РАЗДЕЛ V. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ИРАНА.



 

Индией в древности называли страну, ограниченную с востока и запада реками Ганг и Инд соответственно, с севера – Гималайским хребтом, а с юга – водами Индийского океана. На запад от Индии простиралась территория Древнего Ирана, которая почти полностью укладывается в границы современного государства Иран.

Условия для жизни людей на территории Древней Индии были различными. В долинах Инда и некогда полноводной Сарасвати почва была достаточно плодородной из-за разливов рек, а вокруг простирались степи. Долина Ганга была заболочена и покрыта джунглями, что делало ее непригодной для жизни человека. На полуострове Индостан климат был засушливым и жарким.

Большую часть Древнего Ирана занимали степи и Иранское нагорье. Наиболее пригодными для оседлого образа жизни была лишь небольшая долина в горах Загроса, что на юго-западе страны, которая орошалась водами горных рек. Эта долина в древности носила название “Элам”.

И Индия и Иран были богаты полезными ископаемыми, в том числе, металлами.

Начиная со II тыс. до н. э. история Древних Индии и Ирана была тесно связана с вторжением индоевропейских племен ариев, однако история цивилизаций здесь начинается значительно ранее.

1. Индия и Иран до прихода ариев. Первые поселения оседлых земледельцев, которым было известно и животноводство, появились в Индии в VII тыс. до н. э. в долинах Инда и Сарасвати. Вскоре здесь научились выплавлять медь, а не позднее первой половины III тыс. до н. э. -- бронзу.

В Эламе оседлые земледельческие и животноводческие поселения появились в V тыс. до н. э., а работа с металлами – тогда же, когда и в Индии. Особенностью хозяйственной, да, пожалуй, и всех остальных сфер жизни Элама, было влияние на нее соседней Месопотамии, которое особенно сильно сказывалось во второй половине III тыс. до н. э.

К началу III тыс. до н. э. многие из первых оседлых поселений долин Инда и Сарасвати превратились в крупные города с плужным земледелием и высокоразвитым ремеслом. Около 2500 г. до н. э. крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа по своей площади и количеству населения превосходили самые крупные поселения Передней Азии. Кроме них, важное значение имел и Лотхал.

Нет сомнения, что в это время процветала и внутренняя и внешняя торговля, особенно морская. В Лотхале существовала стоянка для судов во время отлива. Местные товары попадали в Шумер, Египет и даже на о. Крит.

Все города были связаны между собой как политически, так и экономически. Здесь использовались единая система мер и весов, единая, не расшифрованная до сих пор, письменность. Города имели одинаковую планировку: цитадель, построенный на насыпной площадке высотой от 6 до 12 м., и нижний город. В цитаделях находились, вероятно, городские власти, храмы и дома знати. Остальные граждане проживали в "нижнем городе", который не имел укреплений. Дома были двух и трехэтажные, ширина улиц достигала 10 м. Существовала довольно совершенная канализация.

Всей полнотой власти в городах Инда и Сарасвати обладали жрецы. Цивилизация существовала, примерно, с XXV до XVIII вв. до н. э. Причины ее постепенного угасания и исчезновения следует искать, вероятно, в произошедших в начале II тыс. до н. э. климатических изменениях, в результате которых пересохла река Сарасвати.

В начале III тыс. до н. э. возникают государства и в Эламе. Столицей крупнейшего из них стал город Сузы. В начале II тыс. до н. э. Элам усилил свои позиции в регионе, которые были подорваны нашествием в переднюю Азию касситов. В ХII в. до н. э. Элам снова стал могущественной державой, его правители успешно воевали с государствами Двуречья, в завоевательных походах доходя до берегов Средиземного моря.

Главой государства был царь. Он опирался на своего заместителя – обычно, старшего сына –, правителей областей и жрецов.

В 652 г. до н. э. могуществу и самостоятельности Элама пришел конец. Его завоевала Ассирия. После падения Ассирии страну захватили персы.

2. Древние арии. Во второй половине III тыс. до н. э. из индоевропейской общности выделились индоиранцы, которые переселились из мест первоначального проживания в Северном Причерноморье на восток и расселились между Доном и Уралом. Древние индоиранцы были кочевниками. Как и остальные индоевропейцы, они первыми в истории человечества приручили коня. В начале II тыс. до н. э. индоиранцы достигли Средней Азии, где и жили несколько веков.

