Список сокращений и список символических обозначений 103 страница



ПОРОГ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ (англ. threshold of disappearance) – «технический» (вспомогательный) термин, используемый в психофизическом методе минимальных изменений: 1) при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов, ниже которой раздражитель перестает вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога – точка исчезновения впечатления разницы между сравниваемыми стимулами. П. и. определяется как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего положительный ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, приведшего к изменению категории ответа. Ср. Порог появления. (К. В. Бардин)

ПОРОГ МОМЕНТАЛЬНЫЙ (англ. momentary threshold) – мгновенное значение сенсорного порога; др. словами – значение, имеющее непрерывно флуктуирующий сенсорный порог в некоторый момент времени. См. Пороговая теория Фехнера, Порог сенсорный, Пороги ощущений. (К. В. Бардин)

ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА (англ. Fechner’s threshold theory) – составная часть психофизики, созданной Г. Фехнером. Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2‑го к 3‑му этапу – от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определить процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением.

Фехнер определил порог как критическую величину раздражения, выше которой действие последнего вызывает у человека ощущение, а ниже которой этого ощущения не возникает (Абсолютный порог). Применительно к ситуации различения (дискриминации) порог – это та минимальная разница в величине раздражителей, больше которой человек замечает различие между этими раздражителями и меньше которой они кажутся ему одинаковыми (Дифференциальный порог).

Т. о., порог выступает как та начальная точка, которую, очевидно, следует принимать за нуль отсчета при изменении ощущений. Этим путем и шел Фехнер при выводе основного психофизического закона (см. Закон Фехнера). Действительно, из формулы этого закона следует, что у = k (log S – log s), где y – величина ощущения; S – величина действующего раздражителя; s – величина абсолютного порога; k – константа. Очевидно, при величине раздражителя, равной пороговой, правая половина равенства обращается в нуль: ощущение не имеет места. Вместе с тем Фехнер признавал, что порог не является инвариантным во времени, и в различные временные моменты значения порога будут различными (см. Порог моментальный). Т. о., если порог, являющийся нижним пределом чувствительности сенсорной системы, представляет собой флуктуирующую величину, то, естественно, он м. б. охарактеризован лишь статистически. В связи с этим Фехнер был вынужден заняться разработкой методов измерения и вычисления порога, получивших название психофизических методов.

С т. зр. современной психофизики главным недостатком П. т. Ф. является то, что в ней не нашлось места феномену ложной тревоги, которому современные пороговые теории уделяют большое внимание (высокопороговая теория, теория двух состояний). Однако в ряде случаев, особенно в прикладных исследованиях, модель, предлагаемая П. т. Ф., используется до настоящего времени, напр., при измерении ощущений с помощью определения числа различительных ступеней.

Понятие порога, несмотря на ряд уточнений (см. Порог сенсорный), по существу, сохранилось до настоящего времени в том виде, в каком его ввел в психофизику Фехнер. Достаточно сказать, что С. Стивенс, выступивший с острой критикой закона Фехнера и предложивший иное математическое выражение зависимости ощущения от величины раздражителя (см. Закон Стивенса), ввел, подобно Фехнеру, в формулу этой зависимости величину порога: у = k (S – s)n, где у – величина ощущения, k – константа; n – экспонента, различная для разных модальностей; S – величина действующего раздражителя; s – пороговое значение раздражителя. Точно так же как и у Фехнера, в формуле Стивенса при S = s, т. е. когда величина действующего раздражителя опускается до порогового уровня, величина ощущения падает до нуля. (К. В. Бардин)

ПОРОГОВЫЕ ТЕОРИИ (англ. threshold theories) – распространенное, хотя и не вполне точное, название для множества теорий, описывающих принципы работы сенсорных систем.

Основой для этих теорий является проблема существования сенсорных порогов (см. Порог сенсорный). Согласно одним теориям, пороговый принцип считается основным в работе сенсорных систем, тогда как др. теории предполагают, что сенсорные системы работают по непрерывному, а не по пороговому, принципу. Т. о., к числу П. т. относятся как теории, принимающие пороговый принцип, так и теории, отвергающие его. В этом и заключается несомненная неточность названия «П. т.». В данном термине выражена, следовательно, только сама проблема, но не способ ее решения.

