Музейная коммуникация в исследовательской работе школьника



Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений

 

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Учебный год

Выпуск 6 (15)

Январь 2015


Автор-составитель Чесняк М.Г.

Редакционная коллегия Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Денисенко М.Ю., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцов И.Н., Кравцова С.Л.

 

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве выходит начиная с 2013 – 2014 учебного года ежемесячно, с августа по апрель.

В сборнике регулярно публикуется тематическая подборка научных статей из материалов конференции «Прозрителевские чтения». Тематика этого учебного года – фондовые коллекции Ставропольского государственного музея-заповедника. В сборнике также даются рекомендации по организации работы школьного музея и информация о выставках, мероприятиях, планируемых музеем-заповедником.

Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений, а также для всех интересующихся научной и культурно-образовательной деятельностью музея.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Из материалов научно-практической конференции «VI Прозрителевские чтения» Денисенко М. Ю. Коллекция знамен в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника……………………………………………   4  
Для школьного музея Чесняк М. Г. Музейная коммуникация в исследовательской работе школьника….………………………………………………………………………… Методические рекомендации к оформлению результатов исследовательской работы школьников на музейном материале……….   13     15
  Музейный глоссарий Литера «П»…….……………………………………………………………………     19  
  О выставках………………………………………………………………….   23  
Активный музей (уникальное предложение) …………………………………. 24
  Музейные уроки……………………………………………………………..   25
  Мероприятия образовательной программы «Дни воинской славы в истории России»……………………………………………………………     26
  Из цикла мероприятий «Калейдоскоп культур народов Ставрополья»….   26
  Тематика музейного краеведческого лектория «Рассказы о музейных коллекциях»………………………………………………………………….     27
  Контактная информация………….………………………………………….   28  

 

Из материалов научно-практической конференции

« VI Прозрителевские чтения»

Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут использоваться учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ и должны указываться в списке литературных источников.

Текст настоящей статьи приводится из сборника материалов научно-практический конференции «VI Прозрителевские чтения» (2011 г.).

Денисенко М. Ю.,

г. Ставрополь,

Ставропольский государственный музей-заповедник, заведующий отделом истории,

кандидат философских наук

Коллекция знамен в фондах

Ставропольского государственного музея-заповедника

С тех пор как люди стали осознавать себя членами определенной общности – клана, рода – они ощутили потребность в символах, которые могли бы отличать их от других.

Предшественники современных знамен появились еще в древнем мире, с началом эпохи крупных сражений, для того чтобы воинам было проще искать своих среди больших масс людей. Определенные знаки имели также более мелкие воинские соединения: когорты, манипулы и т. д. Эти знаки назывались в Древнем Риме vexillum – знамя, использовавшееся римскими легионами. Отсюда берет свое название вексиллология – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамен (поскольку флаги и знамена являются знаками разного порядка, вексиллологию иногда подразделяют на «флаговедение» и «знаменоведение»).

Флаг – изделие массового потребления. Обычно изготавливается в одностороннем (однослойном) варианте. Знамя (древнерусское – стяг, хоругвь, прапор) – разновидность флага, единичное флажное изделие. Владельцем знамени может быть определенная группа людей (например, знамя полка). Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Необходимо выделить знамённый комплекс – совокупность полотнища знамени, его конструктивных и декоративных элементов, в состав которого входят:

полотнище – основная часть знамени, полотнище знамени изготавливается из двух отрезов ткани, сшиваемых по периметру;

бахрома – декоративный элемент полотнища;

древко – мачта для крепления полотнища, как правило, изготовленная из дерева;

знамённые гвозди – специальные гвозди, служащие для закрепления полотнища на древке;

запас – часть полотнища, обёрнутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему;

навершие – элемент, крепящийся на вершине древка. Обычно это металлическая фигура в виде наконечника копья либо шар. Навершие крепится к древку с помощью трубки, в ней же крепятся шнуры с кистями и ленты (с памятными надписями или орденские);

скоба – элемент, крепящийся на древке ниже знамени. Это металлическое кольцо, на котором традиционно гравируют памятные надписи (в Российской Армии — краткую историю воинской части);

подток – это опора для знамени, выполненная из твердого материала;

предохранительный чехол знамени;

панталер – перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени.

Интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах. Широкой популяризации вексиллологии послужили книги американского флаговеда Уитни Смита, которые были переведены почти на все европейские языки. В СССР в конце 1960-х годов тоже возрос интерес к флагам. Были изданы первые русские книги о флагах: «Флаги государств мира» К. Иванова, книга К. Мамаева «Флаги рассказывают». Появились и энтузиасты вексиллологии: М. Ревнивцев, В. Курасов, А. Басов и другие.

