Опричнина. Ее социально-политические и экономические итоги.



3 декабря 1564г. царь со всем семейством отправился из Москвы в подмосковное село Коломенское. Этот выезд на богомолье не походил на прежние. В этот раз царь взял с собой всю государеву казну, иконы, кресты, украшения, одежду. Царь в Москву не вернулся, а отправился в Александрову слободу. Через месяц после отъезда царя Москва узнала о причинах его поведения 3 января 1565г. Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой он писал, что гневается на бояр, воеводских и приказных людей за их измены, казнокрадство и нежелание воевать против недругов. Гневался царь и на духовенство за их заступничество за опальных. “Не хотя их изменных ел терпети”, он решил оставить государство и “вселиться, иде же его, государя, Бог не оставит”. Одновременно он послал вторую грамоту посадским людям, в которой говорил, что гнева и опалы на них нет.

Известие о том, что царь отказывается от престола, произвело шок. Примерно такой же эффект в наши дни может вызвать новость о приближении к Земле астероида, который сдвинет ее. Остаться без царя для православного народа означало отказ от них Бога, т.е. означало оказаться в руках сатаны. Иван Грозный рассчитывал на простой люд, который не мыслит государства без государя, а царство без царя. Народ единодушно поддержал Ивана IV. Собираются две депутации от боярской думы и людей. И слезно просят его вернуться. В феврале 1565 года Иван Грозный возвращается в Москву.

Иван IV согласился вернуться с условием, чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. Одновременно царь потребовал учредить опричнину. Слово “опричь”— кроме означало часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Теперь “опричь” всей земли выделялся удел самого царя: территории не вошедшие в опричнину назывались земщиной. Во главе земщины осталась боярская дума, во главе опричнины непосредственно стал сам царь. Опричнина была дорогостоящим мероприятием, чтобы покрыть расходы, Иван IV взял с земщины 100 тыс. руб.— огромную по тем временам сумму. Вместе с опричниной появились опричники. Сначала их было 1000. Впоследствии их называли “кромешниками”— воинами тьмы кромешной, т.е. ада. Они давали клятву верности царю. Царь был мнительным человеком и часто подозревал свое окружение в измене. Особо не терпел Иван IV честных, умных, независимых. На оправдание не было шансов, тут же царь звал опричников и они на его глазах либо разрезали на куски, либо отрезали голову, либо варили живьем. Царь редко удовлетворялся простой казнью, он почти всегда издевался над жертвой. Особенно Грозный ненавидел тех, кто пытался остановить его безудержную жестокость, вступаться за гонимых. Не спасало и духовное звание. Произошли столкновения царя и митрополита Филиппа, осуждавшего опричнину и казни. И Иван Грозный приказал убрать митрополита, его задушил известный опричник Малюта Скуратов 1570г. Иван Грозный разгромил, разграбил Новгород, узнав о якобы замышлявшемся там заговоре. Число жертв достигло 10-15 тыс. человек, при населении Новгорода 30 тыс. человек. Таким образом, Иван IV кроваво утвердил самодержавие.

Начинается период правления, который называется "Опричниной".

Иван Грозный приходит в Боярскую Думу и требует дополнительных полномочий. Он согласен быть царем, если не будет действовать правило - царь решил а бояре приговорили. Он хотел править без боярской думы. Требовал он это не для всей страны, а для части - опричнины (ранее так называлась часть земли помещика, передаваемая его жене после его смерти).

Опричнина была с 1565 по 1572 года. Первоначально в нее входили 5 процентов территорий. Но к концу опричнины входило уже 60 процентов земель Московского государства. Он присоединял те земли, которые были наиболее ценны, которые принадлежали родовым боярам и отдавались в условное пользование дворянам царем. Создавалось как бы дворянское поместье. При передаче собственности хозяйство разорялось, уничтожались земли, крестьян зачастую убивали.

Численность жертв составляет 20 тысяч. К концу 16 века в России было 6 миллионов человек, поэтому 20 тысяч - это не мало.

Кроме того, во время опричнины разрушались целые города. Например в 1565 Иван IV отдал Новгород. Две недели можно было грабить Новгород и забирать все что нравится. Город запустел после этого.

Было создано опричное войско. Иван IV набрал 1000, потом еще 1000 опричников. Набирал он их из молодых дворян. Цель опричного войска - вымести нечисть из государства. Вступая в отряд опричников молодые люди облачались в черные одежды и давали клятву, что они во имя царя не пожалеют родных отца и мать, а для православного человека - это самый большой грех. Поэтому они как бы заказывали себе дорогу в Ад, и вели себя как палачи.

Опричнина продолжалась 7 лет. Казни были жуткие, до 300 человек. В основном людей известных боярских родов.

Опричнина привела к хозяйственному разрушению, к запустению сел, хозяйств. Она сказалась на боеспособности России, поэтому затяжной характер приняла Ливонская война. Также когда в 1571 году на Москву напал давний враг, Крымский хан, опричное войско - банда мародеров - не смогло защитить Москву, и Москву сжигают.

Иван IV обращается к Земскому войску. В следующем году хан опять идет на Москву, у деревни Молодь Земские войска встречают и разбивают Хана. Это произвело впечатление на Ивана IV. Он запрещает упоминание об опричнине. Но репрессии не прекратились. Теперь репрессии направлены против опричников. Второй период правления был сплошь из актов насилия.

Итоги

Запрещен переход крестьян в Юрьев день.

Укрепление власти монарха.

Подорвана военная мощь страны, экономика, авторитет.

Разорение сел и городов.

Опричнина является одной из причин смуты.

Политические последствия опричнины: 1. Слом боярской аристократии; 2. Уничтожение экономической самостоятельности Новгорода и Пскова. Экономической самостоятельности больших городов подорвано и никогда они уже не поднимутся до прежнего уровня. 3. Усмирение церкви; 4. Сломлена земская позиция. В 1571г. на Москву напал хан Давлет-Гирей. Многие опричники не желали идти в поход. Разделение войск на опричное и земское стало причиной падения его боеспособности. Хан дошел до Москвы и сжег ее. 1572г. поход повторился, но на этот раз русские войска нанесли поражение хану. Развитие русского государства требовало установления в стране законности. Царь же добился того, чего хотел: опричнина дала ему безграничную власть. В обстановке всеобщего недоверия не могла развиваться и экономика. Почти всех земель коснулось разорение. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. Многие дворяне, лишившиеся своих вотчин в пользу опричнины, превратились в нищих. Считается, что опустошение страны сыграло важную роль в утверждении в России крепостного права. В 1581г. царь ввел “заповедные лета”— временно запретил крестьянам уходить от феодалов даже в Юрьев день.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!