Пронаталистическая и антинаталистическая политика. Приведите примеры, сравните эффективность этих двух видов демографической политики.



 

Демографическая политика в отношении рождаемости в одних странах направлена на повышение рождаемости (ПРОНАТАЛИСТИЧЕСКАЯ (Pronatalistic) политика в нынешней России).

 

В других странах, в первую очередь в Индии и Китае, демографическая политика направлена на снижение рождаемости. Такую политику называют АНТИНАТАЛИСТИЧЕСКОЙ (Antinatalistic)иот английского слова natality – рождаемость. Одна из главных мер антинаталистической политики – это проведение кампаний по планированию семьи, то есть, информирование населения о средствах предупреждения беременности, объяснение правил применения этих средств, пропаганда, реклама, бесплатная раздача их населению.

Pro (Про)- За

Anti (анти)- Против

В качестве мер антинаталистической политики применяются различные санкции к родителям, имеющим больше детей, чем это разрешается государством. В Китае за рождение второго ребенка взимается штраф (сумма штрафа зависит от заработков родителей). Городской семье разрешается иметь одного ребенка. Только первенец имеет право на бесплатное образование и медицинское обслуживание, а за лечение и обучение в школах вторых и последующих детей должны платить родители.

В качестве мер пронаталистической политики, направленной на повышение рождаемости, используется либо запрещение абортов, либо предоставление льгот и пособий семьям с детьми.

Меры антинаталистической политики более эффективны, чем меры пронаталистической политики. Во всем мире рождаемость снижается и без антинаталистической политики. Эта политика только ускоряет снижение рождаемости.

 

В то же время меры пронаталистической политики направлены на то, чтобы повернуть тенденции рождаемости в обратную сторону.

Можно привести такое сравнение:

Есть две лодки, которые плывут по одной реке, но в разные стороны. Лодка антинаталистической политики плывет по течению реки. Гребцы (то есть, правительство, которое проводит эту политику) гребут веслами, чтобы лодка плыла быстрее, то есть, чтобы быстрее снижалась рождаемость. Но даже если они ничего не будут делать, само течение реки все равно унесет лодку в желательном для них направлении, поскольку это течение является всемирной и объективно обусловленной тенденцией к снижению рождаемости. Сами эти гребцы налегают на весла только для того, чтобы лодка плыла быстрее, то есть, чтобы быстрее снижалась рождаемость.

Лодка пронаталистической политики, направленной на повышение рождаемости, плывет против течения реки. Поэтому гребцы на этой лодке должны прилагать гораздо больше усилий, чем гребцы на лодке антинаталистической политики. При этом течение реки постоянно относит лодку пронаталистической политики назад.

 

Причина снижения рождаемости состоит не в снижении уровня жизни населения, а в изменении образа жизни населения.

Изменение образа жизни населения проявляется в следующих процессах, которые влияют на снижение рождаемости:

 

1. Урбанизация. Переселение значительной части сельского населения в города.

 

В России на рубеже 19 и 20 веков 85% населения проживало в селах и лишь 15% в городах. В современной же России лишь 27% населения приходится на сельскую местность, а 73%, то есть, три четверти, живет в городах.

Урбанизация проявляется не только в росте доли городского населения, но также и в том, что значительная часть сельского населения переходит к городскому образу жизни. В России очень многие люди, живущие в деревнях, не занимаются сельским хозяйством. Они каждый день ездят на работу в соседние города. Кроме того, по данным переписи 2002 года, почти 40% сельских жителей живут не в собственных домах, а в квартирах (как и горожане). Обычно это имеет место в пригородных деревнях, то есть недалеко от больших городов.

2. Индустриализация – то есть переход значительной части населения от сельскохозяйственных профессий к промышленным (индустриальным). Индустриализация тесно связана с урбанизацией. Когда люди работают в промышленном производстве, или в торговле или в сфере обслуживания, они получают за это заработную плату и чаще всего работают далеко от дома. Как правило, дети не могут быть заняты таким трудом вместе с родителями, в отличие от сельскохозяйственных работ на своем дворе или земельном участке, в которых участвует вся семья, включая детей. Кроме того, индустриальные виды труда требуют более длительного образования, чем сельскохозяйственные виды труда.

 

3. Продление сроков обучения в школах, колледжах, университетах и других образовательных учреждениях. Это продлевает и период времени, в течение которого дети, пока они учатся, остаются иждивенцами родителей.

 

Если в прошлом в крестьянских семьях уже семилетние дети были хорошими помощниками для родителей, то в наше время дети остаются иждивенцами родителей до 17-18 лет, если дети получают только школьное образование, и до 22-23 лет, если они получают высшее образование. Когда же, дети начинают работать, они обычно уже не делятся с родителями своими заработками. В это время у многих из них уже появляются собственные семьи, в которых тоже рождаются дети.

 

4. Массовое вовлечение женщин в общественное производство.

 

В современном индустриальном и постиндустриальном обществе большинство женщин (как и мужчин) занято оплачиваемым трудом вне дома, в отрыве от семьи. Поэтому они не заинтересованы в рождении большого числа детей. Каждый вновь рожденный ребенок для его матери означает большой перерыв в работе, потерю квалификации, сокращение нынешней зарплаты и будущей пенсии. Поэтому массовое вовлечение женщин в общественное производство означает дальнейшее снижение рождаемости.

