Церковный раскол в XVII в. Его значение
В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей деятельностью он подготовлял почву для, по сути, превращения России в теократическое государство. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы "ровнители" (Аввакум - в Сибирь).
|
|
Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: "светлейший патриарх указал и бояре приговорили". Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.
|
|
После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами.
Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне (приток "низов" - после "разинщины"), стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых "гарей" (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им.
|
|
Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
30.
30. Причины и периодизация "вестернизации" России
Переход от феодализма к капитализму (модернизация) сопровождался усилением
"вестернизации" (подражание Западу). Вестернизация- внедрение России в социокультурное пространство Западной Европы-переход с азиатской модели на европейскую. Петровские преобразовании одна из страниц вестернизации.В России процесс "вестернизации" имел место с 1613 года по 1881 год.
Главной причиной "вестернизации" явилась модернизация, потому что для постройки собственного буржуазного общества
России надо было перенять опыт развитых в капиталистическом отношении
европейских стран. Выделяют 4 периода (этапа) "вестернизации":
|
|
I. 1613 - 1700гг. - от воцарения Михаила Романова до начала Северной войны со Швецией:
после смуты Россия ищет варианты развития, меняется политика: взять реванш, вернуть территории отданные Польше. Россия переориентируется на Запад. Но до этого Россия сотрудничала с Азией, ее основным партнером была Золотая Орда. В Европе появляется регулярное войско, а воевать ополчением против войска было невозможным. Михаил Федорович организовал полки «нового строя» стрельцы восстали, перестали быть опорой. Особенности:
· носит только милитаристский характер ( в военных делах)-полки нового строя
· индивидуальный характер модернизации; представители: Авраам Палицын, И.А. Хворостин, А. Ордин-Нащёков; массовой популярности не было
· наибольшее влияние оказывала Польша. Полоно-Финский характер т.к. на протяжении всего века Россия воевала с Польшей, . 1647 - на украине начинается восстание против Польши, а именно они хотят присоединиться к России. 1654-1686 –война с Польшей.
Рубеж - 1700г. Поражение под Нарвой
II. 1700-1812гг. - от поражения под Нарвой до победы над Наполеоном:
· Инициатор-государство;
· проникает везде и всюду, кроме феодальных отношений; Затрагивает любого человека
· Нет одной стороны оказывающей наибольшее влияния.(Сначала Англия и Голландия Средина Пруссия конец Франция) Влияние Франции-влияние идей гуманистического просвещения
III. 1812-1860гг. - от победы над Наполеоном до отмены крепостного права. Инициатор - общество, государство противиться. Зерна Французского просвещения проросли в собрание западников либералистов.
До 1812 эталоном была Франция,когда Францию разгромили На Венском Конгрессе 1814- 1815гг. был создан Священный союз, основанный на легитимизме. Туда вошла и Россия, которая стала своеобразным "жандармом" Европы. Просвещенная идеология в Европе, государство ставило барьеры на проникновение западных идей в Россию. Теперь Россия стала диктовать свои условия. Опыт Европы - опыт революции. Государство борется с этим влиянием. Если государство противиться вестернизации, то общество наоборот выступает за нее.
1) Восстание декабристов носило либеральный французский характер. После войны с Наполеоном идеи просвещения ещё более проникли в Россию, поэтому государство и народ поменялись ролями, теперь народ стал навязывать модернизацию. Казнь декабристов - первый прецедент расправы с передовыми западными идеями.
2) С 1825г. появляются политические кружки, затем формируются либеральные движения. В это время в России остро возникает кризис феодализма. 1825-1861гг. - революционная ситуация в России.
IV. 1861-1881гг. - от отмены крепостного права до смерти Александра II:
Эффективный период гос. и общество действует в унисон 1марта 1881г.- гос-во проводит буржуазные реформы. А общество как бы подталкивает государство сделать побольше в этом направлении. Влияние революционных идей. Государство начинает сотрудничать с народом и передовой интеллигенцией. В марте 1881г. Александр II был убит. Александр III и Николай II свернули курс на конституционную монархию.
Вестернизация определила вектор развития России на ближайшие века.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!