Сами индоиранцы называли себя ариями, что, вероятнее всего, первоначально означало "знатный", "высший", "благородный". Поэтому индоиранцев и называют ариями или арийцами.

Примерно в XIII - XI вв. до н. э. индоиранская общность распалась на восточных и западных ариев. Восточные арии ушли из Средней Азии и достигли Индии. Западные арии, или иранцы, переселились на Иранское нагорье и в ближайшие местности.

3. Индия после прихода ариев. В конце II тыс. до н. э. восточные арии из Средней Азии пришли в Индию. Первая их волна еще застала последние поселения цивилизации Инда, хотя они уже успели утратить свою былую мощь. Но их жители продолжали заниматься земледелием, а арии только к нему приступали. К началу I тыс. до н. э. арии смешались с местным населением и создали один народ -- индийцев. Индийцы вступили в Железный Век и стали основателями новой цивилизации в Индии.

Приспособившись к местным природным условиям, индийцы быстро перешли к земледелию и оседлому животноводству.

Быстро развиваются ремесла, в особенности гончарное дело и ткачество. Индийцы научились выплавлять даже сталь. Секрет технологии ее производства не раскрыт до сегодняшнего дня.

Ранняя индийская цивилизация, в отличие от своих предшественников, не знала городов. Преобладала племенная организация общества. Только с переходом к земледелию стали появляться соседские общины. Но и в пределах общин сохранялись племенные отличия: оставалось деление на "своих" (ариев), и "чужих" (дасов). При этом дасы оказались в подчиненном положении. Постепенно само слово "даса" стало вытеснятся словом "шудра" (слуга).

Существовала дифференциация и внутри самих ариев, которая, вероятно, возникла на тысячелетие раньше. Все арии делились на три социальных слоя -- варны. Первую и высшую из них составляли брахманы. Это жрецы, учителя, хранители арийских традиций и священных знаний. Второй после брахманов была варна кшатриев. К ним относились цари, племенная знать, воины. Третьей варной были вайшьи или земледельцы, животноводы и ремесленники. Около VIII в. до н. э. появилась четвертая варна. Ее создали шудры. Это низшая, неарийская варна. Ее обязали прислуживать трем арийским варнам.

Затем, с развитием ремесла и торговли, ростом населения, в индийском обществе появилась еще одна дифференциация по профессиям. Так возникли касты. Они сосуществовали параллельно с варнами.

Каждая каста отличалась по своим профессиональным навыкам, знания и секреты профессии передавались по наследству. В начале каст было около 30. С развитием общества их количество значительно увеличивалось. В конце I тыс. до н. э. выделилась самая низшая каста -- неприкасаемые. Принадлежавшие к этой касте выполняли самые грязные работы. Представители других каст не должны были до них дотрагиваться, чтобы не оскверниться. Неприкасаемым не разрешалось жить в поселениях.

Государства в долине Ганга появились в середине I тыс. до н. э. Во главе их стояли раджи, что означает "цари". При царе Чандрагупте произошло объединение Индии в единое государство. Молодой и сильный властитель Чандрагупта не только изгнал остатки армии Александра Македонского, но и создал новое мощное государство. Внук Чандрагупты Ашока превзошел успехи своего легендарного деда. Его государство включило не только Индостан, но и современные Пакистан и значительную часть Афганистана. После правления Ашоки его держава сначала распалась на восточную и западную части, потом быстро наступил период государственной раздробленности.

4. Религии Древней Индии. Уже в конце II тыс. до н. э. индоарии создали свою священную книгу "Ригведа", что означает "Веда гимнов". Несколько позже появились последние разделы Вед, они стали основой духовной жизни древних и всех последующих индийцев до нашего времени. Само слово "Веда" соответсвует белорусскому "веды" -- "знание, мудрость". Роль Вед в Древней Индии была настолько большой, что этот период в истории Древней Индии принято называть "ведийским". Для религии ведийского периода характерна вера во множество богов. Главными в их числе были бог молний, грома и войны Индра, бог огня Агни, грозный хранитель всеобщего порядка во Вселенной Варуна, бог ветра и бурь Ваю. Всем индоиранцам была свойственна вера в бога справедливости и спасителя по имени Митра.

