ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



Другие цели больше относятся к терапии:

• осознавание архетипических образов и обучение соотнесения с ними;

• движение от негативных к позитивным аспектам Великой Матери;

• интеграция противоположностей;

• интеграция, не вытеснение, прошлого опыта (DMT, 1992).

Эти два вида целеполагающих областей возможно в чем-то противоположны, но есть и множество целей между ними (например, «обострение чувства образа тела»).

Теория постмодернистской танцтерапии рассмотривает тело на физическом и метафорическом уровнях как отражение «смысла в движении» (Desmond, 1997), неустойчивой идентичности и «текучих» репрезентаций. Все это характерно для современной культуры, отличительными чертами которой являются транснациональность, безграничность, путешествия, множественность.

Современные культурологические исследования и исследования телесного опыта предполагают использование представлений психоанализа, феноменологического подхода, телесно-ориентированной терапии, психологии и психосоматической медицины. Грани между отдельными дисциплинами не являются отныне жесткими и носят открытый характер. Концепции танцедвигательной терапии, дополняемые теорией культуры, позволяют понять, «как социальная идентичность человека отражается в стиле его поведения и как использование им своего тела в танце раскрывает, усиливает или дополняет движения его тела вне танца, в том или ином историческом контексте» (Desmond, 1997, р. 29).

По данным Б. Бутон, в настоящее время в 30 странах мира работает более 1500 танцтерапевтов. Как и другие специалисты по психическому здоровью, они используют широкий диапазон техник, чтобы помочь своим пациентам. В то же время многие терапевты не придерживаются только одного подхода и используют техники разных подходов.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

В РОССИИ

Идеи ТДТ стали появляться в России с начала 1990-х гг. Многие из психологов, получив начальную информацию о ТДТ, начали свою практику с экспериментов и исследований, постепенно осваивая информацию о развитии танцтерапии на Западе и разрабатывая собственные подходы. В настоящее время в России существуют две образовательные программы по ТДТ: трехлетняя программа специализации при ИППиП И. Бирюковой (Москва) и авторская обучающая программа А. Гиршона по интегратив-ной танцевально-двигательной терапии (Москва, Киев, Минск). Свою обучающую программу проводила и Н. Веремеенко (Екатеринбург, Казахстан).

69


ГЛАВА 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Также в России разработано несколько авторских методов психокоррекции с использованием танцевально-двигательных техник (танцевально-экспрессивный тренинг Т. Шкурко, когнитивная пластика В. Никитина и др.).

Защищено несколько кандидатских диссертаций по ТДТ, и проведены некоторые значительные исследования. В диссертационном исследовании одного из авторов данной книги, Н. Веремеенко (научный руководитель профессор В. В. Козлов), было показано, что применение интегративных танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, к устойчивым во времени изменениям в образе «Я» (уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций, увеличение ответственно-великодушных и сотруд-ничающе-конвенциальных тенденций, приближение образа «Я-реального» к «Я-идеальному»), к коррекции самооценки (в аспекте повышения) и межличностных отношений. В. Н. Никитиным в диссертационном исследовании разработана и апробирована пластико-драматическая модель коррекции и развития подструктур сознания посредством актуализации невербального креативного действия и показано, что методические приемы пластико-когнитивного подхода позволяют развивать когнитивные, креативные и коммуникативные способности.

В исследовании М. А. Бебик выдвигается гипотеза о том, что танцевально-двигательная терапия является эффективным методом работы для людей с проблемой самопринятия. В ходе эксперимента сравнивались три группы взрослых людей, с которыми были проведены занятия по танцевально-двигательной терапии разными психотерапевтами, и одна группа социально-психологического тренинга общения. Статистическая обработка данных психологической диагностики показала, что по окончании групп танцевально-двигательной терапии у ее участников уровень самопринятия, самоуверенности и самоценности выше, чем в группе социально-психологического тренинга.

Л. Р. Сайфутдинова своей целью поставила разработку «программы по танце-двигательной терапии с детьми, имеющими аффективно-личностные трудности». В результате автор показала, что созданная ею программа, рассчитанная на один год, имеет положительное воздействие на детей с эмоционально-личностными проблемами (страхи и агрессия), но ее эффект в некоторых случаях ограничивается эндогенной природой заболеваний детей.

В. А. Лабунская и Т. А. Шкурко создали программу танцевально-экспрессивного тренинга, направленного на развитие внешнего (экспрессивного) «Я». Результаты применения тренинга подтверждают его адекватность целям развития экспрессивного «Я», которое достигается благодаря осознанию паттернов танцевально-экспрессивного репертуара, связанного с определенными отношениями и взаимоотношениями в группе, за счет раскрытия потенциалов своего экспрессивного репертуара, а также повышения спонтанности выражения и самовыражения.

70


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!