 

5 Создание государственной системы социального пенсионного обеспечения приводит к тому, что люди уже не рассчитывают на материальную помощь со стороны своих детей в то время, когда они сами станут старыми и нетрудоспособными. Вместо этого они собираются жить на свою пенсию.

 

В 1974 году на всемирной конференции по проблемам населения в Бухаресте (Румыния) обсуждался вопрос о причинах низкой эффективности демографической политики, направленной на снижение рождаемости в развивающихся странах. Тогда эта политика проводилась главным образом через пропаганду, рекламу и бесплатную раздачу противозачаточных (контрацептивных) средств, которую проводили европейские и американские общества планирования семьи в странах Азии и Африки. Эта политика не дала в то время заметных результатов, поскольку основная масса населения этих стран просто отказывалась пользоваться этими противозачаточными средствами. Европейцы и американцы думали, что жители Индии или Африки имеют много детей лишь потому, что не умеют предохраняться от беременности. Им и в голову не приходило, что жители этих стран хотят иметь много детей и именно поэтому не пользуются противозачаточными средствами.

Кто-то из участников конференции в Бухаресте сказал, что наилучший контрацептив (противозачаточное средство) для стран Азии, Африки и Южной Америки – это

социально-экономическое развитие.

 

1) Для снижения рождаемости необходимо, чтобы большая часть сельского населения переселилась в города,

2) чтобы сроки обучения детей в школах были резко увеличены,

3) чтобы была создана нормальная пенсионная система, при которой старики не должны просить денег у своих детей.

 

Экономически это стоит гораздо дороже, чем пропаганда, рекламы и бесплатная раздача противозачаточных средств.   

 

6. Снижение детской смертности.

В России в конце XIX века около 30% детей умирали на первом году жизни и около 50% не доживали до 15 лет. Поэтому хотя одна женщина в среднем за всю жизнь рожала семерых детей, но только трое или четверо из них выживало и достигало хотя бы 15 лет. В более ранние времена детская смертность была еще выше. Поэтому в каждой семье родители старались произвести на свет как можно больше детей в надежде на то, что хоть кто-нибудь из них выживет. В наше время детская смертность низкая, менее 1% детей умирает в первый год и 2 или 3% в первые 15 лет. Родители уверены, что все дети выживут и «про запас» больше не рожают.

 

7. Исчезновение традиции предпочтения мальчиков.

В странах европейской культуры для родителей уже не имеет большого значения пол их будущих детей. Желание иметь ребенка другого пола может быть стимулом к рождению второго ребенка. Но если в семье уже есть два мальчика или две девочки, то лишь немногие родители решаются на рождение третьего ребенка в надежде на то, что он будет другого пола, чем двое первых.

В Китае в деревнях до сих пор родители непременно хотят иметь сына. Поэтому политика по снижению рождаемости не имеет полного успеха.

 

8. Уменьшение влияния религии на жизнь общества.

Христианская церковь (как и другие религии) признает сексуальные отношения лишь в браке и только ради рождения детей. Если люди ведут сексуальную жизнь и при этом применяют противозачаточные средства, то, с точки зрения церкви, они совершают грех. Прерывание беременности (искусственный аборт) рассматривается и православной и католической церковью как убийство еще не родившегося ребенка, то есть, как очень тяжкий грех.

Однако в наше время большая часть населения мало считается с мнением церкви по этим вопросам.

Этот вывод подтверждается данными разных социологических исследований, в том числе исследования «Религия, семья, дети», которое было проведено кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003-2006 годах. По материалам этого исследования была издана книга:

Главный результат этого исследования состоит в том, что даже среди людей, считающих себя верующими, подавляющее большинство пользуется противозачаточными средствами, а многие из них прибегают и к искусственным абортам, хотя церковь это запрещает.

   

9. Эмансипация женщин, то есть, уравнение женщин в правах с мужчинами.

Феминистское движение, которое борется за полное равноправие женщин, считает, что хотя по закону женщины давно имеют равные права с мужчинами, но на практике женщины занимают более низкое общественное положение.

Главную причину этого современные феминистки видят в том, что после рождения ребенка карьера женщины останавливается, а ее муж продолжает делать карьеру и в итоге занимает более высокое общественное положение, чем жена. С точки зрения многих феминисток, женщины могут достигнуть полного фактического равноправия с мужчинами, только если вообще откажутся рожать детей. Поэтому феминистки пытаются разрушить традиционные социальные нормы, согласно которым каждая женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка. С их точки зрения, эти социальные нормы ограничивают свободу женщины, и препятствуют ее развитию как личности. Существуют даже организации Child free (свободные от детей), которые отстаивают право женщин (и мужчин тоже) на добровольную бездетность.    

10. Разрушение брака как социального института, на котором основана семья.

 

Феминистское движение, которое имеет силу во многих странах, видит в браке, семье и рождении детей препятствие к эмансипации, то есть, к равноправию женщин.

Все перечисленные факторы снижения рождаемости носят исторически обусловленный и НЕОБРАТИМЫЙ характер.

Политика, направленная на повышение рождаемости, не может отменить действие ни одного из вышеупомянутых факторов снижения рождаемости. Поэтому такая политика малоэффективна.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!