К числу основных П. т. относятся: классическая П. т. Фехнера, Классические теории непрерывности сенсорного ряда, Нейроквантовая теория, высокопороговая теория, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Теория двух состояний. (К. В. Бардин)

ПОРОГ ОПЕРАТИВНЫЙ – см. Оперативный порог.

ПОРОГ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ (англ. relative difference threshold, Weber fraction) – отношение величины дифференциального (разностного) порога к величине постоянного (фонового) раздражителя. Син. относительный разностный порог, относительный дифференциальный порог, дробь Вебера. См. Закон Вебера, Пороги ощущений. (Б. М.)

ПОРОГ ПОЯВЛЕНИЯ (англ. threshold of appearance) – технический (вспомогательный) термин, используемый в психофизическом методе минимальных изменений: 1) при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов, выше которой раздражитель начинает вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога – точка появления ощущения разницы между сравниваемыми стимулами. П. п. определяется как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего отрицат. ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, вызвавшего изменение категории ответа. Ср. Порог исчезновения. (К. В. Бардин)

ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ (англ. sensory threshold) – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на 2 класса: вызывающие ответную реакцию индивида и не вызывающие ее (см. Психофизика). Др. словами, П. с. – это уровень стимуляции, который должен быть превышен для того, чтобы возникла реакция. В психофизике в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это м. б. и др. двигательные, вегетативные и электроэнцефалографические реакции, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями (кожно‑гальваническая реакция, сосудистая реакция, депрессия альфа‑ритма, вызванные потенциалы и др.). См. Непроизвольные реакции.

Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсометрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем (у маленьких детей, не овладевших речью, у животных, у человека в случае его нежелания сообщать о своих ощущениях и т. д.). Вместе с тем появилась необходимость различать понятия П. с. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как порога реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (сигнальности или несигнальности раздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения).

В психофизике содержание понятия П. с. неоднократно подвергалось пересмотру и дискутируется до настоящего времени. Одни исследователи признают дискретный принцип построения субъективного ряда ощущений, предполагающий существование нижнего предела чувствительности сенсорных систем (каковым и считается порог). Чем ниже этот предел, тем выше чувствительность сенсорной системы, и наоборот. Чувствительность в этом случае определяется как величина, обратная порогу.

Др. исследователи принимают за основу принцип непрерывного построения субъективного ряда и отрицают наличие у сенсорных систем нижнего предела чувствительности. Понятие порога здесь излишне (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Критерий принятия решения). В таких теориях предлагаются др. меры, позволяющие характеризовать чувствительность сенсорной системы. Пороговые меры чувствительности, в т. ч. абсолютный порог и дифференциальный порог, с т. зр. этих теорий не более чем операциональные показатели, т. е. эмпирические величины, получаемые в результате проведенного по определенным правилам эксперимента (см. Операционализм); такие показатели при известных условиях м. б. полезными для характеристики функциональных возможностей сенсорной системы, но отнюдь не отражают принцип ее работы. См. Пороги ощущений, Порог моментальный. (К. В. Бардин)

ПОРОГ ТЕРМИНАЛЬНЫЙ (англ. pain threshold – болевой, болезненный порог; terminal threshold, terminal stimulus) – величина раздражителя, которая оказывается настолько большой, что ощущение, адекватное раздражителю, либо исчезает, либо переходит в ощущение др. модальности – тактильное, болевое (напр., при слепящей яркости светового стимула). Син. верхний абсолютный порог (см. Пороги ощущений). (К. В. Бардин)

