ТАНЕЦ КАК КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН



В. В. КОЗЛОВ, А. Е. ГИРШОН, Н. И. ВЕРЕМЕЕНКО

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006


ББК88.4 K59

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России В. В. Новиков; доктор психологических наук, профессор Н. В. Клюева; доктор психологических наук, профессор В. А. Мазилов; кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И.К59  Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Издание 2-е, расширенное и дополненное. — СПб.: Речь, 2006. — 286 с.

ISBN 5-9268-0479-5

Совместная монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова, известного психолога, одного из основоположников танцевально-двигательной терапии Александра Ефимовича Гиршона и кандидата психологических наук Натальи Ивановны Веремеенко является своего рода пионерской и уникальной работой в исследовании нового направления прикладной психологии и психотерапии — интегративной танцевально-двигательной терапии. Методологической и теоретической базой направления является школа интегративной психологии, принципы которой были разработаны профессором В. В. Козловым в начале 1990-х гг.

Работа представляет интерес для психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, медиков, а также для других специалистов, реализующих различные методы в психосоциальной работе с населением и интересующихся танцевально-двигательной терапией.

ББК 88.4

© В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко, текст, 2006. © Издательство «Речь», 2006. ISBN 5-9268-0479-5      © П. В. Борозенец, обложка, 2006.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................5

ГЛАВА I . ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

(История и современное состояние)............................................................ 11

Танец как культурно-психологический феномен.................................13

Что такое танец?................................................................................13

Происхождение танца.......................................................................14

Танец и ритуал...................................................................................15

История танца........................................................................................19

Первобытные танцы.........................................................................19

Танцы Древнего Египта....................................................................26

Танцы античности.............................................................................27

Танец в Средние века........................................................................30

Танец в эпоху Возрождения..............................................................32

Танцы XVI-XVIII вв.........................................................................34

Танцы XX в........................................................................................36

Неевропейские тенденции развития танца.....................................47

Появление и развитие танцевально-двигательной терапии................54

Танцевально-двигательная терапия в США и Европе....................54

Танцевально-двигательная терапия в России..................................69

Место танцевально-двигательной терапии в психотерапии...........71

ГЛАВА П. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ТЕРАПИЯ (ИТДТ).....................................................................................75

Теоретические основы ИТДТ................................................................77

Интегративная психология..............................................................77

Танец как интегративная базовая метафора....................................82

Системный анализ движения...........................................................85

Танец как ресурсное (потоковое) состояние.................................102

ИТДТ и телесно-ориентированная терапия..................................109

Обоснование термина «Интегративная танцевально-двигательная терапия»...............................................................116

Цели и принципы ИТДТ.....................................................................119

Формы и области работы ИТДТ..........................................................129

Основные методы ИТДТ.....................................................................136

Кинестетическая эмпатия..............................................................137

Аутентичное движение...................................................................137

Системный анализ движений.........................................................138

Трансформация движения в коммуникацию.................................138

Развитие темы в действие, импульса — в историю.......................138

Использование ритма.....................................................................139


ОГЛАВЛЕНИЕ

Освобождение от напряжения .......................................................139

Работа с реквизитом.......................................................................139

Преувеличение................................................................................140

Целенаправленный выбор музыки.................................................140

Круговые групповые танцы............................................................141

Специфически использованные техники танцевальной

импровизации............................................................................141

Трансовые танцы.............................................................................143

Контекстуальные танцевально-двигательные психотехники.......143

Социально-психологические характеристики и преимущества

групповой формы в ИТДТ..............................................................144

Методологические особенности применения методов ИТДТ

в групповой форме работы.............................................................150

Интегративная методология...........................................................150

Как мы понимаем интеграцию.......................................................160

Разработка тренингов.....................................................................162

Вербальная составляющая ИТДТ.....................,.............................164

Использование музыки...................................................................165

Способы интеграции опыта...........................................................166

ГЛАВА III . ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)...................... 173

Упражнения-разминки........................................................................175

Базовые психотехники........................................................................184

Работа с телом.................................................................................184

