Аллаху и посланнику; бойтесь же Аллаха, упорядочите между собой



и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы веруете!"

после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

поровну разделил добычу между мусульманами[375]».

Передают, что Хабиб ибн Маслама, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«وَكَانَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلّم إِذَا أَغَارَ فِي أَرْضِ الْعَدُوِّ نَفَلَ الرُّبُعَ، فَإِذَا أَقْبَلَ وَكُلّ النَّاسِ رَاجِعًا نَفَلَ الثُّلُث»

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, раздавал

Четверть военной добычи в качестве дополнительного вознаграждения,

Если трофеи были захвачены по дороге, до выполнения военной задачи,

 и треть военной добычи ,если трофеи были захвачены на обратном пути».
(Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.)

 

Слова Аллаха: ﴿فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُواْ ذَاتَ بِيْنِكُمْ﴾ Бойтесь же Аллаха, упорядочите между собой– бойтесь Аллахав ваших делах и помиритесь между собой,не притесняйте друг друга,  

не спорьте, не ругайтесь. Ведь то руководство и знание, которые даровал вам Аллах, лучше того, ради чего вы спорите. ﴿وَأَطِيعُواْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ﴾ И повинуйтесь Аллаху и Его посланнику

 – в том, как он разделил между вами по воле Аллаха. Ведь он делит только так,

как повелел ему Аллах по справедливости и чести.

 

Ибн Аббас сказал: «Этот аят пришёл с тем что б они устыдились Аллаха

и Его посланника, дабы они убоялись Аллаха и примирились». Также сказал Муджахид.

Ас-Судди прокомментировал: ﴿فَاتَّقُواْ اللَّهَ وَأَصْلِحُواْ ذَاتَ بِيْنِكُمْ﴾

Бойтесь же Аллаха, упорядочите между собой – т.е. не ругайтесь между собой.

 

Аллах сказал далее:

 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَـاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَـاناً وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

(2) Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха;

А когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру,

и они полагаются на своего Господа;

الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَـاهُمْ يُنفِقُونَ

(3) которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали.

أُوْلـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقّاً لَّهُمْ دَرَجَـاتٌ عِندَ رَبِّهِمْ وَمَغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ

(4) Они - верующие по истине.

Им - степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел.

Ибн Аббас сказал: ﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ﴾

Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха

– в сердца лицемеров ничего не входит во время поминания Аллаха или совершения фарзов (обязанностей), ведь они не веруют ни во что из аятов Аллаха, не уповают на Него,

не молятся, когда оказываются наедине, не выделяют закят из своего имущества.

Аллах поведал, что они не являются верующими. Затем Он описал верующих:

﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ﴾ Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха  – а посему они выполняют предписанные им обязанности.

﴿وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَـاناً﴾ А когда читаются им Его знамения,

они увеличивают в них веруих убежденность.

﴿وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ﴾ И они полагаются на своего Господа

они не надеются ни на кого, кроме Него.

Муджахид прокомментировал:

 ﴿وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ﴾ Сердца которых страшатсясодрогаются и ужасаются.

Также прокомментировал ас-Судди и другие.

Это и есть описание истинного верующего, сердце которого страшится при поминании Аллаха, и тогда он исполняет Его повеления и сторонится того, что Аллах запретил.

Как об этом говорится в слове Всевышнего Аллаха:

﴿وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُواْ فَـاحِشَةً أَوْ ظَلَمُواْ أَنْفُسَهُمْ

ذَكَرُواْ اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُواْ لِذُنُوبِهِمْ وَمَن يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّواْ عَلَى مَا فَعَلُواْ وَهُمْ يَعْلَمُونَ﴾

Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив

Против самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения за свои грехи,

– ведь (ни) кто (не)прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем,которые сознательно

не упорствуют в том, что они совершили. (3:135) или в словах Аллаха:

﴿وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى﴾

А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти,

то, поистине, рай, это – (их) прибежище. (79:40-41)

 

Суфьян ас-Саури сообщает,

что ас-Судди прокомментировал: ﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ﴾

Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха

– это человек, который намеревается совершить грех или несправедливость,

и ему говорят: «Побойся Аллаха», и тогда его сердце содрогается от страха.

Слова Аллаха: ﴿وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَـاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَاناً﴾

А когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру

– подобны словам Аллаха:

﴿وَإِذَا مَآ أُنزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُمْ مَّن يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَـذِهِ إِيمَـاناً فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَزَادَتْهُمْ إِيمَـاناً وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ﴾

Когда только ниспосылается сура, то среди них есть такие, которые говорят:

"Кому из вас это добавит веры?" Но в тех, которые уверовали,

она увеличила веру, и они радуются. (9:124)

Аль-Бухари и другие имамы приводят этот аят и подобные этому аяту в качестве довода

на способность веры увеличиваться и различную его степень в сердцах.

Это мнение большинства учёных Уммы.

Многие высказались об иджма’ (единогласии) Уммы в этом вопросе.

Это имамы: аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбал и Абу Убайд. 

Мы приводили разъяснение по данной теме в начале толкования аль-Бухари. Хвала Аллаху.

﴿وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ﴾ И они полагаются на своего Господа – т.е.

не надеются ни на кого кроме Него, не устремляются ни к кому кроме Него и не ищут защиты ни у кого кроме Него, а также не просят о решении своих нужд ни у кого кроме Него. Они надеются только на Него и знают, что то, что Он пожелал – сбудется, а то,

чего Он не пожелал – тому не быть. Он Распоряжающийся в Своём царстве, Един Он

 – нет у Него сотоварища. Никто не контролирует Его решения, Он скор в расчёте.

Именно поэтому Саид ибн Джубайр сказал,

что упование на Аллаха есть совокупность всей веры.

 

Слова Аллаха: ﴿الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَـاهُمْ يُنفِقُونَ﴾


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!