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ (англ. birth order) – внутрисемейная переменная, указывающая на очередность рождения ребенка в данной семье. Многочисленные исследования показывают значимые корреляция между П. р. и рядом психологических свойств человека: напр., отрицат. корреляция между П. р. и невербальным коэффициентом интеллекта (по крайней мере, у лиц мужского пола). Однако в подобных массовых корреляционных исследованиях П. р. используется в контексте межсемейных сравнений. (Б. М.)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (в когнитивных моделях) (англ. sequential information processing) – поочередное прохождение информации от входа до выхода через ряд преобразований (этапов), так что в каждый отрезок времени (специфический для данного блока) преобразование осуществляется лишь в одном функциональном блоке, а информация к нему поступает только от предыдущего блока. Эти ограничения снимаются при параллельной обработке, предполагающей возможность одновременной работы нескольких блоков и поступление информации из разных источников. Син. последовательный принцип обработки информации. (А. И. Назаров)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (англ. sequential analysis) – способ проверки статистических гипотез в условиях, когда число наблюдений в исследовании не устанавливается заранее, а является случайной величиной. Первые представления о П. а. относятся к 1930‑м гг.; в современном виде П. а. разрабатывался А. Вальдом, затем Дж. Вольфовитцем, Г. Робинсом и др. Особенность П. а. состоит в том, что после осуществления каждого наблюдения принимается одно из след. решений: принять проверяемую гипотезу, отвергнуть ее, продолжить испытания. Прикладные задачи исследования, в котором применяется П. а., м. б. теми же, что и в случае проверки гипотез по выборкам заданной длины (напр., выяснить, каким из двух приборов с известными различными смещениями шкалы производятся текущие измерения, проверить предположение о доле ошибок в выполнении теста и т. п.), но при этом возможна существенная экономия в длительности эксперимента.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ (англ. afterimage, букв. послеобраз) – ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «cлед» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из‑за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1, 2 и 3‑й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей – «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А. Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild) – «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить последовательный образ или действовать с ним. Это так же, как и звон в ушах… Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

П. о. может наблюдаться без отчетливого видения исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК В ПАМЯТИ (англ. serial memory search) – последовательное сравнение пробного стимула с каждым элементом в памяти для установления идентичности. В частности, это понятие применимо к анализу процессов решения задачи в парадигме Стернберга. См. Поиск.

ПОСЛОВИЦА (греч. paroima, лат. adagium) – один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке; б) выражающее житейскую мудрость (моральные или технические предписания, ценностное знание о мире); в) как правило, имеющее иносказательную форму. Напр., На чужой каравай рот не разевай; Своя рубашка к телу ближе. Син. паремия.

П. широко применяется в целях изучения и диагностики мышления (напр., в патопсихологии, специальной психологии, нейропсихологии). Объяснение психодиагностической ценности П. дала Б. В. Зейгарник: «Пословицы являются таким жанром фольклора, в котором обобщение… передается через обозначение какого‑либо отдельного частного факта конкретной ситуации. Истинный смысл Пословицы только тогда становится понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в П., когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения. Только при этом условии осуществляется перенос содержания П. на др. ситуации. Такой перенос сходен по своим механизмам с переносом способа решения одной задачи на другую». (Б. М.)

ПОСТМОДЕРНИЗМ (англ. postmodernism) – широкое течение в современной культуре, г. о. в искусстве, философии и соц. науках, различные варианты которого нашли выражение в творчестве таких фр. мыслителей, как Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко и Ж. Ф. Лиотар, стремящихся противопоставить П. эпохе Просвещения, рационализму, позитивизму. В психологии к идеологии П. близки, в частности, гуманистическая психология и феноменологический подход, нарративная психология и соц. конструкционизм. В методологии П. делается попытка заменить представление о научном знании как объективном отражении реальности представлением о «соц. конструировании реальности» (Berger, Luckmann, 1996). Напр., Мишель Фуко всерьез отстаивает позицию антипсихиатрии, в соответствии с которой психическая болезнь – выдумка (фикция) общества. (Б. М.)

ПОСТОЯННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (англ. constant stimul) – (в классической психофизике) один из двух раздражителей, предъявляемых испытуемому при определении дифференциальных порогов, остающийся на протяжении всех опытов постоянным по величине и выполняющий роль образца, с которым испытуемый должен сравнивать второй раздражитель, меняющийся по величине и потому называемый переменным. Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый стимул. (К. В. Бардин)

ПОСТРОЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ (англ. formation of movements) – фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н. А. Бернштейном. П. д. – это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. П. д. не только теоретическая конструкция; это реальный процесс, протекающий при овладении тем или иным движением (см. Двигательный навык). П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия, двигательным составом, комплексом афферентаций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом. Каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контингентности движений). Различают 2 вида уровней: ведущий (он всегда один и определяется смыслом данной двигательной задачи, подчиняя себе остальные уровни) и фоновый (как правило, их несколько). Последние обслуживают фоновые (технические) компоненты движения: тонус, иннервацию и денервацию, реципрокное торможение, сложные мышечные синергии и т. п. Работа фоновых уровней обычно не осознается. См. Автоматизм, Координация движений, Принцип сенсорных коррекций, Сервомеханизм моторики. (А. И. Назаров)


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!