Делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.



18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во'лну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.

22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.» Какие страшные слова! А ведь, пророк пишет все о том же – они скрупулезно исполняют все внешние прпвила Закона и…. продолжают грешить, прощая себе все. Итак, Закон оказался неспособен спасти падшего человека, потому и понадобилось приходить Христу. И какой смысл тогда во всех этих правилах, многие из которых для христиан из язычников могут быть соблазном, и важны были в Ветхом Завете, как средство приучить евреев к послушанию, но теперь духовного смысла не имеют (например, деление пищи на чистую и нечистую – «кошер» и «треф»)?

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий

Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Господь говорит притчи. Ранее говорилась притча о сеятеле, где Господь говорил о разном отношении к Слову Божию. Какая-то душа отвергает сказанное ее, какая-то – принимает, но продолжает жить, как жила, так что тернии страстей и гпеховных влечений заглушают Слово Божие. А кто-то очищает поле души своей от сорняков, ухаживая за прорастающим семенем. Здесь, как раз, сказано об этой норме. Такая душа, поливающая и подкармливающая прорастающее семя от Таинств Церкви и от собственных усилий по исполненпию сказанного, а также очищающая поле свое от сорняков греховных влечений, живет, не замечая, как семя прорастает. Прорастая же, оно вырастает, так что плод его покрывает не только самого человека, но и всех окружающих. Человек, живущий по заповедям Господним, стремящийся жить в единении с Богом, очищает душу свою, и Дух Божий обитает в нем, преображая всего человека, как закваска преображает тесто, и плоды Духа в человеке возрастают, покрывая не только самого человека, но и окружающих его, так что свет, пребывающий в человеке, начинает светить окружающим. Именно об этом говорил преподобный Серафим Саровский, говоря: «Чадо, молю тебя! Стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя!»…. Такова норма. Это чрезвычайно далеко от нас с вами, так что даже страшно становится. Но именно поэтому данные слова и читаются нам…

Великая вечерня.

Сразу по окончании литургии начинается вечерня (по Уставу, она должна начинаться в час дня, но, конечно, на практике это не очень удобно). Положенный для чтения 9 час при этом, как правило, у нас опускается. Напомню, что Великая вечерня – это вечерня, на которой совершается вход, после которого могут читаться паремии, а затем – сугубая ектения, как при литургии, а в конце поется «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» и 33 Псалом (на практике у нас так бывает только при совершении такой вечерни в составе всенощного бдения).

Диакон возглашает прокимен (так как праздник Рождества Христова в этом году приходится на воскресенье, то таким является воскресный великий прокимен[102] «Господь воцарися, в лепоту облечеся….»). После этого начинается чтение 8 паремий навечерия Рождества Христова.

Великая вечерня. 8 паремий. Паремия 1. Книга Бытия[Глава 1.] : В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом, и между тьмою. И нарече Бог свет день, и тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако. И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю: и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.

И русский текст: 1В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился[103] над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления

ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Паремия 2.Книга Чисел [Глава 24.] : Бысть Дух Божий на Валааме, и восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои Иакове, и скиния твоя Израилю! Яко страны осеняющия, яко садие при реках, и яко скиния, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится царство его, и возрастет. Бог наставит его из Египта, яко славу единорога его. Пояст языки враг своих, и толщу их измождит: и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев, и яко скимен (молодой лев), кто возставит его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя, прокляти. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и ссечет князи Моавитския: и пленит вся сыны Сифовы, и будет Едом достояние, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость.

И русский текст: 1Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне.

2И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.

3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6расстилаются они как долины, как сады при реке, как скиния, которую насадил Господь, как кедры при водах; 7польется вода из ведр его, И выйдет человек из семени его, будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.

8 Бог вывел Его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].

9 Преклонился, лежит как лев и как скимен, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

10И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; 11итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести.

12И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты присылал ко мне:

13"хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить"?

14Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие

времени.

15И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его.

17Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.

18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Языческий оракул, колдун, по действию Божию, вместо проклятия, благословляет евреев. Не также ли и в начале Нового Завета именно языческие колдуны, астрологи, одними из первых познали Христа и поклонились Ему?

Паремия 3.Книга пророка Михея [Главы 4 и 5.] Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную приму (униженную и отвергнутую), яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я до времене раждающия, породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.

И русский текст: 1И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.

2И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима.

3И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

4Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

5Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.

6 В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие.

7 И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века.

8А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство - к дщерям Иерусалима.

9Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую?

10Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих.

11А теперь собрались против тебя многие народы и говорят: "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!"

12Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно.

13Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли.

Глава 5.

1Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.