Качества движения.........................................................................192

Работа со взаимоотношениями......................................................200

Техники контактной импровизации..............................................206

Полифункциональные психотехнологии...........................................214

Аутентичное Движение...................................................................216

Настройки и разминки...................................................................222

Интеграция.....................................................................................225

Трансовые танцы.............................................................................226

Видеоанализ сольного танца..........................................................228

Контекстуальные тренинги.................................................................237

Эволюционные паттерны движения..............................................248

Ритуалы начала и завершения.............................................................254

Заключение..........................................................................................257

Литература............................................................................................258

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................ 269

Приложение 1. Развитие танца в XX в................................................271

Приложение 2. Танец четырех стихий................................................278


ВВЕДЕНИЕ

Наше время характеризуется возникновением и бурным развитием социального феномена, который можно назвать массовой танцевальностью и который проявляется в повышении роли бытовых танцев в структуре массовой культуры. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он — досуг и спорт, он — зрелищность и релаксация. Танец представляет собой эффективное средство инкультуризации человека, является универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Применение танцевально-двигательных методов в психологической работе обусловлено повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.). За последние годы значительно выросло число психологов, использующих в своей практике различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие.

Все чаще употребляется и сочетание слов — танцевально-двигательная терапия, причем в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия, ТДТ и т. д. Но при этом зачастую те, кто употребляют эти слова, далеко не всегда понимают, что за явление за ними стоит.

Существует несколько разных «пониманий» того, что такое ТДТ:

медицинское — танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники, как Пилатес, техники Александера и Фельден-крайса или малоизвестное у нас пока направление — ВМС (body-mind centering);

• нью-эйджевское — экстатический танец, танец-медитация и т. д.;

психологическое — танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития, групповой и индивидуальной терапии.

В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия — это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» (официальное определение Американской Ассоциации ТДТ).

Анализ современной литературы психотерапевтической и психокоррек-ционной тематики позволяет говорить о недостаточной разработанности теории танцевально-двигательных методов как методов психологического воздействия. По определению Б. Д. Карвасарского, методы психологического воздействия наличность и группу посредством танца и движений рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой.

Танец и движение использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансфор-

5


ВВЕДЕНИЕ

мации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз, по: Payne, 1992), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (Дункан, 1992).

Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Танец высвечивает структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (3. А. Абрамова, Л. Д. Блок, М. А. Волошин, Э. А. Королева, В. В. Козлов, В. Л. Круткин, С. Н. Куракина, В. А. Лабунская, Е. К. Луговая, Т. А. Шкурко и др.). Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать танец в социальной, социально-психологической и коррекционной работе специалистами разного уровня и профиля.

Зарубежными исследователями теории танца и танцевально-двигательных методов отмечается, что через движения и танец происходит раскрытие содержания образа «Я» (М. Berger, R. Laban, F. Lefco, J. MacDonald, V. Melatic, A. Noak, G. Silk, A. Stark, S. Stocley, P. Tosey и др.). Самоидентичность как внутренняя непрерывность и тождественность психической сущности вызревает в процессе инициации индивидуума, связанных с характером его отношений с внутренней и внешней средой, с его позицией по отношению к социальной доминанте (Т. С. Баранова, Л. Г. Ионин, Ю. Л. Качанов, Г. У. Солдатова, В. А Ядов и др.). Отношения «Я» концептуального и «Я» телесного рассматриваются в рамках психотерапевтических и социально-психологических концепций. В литературных источниках социально-психологическая природа образа телесного «Я» анализируется с точки зрения изучения эмоционально-чувственного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций. Исследование когнитивных компонентов телесного сознания, влияния субкультур на формирование образа телесного «Я» находит свое отражение исключительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне поля зрения изучение взаимосвязи психических и социально-психологических характеристик личности (Козлов, 2001).

Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного «Я» (Козлов, 2001). Само же восприятие немыслимо без «вовлечения» в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социокультурных доминант.

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен.

6


ВВЕДЕНИЕ

Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», был воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой. Эта идея нашла наиболее законченное выражение в индийской мифологии существования мира в Божественном танце Шивы.

