, делая своими жертвами учащихся средней школы и колледжей. Когда людей “принимают”, их обычно заставляют платить деньги за “подготовку”, а затем посылают в фургонах куда-нибудь подальше продавать товары. Торговцами манипулируют посредством страха и чувства вины, иногда применяют к ним физическое и сексуальное насилие. Эти люди становятся рабами “компании” и передают свои деньги, чтобы оплачивать “расходы на проживание”.

Вербовка: Как это делается

Как вы можете видеть, существует множество способов заманить людей в группу, применяющую контроль сознания. Поскольку деструктивные группы сознательно выискивают людей умных, талантливых и преуспевающих, сами члены чрезвычайно убедительны и соблазнительны для вновь приходящих. В самом деле, один только образец искренних, преданных членов, которых встречает вновь пришедший, возможно, более привлекателен для предполагаемого новообращенного, чем любая доктрина или структура. Крупные культы доказывают, что они знают, как хорошо готовить своих “торговцев”. Они обрабатывают членов идеологически таким образом, чтобы показывать только наилучшие стороны организации. Членов учат подавлять любые негативные чувства, имеющиеся у них относительно группы, и всегда показывать постоянно улыбающееся, “счастливое” лицо.

Более того, их учат составлять мнение о вновь пришедшем и “упаковывать” группу в такой форме, чтобы ее было легко ему “продать”. У мунистов меня учили использовать состоящую из четырех частей модель личности, помогающую рекрутировать новых членов. Люди были разделены на категории мыслителей, чувствительных, дельцов или верующих. Мыслители — это люди, которые подходят к жизни с точки зрения мышления, как интеллектуалы. Чувствительные руководствуются эмоциями. Дельцы ориентированы на деятельность и очень склонны к физическим действиям. Верующие духовно ориентированы.

Если человек попадал в категорию мыслителей, мы обычно применяли интеллектуальный подход. Мы показывали ему фотографии нобелевских лауреатов на одной из организованных группой конференций, или философов, обсуждающих ряд интересных тем. Создавалось преднамеренное неверное представление, будто эти гиганты ученых и академических сообществ были приверженцами движения. На деле, насколько я знаю, никто из них в действительности не поддерживал дело Муна. Они были заинтересованы во встрече с профессиональными коллегами и друзьями. Конечно, оплаченные поездки и тысячи долларов, выплаченные в качестве гонораров, были дополнительными стимулами.

Чувствительные, как правило, хорошо реагировали на любовный, заботливый подход членов культа. Для этих людей моя группа делала акцент на нашем эмоциональном благосостоянии, а также на аспекте группы как расширенной семьи. Мы всегда с такими людьми говорили о любви и о том, насколько недостаточно “настоящей” любви в мире. Чувствительные автоматически стремятся быть признанными другими в групповой ситуации, поэтому мы отклонялись от своего пути, чтобы обеспечить данного человека сердечным и соблазнительным ощущением безусловного одобрения.

Дельцы склонны любить проблемы и стремятся многое осуществить в жизни. Они — люди, ориентированные на действие. Возможно, они видят бедность и страдания в мире и хотят положить им конец. Мы обычно говорили им, как много мы делаем в этих направлениях. Возможно, они озабочены войной или коммунизмом. Мы всегда делали таким образом, чтобы все звучало так, точно мы — единственная организация с планом, который работает. (Даже если объективно это было неверно, мы верили, что это правда). Мы говорили таким людям о всех сотнях программ, организованных нами для того, чтобы укрепить и исцелить “сломанный” мир.

Мы рассматривали верующих как людей, ищущих Бога, или ищущих духовного смысла жизни. Они типично говорили нам о своих духовных переживаниях — мечтах, видениях, откровениях. По большей части, такие люди были “широко открытыми” и в действительности сами себя вербовали. Для меня всегда было поразительно, как много людей из этой категории рассказывали нам, что они как раз молились Богу, чтобы он показал, чего от них хочет. Многие верили, что их “духовно” вели к встрече с одним из наших членов. С ними достаточно было поделиться “свидетельствами”, чтобы убедить, что к нам их привел Бог.