2 И ты, Вифлеем – дом Ефрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

Ныне имя Христово и правда прославляется до самых концов земли. Иудеи эти слова восприняли, как знак будущего мирового господства, которо будет им принадлежать. И до сих пор они ждут этого дня. Но пророк пишет совсем о другом….

После этого начинается пение припевов. В отличие от службы Великой субботы, они не являются частью самих паремий, а специально сочинены для службы праздника. Чтец или диакон читает тропарь, последние строки которого (выделены жирным ширфтом) громогласно воспевает, после чего, его повторяет хор. Книги предписывают петь его сначала духовенству, а затем обоим хорам по очереди и лишь затем чтец повторяет полагающиеся при этом стихи, после каждого из которых хор снова поет припев. Итак:

Тайно родился еси в вертепе, Но небо Тя всем проповеда, Якоже уста звезду предлагая, Спасе, И волхвы Ти приведе Верою покланяющияся Тебе: С нимиже помилуй нас.

Стих 1: Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная

глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя.

И поем конец: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.                                      

Стих 2: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек и Человек родися в нем, и той основа и Вышний.

И паки: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.

Стих 3: Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе.

И паки: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.

Таже, Слава, поет лик правый конец тропаря.
И ныне, левый поет такожде конец.
Посем глаголет чтец весь тропарь.
И поет сам конец его:

Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.

Стихи обоих припевов возглашал архидиакон о.Сергий (Пугач). Все стихи он читал наскоро, в то время, как хор пел (здесь: «С ними же помилуй нас» и во втором случае – «Жизнодавче, слава Тебе»).

И далее паремии. Паремия 4. Книга пророка Исаии [Глава 11.] Тако глаголет Господь: изыдет жезл от

корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: дух мудрости и разума: дух совета и крепости: дух ведения и благочестия: дух страха Божия исполнит его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит: но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли. И поразит землю словом уст Своих, и духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих, и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем: и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их, телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут: и лев яко вол снесть плевы (т.е. траву). И отроча младо на пещеру аспидску, и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей: занеже исполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев, и востаяй владети языки: на него языцы уповают, и будет покой его честь.

И русский текст: 1И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве'дения и благочестия; 3и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого[104].

5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи[105].

9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве'дением Господа, как воды наполняют море.

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники[106],- и покой его будет слава.

Паремия 5. Книга пророка Варуха (в литературе богослужебной отрывок записан, как чтение из пророка

Иеремии) [Варуха, главы 3 и 4.]: Сей Бог наш, не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки, вси держащиися ея в живот, оставившии ея умрут. Обратися Иакове, и имися ея, поиди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

И русский текст: 24О, Израиль! как велик дом Божий, и как пространно место владычества его!

25Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим.

26Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне.

27Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; 28и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего.

29Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков?

30Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота?

31Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее.

32Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и

наполнил ее четвероногими скотами, 33Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с

трепетом; 34и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились.

35Он призвал их, и они сказали: "вот мы", и воссияли радостью пред Творцом своим.

36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним.

37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю.

38 После того Он явился на земле и жил среди людей.

Глава 4.

1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут.

2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее.

3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя - чужому народу.

4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Паремия 6.И книга пророка Даниила [Глава 2.]: Рече Даниил Навуходоносору: ты царю видел еси, и се образ един, образ оный велик, и обличие его округло, стояше пред лицем твоим: и видение его страшно, образ, егоже глава от злата чиста: руце и перси и мышцы его сребряны: чрево и стегны медяны: голени железны: нозе часть убо железна, и часть некая скудельна. Видел еси, дондеже отторжеся камень от горы без рук, и порази образ, на ноги железныя, и скудельныя, и истни я до конца. Тогда истнишася во едино, скудель, железо, медь, сребро, злато и быша яко прах от гумна жатвеннаго, и взят я множество дохновения, и место не обретеся им: камень же поразивый образ, бысть в гору велию, и исполни всю землю. Сие есть соние: а сказание его речем пред царем: возставит Бог Небесный Царство, еже во веки не истлеет, и Царство Его людем иным не оставится, и истнит и измождит вся царствия, и то востанет во веки. Имже образом видел еси, яко от горы отсечеся камень без рук, и сотры скудель, железо, медь, сребро, злато. Бог Великий сказа царю, имже подобает быти по сих и истинно соние, и верно сказание его.

И русский текст: 1Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.

2И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.

3И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

4И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.

5Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.

6Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.

7Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.

8Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.

9Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.

10Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.

11Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.

12Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

13Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.

14Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских; 15и спросил Ариоха, сильного при царе: "почему такое грозное повеление от царя?" Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.

16И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна. 17Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, 18чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.

