Русская культура в XIV – XVI вв



Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий) .

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России.

Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. Живопись. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки.

Причины Смуты.

1598-1613 – Смута

Смута - борьба за царский трон. До этого была борьба вокруг трона.

Причины:

1)Первая причина - династический кризис. После смерти Федора Ивановича в 1590 году династия Рюриковичей прерывается. Поэтому в 1598 году созывается земский собор, на котором обсуждали вопрос об избрании нового царя.

Было два претендента: Борис Годунов и Романова, Федор Никитич Романов. Судьбу Годунова пересола решил патриарх Гермогент, который заявил, что если не будет избран Борис Годунов, то прекратится служба во всех церквях.

Раньше царь был дан богом, он был наместником бога на Земле, теперь царь был избираем, он обычный человек.

Все беды, которые обрушились на Россию, воспринимались как гнев божий. И если раньше монарх был неприкосновенен, то теперь представление о нем изменяются. Так во время соляного бунта, толпа кинулась на монарха и оторвала ему рукав (Романов).

Династический кризис был катализатором смуты, но он не был определяющей причиной.


2) экономический упадок - разорение в ходе опричнины, налоги, завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Новгорода Великого.

Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601-1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств. Хозяйственный упадок прогрессирует во время природных катаклизмов.В 1600 году Москва река замерзает очень рано, поэтому урожай не убрали, а следующий год был засушливым. Урожай не собирали, значит сеять нечего. Начинается массовый голод, доходящий до людоедства. Начинается крестьянское восстание-подавляется стрелецкими войсками. Тогда Борис Годунов распоряжается выдавать голодающим хлеб из государственных запасов. Т.к. хлеб выдавался в городах, то в города хлынули толпы голодающих. Начинаются эпидемии. Усиливается недовольство населения, возмутились горожане. Ухудшается криминогенная ситуация, растет бандитизм.
Опричнина подорвала уважение к власти и закону
3)изменилась природа власти - Стремления бояр увеличить свою роль в государстве, получить привилегированное положение и ограничить власть царя. В итоге притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью. Интриги бояр тяжёлым образом сказались на положении царской власти
4)Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей .Идет процесс закрепощения крестьян. 1 ограничение –Юрьев день. 2 ограничение – чтобы, уходя, крестьянин платил 1 рубль ( несколько центнеров пшеницы) 3 ограничение 1581- заповедные лета- на определенные годы запрещает уходить и в Юрьев день.
1597 – вводятся урочные лета. Ссыск беглых крестьян. Если разыскивали в этот срок,то они возвращались обратно.
Борис Годунов отменяет урочные лета. Но было поздно- крестьянское довольство уже выросло. И они были против царя.

5)внешнеполитические причины Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий, провоцируется интервенция.: реваншиские мотивы Швеции; ослабевшая Россия создавала возможность для Речи Посполитой разжиться территорией.
6)самозванство
самозванец –Лжедмитрий 1 (григорий Отрепьев) – чтобы якобы он выжил, польский король Зигизмунд 3 обращается к шведам с просьбой помочь Лжедмитрию1 войти в «отчий дом». Около 50 000 человек-войско Лжедмитрия идут к Москве. На следующий день после коронации сына Бориса Годунова Федора Годунова. Его убили. Крестьяне открыли ворота Лжедмитрию. Димитрий стал царем – он не выполнял свои обещания, у него было типичных поступков,характерных для царя. Август 1606 – он венчался с католичкой Мариной Мнишек- это оскорбило крестьян. Шуйский, будучи обиженным, говорит, что это не настоящий царь, и поднимается восстание. Лжедмитрия казнили. Позже появился слух, что он все-таки выжил.

Лжедмитрий 2 – тушинский вор. Марина Мнишек приехала к нему,признала его.
И в тушино и в Москве- появляется и патриарх,и бояре..

Госудраство становится расколотым окончательно.

 


 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!