Вопреки общественному восприятию, большинство людей, которых мы вербовали, не попадали в категорию верующих. Большинство были либо чувствительные, либо дельцы. Многие из так называемых мыслителей в конечном счете становились лидерами в организации.

С этой моделью личности для руководства вербовщиков и с сотнями групп прикрытия, за спиной которых можно действовать, организация Муна забрасывает широкую вербовочную сеть, которая вовлекает самых разных людей (18). В самом деле, члены рассматривают себя в качестве “рыбаков, ловящих людей”, термин, взятый из метафоры Иисуса для его апостолов в Новом Завете.

Работа рыбаков, однако, значительно облегчается тем фактом, что большинство людей не имеет понятия о значительных ресурсах главных деструктивных культов. Многие из наиболее крупных стали достаточно богатыми благодаря методикам и стратегии общественного сбора средств, а также выкачиванию банковских счетов и собственности своих собственных членов. Они вновь вкладывают значительную часть капитала в вербовку новых членов. Сегодня достаточно обычно для некоторых культовых групп тратить огромные суммы денег на рекламные фирмы. Они дополнительно платят специалистам, чтобы помочь создать положительный “образ”, который будет способствовать большей эффективности в следовании скрытым планам. Они нанимают специалистов по маркетингу, чтобы разрабатывать кампании по вербовке. Они будут использовать все, что срабатывает.

Для среднего человека шансов выстоять немного. Он не понимает контроля сознания. Он не знает, насколько по-разному действуют культовые группы. Он не знает, какие задавать вопросы и за каким поведением следить. Средний человек полагает, что его никогда не обставят.

Почему у них такой успех?

Почему существует всеобъемлющее благодушие по поводу угрозы культов, контролирующих сознание? Прежде всего, признание того, что неэтичный контроль сознания может подействовать на каждого, бросает вызов старому философскому представлению (на котором базируются наши нынешние законы) о том, что человек — это рациональное существо, ответственное за каждое свое действие и контролирующее его. Подобная точка зрения на мир не допускает никакой концепции о контроле сознания. Во-вторых, все мы обладаем уверенностью в собственной неуязвимости. Слишком жутко думать, что кто-то может захватить контроль над нашим мозгом. В-третьих, процессы влияния начинаются с того момента, как мы рождаемся, так что легко занять позицию, согласно которой все является контролем сознания. Легко тогда просто сказать: “Зачем об этом беспокоиться?”

Давайте начнем с идеи, что человек — существо разумное. Если люди действуют с такой точки зрения, они просто верят, что члены разумно “предпочли” жить отклоняющимся от общепринятого жизненным стилем. Если этот человек взрослый, в состоянии спорить, тогда он имеет право жить так, как хочет. Этот аргумент был бы верен, если бы не было обманных методик, применяемых для незаконного влияния на “выбор” данного человека.

Хотя это может быть очевидно, мы, человеческие существа, не целиком “рациональные” создания. Полная рациональность отрицает нашу эмоциональную и физическую природу. Мы не можем функционировать без эмоций. Нам всем в жизни нужны любовь, дружба, внимание и одобрение. Большинство из нас согласилось бы, например, с тем, насколько изумительно влюбиться. Никто не стал бы спорить и с тем, что наши тела имеют огромное воздействие на то, как мы функционируем. Проводили ли вы несколько дней без сна или лишь немного поспав? Если так, я сомневаюсь, что без сна вы функционировали рационально и при полном контроле над каждым действием. Постились (совсем без еды) ли вы целыми днями? Мозг начинает галлюцинировать, когда тело ест недостаточно. В таких обстоятельствах физиология подрывает рациональность.