19И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.

20И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; 21Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; 22Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.

23Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

24После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна. 25Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна. 26Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?

27Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.

28Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.

Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: 29ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

30А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было

царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, 33голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

37Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, 38и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!

39После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

40А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

41А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.

42И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

43А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.

44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, 45так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Как только не толкуют эту паремию. Есть даже вариант, согласно которому последнее из земных царств – это Россия…. Но все это – толки мира сего, кои были во все времена, от дня произнеения этого пророчества и буудт даже до дня конца мира. Одно несомненно – на смен земным Царствам придет Царсто Божие, а мир сей будет подвержен огню….

И снова чтец громогласно читает тропарь и все повторяется, как и в первый раз. Эта часть службы сей всегда является настоящим украшением всей службы навечерия праздника. Итак, тропарь и припев:

 Возсиял еси Христе, от Девы Разумное солнце правды: И звезда Тя показа В вертепе вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, С нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

Стих 1, псалом 92: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси.

Таже, паки: Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

Стих 2: Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.

Таже, паки: Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

Стих 3: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.

Слава, конец тропаря:
И ныне, паки конец.
Таже тропарь весь:

Возсиял еси Христе, от Девы разумное солнце правды: и звезда Тя показа в вертепе вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

Этот припев со стихами возглашал архидиакон о.Сергий (Пугач), который не ожидал, пока хор повторит припев, а сразу читал все стихи…

И последние паремии. Паремия 7. Книга пророка Исаии [Глава 9.] Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме (на плечах) Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа

Сотворит сия.

И русский текст: 1Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

3Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

4Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

5Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

6Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века.

7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему

утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Паремия 8 (последняя). И снова книга пророка Исаии [Главы 7 и 8.]: Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда (разве) мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем (скоро пленение будет богатствам): настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно (внезапно) испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому[107] . С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

И русский текст: 1И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

2И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

3И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; 16ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее[108].

17Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского.

18И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской,- 19и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.

20В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

21И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, 22по изобилию молока, которое они дадут, будет

есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.

23И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник.

24Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником.

25И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их.

Глава 8.

1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Скоро будут пленение будет богатствам.

2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина,- 3и приступил я к

пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Скоро пленит, внезапно низвергает, 4ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,- богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским [109] .

5И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

Завершается чтение паремий. Так же, как и в случаях, когда Великая вечерня совмещается с литургией, вслед за ней следует малая ектения, но на сей раз к амвону сразу выходит чтец, возглашает прокимен и читает апостольское чтение.

Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

И снова уже приводимые нам слова о Христе и о славе Его…

Евангелие (от Луки): 1В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, да сбудется сказанное пророком, говорящим: вол познал владельца своего и осел – ясли Господина своего.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14слава в

вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

22А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30ибо видели очи мои спасение Твое, 31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- 35и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.

36Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

И снова нам предлагается Евангельский текст, рассказывающий о Рождении Христа. Далее идет сразу же рассказ об обрезании младенца и о чине принесения жертвы Богу, положенном по Закону Моисееву после рождения первенца, должного быть посвященным Богу. Ничего удивительного, ибо согласно толкованиям, уже после исполнения этого чина и слов святого Симеона к Матери Младенца: «и тебе самой оружие пройдет душу», Иосифу во сне явится Ангел и повелит бежать в Египет и быть там до смерти Ирода. Также как разные свидетели, коих при совершении преступления допрашивает следователь, рассказывают об одном и том же совершенно по-разному, так и здесь Евангелисты все рассказывают по-разному и что пропущено у одного – это есть у другого и лишь при чтении всех 4 Евангелий может сложиться цельная картина…

После чтения Евангелия – традиционная сугубая ектения, после чего хор пел традиционную для вечерни песнь «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[110]. После просительной ектении – сразу последовало окончание службы. В конце службы хор впервые пропел тропарь и кондак Рождеству Христову….