Изначально знаменем являлся сакральный символ племени или группы родов, который лег в основу общеславянской геральдики. Но прежде чем прочно обосноваться в гербах, этот знаменный символ был призван стяжать, т. е. снискать, приобрести или добыть небесное заступничество всем, кто следовал за ним. Отсюда и возникло название прикрепленного к древку матерчатого полотнища со священным изображением на нем – стяг.

После крещения древнерусские стяги стали священными в полном смысле этого слова – их полотнища украсились образами Нерукотворенного Спаса, Богородицы, архангелов и херувимов. Тогда же одной из основных знаменных фигур стал христианский крест, тематика которого в различных модификациях используется и поныне. Такие стяги освящались наравне с иконами, перед ними служились молебны, а «чермные» – багряно-красные стяги Дмитрия Донского и Ивана Грозного стали общерусскими святынями. Отсюда поговорки: «Сбережешь знамя – сбережешь честь», «Сам погибай, а знамя спасай!» и т. п. Знамя также ассоциировалось с русской душой: «Где знамя – там и душа».

Ввиду того, что гербовая символика любого государства всегда древнее символики знамен, цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба. Так, у российского флага существовала своя символика цветов. Черный цвет – это цвет русского двуглавого орла, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости. Золотой (желтый) некогда был цветом знамени Византии, воспринятого Иваном III, и выступал символом преемственности и сохранения в чистоте православной веры. Белый – цвет Георгия Победоносца – служит символом великой, бескорыстной жертвенности за Отечество. До конца XVIII века знамена выдавались на время. При воцарении нового императора они уничтожались, а вместо них выдавались знамена нового образца. С начала XIX века знамена начали храниться в полках, а затем в музеях. В торжественных случаях старые знамена выносили в строй.

Коллекция знамен в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника насчитывает 169 предметов основного фонда, четыре знамени научно-вспомогательного фонда и одно знамя, находящееся на временном хранении. Данную коллекцию знамен можно разделить на несколько групп.

1. Военные знамена дореволюционного периода. Сюда мы отнесем трофейное знамя периода Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. На знамени надпись на турецком языке: «НЕТ БОГА, КРОМЕ БОГА. МУХАМЕД – ПОСЛАННИК БОГА» (оф. 13563). А также знамена – военные трофеи (франц. trophеe, от греч. trоpaion – памятник обращения врагов в бегство, то есть памятник победы).

2. Военные знамена советского периода. В основном фонде Ставропольского государственного музея-заповедника хранятся два боевых знамени 53-й кавалерийской дивизии (оф. 4168). 53-я кавдивизия была сформирована в июле 1941 г. в городе Ворошиловске (Ставрополе). Ставропольская дивизия была объединена с 50-й кавдивизией, сформированной на Кубани, в конную группу под командованием Л. М. Доватора. За отличные боевые действия, отвагу и храбрость в боях дивизия 26 ноября 1941 г. получила звание гвардейской и переименована в Четвертую гвардейскую кавалерийскую дивизию. Полку было вручено Гвардейское знамя, в связи с чем было принято решение вернуть на Ставрополье старое знамя 53-й кавалерийской дивизии. Решением бюро крайкома партии и исполкомом краевого Совета депутатов от 7 января 1945 г. знамя сделали переходящим. Оно переходило из рук в руки до конца Великой Отечественной войны, затем было передано в музей на вечное хранение.

В научно-вспомогательном фонде хранится знамя 317-й стрелковой будапештской краснознаменной дивизии – новодел (нвф. 8343), изготовленное в 1993 г. по просьбе ветеранов 317-й стрелковой дивизии, в честь 50-летия освобождения г. Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков.

В научно-вспомогательном фонде музея также хранится Знамя Победы  (новодел) (нвф. 9560), которое выносится ежегодно во время парада 9 мая. Знаменем Победы является штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине. Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, государственной реликвией России.

Федеральным законом от 25 апреля 2007 г. в целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в ознаменование заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности потомков победителям фашистских захватчиков установлен статус Знамени Победы, правовые основы его хранения и использования.

3. Памятные и переходящие красные знамена советского периода. Данная группа самая многочисленная и насчитывает около 160 знамен, ее можно разделить на несколько подгрупп: знамена, вручаемые за высокие достижения в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуре; знамена пионерских и молодежных организаций; памятные знамена дружественных стран. Красные знамена переходящие – одна из форм поощрения победителей в социалистическом соревновании. Переходящие красные знамена Совета Министров СССР, Центрального комитета  профсоюзов были учреждены для коллективов предприятий – участников Всесоюзного социалистического соревнования.