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

1. Клиническая танцевальная терапия — в данном случае танцтерапия — чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций. Такая терапия проводится на базе клиники и может длиться несколько лет. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.

2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах. И в этом случае требуется довольно много времени для достижения устойчивого результата.

3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представление о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы, как и все классификации, достаточно условно, но оно отражает различные требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения тех или иных техник.

Не подлежит сомнению тот факт, что почти любые занятия танцем несут терапевтический эффект. Но замечательный американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице между терапевтическим действием и терапией. «Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность... Любой опыт может оказаться терапевтическим». Высвобождение чувств, чувство присоединения к группе, коллективу, измененное состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сестрами, присутствие значимого другого — все это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а ее значение для человека» (Витакер, 2004).

Естественно, что «работает» все — и то, что человек занимается своим телом, и включенность в сообщество партнеров по танцу, и влияние пре-

7


ВВЕДЕНИЕ

подавателя, и сам танец. Но при обычных танцевальных занятиях потенциально терапевтический процесс случаен и ненаправлен, он может произойти или не произойти. Вероятность терапевтического воздействия танца велика, но терапия не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

В нашей работе нами сделан теоретический анализ различных подходов танцевально-двигательной терапии применительно к практической психологии, выделены социально-психологические и психологические характеристики движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих. Мы постарались показать универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющую использовать танец и движение в групповой работе различной направленности.

Эта книга посвящена новому направлению в танцевально-двигательной терапии — интегративной ТДТ (ИТДТ). Новизна этого подхода обусловлена, с одной стороны, тем, что он исходит из новой парадигмы в развитии психологии — интегративной. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в некое единство, называемое системой «Человек», и показать, при каких условиях эта система может достичь подлинной целостности и аутентичности.

Одним из важных аспектов работы с танцем и движением является понимание особой роли измененных состояний сознания в процессе исцеления и развития личности. Эта тема в теории танца до сих пор не получала достаточного освещения в литературе по танцевальным техникам. Между тем на протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых или празднования смерти, лечения больных. Простейшую форму танца, который позволял отогнать или умилостивить демонов, демонстрирует австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом завета. Необходимым элементом греческих вакханалий были танцы. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь бога солнца плясали вокруг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (запах которой имеет наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, участники которых оказываются одержимыми своими бога-

8


ВВЕДЕНИЕ

ми. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы. Танцевальные технологии бессознательно, но очень эффективно применяются во всех культурах как мощная техника эмоционального и физического катарсиса.

С другой стороны, культура конца XX в., культура постмодерна определила новые подходы в науке о человеке и новые явления в танце. ТДТ возникла с развитием танца модерн и во многом связана с теми представлениями о мире и человеке, которые сформулированы эпохой modernity. Постмодернистские представления о социально, культурно и исторически конструируемых картинах мира и образах себя, на наш взгляд, еще не полностью «освоены» танцевальными терапевтами, хотя в практике ими используются открытия и техники танца постмодерн. Интегральный подход находит парадигму для соединения ценностей и практик трех этапов развития европейской цивилизации — домодернистской, модернистской и постмодернистской (Уилбер, 2002).

И хотя для многих из нас начальным толчком к работе в области танцевальной терапии явилось «падение железного занавеса» и как следствие — поток новой информации о ТДТ, контакты с американскими и европейскими коллегами, завязавшиеся после перестройки, все же при написании этой книги мы в первую очередь опираемся на практический 15-летний опыт работы именно в нашей стране, в наших экономических, культурных и социальных условиях.

Все это позволяет обозначить Интегративную танцевально-двигательную терапию как новое направление, соединяющее замечательный опыт развития ТДТ в Европе и США с психологической практикой в современных российских условиях и методологией и теорией интегративной психологии.

9


 


Глав a I

ТАНЦЕВАЛЬНО-

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

МЕТОДЫ

(История

И современное состояние)


 


ТАНЕЦ КАК КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ?

