Список сокращений и список символических обозначений 155 страница



Ц. з. разделяют на 3 типа – трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое – в зависимости от наличия 3, 2 или 1 типа фотопигментов (колбочек) в сетчатке. Два первых типа подразделяются далее каждый на 3 класса: протаномалы, дейтероаномалы, тританомалы; протанопы, дейтеранопы, тританопы. Некоторые авторы выделяют еще один класс дихроматов – тетартанопы. У людей наиболее часто встречаются дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) – 6–7 % мужчин и 0,5–0,6 % женщин, реже протаны (протанопы и протаномалы) – 2–3 % мужчин и 0,05 % женщин, и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы). Среди животных, причем на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого. См. Ахроматическое зрение, Дейтеранопия, Протанопия, Тританопия, Теории цветового зрения, Цвет, Цветовое восприятие. (Ч. А. Измайлов)

ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО (англ. color solid) – пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения цветов, причем мерность пространства обычно бывает равна 3 – числу субъективных характеристик цвета (тон, светлота, насыщенность). Известны самые различные Ц. т. – от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО‑31 принято векторное пространство, заключенное между 3 косоугольными осями координат (X, Y, Z) и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат (в этой точке представлен черный цвет). Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурному, полученному при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов подчиняется принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета. См. также Аддитивное смешение цветов, Цветоощущение. (Ч. А. Измайлов)

ЦВЕТООЩУЩЕНИЕ (англ. color sensation) – способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное качество – хроматичность (или «цветность»). Син. цветовое ощущение, ощущение цвета. Целостность Ц. определяется законом цветового смешения, смысл которого в том, что какой бы ни был физический состав светового излучения (простой, монохроматический, или сложный, составленный из многих длин волн), Ц. будет качественно однородным, так что в общем случае невозможно по цвету определить состав электромагнитных волн излучения. Хроматичность каждого цвета характеризуется 2 цветовыми качествами – цветовым тоном и насыщенностью.

Цветовым тоном называется такая особенность цвета, которая в языке обозначается словами «красный», «синий», «желтый», «пурпурный», «зеленый» и т. д. Цветовой тон простого, монохроматического излучения прямо связан с длиной волны в спектральном ряду. У сложного излучения цветовой тон зависит от комбинации длин волн, однако эта зависимость неоднозначн, и выражается специальными формулами в межд. системе спецификации цвета МКО‑31 и МКО‑64.

Цветовой насыщенностью называется степень выраженности цветового тона в данном цвете по сравнению с полностью ахроматическим – белым или серым цветом. Чем более отличается данный цвет от белого, тем больше его насыщенность и тем меньше его белизна, и наоборот. Белизна цвета, т. о., это качество цвета, обратное насыщенности. См. Законы смешения цветов. (Ч. А. Измайлов)

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. goal‑directed behaviour) – поведение, которое не является рефлекторной реакцией на имеющуюся в данный момент обстановку, но направлено к субъективно репрезентированной цели.

ЦЕЛИ‑МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (англ. performance goals) – в когнитивно‑социальной теории, цели (желаемые события будущего), ради которых осваиваются и выполняются действия, которые мотивируют человека на протяжении длительного времени и дают ему силы преодолевать сиюминутные влияния.

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. holistic psychology) – общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальтпсихологию, школу К. Левина (см. Топологическая и векторная психология). Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементаризма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п. (Е. Е. Соколова)

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. wholeness of perception) – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальтпсихологами – М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальтпсихологии Ц. в. понималась как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (англ. holistic approach) (в психологии) – совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:

1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их – так понималось гештальткачество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого – психологическое поле, гештальт в гештальтпсихологии);

2) выделение «целостных» единиц анализа, наиболее адекватных целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);

3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы «психологического поля» в гештальтпсихологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.);

4) законы развития целого.

Ц. п. был введен в психологию гештальтпсихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно‑исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова)

ЦЕЛЬ (англ. purpose, mental goal) – 1) объект, на который направлено действие (напр., мишень, цель слежения и т. д.); 2) образ (представление) результатов, на достижение которых направлены деятельность, действие, поведение; выполняет регулятивную функцию. Человеческие Ц. имеют сознательный, знаково– и мотивоопосредствованный характер, при этом процессы целеполагания и достижения Ц., не обладающих самостоятельной побудительной силой, должны быть произвольными. См. также Воля, Двигательная задача, Деятельность, Задача, Интенция. (Б. М.)

ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ (англ. action goal) – предварительное представление человека о конечном результате действия. См. Цель.

ЦЕНЗУРА (от лат. censere – ценить, оценивать; решать, определять; англ. censorship) – в психоаналитической теории З. Фрейда психическая функция и инстанция, осуществляющая фильтрацию содержания бессознательного, стремящегося проникнуть в сознание. С помощью этого понятия в своих ранних работах Фрейд пытался объяснить символизм сновидений. Позднее он «передал» функции цензуры подструктуре личности, которая названа Супер‑Эго и которая постоянно контролирует вместе с Эго сознание и поведение, противодействуя неприемлемым идеям и импульсам, исходящим из Оно. См. Комплекс Эдипа, Психоанализ, Сон, Фрейдизм. (Б. М.)