В основном фонде Ставропольского государственного музея-заповедника хранятся различные переходящие красные знамена, выполненные из бархата или атласа, с характерной советской символикой (элементы флага, герба СССР, изображение В. И. Ленина). Среди них знамена:

- «Победителю в социалистическом соревновании», врученное в 1968 году коллективу Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея им. Г. К. Праве Управлением культуры Ставропольского крайисполкома (оф. 26221);

- коллективу автотранспортного предприятия «Победителю в краевом социалистическом соревновании», 1980-е гг. (оф. 28173);

- за увеличение производства и расширение ассортимента товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (оф. 28174) и многие другие.

В 1950-е гг. были учреждены переходящие красные знамена для поощрения колхозов, совхозов, районов, областей, краев, автономных и союзных республик – победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании в сельском хозяйстве. В фондах музея-заповедника имеются такие знамена. Среди них знамена:

- Крайкома КПСС и Крайисполкома району-победителю в социалистическом соревновании за высокие показатели в развитии птицеводства в 1955 г. (оф. 13841);

- Крайкома КПСС и Крайисполкома колхозу-победителю в социалистическом соревновании за увеличение производства молока (оф. 13839);

- Народного комиссариата земледелия победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании машино-тракторных станций (оф. 13819) и др.

 Памятными и переходящими красными знаменами награждали также молодежные организации СССР, участвовавшие в социалистических соревнованиях. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – массовая общественно-политическая организация советской молодежи. В фондах музея хранится знамя первой советской молодежной организации – Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), созданной на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 г.

В июле 1924 г. РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина – Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (РЛКСМ). В связи с образованием Союза ССР (1922 г.) комсомол в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ).

В годы первых пятилеток (1928 – 1940) комсомольцы Ставрополья принимали активное участие в строительстве Невинномысского канала, фабрик и заводов, в развитии сельского хозяйства и т.д.

В фондах музея хранятся переходящие и памятные знамена:

- знамя переходящее Ставропольского крайкома ВЛКСМ – победителю социалистического соревнования (оф. 28908/13);

- знамена районных комсомольских организаций Ставропольского края (Апанасенковского, Георгиевского районов), Ленинского района г. Ставрополя и др.

Отдельно следует выделить памятные знамена, вручавшиеся промышленным предприятиям, колхозам и совхозам Ставропольского края делегатами дружественных стран: памятные знамя чехословацкой делегации, посетившей Шерстомойную фабрику в г. Невинномысске в 1957 г. (оф. 14246); памятное знамя Чехословакии, полученное в 1960 г. коллективом Георгиевского арматурного завода (оф. 14736) и др.

4. Военные знамена современного периода. В фонды Ставропольского государственного музея-заповедника были переданы четыре знамени Терского казачьего войска. Следует сказать, что первые конкретные действия в деле возрождения казачества стали предприниматься непосредственно на местах в конце 1980-х гг. Ядром Терского казачьего войска стало сформированное в конце 1990-х гг. Ставропольское казачье войско, а в г. Ставрополе городское общество казаков – Ставропольская станица. Знамя Ставропольской станицы (оф. 35560) в музей передал ее глава А. Ф. Зорин.

Знамя 1-й отдельной казачьей мотострелковой роты (оф. 34287) было передано в музей в 2003 г. В. Ф. Чеботаревым, атаманом Ставропольского окружного казачьего общества, в связи с расформированием этого воинского подразделения. Знамя является реликвией, связанной с историей казачьего военного объединения, принимавшего участие в чеченских событиях конца XX века. В 1998 г. атаманом Ставропольского округа Терского казачьего войска был избран Василий Павлович Бондарев. За время работы Бондарева в чине окружного атамана произошел ряд позитивных перемен, большое внимание уделялось работе с молодежью, возрождению казачьих традиций. Бондарев передал в фонды музея-заповедника штандарт Терского казачьего войска (оф. 35388), штандарт атамана Терского казачьего войска (оф. 35389).

5. Знамена современного периода. На временном хранении в фондах музея находится Штандарт губернатора Ставропольского края. В 1990-е гг. был возрожден институт губернаторства. Губернатор – высшее должностное лицо края, которое обеспечивает соблюдение на территории края Конституции РФ и Устава Ставропольского края. Так же как и Президент РФ, губернатор Ставропольского края имеет свои особые знаки: Штандарт губернатора и нагрудный знак.

Штандарт – маленькое знамя нашего края, размещается всегда там, где находится глава края. Он был утвержден Государственной думой Ставропольского края в 1996 г., тогда же был утвержден и нагрудный знак губернатора. Штандарт передается во время торжественной церемонии вступления в должность губернатора.

29 октября 2009 г. на заседании Государственной думы Ставропольского края был принят закон «О символах власти Губернатора Ставропольского края», который упорядочивает их использование, закрепляет законодательно их описание и образцы. Использование этих символов осуществляется исключительно губернатором края.

 

Использованная литература и источники

1. Бауэр В., Дюмотц И. Энциклопедия символов. – М., 1995.

2. Большая Советская Энциклопедия/ Под ред. Б.А. Введенского. – М., 1952. – Т. 8, 17.