Если попросить участников танцевального тренинга дать ответ на этот вопрос, то мы получим очень широкий спектр ответов: с одной стороны, танец будет определяться как набор «ритмических движений», с другой — как «способ проживать свою жизнь». Хотя большинство опрашиваемых остановятся в определении танца на аспектах самовыражения и взаимодействия. В современной культуре существует огромное количество направлений и определений танца. Действительно, одним и тем же словом — «танец» — обозначаются совершенно разные, иногда чуть ли не противоположные явления. Танцем называют строгие чистые линии движения в балете и неистовые пляски в экстатических ритуалах, полное очарования и благородства скольжение пар по паркету и глубинное проживание каждого мгновения каждой клеткой тела в выходящем за пределы красоты и уродства танце буто, «битву» хип-хоперов и открытое поддерживающее взаимодействие на контактном джеме, философский спектакль и бездумное перетоптывание на дискотеке. И все это танец?

Американский философ Джулия ван Кэмп в своей работе «Философские проблемы танцевальной критики» около 30 страниц посвятила различным определениям танца, каждый раз убедительно доказывая, что эти определения не могут полностью охватить суть явления. О танце можно сказать словами св. Августина, перефразируя его высказывание о времени: «Когда меня не спрашивают что такое <танец>, я знаю, когда же спрашивают — не нахожу что ответить». Может быть, эта невозможность ухватить, исчерпать сущность танца связана в первую очередь с его процессуальной природой и высокой степенью интегрированности. Как время и сознание, движение невозможно воспринять в качестве объекта, его надо рассматривать только как многогранный меняющийся процесс. Поэтому как культурное явление танец, скорее, лучше называть континуумом смыслов и качеств, связанных с жизнью человеческого тела; в нем легче определить акценты и связи, чем дать четкие дефиниции.

Кроме того, за словом «танец» могут стоять смыслы разной природы. Танцем мы называем и внутренне организованные движения человеческого тела в пространстве и времени (танец как танец), и переживание, общее для всех, кто когда-либо по-настоящему танцевал (танец как состояние), и — хореографическую идею или запись танца (танец как текст).

Известный американский новатор танца, хореограф Мерс Кэннингхэм говорил, что «танец — это то, что мы называем танцем».

13


ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Чтобы понять природу танца и причины многообразия его определений, имеет смысл обратиться к истории, происхождению танца.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАНЦА

А стоит ли считать танец «человеческим, только человеческим»? К. Лоренц в своей статье «Движения животных, напоминающие танец» показал, что такие движения сродни элементам человеческого танца. То есть танец, как и сознание, не появляется вдруг, а развивается вместе с развитием живого и меняется, когда меняется человек.

Если посмотреть на эволюционные, инстинктивные корни танца, то мы увидим, что танец опирается на три базовых механизма: подражание, стадность, продолжение рода.

Имитация, подражание является первичным средством передачи навыков, информации, знания. У приматов уже существуют физиологические механизмы, обеспечивающие этот способ обучения. Главное звено этого механизма — так называемые «зеркальные нейроны» (Gallese, 2003, 2005). Стадность, сообщество, «чувство единства» является способом выживания, и наверное, самое простое здесь — это «слиться в едином движении». Продолжение рода, выбор партнера — в этом механизме выживания танец также «играет» свою роль. «Особо следует отметить любовь к танцам. Будучи, мягко говоря, малополезным в семейной жизни, умение танцевать имеет важное ритуальное значение. Танец является непременной частью брачного ритуала очень многих животных, и приматов тоже. He-танцующий не демонстрирует ритуально-брачного поведения, и, с первобытных позиций, как бы не ищет брачного партнера» (Протопопов, 2002).

Некоторые исследователи полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера» (В. В. Кандинский), трактуя танец как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии (В. С. Беляев), как высвобождение эротизма (С. Н. Куракина, А. Менегетти). Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных.

Но, говорит В. Л. Круткин, «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие». Несостоятельность биологических теорий танца также доказана в работах Э. А. Королевой.

Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Г. В. Плеханов также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и представляют собой все же «выражение

14


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 877; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!