ЦЕННОСТИ (англ. values) – 1) один из важнейших и обязательных компонентов культуры и идеологий, включающий довольно общие по содержанию идеи о самых необходимых для человека и общества условиях и целях существования (напр., построение коммунистического общества, свободная и самодостаточная личность или уважение к предкам и добрые отношения между людьми); 2) ценность – субъективно переживаемая или рационально оцениваемая значимость, важность чего‑либо для индивида с т. зр. удовлетворения его потребностей или достижения некоторых целей (напр., пищевая ценность продукта, эстетическая ценность объекта). Побуждающие к деятельности мотивы – это именно условия жизни и цели, которые с т. зр. субъекта обладают высокой Ц. Близкие понятия – Валентность, Личностный смысл. (Б. М.)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (англ. value orientations) – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Син. система ценностей. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) т. н. соц. ценностей. В социологических концепциях Ц. о. нередко трактуются как соц. ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и служат главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. (Б. М.)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – см. Нервная система, Мозг.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ (англ. central vision) – зрение с помощью фовеальной и парафовеальной части сетчатки глаза. Син. фовеальное зрение. Участок сетчатки, расположенный в центре желтого пятна, называется центральной ямкой (fovea centralis); его диаметр составляет ок. 1,7°. Ц. з. обеспечивает максимальную остроту зрения и цветоразличительную чувствительность. Поэтому при рассматривании к.‑л. предмета глаза человека рефлекторно устанавливаются т. о., что изображение этого предмета (или его часть) проецируется на фовеа. См. Движения глаз, Зрение, Периферическое зрение. (Т. П. Зинченко)

ЦЕНТРАЦИЯ (англ. centration) – термин, используемый Ж. Пиаже в 2 смыслах: 1) син. понятия эгоцентризм, характеристика процесса мышления; 2) фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.

Ц. в первом смысле Пиаже противопоставлял децентрацию – способность рассматривать ситуацию с др. т. зр., со стороны. Интеллектуальное развитие ребенка идет в направлении от Ц. к децентрации.

ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ (син. центростремительный) – см. Афферентный.

ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ (син. центробежный) – см. Эфферентный.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ – см. Эфферентный.

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЙ – см. Афферентный.

ЦИКЛОГРАФИЯ (от греч. cyklos – круг + grapho – пишу) – первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. Бернштейн усовершенствовал Ц. и предложил ряд модификаций: кимоциклографию для изучения сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа перемещений тела в 3 плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд движений отдельных точек тела, пределы изменения суставных углов. На основе анализа циклограмм – циклограмметрии – строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей, ускорений движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить величины сил, обусловливающих данное движение. Современные технические возможности таковы, что исследователь практически без собственного труда может получать сложную информацию о движении еще в ходе его выполнения, тогда как Бернштейн и его предшественники прилагали титанические усилия для измерений и расчетов.

ЦИРКУЛЯРНЫЕ РЕАКЦИИ (англ. circular reactions) – термин Д. Болдуина, означающий повторение ребенком реакций, результат которых открыт им случайно. Син. круговые реакции. Ж. Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р.

Первичные Ц. р. – повторение действия ради самого действия – возникают на 2‑й стадии развития сенсомоторного интеллекта (2–4 мес.) и ведут к формированию первых навыков.

Вторичные Ц. р. – повторение действия ради получения интересного результата – возникают на 3‑й стадии развития сенсомоторного интеллекта и знаменуют собой начало становления интеллекта, т. е. возникновение дифференциации цели (результата) и средства (самого действия) для ее достижения. Некоторые исследователи (напр., Д. Берлайн) рассматривают вторичные Ц. р. как наиболее ранние формы ориентировочно‑исследовательского поведения ребенка.

Третичные Ц. р. появляются на 5‑й стадии развития сенсомоторного интеллекта. Повторяя действие, ребенок изменяет его, чтобы проследить, к каким результатам оно ведет. Так возникают схемы действия и формируются новые средства для достижения цели, расширяются возможности ориентирования ребенка. В его поведении появляются зачатки экспериментирования (см. Наглядно‑действенное мышление). (Л. Ф. Обухова)

 

Ч

 

ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕТОДИКА – см. Методика частичного воспроизведения.

ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ЧСС (англ. heart rate) – характеристика работы сердечно‑сосудистой системы, которая находится под «непосредственным» влиянием эмоциональных факторов и управляется вегетативной н. с., как ее симпатическим, так и парасимпатическим отделами. Син. частота пульса. Учащение пульса тесно связано с энергетическими затратами. ЧСС определяется либо автоматически при обработке сигналов электрокардиограммы, либо, когда не требуется высокая точность регистрации, субъективно с применением метода пальпации, т. е. прощупывания пульса в желобке лучевой кости в нижнем отделе предплечья. Считается, что по разности ЧСС до и во время (или сразу после) действия стрессора можно оценить интенсивность состояния стресса. (Б. М.)

ЧАСТОТНЫЙ ФИЛЬТР – см. Спектрометрия, Фильтр частот.

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ (англ. anthropology; от греч. anthropos – человек + logos – слово) – широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа, натура), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию «Ч.» и антропологии, то можно выделить по крайней мере 4 значения Ч., различающихся своей широтой: 1) Ч. как вся совокупность знаний о человеке, включая научное и вненаучное Ч.; 2) Ч. как все науки о человеке (научное Ч.), естественные и гуманитарные; 3) Ч. как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии); 4) Ч. как физическая (в идеале – биологическая) антропология (сов. модель антропологии).

Знания м. б. не только научные, но и вненаучные – фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и «паранаучные» (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины (ср. Конструкционизм, Постмодернизм). За пределами науки – в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами – также ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике (см. Психологическая педагогика), психотерапии, медицине, политике и т. д. См. также Личностно‑центрированный подход в психотерапии.

Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко‑этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются рассказы и о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал: души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем. классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!