3. Губенко О.В. Терское казачье войско в XV – XXI вв. – Ессентуки, 2007.

4. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина, В.И. Бородулина и др. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995.

5. Котлярова Т.А. Флаги бывают разными // Альманах. – 2005. – № 2.

6. Лысенко Н. Н. Русская государственная символика. – Л., 1987.

7. Терское казачество. – Ставрополь, 2001.

8. Часовые Отечества: из истории российского казачества. – СПб., 2006.

9.  Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Под ред. В.Л. Телицына. – М., 1999.

10.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1894. – Т. 24.

11. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: ТЕРРА, 2001.


ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 

 

Музейная коммуникация в исследовательской работе школьника

 

Музей как культурно-коммуникативная система объединяет процессы обработки информации и интерпретации историко-культурного наследия, является базой для работы исследователя. Отличительной особенностью музейной коммуникации является паритет всех ее участников, равное внимание ко всем точкам зрения. Варианты активного участия школьника в музейной коммуникации разнообразны.

Так, на основе научных разработок (Б.А. Столяров, Е. А. Ковешникова и др.) выделены модели музейной коммуникации. В Ставропольском государственном музее-заповеднике реализуются различные модели музейной коммуникации, реализуемые в рамках экскурсии или научной консультации. Приведем примеры некоторых моделей музейной коммуникации как основы для исследовательской работы школьника. В скобках приведены авторы, выделяющие соответствующие модели музейной коммуникации.

Знаковая модель (Ю. Родемер). Преодоление посетителем культурно-исторической дистанции между современностью и музейным предметом как знаком эпохи осуществляется при посредничестве экскурсовода. Школьник в ходе экскурсии выделяет для себя наиболее значимые предметы – символы эпохи, события или явления. Дальнейшая исследовательская работа школьника может строиться по следующему примерному плану: 1) изучение внешнего информационного поля предмета (т.е. исторического контекста бытования предмета в реальной среде); 2) описание экскурсии (в каком музее и в каком из его залов проходила экскурсия; тема экскурсии; кто проводил экскурсию и краткое содержание); 3) описание предметов, наиболее интересных для автора исследования.

В ходе описания музейного предмета как свидетельства конкретного события юный исследователь может рассказать о своем восприятии музейного предмета, аттрактивных свойств экспоната и его внутреннего информационного поля. При этом будет реализована эстетическая модель музейной коммуникации (Д. Вайлер, Г. Осборн).

По итогам экскурсии школьник может обратиться к сборникам научных материалов, публикуемых музеем. «Материалы по изучению Ставропольского края», «Прозрителевские чтения» и др. представлены на официальном сайте музея-заповедника – http://stavmuseum.ru/ – на веб-страницах «Публикации», «Музейная педагогика». За дополнительной информацией можно обратиться к сотруднику профильного отдела музея с просьбой о консультации. Так реализуется познавательная модель музейной коммуникации (К. Хадсон).

Диалоговая модель (Е. Александер, Р. Стронг) предполагает, что посетители общаются между собой. Интересно, когда школьник проводит исследование реакций своих ровесников относительно музейного предмета, привлекшего его внимание. Можно совместно с социологом музея разработать опросник. Результаты социологического исследования существенно повысят практическую значимость исследовательской работы школьника.

Междисциплинарная модель (М.С. Каган, Б.А. Столяров) реализуется в ходе общения специалистов разного профиля (музееведов, искусствоведов, педагогов и др.). Безусловно, что исследовательская работа школьников предполагает руководство учителя. Учитель, в свою очередь, при выполнении его подопечным исследовательской работы на музейном материале, должен проконсультироваться с музейным сотрудником-профессионалом в той или иной дисциплинарной области.

В школьном музее также можно организовать музейную коммуникацию и использовать ее результаты в исследовательской работе школьника. Учеными выделены минимальные единицы анализа экспозиции как знаковой системы – элементарные акты музейной коммуникации: 1) обсуждение, комментирование школьниками музейной экспозиции; 2) привлечение школьников к выявлению в реальной среде социально ценностных предметов, собиранию коллекций и их показу. Описание результатов исследовательской работы по материалам школьного музея можно выстраивать по принципу описания исследования, проведенного в профессиональном музее.

Описание результатов коллекционирования можно построить следующим образом: 1) основная идея создания коллекции; 2) принципы, по которым отбираются предметы; 3) источники пополнения коллекции; 4) описание наиболее ценных в коллекции предметов; 5) условия хранения коллекции; 6) публичные показы коллекции.

На современном этапе музейная коммуникация осуществляется и в условиях удаленного доступа через сеть Интернет. На официальном сайте Ставропольского государственного музея-заповедника можно найти информацию по истории музея, мультимедийные экскурсии по музейным выставкам и другую полезную информацию.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!