Затем, конечно, мы имеем проблемы, возникающие из веры в свою неуязвимость. Нам всем необходимо чувствовать, что мы контролируем свою жизнь. Нам не нравится чувствовать, что события выходят из-под контроля, так что мы приводим реальность в порядок таким образом, чтобы это имело смысл. Когда мы слышим, что с кем-то случилось что-то плохое (возможно, на него напали сзади, схватив за горло, или изнасиловали), мы обычно стараемся найти причину, объясняющую, почему этот человек стал жертвой. Не прогуливался ли он “не в то” время в “плохих” окрестностях? Люди стараются приписать тому, что случилось, прямую причинно-следственную связь: если с ней что-то случилось, значит, она сделала что-то неправильно. Этот тип поведения называется возложением вины на жертву.

Хотя есть определенное достоинство в попытке оценить возможно легкомысленное поведение (в самом деле, нам следует учиться на трагедиях жизни), действительность может заключаться в том, что человек просто был не в том месте не в то время. Обвинение жертвы играет важную психологическую роль в том, что позволяет нам дистанцироваться от человека, который пострадал. Таким образом мы говорим себе: “Подобная вещь не может случиться со мной, потому что я другой. Я знаю лучше”. Часто люди смотрят на культовую жертву и ошибочно говорят: “Какой слабоумный человек; он, должно быть, стремился избежать ответственности и найти кого-нибудь, кто контролировал бы его жизнь”. Таким образом люди отрицают ту реальность, что подобная вещь вполне могла бы случиться и с ними.

Люди верят, что “это никогда не может с ними случиться”, потому что они хотят верить, что они лучше и сильнее, чем миллионы тех, кто пал жертвой культового контроля сознания. Однако наша потребность верить, что мы неуязвимы, в действительности является слабостью, на которой легко могут сыграть культовые вербовщики. Например, вербовщик может сказать: “Итак, Билл, ты меня поразил, как очень разумный, искушенный человек. Ты никогда никому не позволишь заставить тебя делать что-то такое, что ты не хочешь делать. Поэтому никогда не позволишь предубежденным средствам массовой информации испугать себя странными утверждениями о контроле сознания. Ты для этого слишком проницателен. Итак, когда ты хочешь зайти на эту лекцию?”

Наконец, как насчет философской позиции, “что все является контролем сознания”? Ну, конечно, верно, что на нас всю жизнь оказывается влияние. Однако, существует континуум процессов влияния, который на одном конце начинается добрыми влияниями (друг, предлагающий нам посмотреть конкретный фильм) и заканчивается в другой крайности деструктивными влияниями, такими, как идеологическая обработка человека таким образом, чтобы он убил себя или причинил вред другим (Джонстаун). Большинство групп, которыми я интересуюсь, попадают близко к этому концу континуума.

Что я на самом деле имею в виду под контролем сознания? Данный термин относится к набору методик, которые воздействуют на то, как человек думает, чувствует и действует. (Смотрите главу 4). Как большинство видов знания, он не является по неотъемлемой своей сути ни добрым, ни злым. Если методики контроля сознания применяются для того, чтобы обеспечить личности больший выбор, и управление его жизнью остается внутри него самого, то результаты могут быть очень благотворными. Например, люди применяют гипноз, чтобы избавиться от привычки к курению. Однако, если контроль сознания используется для изменения системы убеждений человека без основанного на информированности согласия и делает его зависимым от внешних авторитетных фигур, последствия могут быть поистине разрушительными.

Некоторые деструктивные группы по существу делают из своих членов наркоманов. При условии, что алкоголизм и злоупотребление наркотическими веществами сейчас до такой степени находятся в центре национального внимания, важно, чтобы психологи и психотерапевты уделяли внимание этой части бывших членов культа. Люди, которых обработали идеологически таким образом, чтобы они занимались чрезмерной (в течение долгих часов) медитацией или методиками монотонного пения, могут стать психологически и физиологически привязанными к методике контроля сознания. Подобное убаюкивание мозга порождает сильное высвобождение химических препаратов мозга, вызывающее не только расщепленное умственное состояние, но также “подъем”, подобный создаваемому незаконными наркотиками. Некоторые бывшие члены, которые пользовались этими методиками несколько лет, сообщают о широком разнообразии разрушительных побочных эффектов, включая сильные головные боли, непроизвольные мускульные спазмы и снижение познавательных способностей, таких, как память, сосредоточенность и умение принимать решения.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!