В конце службы о.Евгений поздравил всех с кануном праздника Рождества Христова. Сегодня мы слушали паремии, говорящие о прообразах Рождества Христова содержащиеся в книгах Ветхого Завета, слушали отрывки из пророчеств. Например, мы слышали отрывок из книги пророка Даниила, где Даниил рассказывает сон царя Навуходоносора об истукане. Он был огромен и страшен видом, с золотой головой, серебряной грудью и руками, медными животом и бедрами, железными голенями, и ступнями, частью железными, частью глиняными. Потом, с горы сорвался камень, и упав, разбил в пыль эту скульптуру, а упав, вырос в гору, заняв весь мир. Этим камнем был Христос, оторвавшийся от огры, то есть, воплотившийся от Девы Марии. Как камень разбил истукана, так и Царство Христово упразднит все царства мира сего, и Господь будет царствовать вечно. Много было и других пророчеств. Сказать, что праздник Рождества Христова имел большое историческое значение – значит, ничего не сказать, ведь пришествие Христа в мир сформировало саму историю. Даже летоисчисление мы ведем от Рождества Христова. Появившись, вера Христова распространилась, хоть, с точки зрения человеческого разума, ее не должно было быть. Апостолы, с которых началась проповедь Христа, не имели никакого образования, никаких знаний для этого. И, тем не менее, несмотря на жесточайшее противодействие первых веков, христианство распространялось. Мир противодействовал, так как, по слову апостола Павла, слово о Кресте Христовом для погибающих – безумие, для иудеев – соблазн, эллинам же – безумие. Для иудеев это был соблазн, так как иудеи представляли Христа не таким. В их представлениях Мессия должен был быть земным царем. А кто ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?! У Него ни власти, ни богатства, ничего! И они не приняли Его, а всячески противились Его проповеди, а потом приговорили к смерти, думая, что с Его смертью новое учение, проповедуемое Им. исчезнет. Но оно не исчезло, а начало множиться, так что уже на первой проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы уверовало более 3000 человек. Они противились их проповеди, но несмотря ни на что остановить эту проповедь им не удалось. Господь по воскресении не явился книжникам, фарисеям и прочим, распявшим Его, хоть мог бы это сделать. Возможно, тогда они бы смирились (и то не факт, ведь сам Господь говорит в притче: «если Моисею и пророков не слушают, то еасли и кто из мертвых воскреснет, не поверят»), но эта вера не была бы глубокой…. Потому Господь явился только своим ученикам, своим верным. Для греков же слово о Христе было безумием, так как по их представлениям, Божеству, сотворившему мир, до них нет дела. А для поклонения есть, дескать, другие боги, которые исполняют прошения. Потому они смеялись над проповедью апостолов, говоривших, что Бог, сотвориший небо и землю, так возлюбил мир, что предал Сына своего ради спасения человека. Но все эти боги, которым поклонялись язычники – не есть боги, но демоны, а есть один Бог, создавший небо и землю, и пославший Сына своего ради спасения мира. Бог стал человеком, хоть естество человеческое и Божественное несовместимы! И мир языческий не мог принять этого, противясь всеми силами. Но снова мир был побежден, а Римская империя стала империей христианской. Все это свидетельствует о том, что проповедь о Христе есть дело не человеческое, но Божие, а Бога победить нельзя…. Позже Римскую империю сменила Византийская империя, где вера Христова была краеугольным камнем. Это была, воистину, православная империя. Ее правители, впрочем, часто уклонялись в ереси, но в данном случае, это не главное. Во всех случаях, по слову летописцев, о Христе спорили повсюду, в банях, на улицах, в домах – везде. Везде обсуждались новые учения. Во Христе соединилось несовместимое – Божество и человечество, а потому многие в человеческой истории стремились понять, как же это произошло. Но каждый раз эти попытки человеческим умом понять тайну Божества приводли к появлению ересей: Ария, Лаодикия, Македония, Аполинария, Нестория и других. Человеческим умом нельзя охватить Божество. Бог сам открывает себя людям в той мере, в какой человек может принять Его. Принимает же Божество душа верующая и стремящаяся соединиться с Божеством (здесь он также говорил о целесообразности чудес, ведь Господь творил относительно немного чудес и даже мертвых он воскресил всего троих, хоть мог бы воскресить всех, однако важнейшим для Него было не чудо, а спасение человека, а для многих чудеса были просто вредны). О Боговоплощении и таинстве спасения человека все хорошо написано в книгах Святых Отцов, опытно познавших Бога.…Далее о.Евгений говорил о так называемой Иисусовой молитве «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Также он говорил, что не следует акцентировать внимание на числе таких молитв, но творить молитву медленно, не торопясь (иначе смысла не будет), со вниманием, дабы молиться не только устами, но умом и сердцем…. Итак, будем готовиться к празднику Рождества Христова, празднику начала спасения человека….

В конце о.Евгений сказал о расписании служб праздника. Накануне вечером будет всенощное бдение – великое повечерие и утреня, а в сам день – в 8.30 – литургия. Для тех же, кто может прийти ночью, ночная служба начнется в 22.00 Исповедьдля всех желающих причащаться Святых Христовых Таин в Рождественскую ночь, начнется в 21.30 и будет продолжаться в течение службы…. О возможном архиерейском служении сказано ничего не было. Итак, служба навечерия Рождества Христова завершилась, и мы, целуя Крест, расходимся по домам.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!