Тропарь Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
Яко апостолов единонравнии /и вселенным учителие, /Владыку всех молите /
мир вселенней даровати /и душам нашим велию милость.
Тропарь Василию Великому, архиеп. Кесарии Каппадокийской
Во всю землю изыде вещание твое, /яко приемшую слово твое, /имже боголепно научил еси, /
естество сущих уяснил еси, /человеческия обычаи украсил еси, /царское священие отче преподобие, /моли Христа Бога /спастися душам нашим
И другие праздники 14 января.
Эти два праздника – не единственные праздники дня. Таковых много. Отдельно здесь стоит упомянуть чтимую в этот же день святую Эмилию – мать святителя Василия Великого.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН СТАРШИЙ
Память 1 /14 января
Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия[282]), Григорий до перехода в Христианство был членом секты ипсистариев. К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, так как известно, что мать Григория хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в Христианство, но впоследствии передумала. Св. Григорий, отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в Христианство своей женой св. Нонной[283], принадлежавшей к Церкви от рождения; будущий святитель крестился в возрасте около 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской[284], перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею[285]. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, который осиял новопросвещенного.
Вскоре Григорий принял сан священника.
|
|
В 328 или 329 г. св. Григорий был поставлен епископом Назианзской кафедры, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал некоторым клирикам, но в благочестии превзошел многих современников.
Григорий и Нонна имели 3 детей: старшую дочь святую Горгонию, святителя. Григория Богослова и святого Кесария.
В 362 года свт. Григорий рукоположил во пресвитера сына Григория, который помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, который впоследствии называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил свое определение - «благая тирания». Епископ Григорий оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, который описывает святитель Григорий Богослов.
Свт. Григорий Старший противился антицерковной политике имп. Юлиана Отступника, неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твердое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых своим епископом, что предпочли удалиться. Святой Григорий вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской.
|
|
В нач. 360-х годов свт. Григорий Старший поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идет о константинопольской формуле 361 г.[286], либо, что более вероятно, о сглаженной формуле Антиохийского Собора 363 г.[287]. Это могло произойти во время поездки императора Иовиана в конце 363 г. по малоазийским провинциям, вероятно в сопровождении младшего сына Григория Кесария. Святитель вкладывал в подписанное им определение вполне православное содержание: «...ведая и единого Бога в Троице поклоняемого, и 3 ипостаси в едином Божестве, он не держался ни Савеллиева учения об едином Божестве, ни Ариева о трех, то есть Божества как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству» (Grégoire de Nazianze. Or. 18. 16). Однако для многих ревностных сторонников Никейского Собора его подписи было достаточно, чтобы прекратить с ним общение. Оппозиция правящему архиерею оформилась из назианзских монахов. Святителю Григорию Богослову, ставшему к этому времени пресвитером и первым помощником своего отца, пришлось его защищать и свидетельствовать перед его противниками (позже примирившимися с епископом Григорием), что «чернила не запятнали души» Назианзского епископа (Grégoire de Nazianze. Or. 6). Ж. Бернарди не исключает возможности, что святитель Василий Великий также прибыл в Назианз для оказания поддержки Григорию, поскольку пользовался особым авторитетом в монашеских кругах[288].
|
|
Впоследствии, при избрании Василия во епископа Кесарии в 370 г., св. Григорий также оказал ему поддержку: несмотря на преклонный возраст и плохое самочувствие, он приехал в Кесарию, чтобы участвовать в избрании и хиротонии нового епископа, для чего недоставало всего 1 голоса[289]. Позже Василий Великий использовал свои связи с влиятельными людьми, заступаясь за св. Григория. Когда после смерти Кесария (+ ок. 369), бывшего врачом в Константинополе, Назианзского епископа осаждали кредиторы и клиенты покойного, свт. Василий обратился к высокопоставленному чиновнику Софронию с просьбой заступиться за Григория.
Несмотря на подпись под еретическим по форме исповеданием веры (которую он впоследствии отозвал, раскаявшись в своем поступке[290]), Григорий Старший был одним из авторитетных сторонников Никейского I Вселенского Собора. Он противился попыткам императора Валента, потеснить позиции православных в 371 г. Во время преследования православных, начатого при этом императоре, Григорий Назианзин, так же как и Василий Великий, был оставлен в неприкосновенности.
|
|
Свт. Григорий посвятил церковному служению 45 лет и скончался в 374 г., в возрасте немногим менее 100 лет.
Основными источниками сведений о жизни святителя Григория Назианзина Старшего служат сочинения свт. Григория Богослова[291]. Григорий Богослов называет отца святым[292] и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными»[293].
Литература
- Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044;
- idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. par M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405);
- idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974;
- idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l'honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P., 1908;
- idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. [Cерг. П.], 1994р. Т. 2. С. 327-328);
- SynCP. Col. 365
- Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 347;
- Clémencet C. Vita Gregorii // PG. 35. Col. 181-188;
- DCB. Vol. 2. P. 741;
- Gallay P. La vie de St. Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943. P. 24, 75-82;
- Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 88-89;
- Janin R. Gregorio // BiblSS. Vol. 7. Col. 204-205;
- Kopecek Th. A. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. Phil., 1973. Vol. 42. P. 453-466;
- Zeigler A. Gregor der Ältere von Nazianz, seine Taufe und Weihe // Münchner Theologische Zeitschrift. Münch., 1980. Bd. 31. S. 262-283;
- Bonis C. G. [Докл.] // IX Intern. Conf. of Patristic Studies. Oxf., 1983.
Использованные материалы
- П.Б. Михайлов. Григорий, еп. Назианза (старший). Православная энциклопедия, т. 12, стр. 479-480
- http://www.pravenc.ru/text/166527.html
Мученик Василий Анкирский
День памяти: 1 / 14 Января
(из святителя Димитрия Ростовского).
Святой мученик Василий принадлежал к знатным гражданам Анкиры[294]. В царствование императора Юлиана Отступника[295], за исповедание и проповедь христианской веры, он был схвачен и приведен к игемону Сатурнину. На вопрос игемона, верует ли он во Христа, Василий громким голосом воскликнул:
- Нет иного Бога, кроме Него.
Так святой без малейшего страха засвидетельствовал о своей вере во Христа, за что и был подвергнут жестокой пытке: он был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями.
Затем дерзновенный исповедник Христов отослан был в Константинополь и там снова подвергся тому же тяжкому испытанию. После того мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами.
Святой Василий мужественно претерпел все эти мучения, будучи подкрепляем Божественною силой. Наконец мучители ввергли его в раскаленную печь. Сохраненный силою Божьей невредимым от огня, Василий в узах отведен был из Константинополя в Кесарию[296] и здесь осужден на растерзание зверям. С горячею молитвою
ожидал святой Василий мученического венца и стяжал его, после того как был растерзан львицей. Святой мученик Василий скончался около З62 года.
Некоторые из сродников и друзей святого страстотерпца тщательно собрали священные его останки, умастили их благовониями и обвив пеленами, предали честному погребению. Впоследствии при гробнице святого мученика Василия сооружен был храм.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!