Укороченная уздечка языка (см. с. 26).



2. Неправильный прикус (о правильном прикусе см. с. 11).

Встречается два вида неправильного прикуса:

· Вертикальный прикус. Резцы располагаются строго друг над другом. Они могут смыкаться полностью или образовывать между собой овальной формы зазор. При таком прикусе почти всегда удается поставить ребенку полноценное произношение.

· Нижний выдвинутый прикус. При сомкнутых коренных зубах нижние резцы находятся впереди верхних. При таком прикусе произношение некоторых поставленных звуков может оставаться грубоватым и неточным, поэтому для исправления прикуса желательно обратиться к ортодонту.

3. Отсутствие необходимого количества зубов. Это обстоятельство влияет на произношение звуков. Коренные нужны для произнесения шипящих звуков, резцы — свистящих.

4. Высокое твердое нёбо. Для осмотра нёба при хорошем освещении снизу загляните ребенку в широко открытый рот. Нёбо нормального строения напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей в глубь рта.

При высоком положении нёбо простирается в ротовой полости не плавным «куполом», а резко, угловато поднимается от коренных зубов к своей самой высокой точке (недаром такое нёбо еще называют «готическим»). На «высокое» нёбо у ребенка может указывать строение лица, когда расстояние от носа до рта оказывается непропорционально большим.

При этом анатомическом дефекте не всегда удается добиться полноценного произношения, а устранить его, к сожалению, невозможно.

Методики занятий с ребенком с аномалиями строения речевых органов приводятся на с. 88, 102.

Как заниматься с ребенком

Чтобы занятия были эффективными, нужно учитывать следующие моменты:

· Работа над произношением имеет свою последовательность, которая определяется недостатками, обнаруженными у ребенка во время обследования, и проводится в несколько этапов.

· На занятиях с ребенком нужно придерживаться некоторых обязательных правил.

· При постановке звукопроизношения нужно соблюдать определенный порядок в работе над звуками.

Последовательность работы с ребенком

Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи.

Ситуация I

Ребенок не выговаривает некоторых звуков. Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76).

Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговаривает (см. с. 102).

Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изолированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151).

Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с. 151).

Ситуация II

Ребенок не выговаривает некоторые звуки,и у него нарушен речевой слух.

Этап 1. Вы исправляете речевой слух ребенка (см. с. 82). Эту можно совмещать с работой над речевым выдохом (см. с. (76), но ее нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые он путает.

Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.

Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграничением) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151).

Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.

Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введением звуков в речь.

Ситуация III

У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.

Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84) — это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых органов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого выдоха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация IV

У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.

Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправляется до начала работы над звуками, произношению которых он препятствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация V

У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76).

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй ситуации.

Правила проведения занятий

1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4,5желательно,если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям.

2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день — 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.

3. Необходимое оборудование:

Зеркало. Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые движения (артикуляции).

Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвлекает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того чтобы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролировать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.

Картинки. Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопедической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий речевым материалом.

Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого материала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.

Приспособления, заменяющие логопедические зонды (специальные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для постановки звука [р] может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяющий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце.

Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассовыми, а не железными, так как прикосновение холодного металла может быть неприятно ребенку.

Диктофон. При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок самостоятельно повторял его.

4. Очень важное правило: никогда не говорите ребенку заранее, какой звук вы собираетесь ему ставить. Никогда (кроме тех случаев, когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука. Вместо называния того или иного звука речи всегда ссылайтесь на какой-нибудь, похожий на него неречевой звук («мы будем учиться свистеть, как комар; шипеть, как змея; жужжать, как жук» и т. п.). В книге всегда приводятся подходящие способы называния звуков.

Повторяем, это правило очень важно! Если ребенок знает, какой звук он должен в итоге произнести, он именно на него и настраивается. Он включает всю свою неправильную артикуляцию, при этом неправильно направляя и речевой выдох. Всем этим он препятствует формированию новых навыков произношения.

Для ребенка неправильное произношение собственного звука незаметно — ему кажется, что он выговаривает его точно так же, как и другие. Иначе он не смог бы повторить вслед за вами свой дефектный звук или какое-нибудь, включающее этот звук слово. То есть без этого механизма речь была бы вообще невозможна. Напротив, когда ребенок на занятии начинает правильно произносить какой-нибудь звукон его не узнает. Чтобы ребенок не сбивался на старое произношение звука, сообщайте ему, какой звук он на самом деле выговаривает, только после того, как он научится произносить его безошибочно.

Но что же делать, если ребенок по какой-то причине знает о том, какой звук вы будете ему ставить? Допустим, вы проговорились, или он сам догадался, или с этим звуком раньше уже неудачно работали. Тогда нужно прибегнуть к такой уловке. Скажите ребенку, что вы сейчас, предположим, не над звуком [с] будете работать, а над звуком, похожим на него, но другим. Вы просто учитесь свистеть, как комар (если пример с комаром уже был и оказался дискредитированным, придумайте какой-нибудь другой — например, вы будете теперь свистеть, как свистят в свисток).

Иногда ребенку бывает трудно перейти к произношению слогов со вновь поставленным звуком. Пытаясь повторить слог за вами, ребенок может возвращаться к старому дефектному произношению звука и «зацикливаться» на нем. Поэтому обучать ребенка произносить слоги часто приходится не по подражанию, а используя обходные приемы (см. с. 93).

Порядок работы над звуками

Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у ребенка речевой слух.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ
РЕЧЕВОМ СЛУХЕ

· Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.

· Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.

· Звуки ставятся в следующей последовательности:

— Звуки , в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, вероятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.

— Заднеязычные звуки , г, х] и их мягкие пары.

— Мягкие звуки [т'] и [д'].

— Звук [й].

— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время работу над ним.

— Звуки , з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с'] и [з'] мягкие.

— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как правило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистящие, как неполноценные шипящие (то есть, [с] у него больше похож на [ш]),тогда желательно ставить сначала шипящие, включая [ч] и [щ],а потом — свистящие звуки.

— Звуки [ч] и [щ].

— Звук [р] и его мягкая пара.

Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно,их произношение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ
РЕЧЕВОМ СЛУХЕ

· При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой звуки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому работу над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.

· Только после того, как у ребенка закрепится произношение одного звука (например, [с]),можно переходить к постановке другого звука, из этой же группы (например [з] или [ц]).

· Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновременно, это ускоряет формирование произношения.

· При работе над звуками нужно соблюдать ту же последовательность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.

· Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:

— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

— Звуки из групп свистящих и шипящих.

· Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произнося похожим образом:

— Губно-зубные ([фв]) со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).

— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х]).

— Свистящие и [т'д'], когда в произношении [с] похож на [т].

— Заднеязычные и [т'д'], когда [к] заменяется на [т].

— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

— Сонорные звуки ([л], [р], [й]) и заднеязычные, когда произношение сонорных напоминает звук [г].

— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

— Звуки [т'д'] и щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].

— Звуки щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук [к'].

· Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:

— Свистящие и заднеязычные звуки.

— Шипящие и сонорные звуки.

— Свистящие и сонорные звуки.

— Звуки [т'д'] и сонорные звуки.

— Губно-зубные и звуки [р] и [й].

— Звуки ж] и [т'д'].

Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую очередь.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!