ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ



ляцию между отдельными личностями, участвующими в сеансе. В целом выводы ее малосодержательны. В. Руттенберг и др. (1974) предложили методику исследования поведения аутистичных и дефективных детей с целью описания их развития, которая учитывает и движение. Б. Кэлиш (1974) на основе системы «усилие-форма» разработала опросные листы движений. X. Кин (1971) учитывала изменения поведения у больных, которые свыше 9 месяцев принимали участие в танцтерапии, и установила, что, во-первых, из 74 пациентов только у 4 не произошло никаких изменений, и, во-вторых, выявила связь между числом сеансов и количеством показателей, по которым наблюдалось улучшение.

К. Шмайс (1972) исследовала роль анализа движений в танцтерапии. X. Мак-Карти (1973) в работе с восемью психически больными людьми, которые два месяца принимали участие в танцтерапии, применял тест изображения человека, чтобы определить различия в восприятии тела перед занятиями и по окончании двухмесячного периода.

С. Сэндел, Д. Джонсон, К. Бруно (1979) пытались в двух танцевальных сеансах с помощью подвижных игр определить эффективность работы групповых структур для различных диагностических групп, например, для группы людей, страдающих шизофренией, а также для лиц, имеющих характерологические нарушения на фоне общего физического и психического здоровья.

Исследований в области чувств практически нет, кроме работы А. Лес-те, Дж. Рост (1984), в которой авторы описывают изменение уровня тревожности, измеряемое при помощи опросника Спилбергера у 114 студентов четырех групп. При этом сравнивались разные группы: танцевальная, спортивная, музыкальная и математическая. Оказалось, что в спортивной и музыкальной группах показатели тревоги значимо не изменились, только в танцевальной группе уровень тревожности несколько уменьшился.

В исследовании 1993 г., проводившемся на выборке пожилых людей с ослабленными когнитивными способностями, было показано, что танцевальная терапия значительно расширяет их функциональные возможности. У испытуемых улучшилось чувство баланса ритма, общее состояние, качественно изменились показатели социального взаимодействия.

В 1999 г. пилотное исследование на 21 студенте университета показало, что те из них, кто прошел серию из 4—5 сессий танцевальной терапии в течение двух недель, значительно уменьшили показатели по широко известному тесту уровня тревожности (Test Anxiety Inventory). Кроме того, как сообщается в отчете, их опыт движения не только способствовал позитивным личностным изменениям, но и принес ряд психологических инсай-тов. Исследователи пришли к выводу, что танцевальная терапия может быть значимым методом избавления от чрезмерной тревожности, и исследования в этом направлении должны продолжаться.

В отчете о другом исследовании 1999 г., представленном на национальной конференции ADTA в ноябре 1999 г., танцтерапевт Д. Ньюман-Блюс-тейн сообщала об успешном использовании техник танцевальной терапии

62


ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

при работе с пациентами с сердечными заболеваниями. На занятиях по уменьшению стресса профессионалы в области здравоохранения использовали методы танцтерапии, чтобы учить пациентов осознаванию тела, расслаблению, самовыражению, творчеству и эмпатии. Согласно Д. Нью-ман-Блюстейн, техники танцевальной терапии помогают пациентам справляться с вызывающими стресс чувствами, такими как гнев, увеличивают степень осознанности происходящего, делают пациентов более расслабленными, и просто эмоционально помогают им.

Несколько позже танцевальная психотерапия возникает в других странах. В Германии известна Гуманистическая структуральная танцевальная терапия (HDT), созданная Г. Аммоном. HDT интегрирована в теоретическую концепцию Г. Аммона под названием «Гуманистическая структуроло-гия», которая базируется на позитивном определении бессознательной личности и на теории многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье, дезинтегрированными — в болезни. Для Г. Аммона цель терапии заключается в интеграции различных измерений личности в тождественность человека.

Особенно важны следующие аспекты Гуманистической структуральной танцевальной терапии:

1) спонтанный одиночный танец, исполняемый в центре круга;

2) язык тела и движений каждого танцующего;

3) самостоятельный выбор танцующим костюма и музыкального сопровождения (танец может проходить без музыки или с «живыми» барабанами);

4) групповая медитация в начале и в конце выступления;

5) вербальная обратная связь членов группы исполнителю после танца. В пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце

посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет громадный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы.

Ученица Г. Аммона М. Бергер (Аммон) так описывает психотерапевтический процесс в HDT: «В Гуманистической структуральной танцевальной терапии имеют место постоянное взаимодействие между сознанием и бессознательным, между индивидуальностью и группой, между мужчиной и женщиной, между здоровьем и болезнью» (Berger, 1988, с. 153). Работая в русле HDT, Бергер провела экспериментальное исследование результатов трехмесячной танцевальной психотерапевтической сессии.

Результаты проведенного М. Бергер исследования показали, что у участников сессии произошли следующие изменения:

1) выросло доверие к членам группы и уверенности в себе в группе;

2) расширился доступ к бессознательным чувствам на невербальном уровне как предвестник вербальной коммуникации;

3) упростился доступ к собственным фантазиям в плоскости движений в защищенном пространстве группы;

63


ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

4) произошло увеличение контактности;

5) произошла интеграция частей тела, воспринимавшихся ранее отдельными; углубился контакт с собственным телом, движения стали более выразительными;

6) стало очевидно, что посредством танцтерапии можно оказывать влияние на бессознательные области, которые при терапии, ориентированной лишь вербально, не поддаются воздействию.

М. Бергер выделила два типа пациентов, для которых танцевальная психотерапия оказалась наиболее эффективна: это негибкие, жесткие, ограниченные в движениях пациенты, которые в результате начинают лучше чувствовать свое тело и яснее понимать собственные эмоции; и пациенты, которые имеют большой репертуар движений, но оказываются не в состоянии показать свои чувства.

Полученные М. Бергер результаты, а также сама постановка вопроса о возможных сферах эффективного использования танцевальных психотерапевтических процедур свидетельствуют о смещении акцента в танцевальной психотерапии с психиатрических целей на социально-психологические.

В Великобритании танцевально-двигательная психотерапия (DMT) также начала развиваться сравнительно недавно (с конца 1970-х гг.), но на сегодняшний день она представляет собой самостоятельное направление со своей мощной теоретической и экспериментальной базой. Изданная в 1992 г. книга «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» под редакцией X. Пейн является одной из первых попыток обобщить опыт, накопленный этой дисциплиной за годы своего развития.

Под названием DMT объединены различные подходы и модели, отличающиеся друг от друга теоретическими основаниями, целями и методическими приемами. Ниже мы остановимся на этом, а сейчас попытаемся очертить то общее, что объединяет эти подходы, то общее, что стоит за понятием DMT. Как пишет X. Пейн, «в наипростейшем понимании, DMT —-это использование творческого движения и танца в терапевтических взаимоотношениях» (Payne, 1992, с. 4). В Великобритании официально принято следующее определение: «DMT — это использование экспрессивного движения как средства, с помощью которого индивид может включиться в процесс личностной интеграции и роста.

DMT базируется на том положении, что существует определенная взаимосвязь между движением и чувством и что посредством исследования более разнообразного количества движений люди переживают возможность становления все более спонтанными и адаптивными существами. Через танец и движение внутренний мир каждого человека становится осязаемым.

В процессе DMT терапевты создают обстановку доверия, в которой чувства могут быть безопасно выражены, признаны и проанализированы» (там же, с. 4). Очевидно, что это определение мало чем отличается от определений и принципов американской или немецкой танцевальной терапии. Тем

64


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!