Веды стали важным источником для современной религии индусов индуизма. Главным богом раннего индуизма стал Брахма -создатель всего существующего во вселенной. Общаться с ним способны были только брахманы, которые владели специальными знаниями. В эту эпоху возникает вера в переселение человеческих душ в другие существа. Стало признаваться, что созданное Брахмой не исчезает, а только, меняя форму переходит другие состояния.

Кем станет человек после смерти, зависело от его кармы. Карма -- это совокупность всех совершенных при жизни человека поступках. Если плохого было больше, то человек мог родиться заново в образе насекомого, червяка или другого животного. За добрые дела он мог стать богом, даже равным Брахме. Карма человека была связана со строгим выполнением обязанностей своей варны.

Современный индуизм, который отзнаменовал конец древнеиндийского периода, сложился ко II веку до н. э., когда была написана новая священная книга Бхагавадгита, что означает "Божественная Песнь". В качестве главных богов в ней, наряду с Брахмой, упоминаются грозный бог-разрушитель Шива и бог-хранитель всего Вишну.

К VI в. до н. э. относится возникновение буддизма, который станет позже мировой религией. Ее основателем стал царевич, которого называли по-разному: Шакьямуни, Сиддхарта, Гаутама. Но наиболее он известен как Будда, что означает "просветленный". Будда отрицал величие богов, материальные блага, и учил, что высшей целью является достижение нирваны. Нирвана -- это великое Ничто. Тот, кто к ней стремится, может избежать перерождений и достигнуть вечности, бессмертия и счастья. Отрицая почти все, Будда не признавал деления на варны и касты, социального неравенства и несправедливости. Поэтому его учение было очень популярно среди низших слоев общества. Тем не менее, буддизм быстро стал популярен и среди древнеиндийских правителей, боровшихся с влиянием брахманов. Первым великим царем-буддистом стал Ашока.

5. Приход ариев в Иран. Мидия и Персидская держава. Само название "Иран" означает "страна ариев". Главным занятием западных ариев было коневодство и скотоводство, они были знакомы с земледелием и металлургией. Крупнейшими из западноарийских племен были мидийцы и персы. Первое упоминание о них относится к IX в. до н. э. На короткое время их завоевала Ассирия. В середине VII в. до н. э. мидийцы основали независимое государство со столицей в городе Экбатаны. Мидия быстро стало сильной державой. В 612 г. до н. э. мидийцы в союзе с Вавилонянами разгромили Ассирию. Мидия стала одной из самых могущественных государств Азии.

Рост величия персов относится к середине I тыс. до н. э. В середине VI в. до н. э. персидский царь Кир завоевал соседние небольшие государства благодаря подвижной коннице и умелым пешим лучникам. В 550 г. до н. э. персы подчинили Мидию, а через несколько лет -- Лидию. После завоевания в 538 г. до н. э. Вавилона персы за короткое время создают державу, которая охватила всю Переднюю Азию.

Для поддержки порядка в огромном государстве необходима была особая организация управления. Персидская держава была разделена на области-сатрапии. Руководил каждой из них сатрап -- чиновник высокого ранга. Под его руководством собирались налоги, комплектовалась армия, ему подчинялись суд и расправа. Все эти важные государственные реформы были осуществлены в правление "царя царей" Дария I. В 513 г. до н. э. он осуществил поход в Северное Причерноморье, где персам успешно противостояли скифы.

В 333 г. до н. э. Персидская держава была уничтожена Александром Македонским.

6. Зороастризм. Для общественного строя древних иранцев характерно деление на три социальных слоя: жрецов, воинов и простых общинников. Именно среди иранцев возникла религия, известная как зороастризм. Главная священная книга зороастрийцев называется “Авеста”. Предполагают, что эта книга была написана древним мудрецом Заратуштрой. Верховным богом зороастризма является Ахура-Мазда -- бог добра, справедливости и света. У него было целое войско помощников и слуг, которые творили добро и справедливость. Добрым силам Ахура-Мазды противостоит злая армия дэвов во главе с Анхро-Манью. Согласно зороастризму, борьба этих двух сил и есть смысл всего, что происходит в мире.

В зороастризме есть много общих идей с древнеиндийскими религиями. Он стал, в свою очередь, источником идей для христианства и являлся государственной религией в Персидской державе.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!